Почему IKEA перенесла открытие в Челябинске, — Анастасия Кузьминова

На прошлой неделе выяснилось, что IKEA в Челябинске откроется не в 2020, а в 2023 г. О том, что могло повлиять на отсрочку планов торговой сети, в авторской колонке DK.RU рассказывает аналитик.

Анастасия Кузьминова, кандидат экономических наук, директор аналитического агентства «Соинвест»:

— Новость о том, что строительство ТЦ «Мега» с гипермаркетом IKEA в очередной раз откладывается, вызвала волну обсуждений и бурю эмоций. Многие эксперты по привычке бросились ругать Челябинск, связывая это с падением покупательной способности, кто-то — с бегством наиболее активной и обеспеченной части горожан от плохой экологии, кто-то — даже с перспективами строительства Томинского ГОКа.

В противовес эмоциям предлагаю посмотреть, какие рациональные мотивы могут стоять за решением IKEA об отсрочке строительства. А также в очередной раз взвесить плюсы и минусы реализации этого проекта для Челябинска.

Опубликованная в октябре прошлого года заметка об итогах 2017 финансового года на RBC.RU (а финансовый год у IKEA заканчивается 31 августа), говорит, что за прошлый год компания потеряла в России 10% выручки. Общемировые продажи, как указывается там же, упали на 1%. По итогам 2017 г., оборот розничной торговли по непродовольственным товарам в РФ хоть немного (на 1,9%), но вырос, а объемы интернет-торговли (по опубликованным данным за 1 полугодие) выросли на 22%. Скорее всего, речь идет о том, что IKEA за год потеряла часть своей доли российского рынка товаров для дома, а учитывая, что начале года было объявлено о долгосрочном 10-40%-ном снижении цен на широкий ассортимент товаров, прибыль сократилась намного сильнее.

В апреле прошлого года компания открыла интернет-магазин, и как указано на сайте компании, за четыре месяца он дал полмиллиарда рублей оборота. Годовую выручку в России компания не публикует, но, если верить данным «СПАРК-Интерфакса», за 2016 год продажи ООО «Икеа Дом» составили 99 млрд. руб. Иными словами, очень приблизительно, уже на самом старте онлайн продаж IKEA получила порядка 1,5% от своей выручки. И это при том, что не все товары и не для всех регионов были доступны, да и условия доставки, например, для Челябинска, существенно менее выгодны, чем уже ставшее для нас привычным обращение к услугам компаний — курьеров. Такой опыт — явный повод задуматься об актуальности старого формата продаж. Тем более, что другие игроки в секторе товаров для дома рапортуют о приростах продаж на десятки процентов за год.

Многолетней стратегией компании было строительство «моллов на картофельных полях», но уже несколько лет в Европе компания отдает предпочтение более компактным, но расположенным ближе к потребителям форматам торговли, а также точкам выдачи заказов. Удобная доступность и акцент на онлайн-активность — вот то, что сейчас в приоритете для IKEA, и об этом явным образом говорится в пресс-релизах. Эпоха мега-моллов в мире идет к закату, и с каждым годом это все более очевидно.

Что касается планов развития в России, то пресс-релизы и факты нередко расходятся. Более года назад компания заявила о планах открытия трех дополнительных ТЦ в Москве, с тех пор никаких движений на этот счет не произошло, а от планов открытия «Меги» в Мытищах IKEA отказалась. В январе 2016 года IKEA арендовала землю для строительства торгового комплекса в Красноярске, но осенью 2017 года расторгла договор аренды, заявив, что в ближайшие четыре-пять лет не планирует строить в Сибири новые магазины, а вместо этого ставка будет сделана на продвижение онлайн-продаж.

Обобщая все эти факты, можно с уверенностью утверждать, что за сине-желтым фасадом IKEA идут сейчас большие перемены, переформатируется сама концепция продаж, вырабатываются новые форматы. Идти в этот период на риск открытия магазинов в России, с которой все так непросто во внешней политике, и где семимильными шагами двигаются китайские онлайн-торговцы, IKEA решится, только если будет совершенно уверена в успехе. В этой ситуации уже тот факт, что проект в Челябинске не свернут, как в Красноярске, а в очередной раз отложен — говорит, скорее, в пользу города.

Что касается проекта IKEA в Челябинске, на эту тему сломано уже немало копий, но мир быстро меняется, и будет не лишним посмотреть на проект с позиции дня сегодняшнего. В безусловные плюсы проекта IKEA, будь он реализован, стоит записать 3 тыс. рабочих мест с официальной зарплатой, с налогами в бюджет Сосновского района и в бюджет области, а также то облагораживающее влияние, которое будет оказано в целом на торговлю товарами для дома.

Есть разные мнения, как скажется IKEA на валовом продукте региона. Я более склонна считать, что в этом показатели мы, скорее, проиграем. Кто-то говорит о предстоящей гибели части малого бизнеса, но я бы не стала говорить, что эти изменения могут быть фатальными. В сравнении с тем влиянием, которое на местный бизнес уже сейчас оказывает Ozon или AliExpress, а из оффлайн-форматов — Leroy Merlin, появление шоу-рума IKEA на 200 километров ближе, чем сейчас, пожалуй, не самое страшное.

Другое дело, какое влияние окажет новый мега-молл (если он будет построен) на город в целом. Челябинск – город с низкой плотностью застройки: в сравнении с Екатеринбургом, например, она ниже в 1,7 раза, при этом Челябинск активно «расползается» на территорию Сосновского района. Низкая плотность застройки — это повышенные расходы, начиная от содержания дорог и заканчивая общественным транспортом и социальной инфраструктурой, это пробки в часы пик. Тенденция этого десятилетия — рост спроса на комфорт, на доступность, на удобную городскую среду. Размазанный по большой площади, с разорванной застройкой, город просто не сможет ее обеспечить. Вы спросите, причем здесь IKEA? Дело в том, что строительство мегамолла – это часть комплексного девелоперского проекта, который приведет к созданию между Челябинском и Новым Кременкулем поселения на 10 тысяч человек. Да, в проекте оно задает новые стандарты комфорта, и есть шанс, что так оно и будет, но плотность и связность города при этом с высокой вероятностью ухудшится, если только не ожидать взрывного роста населения.

В заключение хочется сказать, что городу сейчас гораздо нужнее девелоперские проекты внутри освоенной территории, редевелопмент промзон в центральной части, реновация старых двухэтажных кварталов с созданием современных удобных пространств, новые форматы недвижимости, связанные с образом жизни. Лучше подождать несколько лет, когда концепция «моллов на картофельном поле» обновится, и получить актуальный, развивающий город проект.

Колонка написана специально для рубрики «Особое мнение Челябинск»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.