Почему IKEA перенесла открытие в Челябинске, — Анастасия Кузьминова

На прошлой неделе выяснилось, что IKEA в Челябинске откроется не в 2020, а в 2023 г. О том, что могло повлиять на отсрочку планов торговой сети, в авторской колонке DK.RU рассказывает аналитик.

Анастасия Кузьминова, кандидат экономических наук, директор аналитического агентства «Соинвест»:

— Новость о том, что строительство ТЦ «Мега» с гипермаркетом IKEA в очередной раз откладывается, вызвала волну обсуждений и бурю эмоций. Многие эксперты по привычке бросились ругать Челябинск, связывая это с падением покупательной способности, кто-то — с бегством наиболее активной и обеспеченной части горожан от плохой экологии, кто-то — даже с перспективами строительства Томинского ГОКа.

В противовес эмоциям предлагаю посмотреть, какие рациональные мотивы могут стоять за решением IKEA об отсрочке строительства. А также в очередной раз взвесить плюсы и минусы реализации этого проекта для Челябинска.

Опубликованная в октябре прошлого года заметка об итогах 2017 финансового года на RBC.RU (а финансовый год у IKEA заканчивается 31 августа), говорит, что за прошлый год компания потеряла в России 10% выручки. Общемировые продажи, как указывается там же, упали на 1%. По итогам 2017 г., оборот розничной торговли по непродовольственным товарам в РФ хоть немного (на 1,9%), но вырос, а объемы интернет-торговли (по опубликованным данным за 1 полугодие) выросли на 22%. Скорее всего, речь идет о том, что IKEA за год потеряла часть своей доли российского рынка товаров для дома, а учитывая, что начале года было объявлено о долгосрочном 10-40%-ном снижении цен на широкий ассортимент товаров, прибыль сократилась намного сильнее.

В апреле прошлого года компания открыла интернет-магазин, и как указано на сайте компании, за четыре месяца он дал полмиллиарда рублей оборота. Годовую выручку в России компания не публикует, но, если верить данным «СПАРК-Интерфакса», за 2016 год продажи ООО «Икеа Дом» составили 99 млрд. руб. Иными словами, очень приблизительно, уже на самом старте онлайн продаж IKEA получила порядка 1,5% от своей выручки. И это при том, что не все товары и не для всех регионов были доступны, да и условия доставки, например, для Челябинска, существенно менее выгодны, чем уже ставшее для нас привычным обращение к услугам компаний — курьеров. Такой опыт — явный повод задуматься об актуальности старого формата продаж. Тем более, что другие игроки в секторе товаров для дома рапортуют о приростах продаж на десятки процентов за год.

Многолетней стратегией компании было строительство «моллов на картофельных полях», но уже несколько лет в Европе компания отдает предпочтение более компактным, но расположенным ближе к потребителям форматам торговли, а также точкам выдачи заказов. Удобная доступность и акцент на онлайн-активность — вот то, что сейчас в приоритете для IKEA, и об этом явным образом говорится в пресс-релизах. Эпоха мега-моллов в мире идет к закату, и с каждым годом это все более очевидно.

Что касается планов развития в России, то пресс-релизы и факты нередко расходятся. Более года назад компания заявила о планах открытия трех дополнительных ТЦ в Москве, с тех пор никаких движений на этот счет не произошло, а от планов открытия «Меги» в Мытищах IKEA отказалась. В январе 2016 года IKEA арендовала землю для строительства торгового комплекса в Красноярске, но осенью 2017 года расторгла договор аренды, заявив, что в ближайшие четыре-пять лет не планирует строить в Сибири новые магазины, а вместо этого ставка будет сделана на продвижение онлайн-продаж.

Обобщая все эти факты, можно с уверенностью утверждать, что за сине-желтым фасадом IKEA идут сейчас большие перемены, переформатируется сама концепция продаж, вырабатываются новые форматы. Идти в этот период на риск открытия магазинов в России, с которой все так непросто во внешней политике, и где семимильными шагами двигаются китайские онлайн-торговцы, IKEA решится, только если будет совершенно уверена в успехе. В этой ситуации уже тот факт, что проект в Челябинске не свернут, как в Красноярске, а в очередной раз отложен — говорит, скорее, в пользу города.

Что касается проекта IKEA в Челябинске, на эту тему сломано уже немало копий, но мир быстро меняется, и будет не лишним посмотреть на проект с позиции дня сегодняшнего. В безусловные плюсы проекта IKEA, будь он реализован, стоит записать 3 тыс. рабочих мест с официальной зарплатой, с налогами в бюджет Сосновского района и в бюджет области, а также то облагораживающее влияние, которое будет оказано в целом на торговлю товарами для дома.

Есть разные мнения, как скажется IKEA на валовом продукте региона. Я более склонна считать, что в этом показатели мы, скорее, проиграем. Кто-то говорит о предстоящей гибели части малого бизнеса, но я бы не стала говорить, что эти изменения могут быть фатальными. В сравнении с тем влиянием, которое на местный бизнес уже сейчас оказывает Ozon или AliExpress, а из оффлайн-форматов — Leroy Merlin, появление шоу-рума IKEA на 200 километров ближе, чем сейчас, пожалуй, не самое страшное.

Другое дело, какое влияние окажет новый мега-молл (если он будет построен) на город в целом. Челябинск – город с низкой плотностью застройки: в сравнении с Екатеринбургом, например, она ниже в 1,7 раза, при этом Челябинск активно «расползается» на территорию Сосновского района. Низкая плотность застройки — это повышенные расходы, начиная от содержания дорог и заканчивая общественным транспортом и социальной инфраструктурой, это пробки в часы пик. Тенденция этого десятилетия — рост спроса на комфорт, на доступность, на удобную городскую среду. Размазанный по большой площади, с разорванной застройкой, город просто не сможет ее обеспечить. Вы спросите, причем здесь IKEA? Дело в том, что строительство мегамолла – это часть комплексного девелоперского проекта, который приведет к созданию между Челябинском и Новым Кременкулем поселения на 10 тысяч человек. Да, в проекте оно задает новые стандарты комфорта, и есть шанс, что так оно и будет, но плотность и связность города при этом с высокой вероятностью ухудшится, если только не ожидать взрывного роста населения.

В заключение хочется сказать, что городу сейчас гораздо нужнее девелоперские проекты внутри освоенной территории, редевелопмент промзон в центральной части, реновация старых двухэтажных кварталов с созданием современных удобных пространств, новые форматы недвижимости, связанные с образом жизни. Лучше подождать несколько лет, когда концепция «моллов на картофельном поле» обновится, и получить актуальный, развивающий город проект.

Колонка написана специально для рубрики «Особое мнение Челябинск»

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.