Промышленный санаторий

Развитие туризма на Южном Урале никогда не было в числе приоритетных направлений, основной упор делался на промышленный сектор. ОЛЕГ СИРОТИН, президент национального парка спорта и туризма «Тургояк

Исчерпав тему «дорожной революции», областное правительство затеяло новый переворот— в туристическом бизнесе. По задумке властей, Южный Урал должен расстаться с имиджем «радиационной дыры» и активно привлекать российских и иностранных туристов. Однако и туроператоры, и собственники курортов уверены: масштаб работы в этом направлении чиновники до конца не осознают.

Развитие туризма на Южном Урале никогда не было в числе приоритетных направлений, основной упор делался на промышленный сектор. ОЛЕГ СИРОТИН, президент национального парка спорта и туризма «Тургояк», отмечает: «Туризма как отрасли в области не существовало никогда. Была система здравниц, которую содержали крупные промышленные предприятия, и работники могли оздоравливаться, получая путевки через профсоюз». Однако в последнее время, причем без мотивирующих указаний федеральных властей, внимание к теме туризма в Челябинской области значительно возросло. Ответственные чиновники прощупывают почву, готовясь представить губернатору и обществу план по возрождению потерянных курортов и созданию новых объектов.

Муниципалитеты взяли под козырек
Стартовым этапом стало поручение МИХАИЛА ЮРЕВИЧА главам муниципалитетов создать программы развития туризма на подконтрольных им территориях. В середине марта свои проекты представили сразу несколько муниципальных образований. Так, по словам руководителя управления стратегического развития Кыштыма АЛЕКСЕЯ ЗАИКИНА, в цивилизованное русло планируется перевести стихийный летний поток туристов. Упор будет сделан на паломнический, экологический (посещение гор, пещер, родников) и промышленный туризм.
В Саткинском районе хотят развивать туристические услуги на территории районного центра, национального парка «Зюраткуль» и комплекса «Пороги» (включает одну из первых в России ГЭС). А в Чебаркуле презентовали два проекта: строительство историко-этнографического комплекса «Крепость при озере Чебаркуль» и экстрим-парка «Парус» — с велодромом, паркуром, парусным центром, аквапарком и многим другим. Инвесторам, готовым заплатить за реализацию этих планов, мэр города АНДРЕЙ ОРЛОВ пообещал обеспечить «зеленую улицу» во всех инстанциях. Основное внимание в ближайшие годы региональные и муниципальные власти намерены уделить именно горнозаводской зоне (там расположено большинство моногородов области). Ранее глава Златоустовского городского округа АЛЕКСАНДР КАРАВАЕВ объявил развитие туризма одним из основных направлений по привлечению инвестиций. Как он рассказал «ДК», в частности, речь идет о развитии горнолыжного центра «Уреньга» (вложения составят около 5 млрд руб.) и национального парка «Таганай», где планируется создать туристические городки с пешими маршрутами.
Бизнес и власть ищут точки соприкосновения
Заместитель директора туристической компании «Русь-Тревел» ДМИТРИЙ КИСЕЛЕВ, оценивая первые инициативы правительства, отмечает: «Прежде чем строить новые объекты, нужно разобраться с потенциалом уже существующих. Это может оказаться и дешевле, и проще в исполнении». Но государство, по его мнению, привычно отмахивается от нужд частного бизнеса.
Вообще взаимоотношения владельцев туристических и курортных объектов Челябинской области и властей напоминает препирательство детей на площадке— каждый стремится переложить ответственность за происходящее в отрасли на оппонента.
Точка зрения чиновников примерно такова: выкупив в девяностые многочисленные базы отдыха и курорты, их нынешние собственники предпочитают эксплуатировать уже имеющуюся устаревшую инфраструктуру, не желая придумывать и воплощать в жизнь новые идеи. «Удачных примеров развития у нас очень мало, можно по пальцам пересчитать. В основном, стандартный набор— обычная продажа путевок втридорога, минимальный уровень развития инфраструктуры, отсутствие инвестиций в бизнес»,— рассказывает ИГОРЬ ЛАШМАНОВ, первый заместитель министра экономического развития Челябинской области. Г-н Лашманов подчеркивает: правительство готово помогать бизнесменам, но только тем, кто реально задумывается о дальнейших перспективах.
У самих бизнесменов другое видение ситуации. Они настаивают на том, что без существенных дотаций государства санаторно-курортная сфера, так же как и прочие туристические услуги, неизбежно регрессирует. «То, что у нас вообще хоть что-то сохранилось,— это целиком и полностью заслуга собственников, так что обвинять нас в бездействии просто несправедливо. За 20 лет мы не видели от государства ни рубля, наоборот— у санаторно-курортного лечения последовательно отнимались все льготы, закрывались социальные программы, нас по сути обрекли на нищенское существование»,— негодует АЛЕКСАНДР МИЦУКОВ, генеральный директор многопрофильного оздоровительного центра «Увильды».
