«Классных специалистов не удержать только высокой зарплатой. Важно создать комфортную среду для жизни. И за последние годы облик Сатки сильно изменился».
О том, как удалось привнести яркие краски в городскую среду и культурную жизнь моногорода, а также о новой стратегии развития и инвестиционных проектах одного из старейших промышленных предприятий региона в интервью DK.RU рассказал заместитель генерального директора Группы Магнезит Василий Верзаков.
Магнезит широкого назначения
Группа Магнезит — вертикально интегрированная компания, обеспечивающая полный цикл производства огнеупорных материалов, инновационные инжиниринговые решения и комплексное сервисное обслуживание тепловых агрегатов. В рейтинге топ-100 крупнейших компаний Челябинской области по размеру выручки за 2018 г., составленном DK.RU, группа оказалась на десятой позиции с показателем 26,7 млрд руб., продемонстрировав за прошедший год прирост на 24%.
Чем сегодня живет одно из старейших предприятий региона?
— Да, за плечами — почти 120-летняя история, но мы не живем вчерашним днем: четко определяем стратегию, внедряем прогрессивные технологии. Сегодня на Саткинской производственной площадке Группы Магнезит идет строительство совершенно нового завода. Одновременно, не прерывая производственный цикл, возводим восемь цехов — современных, с высоким уровнем автоматизации. На основе партнерских отношений с ведущими мировыми производителями заменяем не просто отдельные устаревшие агрегаты, а целые комплексы и производственные участки. В связи с этим приведу любопытный факт. Одна из наших вращающихся печей для обжига сырого магнезита, установленная еще в послевоенные годы, оказалась предшественницей современных аналогов, которые производятся все на том же немецком предприятии, которое за это время успело сменить название, вошло в большую промышленную группу — SMS Group — и сохранило свои уникальные компетенции. Вообще, надо сказать, в огнеупорном мире есть два высокотехнологичных направления: Германия и Япония. Именно эти страны задают тренды. Но в нашу производственную кооперацию мы активно вовлекаем и российских разработчиков, чтобы у них была возможность оценить передовые зарубежные технологии, почерпнуть недостающие знания, — и, надо сказать, есть хорошие наработки у производителей прессового оборудования для клинкера, горелочного, фильтровального оборудования.
Производство огнеупоров находится в сильной зависимости от положения дел в металлургическом секторе. В следующем году эксперты прогнозируют, что конъюнктура на мировых рынках будет складываться не слишком благоприятная, прогнозируете просадку?
— Действительно, Группа Магнезит традиционно ориентирована на металлургию — до 75% в структуре сбыта приходится на продукцию для металлургии, это объективно для производителя на основе оксида магния. На самом деле тенденция по снижению спроса на огнеупоры зародилась не вчера. Совершенствование технологии производства стали с применением современных видов огнеупорных материалов и изделий приводит к существующему снижению потребления огнеупоров. Мартеновские печи становятся историей, на смену им приходят менее энергоемкие агрегаты. Также особенно значимыми для нас являются направления, связанные с цементной и известковой промышленностью. Здесь мы ожидаем увеличение продаж не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. В связи с этим плавно снижается потребность в магнезиальных порошках, зато, к примеру, растет спрос на торкрет-массы и тампонажные смеси для нефтяной и газовой промышленности, и это, кстати, более маржинальное направление.
Внедрение новых линий как раз и направлено на то, чтобы получать первоклассный русский магнезит, который востребован, в том числе при производстве стройматериалов. А мировой рынок сухих строительных смесей — порядка 4 млрд тонн в год. И сегодня добрая половина этого гигантского объема приходится на долю китайских поставщиков. Есть желание несколько потеснить эту монополию.
Так что с каждым годом номенклатура расширяется. А в плане взаимодействия с металлургическими предприятиями «Магнезит» стремится в принципе изменить подход. Как происходит сегодня? Предприятие объявляет тендер, побеждает поставщик, который предложит наименьшую цену. А это не всегда оптимальный путь. Гораздо более правильным, как и во многих других отраслях, является комплексный подход, основанный на долгосрочных партнерских отношениях.
Насколько сильно предприятие ориентировано на экспорт?
— Сейчас в портфеле заказов на внутренний рынок — а это не только Россия, но и страны СНГ, — приходится примерно 75%. Безусловно, зарубежные рынки открывают широкие возможности, так что долю экспорта стремимся наращивать.
Растущая автоматизация производства подразумевает серьезное сокращение штата?
