Подписаться
Курс ЦБ на 24.10
76,46
90,41

Под прессом CRM. Новый бизнес-кейс от «Любо-Дорого & Ко» и его решения.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Николай Сходняк - генеральный директор Равшан Нигматуллин - партнер, соучредитель Алексей Носырев - коммерческий директор Максим Думкин - экс-начальник отдела продаж ДОСЬЕ «Любо-

Информационная система компании устарела и перегружена. Директор понимает, что необходима модернизация ИТ и бизнес-процессов. От этих проблем только каша в голове  не ясно, с чего начинать и как сделать внедрение системы безболезненным.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Николай Сходняк - генеральный директор

Равшан Нигматуллин - партнер, соучредитель

Алексей Носырев - коммерческий директор

Максим Думкин - экс-начальник отдела продаж

ДОСЬЕ

«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У компании есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.

ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.

**********************************************************************************************************************************************

Решение предыдущей серии

Чтобы выстроить дилерскую систему, Носырев решил привязать сезонные скидки к объемам, тем самым оставить отделу продаж лишь крупняк. Мелких оптовиков решили передать на обслуживание магазинам, чтобы те сами могли регулировать розничную цену на рынке. С дилерами же заключили договор о «рекомендованной цене» и предложили допдоход направить на маркетинговую поддержку ТОВУСа в их сетях.

 

 **********************************************************************************************************************************************

Когда третий осколок льда, упавший с неба, булькнул в чашку капучино, Николай Сходняк и Равшан НигмАтуллин решили убраться с летней веранды кафе, где они обедали, в глубь заведения. Вокруг громыхало, град шел уже минут десять, и медлительность компаньонов стоила одному промоченной штанины, другому — сырого рукава нежно-розовой рубашки. «Меня вчера в Москве обстреляли, здесь такая же фигня — тенденция!» — смеясь пробасил Николай. Впрочем, атмосферный раскол сейчас служил неплохой иллюстрацией к разговору: пару недель назад гроза вывела из строя сервер «Любо-Дорого & Ко», поломка сожрала часть оперативных данных о местных и региональных продажах, и Сходняку пришлось объяснять партнеру, как дела в компании, буквально на пальцах. Он понимал, что информационная система фирмы хоть и развивалась, но как-то чересчур эволюционно, автономно и сама собой. Пару лет назад Сходняк договорился с одной IT-компанией, где работал сын его главбуха, чтобы те присылали по первому требованию сисадмина: что-то сломалось — он пришел, починил. Однако «мальчик на аутсорсинге» лишь латал дыры в системе да внушал «чайникам» священный трепет перед компьютером, чтобы предотвратить необратимые последствия их взаимодействий. В последний приход системщик сравнил корпоративную сеть «Любо-Дорого & Ко» с кистью винограда: компания растет, новые работники — новые компьютеры, они, как ягоды, вырастают на уже изрядно засохшей плодоножке, которая, того и гляди, свалится с лозы.

— Отстаешь ты, Коля, надо тебе всю систему менять, CRM ставить, чтоб все летало и само считало! — с видом знатока проскрипел Нигматуллин, пожевывая зубочистку.

— Руша, и ты туда же! Знаю, что необходимо ставить, даже знаю, что такое CRM, — уже месяц слушаю всяких муд… рецов, если не сказать хуже. Ты же понимаешь: чтобы что-то сделать, надо начать, а я не знаю — с чего.

Неделю назад Сходняк, по настоянию Алексея Носырева, провел нечто наподобие тендера среди айтишных компаний. И началось… Все по очереди обследовали состояние компьютерного парка «Любо-Дорого & Ко», по-птичьи цокали языками, говорили, что все пора менять, иначе «железо» не потянет софт. Когда дело дошло до обсуждения предлагаемых решений, Николай уже был готов довериться любому, кто перестанет грузить его хардами, софтами, коробочными CRM, интеграциями, масштабированиями и прочими дружественными интерфейсами. Однако Носырев сказал, что сдаваться нельзя и следует отталкиваться от задачи: поставить ее перед IT-компанией, взять конкретный продукт на пробу, а там видно будет. Тем более многие готовы поставить демооболочку бесплатно.

— Николай Евгеньевич, тут нам по-тихому не отъехать, — шептал Алексей на ухо шефу, пока другим ухом Сходняк старался услышать, что щебечет очередной претендент, стоящий перед демонстрационной доской, испещренной схемами наподобие электрических. — У нас стратегия, мы в регионы идем, там филиалы будут — их отслеживать надо. Потом потребуется включать производство: учет материалов, сырья, остатков. Они уже сегодня не могут со сбытом нормально увязаться: то одни напродают, то другие наизготавливают — что дальше-то будет? К тому же рознице мы всех мелких оптовиков перекинули — и там контроль просто необходим…

Сходняк раздраженно отстранил Носырева, зато айтишнику, чей слух оказался не хуже волчьего (как, впрочем, и аппетит, что выяснилось чуть позже), слова Алексея понравились. Отреагировав на целый список прошептанных проблем, он тут же предложил «подойти к задаче комплексно». Как только выплыл термин ERP, информационное будущее компании засияло радужными переливами, но тут же померкло от масштабов головной боли, сопровождающей внедрение продукта, а главное — от его цены.

