Долгосрочная стратегия развития региона предполагает, что в области будут созданы пять зон с четкой специализацией, чтобы усилить компетенции и прекратить отток молодежи в Челябинск и Магнитогорск.
О том, как повысить привлекательность региона в глазах крупнейших российских и иностранных инвесторов, вывести продукцию местных предприятий на мировой рынок, а также о подготовке к проведению саммита ШОС в Челябинске в 2020 году в интервью «ДК» рассказал министр экономического развития Челябинской области Сергей Смольников.
Роад-шоу для глобальных инвесторов
В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, который оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, Челябинская область, как и год назад, заняла 22 место.
Что сделано за последний год для улучшения инвестиционного климата в регионе?
— 22 место рейтинга — это плюс 15 баллов к интегральному индексу рейтинга прошлого года. Но рейтинг — это не самоцель, мы работаем, ориентируясь на запросы и потребности бизнеса региона, который видит положительные сдвиги. Считается, что рейтинг по большей части отражает именно мнение делового сообщества. Поэтому продолжаем уделять пристальное внимание выстраиванию диалога с бизнесом.
Относительно же точности рейтинга отмечу, что исследование не учитывает особенности каждого отдельно взятого региона, есть вопросы к методике оценки и к проводимым опросам. Ведь есть регионы-доноры, а есть дотационные. Есть регионы, обладающие особо ценными природными ресурсами, и есть аграрные, индустриальные. Это все также накладывает отпечаток на оценку делового климата.
Сегодня многое делается для того, чтобы все государственные и муниципальные услуги можно было получить в электронном виде. В регионе реализован поистине уникальный проект «единого окна» для предпринимателей, который объединил на одной площадке все существующие в области институты поддержки бизнеса, — «Территория бизнеса». Этот проект признан одной из лучших практик социально-экономического развития регионов по итогам прошлого года. В этом году планируется тиражирование проекта в муниципалитетах – уже объявлен конкурс и принимаются заявки от территорий. Бизнес высоко оценил облегчение порядка и сокращение срока постановки недвижимости на кадастровый учет, выдачи разрешений на строительство, подключения к сетям электроснабжения. Долю закупок у малого и среднего бизнеса удалось повысить почти вдвое — до 22,75%.
Вместе с тем мы четко понимаем зоны роста на этот год. Так, проблемной зоной остается административное давление на бизнес. Несмотря на то, что регион является лидером по внедрению целевой модели реформирования контрольно-надзорной деятельности, бизнес отмечает усиление давления со стороны контролирующих органов и естественных монополий. Это, конечно, проблема не только Челябинской области, она есть и в регионах-лидерах рейтинга, и на федеральном уровне. Так что есть над чем думать и работать.
Что стало ключевыми моментами в стратегии развития региона?
— Как мне кажется, в стратегии удалось во многом предопределить федеральные тренды, в частности, пространственное развитие, инфраструктурную связанность. В основу стратегии развития региона легла, во-первых, многополярность. Сегодня в регионе положительную динамику развития показывают только Челябинск и Магнитогорск, и их доминирование усиливается. Чтобы в полной мере реализовать потенциал региона, необходимо расширить перечень экономических центров. В стратегии выделены пять ключевых территорий экономического роста: челябинская и южная агломерации, горный Урал, северная конурбация, где сосредоточены наукограды, а также транспортно-логистическая конурбация, в которую вошли Карталы и Троицк. Таким образом, стратегия подразумевает четкое пространственное распределение производственных сил.
У каждого экономического центра — своя уникальная специализация, которая опирается не только на географию, но и на исторически сложившиеся направления экономики, профессиональные кадры, логистику, ресурсы и еще множество факторов. И в каждом конкретном случае есть понимание, какие технологии необходимо доразвить. При этом, как и при разработке Национальной технологической инициативы, основной принцип заключается в том, что в качестве приоритетов взяты так называемые рынки будущего, которые в перспективе создадут емкость, превышающую 100 миллиардов долларов. Мы использовали тот же подход: анализировали, какие технологии уже достаточно развиты на той или иной территории, какой бизнес составляет основу экономики, какие профессиональные кадры есть. Сделали некий срез и получили четкий план действий.
Во-вторых, поставлена стратегическая цель по встраиванию в глобальные технологические цепочки. Исторически сложилось, что в регионе производится не так много конечной продукции: понятно, есть челябинский трактор, усть-катавский трамвай, грузовики «Урал» и так далее, но их не так много. Как правило, предприятия области специализировались на изготовлении базовых материалов: металлопроката, труб, неких отдельных компонентов. Мы хотим развивать это направление и выходить на уровень не только соседних регионов, но и мировой.
Еще одно стратегическое направление развития региона, которое мы не могли обойти вниманием, потому что это был посыл от населения и бизнеса, — это стандарты экологического благополучия. Это прошло красной нитью через всю стратегию.