— Речь не столько о сокращении, сколько о том, что предприятие последовательно проводит политику по переводу не основных видов деятельности на аутсорсинг: это, например, перевозки, общественное питание, медицинское обслуживание. И, надо сказать, в большинстве случаев это идет только на пользу и материнской структуре, и окончательно отпочковавшейся дочке. Яркий пример — «Магнезит Монтаж Сервис», где после перевода численность персонала выросла в три раза, а география бизнеса вышла за пределы не только региона, но и страны. Есть высокий уровень компетенций, есть стабильный заказ от «Магнезита» и при этом — динамичное развитие на внешнем рынке. Разве плохо? Каждый продолжает заниматься своим делом или находит себя в новой сфере.
Магнезит — уникальный природный материал. На какой срок хватит запасов в месторождениях?
— Давайте посчитаем.
Только разведанных запасов у нас на балансе — 246 млн тонн, а потребность с учетом доли «Магнезита» на мировом рынке — до 2,2 млн тонн в год. Простой математический расчет показывает, что хватит на более чем сто лет. При этом дальнейшая разведка продолжается, а мы работаем над тем, чтобы повысить выход годного продукта: не только магнезита, но и, к примеру, доломита.
Сферы применения невероятно широкие: и атомная, и стекольная промышленность, и производство стройматериалов — не только сухих смесей, но и, к примеру, наливных полов, огнеупорных деревянных панелей. И даже, казалось бы, такие неожиданные области, как медицина и производство кормов и витаминных добавок для домашних питомцев и крупного рогатого скота.
А как магнезит добывается?
— Традиционно велась как открытая разработка в карьерах в Сатке и в Красноярском крае, так и добыча шахтным способом. Мы постоянно задумываемся о том, как повысить показатели извлечения породы. И в этом году запустили масштабную пятилетнюю программу по развитию минерально-сырьевой базы Саткинской площадки. Технологический проект предусматривает строительство помольно-закладочного комплекса, с помощью которого будет производиться закладка выработанного пространства шахт твердеющим материалом. Если раньше оставались так называемые «целики», то сейчас перешли на метод извлечения добычи блоками, тем самым нарастив добычу магнезита на 20-30%.
В последние годы повышение экологической безопасности — один из главных трендов в промышленности. Что реализовано на предприятии в этом плане?
— За предыдущие десять лет в экологические программы инвестирован миллиард рублей, а на ближайшие три года запланированы инвестпроекты еще на 1,6 млрд рублей. Это не только три основных направления экозащиты — воздух, вода и рекультивация используемых земель. К примеру, модернизируем очистные сооружения для сточных шахтных вод, причем по совершенно новой технологии: это будет комплекс из нескольких каскадов, которые транспортируют воду в огромные резервуары — Степной и Березовский карьеры (первый уже частично затоплен, а второй будет законсервирован в следующем году). Так вот, за счет каскадной фильтрации затопленные карьеры могут использоваться в дальнейшем, например, для разведения рыбы.
Рассматриваем также возможности придать новый смысл рекультивации: возвращать в оборот не просто восстановленные земли, а искать им новое применение, например, в сельском хозяйстве, строительстве.
Высокое искусство — в массы
Фонд поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание» реализует уникальные программы в области искусства и образования, в социальной сфере и благотворительности. Под эгидой фонда в Сатке ежегодно проводятся международные фестивали, яркие культурные события. За шесть лет своего существования фонд сумел заложить основу для новых смыслов и ценностей, нового качества жизни небольшого промышленного города.
Ваш карьерный путь в группе начался больше четверти века назад. Как в вашей жизни появился «Магнезит»?
— На самом деле в первый раз я пришел на «Магнезит» в два с половиной года. Вся семья так или иначе была связана с «Магнезитом», причем в двух поколениях. Отец и мама были задействованы в расчетных, планово-экономических процессах, так что в период закрытия отчетности — с первое по пятое число каждого месяца — пропадали на работе чуть ли не сутками. С местами в детском саду была напряженка, так что однажды дед просто взял меня с собой в цех. Такая вот история.
Потом, понятное дело, была школа, вуз, и на «Магнезит» я вернулся уже инженером. Поработав несколько лет в лаборатории и поняв природу и суть технологического процесса, захотел попробовать силы в новых сферах — например, в сбыте. Направление было интересное, цветная металлургия.
Большинство предприятий находятся в похожих моногородах — разумеется, когда бывал в командировках, невольно смотрел, сравнивал. Но Сатка так и не отпустила.
«Магнезит» и сегодня остается социальным лифтом?