В определенном смысле позицию бизнеса подтверждает опыт других регионов, где существенных успехов удалось добиться только при участии федеральных денег и связей. Дмитрий Киселев приводит в пример Алтай: «Нищий был регион. Но тамошняя власть проявила настойчивость, и Алтаю дали статус особой экономической зоны по туризму, в эти услуги вкладываются основные средства. Потому туда и едут со всей страны». Обиднее всего то, продолжает г-н Киселев, что и наши южноуральцы освоили и предпочитают это направление, несмотря на то, что местные туристические зоны во многом превосходят алтайские.
Бурно развивается туризм и в Башкирии, в него инвестируют миллиардами. Но и результат достойный— постоянный поток туристов, современный аэропорт с многочисленными рейсами, положительный имидж республики. Даже соседняя Свердловская область, по мнению игроков рынка, продвинулась гораздо дальше Челябинска благодаря заинтересованности бывшего губернатора ЭДУАРДА РОССЕЛЯ, не имея при этом большого количества водоемов и проигрывая Южному Уралу по числу природных зон.
Для того чтобы сдвинуть отрасль с мертвой точки, чиновникам и собственникам необходимо успокоиться и сесть за стол переговоров, уверена ГАЛИНА СЕЛЯНИНА, генеральный директор санатория «Урал». Тем более что помимо поиска ответа на вопрос «кто виноват?», есть и гораздо более серьезные проблемы.
Мир должен забыть про «Маяк» и красные труселя
Печально, но имидж Челябинской области как загрязненного региона, пережившего в недавнем прошлом экологическую катастрофу, демонстрирует завидную устойчивость и еще довольно долго будет доминировать в сознании людей, сетуют эксперты.
«Мы слишком долго были закрыты, засекречены,— объясняет Игорь Лашманов.— Сейчас нет времени на раскачивание, стереотипы нужно ломать». Каждая поездка правительственной делегации на выставки, встречи, переговоры, по словам г-на Лашманова, обязательно предусматривает презентацию региона. «Мы демонстрируем иностранцам произведения наших мастеров— оружейников, литейщиков, показываем фильмы о нашей природе,— продолжает он.— Мгновенных результатов не ждем, но, как говорится, курочка по зернышку клюет».
Обществу необходимо объединить свои усилия и формировать новый положительный бренд области на всех уровнях, считает и Дмитрий Киселев. Особенное внимание он предлагает обратить на СМИ, на тот информационный фон, который они создают. «В новостях нашего региона только и слышишь— убили, ограбили, похитили ребенка, поймали за взятку. Кому захочется к нам ехать?»— замечает он.
Однако существует и другая позиция. Так, Олег Сиротин предлагает не фокусироваться на этой проблеме вообще, считает ее надуманной, так как с течением времени она разрешится сама собой. Если объективно оценивать наши возможности по привлечению туристов, считает он, становится ясно, что потенциальный клиент местных курортов— южноуралец или житель ближайших областей— Свердловской, Курганской, Пермской, Тюменской. «Он отлично знает и о проблемах, и о преимуществах региона, нет нужды суетиться и что-то лихорадочно объяснять»,— уверяет г-н Сиротин.
Продать действительное по цене желаемого
Главная проблема, характерная для большинства южноуральских мест отдыха,— несоответствие стоимости оказываемых услуг их качеству. Она появилась в тот самый миг, когда открылись границы, и россияне получили возможность путешествовать по миру и сравнивать. Местные курорты превратились в вечных догоняющих, причем бегущих по замкнутому кругу.
Как объясняет Галина Селянина, цено-образование курорта напрямую зависит от его загруженности. Для того, чтобы выйти на достаточный уровень рентабельности и снизить стоимость услуг, турбизнесу необходим постоянный поток клиентов. Обеспечить такой поток в условиях свободы выбора может лишь высокий уровень сервиса, соответствующий мировым стандартам. Но чтобы этих стандартов достичь, необходимы серьезные вложения. Однако затратная часть, а также простой в зимнее время, съедают все накопленные за высокий сезон средства. И весной все начинается заново.
Даже в сытые годы российские (тогда еще советские) курорты в своей основной массе сильно не дотягивали до уровня европейских, а за годы формирования рыночных отношений они совсем просели. По мере сил и возможностей бизнесмены стараются расширять список предоставляемых услуг, добавляя водные аттракционы, катания на квадроциклах, рыбалку, охоту, даже экскурсии на золотоносную речку. Но недостаточный объем инвестиций приводит к тому, что эти начинания порой вызывают разочарование клиентов, а часто просто остаются незамеченными. Необходимы оригинальные ходы, свежие идеи, а их пока мало.
Еще более сложная задача касается привлечения отдыхающих в низкий сезон— в ход идут скидки, специальные пакетные предложения, туры выходного дня и другие маркетинговые инструменты. Но это все, признаются участники рынка, делается за счет будущих возможных прибылей, баланс уходит в минус.