— Леша, не надо меня учить, что нужно компании, — злился Сходняк после ухода консультанта. — Твоя задача приложить максимум усилий, чтобы цели были достигнуты. Ты стараешься — отлично, но у меня высшее техническое образование, и я понимаю, как и куда мы можем встроить весь этот CRM, не говоря уж об ERP. Я знаю, насколько нам это необходимо, знаю, что скоро будем выпускать новый ТОВУС и предлагаемые этими парнями системы облегчат, систематизируют сбор и обработку информации по рынку. Мне надоел бардак в отделе продаж, когда они по офису с бумажками бегают! Клиентские базы не ведут — записывают все в ежедневники, а потом их друг от друга прячут, чтоб никто об их клиенте не знал! Думаешь, я не хочу следить за своим прозрачным бизнесом по ноутбуку?!

— Думаю, хотите! — Носырев вспомнил, с каким энтузиазмом Сходняк начал осваивать ноутбук, но, судя по столу, все так же заваленному бумагами, особого прогресса шеф не достиг. Хотя… надо отдать должное, даже освоение боссом электронной почты уже способствует процессу делегирования полномочий в компании: Сходняку удалось внедрить систему «Я даю задания, вы регулярно отчитываетесь в заочной форме» — казалось бы, мелочь, а процесс пошел.

Алексею очень хотелось сообщить шефу о том, что торговые представители крупных челябинских и пермских дистрибьюторов оснащены карманными компьютерами и, находясь вне, могут сформировать заявку или внести данные об отгрузках в корпоративную CRM. Ему стоило больших усилий, чтобы окончательно не добить Сходняка новостями о техническом прогрессе партнеров и конкурентов, но он справился. Шеф поехал обедать с Нигматуллиным хоть и расстроенный, но спокойный.

— Руша, ты представляешь, во что обойдется внедрение новой системы: компьютеры менять, сервера менять, программы покупать, ставить, народ учить… — Сходняк в запале навалился животом на стол так, что Равшану даже пришлось отпрянуть и слегка сползти вниз по стулу. — Только мы инвестиционный план сверстали — с твоей, кстати, помощью, а тут такая черная дыра!

— Брось, вон у меня дружок один — но он, правда, давно этим делом озаботился — всего за килобакс купил коробочку: ему наладили, продавцов, бухгалтерию подключили — заработало. Офис справился, ну, правда, пришлось подкрутить что-то под специфику. Зато он сейчас еще коробочку берет для производственного учета — электронщики его фирму уже знают. Заточка подобающая, и недорого.

— Знаю я, как с этими сторонними работать, ходит у нас один… — Сходняку нравилось, когда есть конкретный человек, с которого всегда можно спросить. Аутсорсинг Николай воспринимал как размывание ответственности, хоть и допускал, что у него, возможно, не было положительного опыта в этом вопросе. — Если идти таким путем, надо брать себе спеца на постоянку из той же IT-конторы — пусть будет наготове.

— Кстати, Коля, я тут Макса Думкина на Увильдах встретил — вот кто реально от CRM-то пострадал! Его шеф, кандидат, блин, математических наук, поставил дорогущую систему, IT-директора, как вот ты хочешь, нанял, чтоб внедрял… Через месяц половина Максовых продавцов убежала к конкурентам с базами клиентскими под мышкой.

— Я-то думал, от Думкина черта с два убежишь — он же… ладно, неважно… Чего у него случилось-то?

— Восстание: навесили на них обязанностей по ведению отчетов всяких, клиентов заставили светить и данные все по ним в базу вносить. Ты же знаешь, как новшества коллектив принимает, а тут мало что им мозг нагрузили по полной и премию отбирают за саботаж CRM, так еще лишили исключительных прав на клиентуру.

Тираду Нигматуллина прервал звонок мобильника: секретарь красочно описала Сходняку, как из-за грозы в розетках скакнуло напряжение, сервер в очередной раз упал, офис «Любо-Дорого & Ко» погрузился во тьму и анархию — срочно требуется вмешательство предводителя.

Какой должна быть последовательность действий Николая Сходняка по реорганизации информсистемы компании? Как предотвратить конфликты с персоналом, которые неизбежно возникнут в процессе внедрения?


