Перебравшись в Турцию пожить в тепле после выхода на пенсию, я не устаю рассказывать друзьям о своем житье-бытье и отвечать на массу вопросов: что подтолкнуло, как решилась и почему именно Турция?
Елена Березюк, в прошлом — сотрудник крупной энергетической компании, о своем решении уехать в Турцию и особенностях жизни в этой стране:
— Я едва поймала себя за руку, чтобы не сбросить со стола компьютер. Телефонный звонок заставлял вздрагивать и сжиматься в ожидании очередного пенделя от шефа. Приходя с работы, я закрывалась в комнате, чтобы выжать из своей душонки остатки светлого и не отравлять жизнь окружающим. Я поняла, что выгорела. Дальше — только пепел. И мы решили: надо спасаться и менять свою жизнь.
Спасибо, дядя!
Мы — это мой муж Сергей и я, его жена с 36-летним стажем. Мы не просто пара, мы — команда. Поэтому решение воспользоваться «проездным билетом» и уйти на пенсию, оставив приличную работу, было обоюдным. Так же, как и решение, куда уехать, кардинально изменив свою жизнь. Выбором стала Турция и милейший городок Алания.
Конечно, мы не безбашенные, все обдумали и готовились к турецкому походу. Идея пришла в голову в 2016 г., когда мы, отдыхая недалеко от Манавгата, первый раз решили покинуть границы отеля и пожить как «дикие».
Начало апреля. Проникающий в каждую ноздрю аромат цветущих апельсиновых деревьев и жасмина сделал свое дело: захотелось дышать полной грудью. Купленные на рынке эритрейские апельсины (каждый с хороший мужской кулак) поразили необычной сладостью и маслянистостью. От ароматного пиде не оказалось изжоги!
Слегка очумелые от бутылочки «Эфеса» (ну ладно — двух), пошли блуждать по улочкам Манавгата. К нам пристал дядечка лет шестидесяти, которому было скучно и хотелось с кем-то поговорить. Пару часов мы сидели в кафешке, пили чай из армудов, потом кофе, полируя его холодной водой. И слушали историю нашего нового знакомца о том, как он тут живет, что, где и почем.
Мужчина оказался бывшим москвичом, который продал там свою квартирешку и переехал с женой в «тепло, фруктовый рай, море, воздух, подальше от суеты, межсезонной серости и промозглой зимы». Спасибо тебе, дядечка! Ты стал нашим колумбом, открывшим путь в Турцию. Через год мы приехали сюда купить квартиру и сделали это за пять дней (что тут думать, прыгать надо!). Еще через год, когда государство выдало тот самый «проездной» в виде не слишком щедрого пенсиона, мы уже уехали в Аланию, выбрав именно это не шумный и ментально подходящий нам город.
Основание для долгосрочного пребывания в Турции дает наличие собственного жилья — так называемое «тапу», либо официальный договор долгосрочной аренды жилья. Если нет никаких отягчающих обстоятельств с законом или документами, то кимлик (так называется карта, которую выдаст Турецкая республика) можно получить довольно быстро. Наше заявление было принято в октябре, в конце ноября мы получили вид на жительство на два года.
Во сколько это обошлось? Помощь присяжного переводчика, который помог правильно заполнить анкеты, перевел свидетельство о браке, заверил его нотариально (примерно 90 лир), сам съездил и купил для нас медицинскую страховку — все это стоило около 400 лир (у нас был минимальный набор переводимых документов и простая история). Стоимость самой медицинской страховки составила 400 лир в год на одного, на двоих на два года это 800 лир. Некоторые берут страховки дешевле — есть минимальный порог. Но это обязательно. Далее мы оплатили оформление документов в официальных органах с учетом стоимости самой карты — 650 лир на двоих.
Итого на двоих на два года оформление вида на жительство заняло два месяца и примерно 1900 лир, или около 23 тыс. руб. Ваша сумма может быть иной в зависимости от пакета документа, наличия детей, гражданства той или иной страны.
Пять отличий
Я поняла, что есть живой интерес и огромное желание у многих изменить что-то в своей жизни, сделав ее ярче и интереснее. Кто-то мне возразит — ярко и интересно можно жить везде. Это бесспорно. Но я — о другом.
Есть такой подход — назови пять отличий. Пять отличий и особенностей «той» и «этой» жизни, которые стали для меня наиболее очевидными. На самом деле их гораздо больше. Но раз пять, пусть столько и будет.
Здоровье. Первый раз за много лет осенью, зимой и весной ко мне не пришла ангина. А заодно с ней — депрессия и другие болячки. Солнце и море, яркие краски, активное движение сделали свое дело. Зимой, когда температура вечером опускается до плюс 5-8 градусов, мы греемся на улице длинными походами. Поначалу еле домой приползали, даже постыдно на автобусе садились, чтобы вернуться с маршрута. Но потом привыкли. Декабрь особенно хорош для таких «марафонов». Море еще отдает летнее тепло, а с гор уже дует свежий ветер. Одна щека теплая, другая холодная — часть пути лежит по набережной. Куда только ни забирались потом, делая, как аланийские коты, метки своего присутствия. Ну не в прямом смысле, конечно.