Логичный выход из этого тупика— либо получение финансовой помощи от государства, либо привлечение стороннего инвестора. Насколько этот процесс трудоемок, можно судить по опыту Олега Сиротина. Он начал переговоры с итальянской компанией IRD Analisis еще в 2007 г., и лишь в 2011 г. договорился. Итальянцы планируют вложить около 100 млн евро в строительство всесезонного курорта в горнозаводской зоне Челябинской области, при этом областные власти готовы предоставить им правительственные гарантии. По словам г-на Сиротина, рентабельность этого проекта будет обеспечивать строительство на прилегающих к горнолыжному центру землях ряда отелей и апартаментов.
Единичный случай привлечения инвестора служит косвенным подтверждением того факта, что жалобы собственников турбизнеса на связанные недостатком средств руки, возможно, служат лишь оправданием для бездействия. Некоторые эксперты еще более категоричны. Причиной такого топтания на месте они считают отсутствие личной заинтересованности собственников бизнеса. «Непосредственно у них все в порядке,— уверен Дмитрий Киселев.— Поверьте, директора крупных баз отдыха и санаториев— люди далеко не бедные, зарплату они получают регулярно и довольно большую». К тому же, рассуждает он, привлечение инвестора потребует тщательной аудиторской проверки и анализа, и тогда никакие «серые» схемы невозможно будет скрыть.
Курс на разнонаправленное развитие
Несмотря на все сложности, регион все же можно назвать весьма привлекательным для становления туристической отрасли. Одно из конкурентных преимуществ Южного Урала заключается в разнообразии природных зон и рельефов, что позволяет полноценно развивать практически любой вид туризма.
К примеру, бурный рост комплексов, связанных с горными лыжами и сноубордингом, не мог предсказать никто. И тем не менее, это направление выстрелило, потянув за собой развитие сопутствующей инфраструктуры: прокаты снаряжения, специализированные магазины, школы инструкторов и пр.
Перспективным направлением в последнее время стал деловой туризм. Именно в этих рамках можно привлекать на Южный Урал иностранцев, правда, весьма немногочисленных, полагают эксперты. Все-таки уровень жизни, сервиса в России пока еще значительно отличается от стран Европы и Северной Америки, там туристы привыкли к совершенно иным условиям. Вплоть до мелочей— например, нажатием двух-трех клавиш компьютера полностью сформировать себе подробный пеший и транспортный маршрут на период отдыха. Олег Сиротин сетует: «У нас даже навигаторы не работают так, как надо. Показывают только центральные магистрали. Даже если захочешь— не найдешь дорогу».
Многие компании готовы вкладывать средства также и в экстремальный туризм. Он пользуется большой популярностью по всей России, и «было бы неплохо отрезать Челябинской области кусок от этого пирога», заявляет Дмитрий Киселев. К тому же именно в этом сегменте иностранные курорты не могут составить нам никакой конкуренции.
Стимулировать увеличение потока туристов целесообразно также с помощью организации массовых музыкальных фестивалей, увеличивая их число и повышая уровень организации. «Если Казань может проводить у себя «Сотворение мира», а маленький Кунгур— фестиваль воздухоплавания, неужели в Челябинске нет ресурсов для подобных мероприятий?»— удивляется Дмитрий Киселев. «Мы должны добиваться права проведения крупных спортивных мероприятий,— поддерживает идею Игорь Лашманов.— Под такие проекты обычно выделяются дополнительные средства, которые можно потратить на строительство современной инфраструктуры города и области».
Отрасли необходимы аэропорты и законы
Главной потерей для туристической отрасли региона без преувеличения стала утрата челябинским аэропортом лидирующих позиций, которые он занимал в начале 90-хгг., задолго до Кольцово и Уфы. «Ежегодно из нашей области вылетает порядка 140 тыс. человек, но большая часть из них летит не из челябинского аэропорта. Мы несем колоссальные убытки. И эту прореху необходимо закрывать в самое ближайшее время»,— озвучивает позицию правительства области Игорь Лашманов. Наличие современного аэропорта, минимально удаленного от города, для многих западных бизнесменов является принципиально важным, и лишаться потенциального инвестора никто не хочет.
Также турбизнес испытывает недостаток в новых перспективных площадках, и потому практически единогласно считает передачу береговой линии озер, а также различных участков земли, пригодных для коммерческого использования, наиболее жизнеспособным решением. Александр Мицуков особо подчеркивает: «Это необходимая мера, если мы не хотим жить по принципу «все вокруг колхозное, все вокруг ничье». Другое дело, что сейчас эта процедура совершается не по букве закона, а по личному расположению/нерасположению принимающего решения чиновника». Отрасль пока не имеет качественно проработанной законодательной базы, устанавливающей правила использования земель, права и обязанности арендатора, меру его ответственности за ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств. И появление в природоохранной зоне частников-однодневок, по словам г-на Мицукова, наносит значительный вред природе.
В целом, эксперты сходятся во мнении, что перспективы туризма на Южном Урале довольно туманные, но все же оценивают их в положительном ключе. «На 4-5 млн человек, живущих в области, на три города-миллионника, расположенных в непосредственной близости друг от друга, у нас сохранились всего лишь единичные здравницы, базы отдыха, центры активного туризма. Если перестать страдать по тому, что мы потеряли, то можно увидеть впереди огромное поле для творчества»,— резюмирует Олег Сиротин.
Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.