Но все же во главе угла развития региона — человек. Главной стратегической целью является рост благосостояния, численности, продолжительности и качества жизни жителей области. Самая острая конкуренция сегодня — за кадры и человеческий капитал. Сегодня меры поддержки бизнеса по всей стране примерно одинаковые, все регионы подтянулись к некоему стандарту: предоставление земельных участков без торгов, налоговые льготы, льготные кредиты. Поэтому зачастую чашу весов при выборе того или иного региона для реализации проекта склоняет именно наличие квалифицированных кадров. С учетом этого стратегия ориентирована на рост продолжительности жизни, активное долголетие, программы занятости людей пожилого возраста.
Как вы планируете заинтересовать крупные корпорации в продукции местных предприятий?
— Мы устраиваем своеобразное роад-шоу для глобальных инвесторов, показываем возможности и продукцию местных предприятий и свое желание сотрудничать. Затем все это приземляется в совершенно конкретные дорожные карты, понятные алгоритмы дальнейшего взаимодействия. К примеру, в конце августа состоится встреча с Леонидом Михельсоном, главой «Новатэк», который на сегодняшний день является одним из крупнейших российских инвесторов, реализуя многомиллиардные инвестиционные проекты преимущественно в северных регионах. Сегодня «Новатэк» рассматривает возможность строительства в области двух заводов по сжижению газа, а также сети заправочных станций, в том числе передвижных. Мы со своей стороны высказали пожелание, чтобы «Новатэк» обозначил те товары, услуги и комплектующие, которые сегодня закупаются в других российских регионах и за рубежом, с тем чтобы предложить аналогичную продукцию производства местных предприятий — по тем позициям, где мы можем реально конкурировать и по цене, и по качеству. Получается абсолютно взаимовыгодное сотрудничество: «Новатэк» получает пространство для выбора, возможность оптимизировать структуру своих расходов, уйти от зависимости от импортных поставок, а мы максимально загружаем производственный бизнес.
Многие проекты уже на слуху: это и рекультивация городских свалок, и переход на экологически чистые виды транспорта: трамваи, газомоторные автобусы, электробусы — троллейбусы нового поколения, для которых контактная сеть уже не нужна. Это и взаимодействие с крупными предприятиями в форме социального партнерства: бизнес обозначает план мероприятий по снижению вредного воздействия на окружающую среду, а мы со своей стороны обеспечиваем максимальные преференции, в том числе и по налоговым льготам. Это дорога с двусторонним движением. Сегодня целый ряд подобных проектов уже находится на этапе проработки.
К обсуждению стратегии были приглашены и обычные челябинцы. Какие предложения поступали?
— Действительно, уникальность работы над стратегией заключалась в том, что стояла задача максимально вовлечь в процесс население: ряд регионов опирается на мнение только ученого сообщества. Ахиллесова пята таких стратегий в том, что они полностью оторваны от реальной жизни: они могут быть идеальны по содержанию, но не будут восприняты обществом, а значит, их постулаты не будут претворять в жизнь. Стратегия так и останется в красивых брошюрах, не более того. Мы обсуждали пути развития региона с представителями власти, науки, бизнеса, общественных организаций. Даже провели конкурсы детских рисунков и конкурс школьных сочинений, чтобы выяснить, каким дети видят свой город и свое будущее.
Как выяснилось в ходе опроса, жители области выделяют три основные проблемы региона: низкий уровень доходов, неблагоприятную экологическую обстановку и высокий уровень безработицы. Всего же при обсуждении стратегии мы получили от южноуральцев около полутора тысяч предложений: большая их часть касалась поддержки малого бизнеса, снижения уровня загрязнения окружающей среды, развития дорожной сети, модернизации общественного транспорта, снижения тарифов ЖКХ, улучшения городской среды. Но были и такие оригинальные пожелания, как превратить Челябинскую область в уральскую Баварию, ввести с первого класса обучение китайскому и арабскому языкам и создать в Нязепетровском районе «город пенсионеров».
В процессе тотального изменения города
Сегодня в Челябинской области действуют 87 концессионных соглашений на общую сумму 7,4 млрд руб. В этом году подписано более восьмидесяти проектов ГЧП в области водоснабжения и теплоснабжения, а также концессионные соглашения по крытой ледовой арене «Высота» в Озерске, платным парковкам в Челябинске, кластеру по обработке, накоплению, утилизации твердых коммунальных отходов в Магнитогорске.
В этом году Челябинская область поднялась сразу на 12 позиций в рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП). Какие проекты уже успешно реализуются, какие могут быть воплощены в ближайшие годы?
