«Протестные активисты Челябинска не должны стать солдатами революции», — Сергей Жигалин

О «закрученных гайках», протестных акциях и особенностях современного диалога активистов с властью рассказал в авторской колонке член Общественной палаты.

Сергей Жигалин, член Общественной палаты Челябинской области

— В последнее время очень бурно обсуждается ответ государства на рост протестных настроений на экологической почве. Также без внимания не осталась реакция власти на несогласованное мероприятие активистов штаба Навального 5 мая, когда его участникам не дали устроить митинг в центре Челябинска.

Однако эти и другие подобные явления — естественное поведение власти в ответ на те процессы в общественно-политической жизни, которые несут угрозу системе. И сейчас у нее есть все ресурсы и возможности, чтобы и дальше планомерно брать под контроль стихийные протесты.

Повторюсь, это естественно, поскольку система заботится о своей целостности, а потому неосмысленные действия горячих голов иногда приносят лишь вред. Проблема состоит в том, что некоторые активисты вкладывают иной смысл в уличные протесты. Они их воспринимают как некую модную тусовку, используют митинги как инструмент, не могут остановиться и перестать решать острые и сложные вопросы на эмоциях, не могут уйти с фронта в нормальную, конструктивную дискуссию. Они как солдаты, которые не знают, как себя реализовать без агрессии и нападений.

Часть оппозиционно настроенных людей продолжает участвовать порой во всех митингах Челябинска: часто одни и те же лица выходят как против ГОКа, так и от штаба Навального. И мы видим на примере Гамиля Асатуллина, которого обвиняют в поджоге спиленного леса на территории Томинского комбината, как хороший человек превращается в солдата и совершает неуместные радикальные действия.

Уличный протест — это вообще пережиток века прошлого, когда мир не был глобальным, не было интернета, и люди, не согласные с вождем, собиралась и делали переворот. По крайней мере, сегодня в нашем городе митинги не нужны. Перевороты нам ни к чему, а в плане привлечения внимания общественности к той или иной проблеме, в частности к экологической ситуации в городе, уличная активность уже сыграла свою роль, разбудила общество и привлекла внимание государства. Теперь нам нужна новая форма диалога, если, конечно, вы не приходите на уличные акции как на приятельскую тусовку. А именно так к ним относятся некоторые участники.

В настоящий момент городу нужна площадка для того, чтобы недовольные ЖКХ, экологией, медициной, озеленением, архитектурой и другими проблемами жители приходили туда и искали решение. Такой площадкой сейчас я вижу областную Общественную палату.

Да, в ее состав входят не те люди, которые всегда «на передовой», не те, кто создает протестные инфоповоды каждый день. Это очень известные люди, которые добились результата каждый в своей сфере. Они пришли к нему своим трудом и последовательностью и не всегда с помощью участия в каких-то публичных мероприятиях. Это не горлопаны, которые ничего из себя не представляют. Они — хорошие медиаторы.

На примере обсуждения Томинского ГОКа между РМК и противниками проекта мы видим, что Общественная палата способна стать площадкой для диалога даже по такой, очень горячей, непростой теме. Конечно, мы заметили, что когда человек долго отстаивает позицию, он становится ее заложником. Ему от этой позиции очень сложно отказаться. Он сам понимает, что она неверная, но все равно будет стоять на ней. Тем не менее, подобная дискуссия отделяет тех, кто просто говорит: «Я не хочу, мне не нравится» или «Хочу, мне нравится» от экспертов, которые аргументированно и научно обосновывают свою позицию.

Да, конфликт не утихомирился: с одной стороны, руководство РМК нисколько не хочет слышать иного мнения, у них есть свое. С другой стороны, представители движения «СтопГОК» также не хотят слышать аргументы противоположной стороны.

Поэтому сейчас нужна некая пауза, всем нужно успокоиться и более содержательно и детально подготовиться к последующим круглым столам. Для того, чтобы позиция звучала убедительно, нужно чтобы белое было супербелым, то есть на каждый аргумент противоположной стороны нужно три аргумента в свою пользу.

Общественная палата — это драйвер, та площадка, куда можно пригласить чиновников, промышленников и все это носит официальный статус. Да, у многих протестных активистов существуют негативная установка по отношению к Палате. Но это — их проигрыш, так люди сами отсекают себя от диалога. Советую им посмотреть, как ведет себя Россия на международной арене: находясь под давлением и санкциями, мы все равно не прерываем диалог.

Россия говорит: «По этому вопросу мы не можем договориться, а вот по этому — можем. Так давайте этот вопрос будем решать!». И вы видите, что понемногу задачи постепенно решаются. А ведь мы могли на всех обидеться, сказать: «Вы плохие» и закидать всех бомбами. Но мы так не делаем, потому что если ты современный человек, желающий решить проблему, ты с площадки дискуссии не уходишь ни в коем случае.

Конечно, технологии общественного диалога необходимо совершенствовать. И здесь пример нужно брать с Москвы, где уже давно налажена система обратной связи власти и общества с помощью таких проектов, как «Активный гражданин» (прим. ред.: система электронных опросов, запущенная по инициативе правительства Москвы в 2014 г.). Для того чтобы выразить свою позицию москвичу не нужно организовывать митинг. Достаточно просто зайти на сайт и проголосовать. Вот по такому же пути стоит пойти и челябинцам, если мы действительно хотим реально влиять на власть, а не провоцировать конфликтные ситуации на пустом месте.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции DK.RU

Материал подготовлен специально для рубрики "Особое мнение Челябинск"

«Протестные активисты Челябинска не должны стать солдатами революции», — Сергей Жигалин 1«Протестные активисты Челябинска не должны стать солдатами революции», — Сергей Жигалин 2

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.