Подписаться
Курс ЦБ на 04.06
68,34
76,62

Провальный курс: как строить будем?

Провальный курс: как строить будем?
Иллюстрация: «ЮжУралСпецСтрой»

Короновирусная блокада между странами более остро обозначила зависимость российских компаний от иностранных производителей.

Падающий курс рубля, и вынужденная остановка работы предприятий на фоне эпидемии короновируса в очередной раз погружают строительную отрасль в глубокое пике. Почему российские компании по-прежнему зависят от заграничных производителей специальной строительной техники, ее комплектующих, а также инструментов и строительных материалов, рассказывает Максим Колчинский, директор «ЮжУралСпецСтрой».

— Разговор о необходимости замены импорта отечественными товарами, как многие помнят, возник немного раньше принятого в августе 2015 года Постановления Правительства РФ «О создании правительственной комиссии по импортозамещению». Тогда была намечена амбициозная цель сокращения до 2020 года доли импортной продукции на некоторых жизненно-важных отраслевых рынках и увеличения выпуска отечественной продукции с 20% до 80%. В том числе, речь шла и о строительной отрасли.

Россия всегда самостоятельно производила все, что требуется для возведения новых объектов: от бетона и арматуры до копров и эскаваторов. И даже при том, что в течение следующих пяти лет процент российской продукции в строительной отрасли заметно поднялся, тем не менее, мы по-прежнему ориентируемся на заграницу.

Это только кажется, что российская экономика в условиях санкций перестроилась на отечественные рельсы и стала более-менее автономной. Не буду перечислять всех сфер, которые по-прежнему напрямую зависят от Китая, Европы и Кореи. Но берусь утверждать, что за те несколько лет, что прошли под флагом импортозамещения, российские подрядные организации по-прежнему предпочитают работать на импортном оборудовании. Отечественные аналоги хоть и дешевле по цене, но чаще ломаются и приводят к простоям в работе.

Глазами подрядчика

Я смотрю на состояние строительных дел в регионе с точки зрения подрядчика. Моя компания занимается свайными, земляными и фундаментными работами, то есть нулевым циклом. Понятно, что выполнение этих работ напрямую зависит от сложной и дорогостоящей техники.

Провальный курс: как строить будем?  1

Ну и разумеется, когда я приобретаю такую технику, я стараюсь выбирать наиболее качественные и производительные машины, способные работать даже в сложных геологических условиях и на самых современных объектах. Мы не раз получали определенный вызов своим возможностям, сотрудничая с ведущими застройщиками города, которые вместо 9 и 10-этажек стали строить дома в 17-25 этажей. Чтобы быть в тренде и качественно выполнять свайные работы под такие высотки, мы существенно тратились на перевооружение. Мы участвовали в строительстве крупнейших торговых комплексов и заводов, «забивая» тысячами сваи под фундамент — и это тоже требовало использования качественных машин.

Конечно, имея такую дорогостоящую и мощную технику, время от времени мы сталкиваемся с поломками и необходимостью ее ремонтировать. А учитывая, что техника – импортного производства, комплектующие для нее также – из-за границы. Их цены рассчитываются в валюте производителя – и думаю, всем совершенно понятно, что с обвалом курса рубля, который мы сейчас видим, стоимость владения этой техникой возрастает в разы. А карантинные мероприятия между странами, вызванные распространениям короновируса в мире, еще более усложняют ситуацию: сроки поставок из других сран существенно растягиваются по времени, растут расходы на логистику и складское хранение.

Почему бы не работать с российской техникой?

Я регулярно занимаюсь мониторингом рынка производителей нашей отечественной техники – выбор не богат, но все же предложения есть. Реклама есть реклама – глядя на картинку, ты видишь новенькую, красивую, блестящую буровую машину. И не скрою, есть соблазн ее купить.

Да и когда приезжаешь на завод, тебе демонстрируют продукцию с лучшими рекомендациями. К тому же, подкупают более низкие цены, чем за рубежом.