— Потребность во внебюджетных источниках как никогда актуальна. Что часто ограничивает хорошие инициативы? Отсутствие средств. Нередко мы сами себе ставим шоры в виде размера бюджета. И в механизме государственно-частного партнерства я вижу колоссальный инструмент для реализации стратегии развития региона. Поэтому при ее разработке мы учитывали некий совокупный охват возможностей, рассматривали бизнес как полноценных участников процесса. Системное развитие ГЧП в области началось с середины прошлого года: провели тотальное обучение специалистов органов исполнительной власти и представителей муниципалитетов, начали формировать реестр проектов для реализации через механизм ГЧП. Это особенно актуально для моногородов, для которых самая главная боль, самый большой риск — отток людей. Сегодня агломерации — это пылесосы, молодежь уезжает на учебу и не возвращается в родной город, так как нет карьерных перспектив, комфортного проживания, интересного досуга. А ГЧП – это как раз тот инструмент, который дает муниципалитетам возможность реализовать проекты и сформировать необходимую среду.
Целый ряд проектов ГЧП уже находится в активной стадии подготовки – перечень будет в открытом доступе, с четким перечислением условий, на которых частный бизнес может зайти в тот или иной проект. Исторически много проектов было в сфере ЖКХ, когда уходили от убыточных котельных. Сейчас запускаем проекты ГЧП в сфере медицины и образования. Планируем реализовать действительно глобальные по своему масштабу проекты в сфере общественного транспорта в Челябинске, Магнитогорске и Златоусте суммарной стоимостью 22,5 миллиарда рублей: это комплексное обновление трамвайного и автобусного парка, создание новой маршрутной сети, организация централизованных и прозрачных систем сбора платы за проезд на общественном транспорте. В каждой отрасли уже собран некий пул проектов, сейчас нарабатываем нормативную базу, уникальные компетенции, запускаем по каждому направлению пилотные проекты. Затем эти проекты будут внедряться в муниципалитетах, чтобы вывести территорию на новый уровень развития, который позволит аккумулировать человеческий капитал.
Какие главные выгоды должен извлечь регион из подготовки к проведению саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году?
— Проведение саммитов, безусловно, существенный шаг в повышении статуса Челябинской области в международном сотрудничестве. К нам намерены приехать главы 20 государств и руководители крупнейших международных организаций, в числе которых ООН, АСЕАН, ЕАЭС. И первоочередная задача, конечно же, переломить имидж Челябинска как экологически неблагополучной территории, уйти от довлеющих над городом штампов. Заявить о Челябинске как о современном, благоустроенном, прогрессивном городе, который способен принимать на высочайшем уровне всероссийские и международные мероприятия и встать в один ряд с такими городами, как Сочи, Казань, Уфа и Екатеринбург.
Сегодня высказываются сомнения, что удастся преобразить город за оставшиеся полтора года. Что скажете на этот счет?
— Российский менталитет, если уйти в философию, — это мобилизовать все силы, когда оказываешься на грани. Русский человек любит, как это ни парадоксально, жить в режиме подвига. Именно в этот момент мы максимально аккумулируем все резервы и начинаем творить чудеса. Совершаем рывок, который в свое время аграрную Россию, понесшую огромные потери в революции, первой мировой и гражданской войнах, вывел в один ряд с крупнейшими мировыми державами, когда мы буквально в течение нескольких лет прошли путь, который европейские страны проходили десятилетиями. Не говоря уже про Великую Отечественную войну, когда мы, по сути, воевали против всего мира, когда вся Европа с ее индустриальной и промышленной мощью работала на фашистскую Германию, а мы умудрялись в считанные недели эвакуировать заводы — и в чистом поле в кратчайшие сроки выдавали первую продукцию для фронта. Для нас проведение саммитов в 2020 году — это, конечно, серьезный вызов. Но это единственная и уникальная возможность сделать колоссальный рывок вперед.
Сегодня есть четкое понимание, какие объекты должны появиться в городе: не только конгресс-холл, но и набережная, скверы, прогулочные зоны, реконструированные общественные здания и культурные центры. Это и программа «Чистое небо», и колоссальные средства на новые фасады, озеленение города. Это новый аэропорт. Все это приведет к тому, что мы увидим совсем другой Челябинск.
И главная задача – чтобы челябинцы поверили в себя. Помните, как в фильме «Чародеи»? Секрет успеха – видеть цель, верить в себя, не замечать препятствий. Иногда, конечно, страшно становится, когда оцениваешь масштаб и понимаешь, что времени, по большому счету, осталось всего полтора года и сколько всего еще предстоит сделать.
Но, надо сказать, собралась абсолютно уникальная команда: молодые ребята, настоящие патриоты Челябинска, у которых горят глаза, потому что они понимают, что своими руками творят историю. Я в свое время приехал после второго курса на практику в Усть-Катав, это мой родной город, и мы с ребятами заливали фундамент под заводскую проходную — на совесть, хоть пятиэтажку строй. Я до сих пор, когда мимо проезжаю, детям всякий раз показываю: папа делал. А представляете драйв этих молодых ребят, которые сейчас находятся в процессе тотального изменения города? Как говорят в таких случаях, мы просто обречены на успех.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.