«Помогите мне, люди: неадекватный подрядчик должен быть нерукопожатен»,— Виктор Ереклинцев

К очищению от заборов Челябинск не готов, молодёжи пора вылезти из соцсетей и пойти к чиновникам, а выдавить с рынка непорядочные компании может общество, уверен глава Центрального района.

О том, чего боятся чиновники, как похорошела Москва, почему власти слушают бабушек, а не молодёжь, и можно ли победить подрядчиков, которые «косячат», DK.RU рассказал глава Центрального района Челябинска Виктор Ереклинцев. Несколько недель назад он съездил на Moscow Urban Forum, где выступали мэры европейских городов, заместитель генсекретаря ООН и люди, которые меняют городскую среду по всему миру.

«Просто фантастика  то, что произошло в Москве»

Ещё несколько лет назад я приезжал в Москву и чисто эмоционально меня хватало на три дня, потому что суета, городской шум, реклама (визуальная и звуковая), ларьки… Сейчас вычистили всё. Никаких ларьков, никакого аудиовизуального шума, ни одной растяжки, широкие пешеходные дороги.  Вы знаете, я чувствую себя там комфортно. Динамика сохранилась, нет суеты. Спокойный автомобильный и пешеходный трафик. Люди даже в несанкционированных местах переходят дорогу, но делают это осторожно.

Москва комплексно взяла десятки направлений сразу  транспорт, дороги, социальная среда. Да, этот город может позволить себе такое. В результате за несколько лет... Это просто фантастика  то, что было сделано! С 2014 г. инвестиционная привлекательность Москвы увеличилась на 70 процентов.

Собянин, выступая, говорил о привлечении инвестиций, о том, что комфортной городской средой выигрывается конкуренция за качественный человеческий капитал. Если людям удобно в городе, они приезжают туда, они платёжеспособные и трудоспособные. Инвестор идёт на платёжеспособное население и, главное, на адекватный, хороший рынок труда. Понятно, что это комплекс  и городская среда, и льготы, и инфраструктура. Это не значит, что в Москве сделали Зарядье, скверы — и сразу пришёл инвестор. Но в основе — изменение городской среды. Европа об этом задумалась ещё в 70-х годах, тогда европейские города начали со стандартизации: стандарт озеленения, пешеходной зоны, транспорта. И по этим стандартам все микрорайоны должны работать в едином стиле. Конечно, каждый район имеет свою черту, но есть вещи, которые не должны выделяться, которые должны войти в психологическую привычку, стать узнаваемыми. Сейчас и Челябинск пошёл по теме стандартизации: есть единый стандарт остановочных комплексов, теперь есть стандарт строительных ограждений. Мелочи? Из мелочей создаётся городская среда.

«Помогите мне, люди: неадекватный подрядчик должен быть нерукопожатен»,— Виктор Ереклинцев 1
Прототип единого остановочного комплекса в Челябинске

«Урбанфорум  это ломка сознания через колено»

Уровень организации форума зашкаливает: содержание и состав спикеров превосходит все ожидания. Весь состав правительства Москвы, выступали спикерами мэры европейских городов, вице-мэр Сеула, заместитель генерального секретаря ООН. Я был там первый раз и понял, что туда должны выезжать все представители управлений администрации Челябинска  архитектура, дорожники, главы районов.

Передать эту энергетику достаточно сложно. Форум не школа, где мы садимся и разрабатываем проект сквера, даём алгоритм и готовые решения. Нет, это уровень идей, концепций, философия городской среды. Это что-то вроде ломки сознания через колено, это некий толчок. Мы же все боимся перемен. На картинках-то всегда очень интересно получается. И исполнение возможно хорошее. А как это будет работать? Так вот на форуме атмосфера говорила: «Ребят, не бойтесь, начинайте, делайте». Там были ведущие архитекторы, проектанты, урбанисты. Это люди, у которых за плечами сотни реализованных проектов, люди, которые меняли города.

Московские представители говорили: «Не надо ждать разработки каких-то градпланов, концепций, начинайте сейчас». Разбивайте город на квадраты, и делайте сейчас. В городе уже есть зелёные зоны и скверы, и как бы ни поменялась градостроительная политика, они не исчезнут. Так создавайте там комфортную среду. Ошибаться  нормально.

Пробовать можно с помощью тактического урбанизма  мы уже видим пример в Челябинске с деревянными палетами  Европа тоже с этого начинала. Там вообще практика складывающейся мобильной мебели выросла в индустрию. В чём суть тактического урбанизма? Есть место. И мы задумываемся, будет оно работать как зона отдыха или нет? А давайте попробуем: выставляем мобильную мебель и наблюдаем. Ха, работает! Что-то поменяли, и после этого уже захотим с капитальными объектами.

«Помогите мне, люди: неадекватный подрядчик должен быть нерукопожатен»,— Виктор Ереклинцев 2
В Челябинске опыт с палетами пока до капитальных объектов не довёл. Фото: Челябинский урбанист

И второй вариант. В некоторых городах на выходные дни убирают транспорт с целых проспектов. Туда привозят мобильную мебель, проводят какой-то фестиваль или просто в хаотичном порядке эту мебель наставляют. И людям это нравится! Они выходят на проспект, где вчера гоняли машины, а сегодня  шезлонги, лавочки. И ничего интересного, кажется, там можно просто посидеть. Но чисто психологически людям нравится отдыхать. Возникает эмоция: оказывается, как классно здесь сидеть без машин!