Арсений Дикий - директор рекрутингового агентства Skanding Group
Если компания купит коробочный CRM, это не только не решит цели внедрения, но и добавит головной боли: ИТ-специалистам и руководству будет недоставать взаимопонимания, каждый будет разговаривать на своем языке. В идеале, внедрение ПО должно опираться на бизнес-процессы компании, понятные и руководству, и ИТ-службе. Мне видится, что первоочередная задача развивающейся компании  качественно описать процессы, то есть собрать как можно больше статистики успешного и неуспешного решения тех или иных задач, после чего регламентировать успешный вариант и автоматизировать именно его, не важно с помощью какого продукта  CRM или EPR. Чтобы тестировать ПО в компании, необходимо провести аттестацию сотрудников на знание БП и CRM, после чего приступать к полнофункциональному использованию.

Примечательно, что инициатива подобного проекта идет «сверху», это повышает вероятность успешного внедрения в разы. Вместе с тем, Сходняк неумолимо столкнется с саботажем со стороны персонала, не умеющего и не желающего работать по-новому. Этого можно избежать, если на общем собрании обозначить цели для персонала и выделить инициативную группу. В нее могут входить специалисты абсолютно разных отделов (финансов и бухгалтерии, маркетинга и продаж, отдела персонала и т. д.), именно они станут основой внедрения.

Виктор Вальчук  - директор консалтинговой компании «АРБ-Консалтинг»
Главная задача на первом этапе  прописать бизнес-процессы. В результате станет понятно, утеря каких сведений наи­более рискованна для компании, какова необходимая скорость обработки той или иной информации, какие и как часто нужны отчеты. Также следует посмотреть, как описанные процессы будут развиваться в дальнейшем. Например, в планах компании «Любо-Дорого»  экспансия в регионы, появление удаленных подразделений, которые усложнят задачу. На следующем этапе нужно приступать к выбору ПО. Оно должно поддерживать эти бизнес-процессы. Возможно, в итоге получится, что не так уж и нужна навороченная ЕRP.
И первый, и второй этап можно делать самостоятельно, но я бы пригласил специалистов. Для описания бизнес-процессов следует обратиться в фирму, которая занимается их проработкой и обслужила не менее десяти компаний. Желательно обращаться в ту компанию, которая не привязана к конкретному ПО, а консультирует по поводу выбора систем.
Конечно, сопротивление персонала при внедрении CRM будет, поэтому нужно обязательно провести обучение менеджеров по продажам и руководителей. Обычно проблема обратная  сотрудники приходят после обучения с новыми идеями, а руководство не готово к ним. А здесь инициатива директора, поэтому нужно просто вовлечь сотрудников, дать им возможность гордиться проводимыми изменениями.

Дмитрий Климов - директор Park City
Я считаю, что, во-первых, г-ну Сходняку следует найти специалиста в области ИТ-технологий с опытом внедрения подобной системы. Тогда у него будет готовое решение по внедрению, настройке системы, заточке ее под готовый бизнес, он будет знать все подводные камни. Второй шаг  купить обязательно коробочный лицензионный софт, чтобы приглашенный специалист настроил эту систему. Что касается выбора CRM, мы купили отечественную систему «Эдельвейс». Все говорили, что надо приобрести импортную, но тогда все расходы на приезд специалистов из Москвы для настройки: билеты, оплата их работы  ложатся на вас. А если вы устанавливаете отечественную систему и принимаете своего специалиста, вы будете платить ему гораздо меньше, а делать он будет то же самое  заниматься настройкой.
С персоналом необходимо просто провести аттестацию на профпригодность  смогут ли они работать с этим софтом. Когда мы внедряли подобную систему, я говорил людям: мне нужны специалисты со знанием продукта, я могу вам сказать  идите, пожалуйста, и за свои деньги по вечерам учитесь, но я, как демократичный руководитель, предлагаю вам учиться в рабочее время за деньги, которые заплатим мы, и они с огромным энтузиазмом начали учиться. Работая с подобной системой, сотрудники повышают свои конкурентные преимущества. А чтобы мотивация была еще выше, можно премировать за проведение аттестаций.
Самое читаемое
  • В Челябинске завершили первый этап благоустройства набережной озера СмолиноВ Челябинске завершили первый этап благоустройства набережной озера Смолино
  • «Чтобы увеличить прибыль, наведи порядок на рабочем месте и в голове» — Сергей Казаков«Чтобы увеличить прибыль, наведи порядок на рабочем месте и в голове» — Сергей Казаков
  • С Кировки уберут две скульптурные композицииС Кировки уберут две скульптурные композиции
  • Премия «Человек года»: кто кормит Южный Урал?Премия «Человек года»: кто кормит Южный Урал?
  • В Челябинской области срываются сроки начала массовой вакцинации от коронавирусаВ Челябинской области срываются сроки начала массовой вакцинации от коронавируса
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.