«Покупая франшизу, ты платишь порой только за собственную лень», — Николай Малетин

«Я знаю ребят в Москве, которые отказались от франшизы Subway и открыли практически его копию. Зачем платить 6% роялти? Когда рентабельность падает, ты работаешь ради работы».

Николай Малетин, собственник группы компаний франчайзинговой сети магазинов Fix Price:

— Мое резюме по итогам пятилетней работы в фирме, которая хочет развиваться, не имея собственной сети: самое главное — держать в ежовых рукавицах тех, кому ты продал франшизу. Нужно жестко соблюдать стандарты: в магазине Fix Price была отдельная московская камера, и была возможность ежедневно проверять, как выложен товар. И если что-то не так, сразу начинаются проблемы.

Теперь взгляд со стороны франчайзи. Никакая модель не будет развиваться по модели продажи франшизы, если нет собственного товара. Все остальное — это сказки. Мало привлечь отстроенными бизнес-процессами, потому что рано или поздно любой человек среднего склада ума их отработает, отточит. Разработка хорошего логотипа стоит 30-60 тыс. руб., фирменного стиля — еще 30 тыс. руб. Таким образом, в «сотку» можно уложиться.

Иначе, беря пустую франшизу, ты подсаживаешься на иглу, когда приходится платить немаленькое роялти. Бывают такие периоды, когда ты практически все отдаешь, потому что проценты берут с оборота, а не с прибыли.

На BUYBRAND (международная выставка франшиз — Прим. ред.) чего только нет, а реальных, работающих франшиз, наверное, процентов пять. Все остальное — непонятные вещи. Не каждый вид бизнеса можно запаковать под развитие по франчайзингу. Например, юридические услуги и туристические агентства. В этом случае ты платишь за то, что ты просто ленивый. В Fix Price понятно было, за что мы отдаем деньги — мы не готовы были поехать в Китай, чтобы забрать 33 состава вагонов с товарами. Уникальным может быть как товар, так и услуга, когда остался один человек на миллион в какой-то области компетенций. Все в мире можно заново изобрести, но вопрос в том, с какими издержками. Если я куплю такой же товар в полтора раза дороже, это значит, что у держателя франшизы есть конкурентное преимущество.

Франчайзи нужно держать этим на крючке, иначе он уйдет, потому что рано или поздно захочет перестать платить роялти. Задача же франчайзера заключается в обратном — чтобы покупатель франшизы остался. Так они и борются всю оставшуюся жизнь.

Я знаю ребят в Москве, которые отказались от франшизы Subway и открыли практически его копию  — «Сабвей Клаб». Зачем платить 6% роялти плюс 2% за рекламный бюджет? Когда рентабельность падает, что происходило в последние годы у Subway, ты работаешь ради работы. Поэтому они сказали: «Мы не хотим больше ничего платить» и ушли. Правильно сделали. Конечно, на открытие собственного бизнеса надо потратить время. Полгода на запуск, потом еще год смотреть, как все работает, переделывать. Если ты хочешь быстрых денег, то, наверное, стоит брать франшизу. 

Когда ты собственник помещения, и надо чем-то его занять, то это идеальный вариант — ты не хочешь вникать, надо найти только пару-тройку нормальных людей, чтобы они сформировали команду. Когда ты собрался не одну франшизу брать, то это большой вопрос целесообразности.

Если вы хотите масштабировать бизнес, то есть два пути, связанных с франчайзингом. Серьезный франчайзинговый бизнес можно построить, если компания позиционирует себя так: мы своих магазинов не имеем, развивайтесь, мы на этом зарабатываем. Все честно и понятно.

Возьмем самую большую франчайзинговую компанию Seven Eleven. У нее нет ни одного собственного магазина, но есть 10 тыс. магазинов по всему миру, которые открыты по франшизе. Они создали формат, придумали стандарты, хорошо настроили контроль и все остальное. На создание хорошей франшизы лет 5-7 точно уйдет. 

По второму пути пошел Fix Price — компания с помощью франчайзи прощупывала рынок. Мы понимали, что откроемся, поработаем 2-4 года, и в контракте было написано, что они имеют право выкупить у нас этот магазин. Если мы не соглашаемся на эти условия, то у нас забирают право использования торговой марки. Они таким способом сэкономили деньги на развитии сети, параллельно открывая точки, в которых были уверены: знали плотность населения, заработки и так далее. А в какие-то дальних регионах открывали магазины по системе франчайзинга.

В итоге сегодня есть три тысячи магазинов, где франшизных из этого количества около 2%, а все остальное — собственные. Тут надо понять, как вы хотите развиваться дальше: если делить это соотношение поровну, то получится какая-то непонятная схема.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.