«Мы боимся, потому что нам ответили негативом»

Мы, чиновники, иногда боимся. Особенно если на какое-то решительное действие нам ответили негативом и жалобами. Например, когда-то по пути от площади Революции до Детского мира стояли лавочки, потом местные жители начали жаловаться: по ночам лавочки притягивали пьяные компании. Лавочки убрали. Спустя время жаловаться начали горожане, которым нужно место, чтобы присесть. Мы вернули лавочки, пьяных компаний там нет. Потому что мир меняется, люди меняются.

Такая же история со сквером 20-летия Победы. Он неприметный, все, услышав о нём, делают удивлённые глаза: «Где это?» Едем по Воровского, переезжаем Образцова, и после лесополосы — скверик.

Там всегда было грязно, компании с бутылками пива… Но мы рискнули. Освещение там было, город сделал плитку, предприниматели установили стелу. Через месяц после запуска сквера мы не наблюдаем ни одной пьяной компании. Работает психология. Здесь появились бабушки с внуками, мамочки с колясками, папы с детьми, и людям с пивом там некомфортно. Вот  теория разбитых стёкол.

В Москве яркий пример  парк Горького. В своё время это было криминогенное место, теперь туда пришли адекватные люди, и на всей территории лишь два охранника.

«У бизнеса в Москве  заметная ответственность за пространство»

Вопрос не в том, как привлекать инвесторов к созданию общественных пространств. Это сложно, и даже на Западе это не массово... Но что у них есть, так это совершенно другое, ответственное отношение к прилегающей территории. Нам бы заставить наш бизнес заботиться о ней. Идёшь по улице, стоит магазин, где всё идеально  экстерьер, интерьер. Но. Прилегающая территория: газон затоптан, урн нет, везде грязища. Следующий магазин может быть более бедным с точки зрения рентабельности, но там насажены цветы, там урны, чисто, всегда красиво. Там чистят не только свою территорию, захватывают другую, потому что понимают, что за безопасность посетителей нужно беспокоиться.

В Москве и на Западе нет проблемы равнодушия к территории. Она априори содержится, благоустраивается, убирается. Кстати в Европе муниципалитет вообще не заходит во дворы  ни с какими видами работ, ни одной копейкой. Там многоквартирный дом  в чистом виде собственность и ответственность жильцов. Пришёл в негодность асфальт? Ремонтируйте за свой счёт. Мы пока к этому не готовы.

Что касается инвесторов, я с опаской отношусь к их привлечению к существующим общественным пространствам в Челябинске. Да, на Алом поле, возможно, необходимы хотя бы какие-то ящики с мороженым, но я, вспоминая опыт Кировки, боюсь кого-то туда запускать. Появится один ларёк, остальные вырастут, как грибы.

«Помогите мне, люди: неадекватный подрядчик должен быть нерукопожатен»,— Виктор Ереклинцев 3
Глава района не торопится запускать на Алое поле бизнес: сквер может покрыться ларьками. Фото: wikipedia.org

Но, конечно, есть место для инвесторов. Наши парки  не гибридные, не спроектированные для круглогодичного использования, как Зарядье, где концертный зал, несколько зданий, в которых можно проводить концерты, мастер-классы, деловые мероприятия. У нас же в парках зимой, в основном, катки. А преобразовать парк Гагарина в гибридный  возможно. Например, превратив летнюю эстраду в какое-то помещение для проведения мероприятий зимой. Это история для инвесторов, здесь можно вернуть свои деньги… Но это уровень компетенций города.

«Если подрядчик накосячил, он должен стать нерукопожатным в городе»

Неадекватные подрядчики, у которых в офисе два человека, ручка и амбиции, в Москве почти вымерли. Может быть, не все, но их очень мало. У нас пока они есть. Я понимаю, что подрядчик  это моя персональная ответственность, я её с себя не складываю. Могу рассказать, что есть 44-й ФЗ… Но пресса, УФАС, люди, помогите мне создать общественное негативное мнение, неприятие этих людей. Чтобы они понимали: не исполнив контракт или накосячив, ты не отделаешься просто, ты потеряешь свою репутацию, ты станешь нерукопожатным в городе. Такая помощь  очень важна. Не для меня. Для Челябинска.

Да, мы вводим чёрные списки. Но смотрите, как это работает. 15 января запустили аукцион по разработке трёх самых больших проектов: бульвар на Ленина, сквер на Тернопольской, бульвар по Воровского. Выигрывает «УралНИИСтромПроект» господина Важенина. Чётко прописаны в контракте сроки: 80 дней. Прописано, что к апрелю проекты должны пройти госэкспертизу. Архитекторы, сторонние эксперты, мне говорили: это очень сложно. При этом изначальная цена 2,99 млн, а «УралНИИСтромПроект» опустил её до 1,15 млн. Тогда многие специалисты сказали: за эти деньги работать невозможно, разве что в ноль, ради имиджа. А эта же компания выиграла у меня в Центральном районе три контракта, в Советском  пять, в Курчатовском… Физически Василий это не вывез, и эти проекты сейчас только в экспертизе. Дай бог, чтобы попались подрядчики, которые справятся с работами за 2  2,5 месяца.