Но чтобы убедиться в качестве такой техники, необходимо посмотреть ее в деле. Когда я разговариваю с коллегами, которые используют эту отечественную технику, я убеждаюсь в том, что она неспособна заменить импортные аналоги. Убытки от простоев, связанных с поломками и проведением ремонтных работ, перекроют весь заработок, возможный на проекте.

В частности, техника производства одного из предприятий Свердловской области, участвовавшая в строительстве стадиона Екатеринбург Арена, в совокупности времени ломалась чаще, чем работала. Её постоянно приходилось ремонтировать. А остановка на ремонт для собственника техники оборачивается не только затратами на сами ремонтные работы и аренду ремонтного бокса. Это также нарушение сроков контракта, оплата труда рабочих и штрафные санкции для компании за нарушение сроков.

Опираться на классическое машиностроение, добавлять инноваций

На самом деле, я знаком со строительной техникой самых разных брендов, начиная с копров и экскаваторов производства СССР. Я руководил компанией, которая в 90-е годы стала преемницей челябинского предприятия «Водоканалстрой-1». В это сложно поверить, но у нас до сих пор работает импортный экскаватор, который мы купили в 2004 году. На тот момент это было для нас крайне значимо – мы были счастливы, так как до того у нас работала нижнетагильская техника, менее дружелюбная к машинисту. Советская техника хотя была и более простой, также часто ломалась – нужно было менять шланги и гидромоторы. Там был плюс – все это можно было ремонтировать самостоятельно.

Импортная техника тех лет была наиболее надежной – в последующие годы в ней стало больше электроники, производители начали соблюдать новые экологические стандарты по евро-3 и евро-4, внедрили топливные системы «Common Rail» - и спецтехника стала более нежной. То есть исчезла какая-то золотая середина надёжности, она была пройдена в начале двухтысячных годов.

Провальный курс: как строить будем?  2

Сейчас профессиональная техника усложнилась еще более и имеет даже излишний объем электроники. И почему-то российские производители-машиностроители именно эту излишнюю сложность и стараются копировать на своих производствах. Как результат – исчезла относительная простота советских моделей, добавилось умной начинки, а функциональная работоспособность оставляет желать лучшего. Те же самые тенденции мы видим в производстве легковых авто – там также избыточный объем электроники – и водители пользуются далеко не всеми опциями, за которые приходится переплачивать на старте. 

Импортозамещение или импортонезависимость?

В сложившихся условиях следует принимать меры, направленные даже не на импортозамещение, а на импортонезависимость. В первом случае речь идёт, по сути, о создании аналогов западных образцов, чем вполне успешно занимается сегодня, допустим, Китай. 

А вот импортонезависимость – это свой собственный путь развития отечественного машиностроения, который может базироваться на классических советских наработках, интеграции с цифровыми сервисами и государственной поддержкой.

Для сохранения денег в стране, государству необходимо помогать производителям спецтехники в самом широком смысле этого слова. Например, внедряя льготные лизинговые программы, субсидируя новые производства. Более того, государство должно признать отрасли производства отечественной спецтехники и машиностроения приоритетными и всеми силами не допускать банкротства этих предприятий. И тогда есть надежда, что с такими подходами мы сможем обезопасить себя от дальнейших экономических провалов, и не будем зависеть от иностранных производителей.

Самое читаемое
  • «У неё случился срыв». Начальник отдела продаж курорта «Увильды» покончила с собой«У неё случился срыв». Начальник отдела продаж курорта «Увильды» покончила с собой
  • «Русская медная компания» отказалась от проекта «РМК-Арены» за 5 млрд руб. в Челябинске«Русская медная компания» отказалась от проекта «РМК-Арены» за 5 млрд руб. в Челябинске
  • Южноуральский бизнесмен из списка Forbes готовится к крупной сделкеЮжноуральский бизнесмен из списка Forbes готовится к крупной сделке
  • В Челябинске храм на Алом поле переедет в бывший ночной клубВ Челябинске храм на Алом поле переедет в бывший ночной клуб
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.