Атмосфера. Утром я стараюсь выйти на прогулку, чтобы бодренько пройтись вдоль моря и словить потоки ласкового солнца. Маленькая Айнур, которая ждет, когда приедет школьный автобус, подбегает ко мне обняться. Спасибо, тебе, девочка, за такую щедрость! Мы даже не были знакомы, она по своей детской простоте решила, что так надо. Это потом мы уже не пропускали друг друга, в кармане я держу всегда конфеты для Айнур и других детишек — турецких, русских, украинских, казахских, что живут в нашем доме. Но Айнур стала самой лучшей подружкой.
Открытость, позитивное восприятие жизни, улыбка на лицах людей, отсутствие агрессии и суеты, какого-то искусственного нагнетания оптимизма. Наверное, это проникает в людей вместе с солнцем, ветром, ароматами круглый год чего-то цветущего.
Еда. Обожаю ходить на рынок! Рациональные советчики рекомендуют идти к его закрытию, чтобы купить дешевле. Я хожу к открытию. Запахи свежей зелени, круглогодичной клубники, горячих лепешек, оливкового масла просто сшибают. И первому покупателю всегда скидка. Мы коренным образом изменили рацион питания. Свежие овощи и фрукты доступны круглый год. Наш недельный бюджет в походе на рынок составляет около 100 лир, это примерно 1200 руб. И это несметное количество пакетов, в которых оранжево-зелено-красное-желтое изобилие.
Все «понаехавшие» сходятся во мнении, что здесь чистая в смысле экологии и отсутствия в ней всякой дряни еда. Первые месяцы мучают фантомы бутерброда с колбасой, потом они умирают безвозвратно. Килограммовые коробки свежего сливочного йогурта с корочкой, изобилие всяческих сыров, хрустящие палочки с кунжутом, мой любимый каймак на горячем хлебе, за которым я бегаю по утрам в пекарню рядом с домом.
Лекарства. Как ни крути, а мимо аптек не пройти. То себе что-то надо, то родителям, то знакомые и друзья что-то заказывают. В Турции довольно хорошо развита фармацевтика. Они затащили сюда немецкие и французские технологии, развили собственное производство. За подделку лекарств карают тюремным сроком. Цены регулирует государство, поэтому не надо узнавать, где что дешевле. На отдельные препараты цена может быть в два раза ниже, чем в наших аптеках. Так что будете в Турции — составьте заранее список того, что нужно купить, но только по названию действующего лекарственного препарата. В аланийских аптеках многие говорят по-русски хотя бы чуть-чуть. Я просто показываю список из названий на латыни — и никаких проблем.
Времяпровождение. Многие спрашивают меня, не страдаете ли вы там от дефицита общения? Ни языка, ни друзей, ни театров… Уж точно, от чего не страдаем, так это от скуки и одиночества. Иду с рынка, догоняет на мотоцикле сосед Мурад, хватает пакеты из рук, почти силком садит меня на мотик и довозит до дома. Я ему: «тeşekkür ederim» — спасибо, он смеется и отсыпает мне в карман миндальных орехов.
Масса новых знакомств с теплыми и позитивно настроенными людьми неожиданно вошли в нашу жизнь. Легко, быстро, без напряга и обязательств.
Мы ездим в горы на пикники (мангальчик всегда с собой в багажнике машины), на экскурсии и просто «пошариться» по окрестностям. Корю себя за то, что в мае не поехали в соседний Сиде на концерт Спивакова. Но был форс-мажор: гости приехали в немалом количестве. Да, про море ничего не сказала…Так вот оно, рядом, что про него говорить... Пошел да искупался!
«Все равно вернетесь»
Часто слышу эту фразу в свой адрес. Вот как лодку назовете, так она и поплывет. Пусть сейчас мне будет хорошо и комфортно, чем я буду думать наперед лет на десять, придумывать себе кучу страхов и бояться выйти на улицу, как отданный нам на воспитание кот Мушон.
Первые полгода я сравнивала постоянно: там и тут, в Алании и дома... Потом пришла к простому выводу: зачем жить в этих сравнениях, искать негатив, пытаться менять ситуацию под привычную ранее картину мира. «Просто живи и радуйся», — сказала я себе.
Моя турецкая подруга Ирэм Эрдинч, которая живет здесь уже много лет, имеет семью, четверых детей и семейное агентство недвижимости, как-то спросила меня : «Алания уже в твоем сердце?». Я не поняла этот вопрос. Спустя некоторое время осознала: да, действительно, этот город и этот образ жизни стал частью меня.
Есть категория людей, которые не отпускают свое место, а есть те, кто открыт и ловит в себе новую волну, новые ощущения, делая свою жизнь ярче. У каждого — своя волна. Я откажусь от Турции по трем причинам: не на что будет существовать и есть альтернатива на родине; если понадобится мое постоянное и неотложное присутствие родным; если поссорятся правители и эта страна станет неуютной для меня. Но пока таких обстоятельств, к счастью, нет! И я с нетерпением жду, когда закончится мой тюменский «отпуск» и я вернусь в Аланию!
Колонка написана специально для DK.RU
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.