«Помогите мне, люди: неадекватный подрядчик должен быть нерукопожатен»,— Виктор Ереклинцев 4
Василий Важенин, директор «УралНИИСтромПроект». Несколько месяцев назад компанию обвинили в плагиате европейских проектов

А как только мы приходим в УФАС с письмом: «Этого товарища нужно в чёрный список», то подрядчик этот отвечает документами, которые как бы подтверждают, что они надрывались, всё возможное делали, но вот «не шмогла я».

И по формальным признакам нельзя его в чёрный список, потому что он пойдёт в суд  и выиграет. Так вот почему тогда заказчика  муниципалитет  за любую провинность сразу подвергают осуждению? Это же сразу целая история, всё по жесткачу идёт! А подрядчики работают совершенно на других условиях, имея возможность всегда найти лазейку.

«Я был шокирован: перед Белорусским вокзалом нет заборов»

И всё-таки не всё, что хорошо для Москвы, подходит для любого другого города. С теми же заборами: я был просто шокирован, что на площади перед Белорусским вокзалом  транспортная развязка, там сходятся автобусные маршруты, трамвайное кольцо… И там нет заборов! Пешеходы спокойно ходят, чувствуют себя абсолютно безопасно. Я подумал, возможно ли сделать у нас так же около Оперного театра, где стоит два ряда огораживающих трамвайную линию заборов? Думаю, нет. Это вопрос безопасности.

Дискутируя с урбанистами, я говорю: если этот забор спасёт хоть одну человеческую жизнь, они будут стоять. Может быть, не в том виде. Они должны быть более эстетичны. Может быть, другой формы. В Европе активно используют бетонные декорированные блоки после череды терактов, когда в толпу въезжал автомобиль.

Но если мы снесём заборы и случится какая-то трагедия, все эксперты, которые сейчас против заборов, исчезнут в кустах малины. И я останусь с людьми и их трагедией один на один. Вопрос не в том, что я боюсь, а в том, что я обязан беспокоиться о безопасности людей. И дорожники, и ГИБДД говорят: «Кто возьмёт на себя ответственность?»
Урбанисты считают, что вопрос безопасности – это ответственность самих людей. То есть если у тебя, родитель, ребёнок выбежал на проезжую часть, это твоя ответственность. Ну, хорошо, будет такая ответственность, но человеческую жизнь не вернёшь.

Да, какой-то статистики по поводу пользы или бесполезности заборов нет. Но экспериментировать? Мне не нужны эти показатели в несколько смертей.

«Нельзя бездумно заузить все дороги»

Ещё наши урбанисты и многие эксперты кричат: «А давайте снова заузим дороги, сделаем широкие пешеходные пространства, и будет хорошо». Нет, нельзя чисто механически вернуть всё, как раньше. Бездумно эти дороги были расширены, а теперь также бездумно вы хотите сломать через колено, сузить и отдать пешеходам. У людей вообще-то уже сложились привычки использования этого пространства.

Да, в приоритете любой концепции пешеход  на первом месте. На втором  общественный транспорт. И только потом — остальное. Да, мы готовы признать, что сейчас в центре максимальное количество плоскостных парковок. Всё, alles, больше нет возможности. Точечно будем отбирать место у автомобилистов — это уже случилось на парковке у ЮУрГУ, скоро случится у стадиона им. Елесиной. В Челябинске нужно идти по принципу платного единого парковочного пространства, но оставлять некоторые альтернативные моменты. Потому что автомобили иначе перекочуют во дворы, а это за собой поведёт войну суверенитетов. Дворы начнут закрываться, и люди имеют право, это их территория.

Стопроцентного согласия добиться невозможно. Со всеми невозможно согласовать все истории. Я не достучусь даже с помощью депутатов и старших по домам в каждую квартиру. В Москве, несмотря на всю красоту, есть большое количество критиков, которым многое не нравится. 

В Челябинске сейчас главные активисты, которые влияют на благоустройство, — это 60-летние бабушки. Когда молодёжь начинает меня обвинять в том, что я слушаю только бабушек, я говорю: «Да, я слушаю бабушек». Потому что я бабушек приглашаю, и они приходят. Вы в это время где? Вы благоустраиваете городскую среду в социальных сетях, вам там интереснее. А вы приходите сюда! С открытым забралом, глаза в глаза, я готов дискутировать, делать, как вам надо. Но вас нет. Вы проживаете жизнь в соцсетях. Живите дальше. А бабушки будут рулить.

Самое читаемое
  • «В семейном бизнесе нет проблем с тем, кто главный. Кто собственник, тот и главный»«В семейном бизнесе нет проблем с тем, кто главный. Кто собственник, тот и главный»
  • «Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»«Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.