— Абсолютно точно. Компания живет новыми идеями, никогда не останавливается, так что все дороги открыты.
А вообще кадровая проблема сегодня стоит остро?
— Огромный дефицит первоклассных специалистов — головная боль для всей промышленности. К сожалению, учебные заведения, которые готовят дипломированных специалистов, так и не шагнули в новое время, там рассказывают о технологиях, которые уже устарели и не применяются на современном производстве. Да и количество учебных кафедр стремительно сокращается.
Так что эйчары выискивают юные таланты буквально со школьной скамьи — ребят, у которых есть задатки, чтобы хорошо разбираться в химии, энергетике, горных переделах.
Кстати, Сатка — родина шахматного всеобуча, семнадцать лет здесь работает школа десятого чемпиона мира по шахматам Бориса Спасского. Шахматы развивают эрудицию, целеустремленность, порождают свободу мысли и еще много хороших и важных качеств, которые дают основу тем самым навыкам, которые сегодня принято называть «надпрофессиональными».
Сегодня многие города области сталкиваются с огромной проблемой — оттоком населения. Способные выпускники школ уезжают учиться и не стремятся вернуться на малую родину. Что может изменить ситуацию?
— Высокий уровень образования и насыщенная культурная жизнь в городе. Классных специалистов не удержать только высокой зарплатой. Важно создать комфортную среду для жизни. И за последние годы облик Сатки сильно изменился. Летом совместно с фондом «Собрание» мы провели международный фестиваль уличного искусства Satka Street Art Fest — уже третий по счету. Именитые художники из Германии, Италии, Швейцарии, Испании, ЮАР, Нидерландов, Франции, России рисуют яркие муралы на фасадах зданий, проводят мастер-классы, кинопоказы и лекции о современном искусстве, давно вышедшем за рамки музеев и галерей. Привлекая творческую молодежь для создания интересных и необычных общественных пространств, мы стремимся расширить культурные горизонты жителей Сатки. К примеру, позапрошлым летом немецкий художник Хендрик Байкирх на торце одного из домов в центре города создал гигантский монохромный портрет бабушки — ветерана «Магнезита», труженицы тыла с правнучкой, который показал не только красоту души наших людей, но и связь поколений. Как только Хендрик появился с огромным краном и банками с краской, вокруг сразу собралась толпа детей. Они настолько заразились его энтузиазмом, что стали добровольными помощниками и, можно с уверенностью сказать, продолжателями дела.
К слову, вовлечение горожан в процесс создания общественных пространств — это одна из главных задач наших фестивалей. Человек, который своими руками высадил дерево или покрыл лаком лавочку, уже вряд ли выбросит бумажку мимо урны. Своими проектами мы можем дать лишь начальный импульс, а по-настоящему преобразить город могут только те, кто в нем живет.
А у вас есть любимый уголок в Сатке?
— Мне в принципе нравится город. Здесь не так много типовых многоэтажек, поэтому он соразмерен человеку, самобытный, несуетливый город. Замечательно, что в последние годы возрождается культура пеших прогулок. Как известно, в движении — сила. Человек не сидит у телевизора, а гуляет, и не один, а с семьей. Прокладываем и велосипедные, и пешеходные дорожки, есть идея связать все части города в единый маршрут. Кстати, недавно показывал друзьям, которые приехали в Сатку впервые, cтрит-арт. Смотрю: рядом с муралами двое мужчин фотографируются. Оказалось — дальнобойщики, ехали по трассе, увидели рисунки на фасадах домов и настолько были впечатлены, что бросили грузовики на стоянке и решили прогуляться пешком, чтобы все хорошенько рассмотреть. Уверен, теперь расскажут о Сатке всем знакомым (улыбается – прим. ред.).
Насколько мне известно, в Сатке регулярно проходят концерты симфонической музыки, фестиваль оперного искусства. Насколько оправдана столь высокая культурная планка?
— Международный фестиваль классической музыки имени Елены Образцовой «Кармен» прошел в Сатке уже в третий раз. У его истоков стояла сама Елена Васильевна, которая выступала в нашем городе в 2013 году. В её блистательной карьере было множество театральных подмостков самых именитых оперных театров и концертных залов мира. Но Сатка навсегда оставила след в ее сердце. Программа фестиваля невероятно разнообразна и проходит не только в атмосфере театров и дворцов культуры, но и на открытых площадках, на которых из года в год собираются тысячи и тысячи людей. Это праздник международного масштаба, праздник для всех. Своим участием зрители голосуют за настоящее искусство, показывают его растущую востребованность и собственную художественную зрелость.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.