«В Германии средняя оптовая наценка от 1 до 3%, а в России 10-15%. А, например, у южноуральского производителя себестоимость десятка яиц — 18 рублей, тогда как на прилавках мы видим минимум за 49,9».
Повлиял ли рост НДС на цену конечного продукта, как покупатели могут бороться с новыми ценниками и почему ритейлеры пользуются ситуацией — в Челябинске эксперты обсудили изменения в затратах на потребительскую корзину, которые бурно обсуждаются с конца прошлого года. Так, руководитель проекта «Народный контроль» Вадим Воробей сообщил, что рост цен очевиден, но он не вызван лишь ростом налога на добавленную стоимость с 18 до 20%.
Каждый январь каждого года можно говорить о повышении цен, оно традиционно, оно связано с тем, что у нас закончился урожай прошлого года, и в потребительскую корзину входят зарубежные продукты, — отмечает Вадим Воробей.
Рост НДС, в первую очередь, повлиял на политику магазинов низкого ценового сегмента: им пришлось поднимать цены. Тем не менее, основная проблема не в последних изменениях в законе, а в количестве участников процесса доставки продукта от производителя до покупателя, уверен эксперт.
Я считаю, что есть возможность снизить цены. Между производителем и конечным потребителем есть посредники. В Германии средняя оптовая наценка составляет от 1 до 3%, а в России 10-15%. А, например, у южноуральского производителя себестоимость десятка яиц — 18 рублей, тогда как на прилавках мы видим минимум за 49,9. Эти 200% — наценка, — считает Владимир Воробей.
Цены поднимают и затраты на энергоносители, добавляет заслуженный экономист России Дмитрий Довженко. Электричество и топливо используются на всех этапах: от производства до логистики и продажи. К этим факторам проректор по экономике и финансам ЮУрГГПУ (ЧГПУ) Павел Рябчук добавляет изменения курса рубля и сохранение большой доли импорта в продуктовой линейке.
Есть и другие проблемы. Речь идет и об отсутствии конкуренции: рынок в России больше олигополистический, чем рыночный. Если раньше мы в каждом доме видели магазины в формате «у дома», то сегодня их нет. А первые этажи в новых микрорайонах строят специально под сети, потому что это надежный арендатор, — отмечает Павел Рябчук.
По мнению эксперта в области ритейла Марии Анохиной, крупные компании воспользовались испугом населения, которое обсуждало рост цен в течение полугода. Сети мониторят психологическое состояние покупателя и всегда готовы поднять цены, уверен специалист.
Мы сами вырастили этих монстров. Маленькому предпринимателю стало очень тяжело: удорожание логистики, усиление налогового контроля, — отмечает Мария Анохина.
Специалисту вторит представитель комитета ЮУТПП по экологии Андрей Минченко. Он уверен, что чиновники, ведя борьбу с киосками и ларьками, привели к появлению монополистов.
Сейчас у нас рынок торговых сетей, они диктуют условия, смотрят друг на друга и не снижают цену ниже, чем договорились. Я так понимаю, нарушителем этой конвенции стало «Красное и белое». Может быть, отчасти за это и поплатилось. Наши местные товары могли бы стоить намного дешевле, если бы продукты в ритейлерах были ниже, — отметил Андрей Минченко.
По мнению Павла Рябчука, «Красное и белое» отличилось дешевое продукцией, потому что делало меньшую наценку: «у них аппетиты меньше». Кроме того, сеть максимально экономила торговые площади, соответственно требовала меньшую цену на полке, и допускала конкуренцию среди поставщиков. Другие же торговые сети изначально «затачивают под конкретного поставщика, чтобы местные производители не смогли выиграть конкурс», считает Вадим Воробей.
Напомним, в Министерстве экономического развития России сообщили, что инфляция за первые две недели 2019 г. составила 0,65% по сравнению с 0,21% за аналогичный период прошлого года. Чиновники отмечают, что инфляция в начале 2019 г. ускорилась из-за решения о двухэтапном повышении тарифов ЖКХ на 1,7% с января и на 2,4% с июля. По прогнозам Министерства экономического развития России, инфляция на конец 2019 г. достигнет 4,3%.одписывайтесь на канал DK.RU в Telegram — главные новости, интервью и авторские колонки в удобное для вас время!