«Парковый» — непростительная стратегическая ошибка в развитии города», — Василий Курбацких

Лозунг «пора валить» сегодня задает тон в информационной повестке — скоро можно будет на гербе размещать, под верблюдом. Город депрессивный — это остро чувствуется в сравнении с Екатеринбургом.

В интервью DK.RU бизнесмен, девелопер, владелец бизнес-центра «Аркаим Плаза» Василий Курбацких поразмышлял над тем, что мешает Челябинску избавиться от налета провинциальности и депрессивного фона, и рассказал о планах по созданию пригорода с европейской архитектурой, где могут разместиться многопрофильный медицинский и образовательный центры и IT-кластер.

Печатать книги в 90-е — все равно что печатать деньги

Путь в большой бизнес Василию Курбацких открыло книгоиздательское дело: серия «Миллион меню», выпускаемая издательством «Аркаим», долгое время задавала тренды на российском рынке. Успех закрепило строительство первого в Челябинске бизнес-центра класса «А» – «Аркаим Плаза».

Как вообще возникла идея о том, что стоит издавать книги, когда все вокруг торговали видеомагнитофонами и ксероксами?

— Я начал заниматься книгоизданием еще при Советском Союзе, но по-настоящему прибыльным этот бизнес стал в 90-е. Печатать книги в то время было все равно, что печатать деньги. У людей, которые привыкли, что хорошие книги нельзя просто купить в магазине, их надо доставать по блату, был огромный литературный голод. Издательство «Урал Л.Т.Д.», которое позднее было переименовано в «Аркаим», началось с фантастики, а затем специализировалось на издании биографической литературы, переиздав, в частности, двести биографий из дореволюционной серии «Жизнь замечательных людей» известного книгоиздателя, мецената Флорентия Павленкова. Это стало заметным культурно-просветительским событием в масштабах всей страны. Я вообще считаю, что ЖЗЛ стоило бы в обязательном порядке преподавать в школе — ничто более наглядно не учит истории, не дает настолько четкое представление об ушедшей эпохе, чем опыт предыдущих поколений через призму судеб выдающихся личностей.

В 2000-х Челябинск занимал третье место в стране в книгоиздательской деятельности, по понятным причинам уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу. А в нише кулинарных книг издательство «Аркаим» и бренд «Миллион меню» вообще были лидерами, задавая тренды и моду. Фактически именно мы создали рынок качественной русской кулинарной книги и детской книги-игрушки, выпуская прекрасно иллюстрированные книги, цветные, на хорошей бумаге: печатали в Китае, в тех же типографиях, где размещали заказы крупнейшие издательства Европы и США. Де-факто работали и платили налоги в Челябинске, а книги продавали по всей России и Европе. И среди всех российских издательств больше всего продали прав на переиздание книг за рубежом: к примеру, книга о русской кухне была переведена на 14 языков. В 2011 году, когда стало понятно, что будущее за цифровыми технологиями, я продал издательство лидеру российского книжного рынка – холдингу АСТ — за десять миллионов долларов. Второй крупный игрок на этом рынке «Эксмо» тоже, кстати, проявлял интерес, но АСТ предложил лучшую цену.

На долгое время вы фактически пропали из челябинской повестки. С чем это было связано?

— Действительно, последние лет пятнадцать я жил преимущественно в Москве. Это было связано с несколькими аспектами. И прежде всего, потому что так было удобнее вести дела: чтобы продавать книги от Сахалина до Калининграда, приходилось постоянно находиться в столице, это реалии бизнеса.

Но при этом вложили немалые средства в строительство бизнес-центра «Аркаим Плаза»?

— В то время, пока я работал в Москве, в Челябинске оставалась и разрабатывала новые концепции сильная команда наших девелоперов. В 2005 году завершилось строительство первой очереди «Плазы», а через два года — и второй. «Аркаим Плаза» появился не потому, что я мечтал сам построить хороший офис для собственного издательства.

Решение было принято после того, как я пришел к знакомым бизнесменам, лидерам строительной отрасли в регионе, и сказал: вот проект, я готов выкупить два этажа — и все наотрез отказались. Тогда я взял проект целиком на себя, выступив в качестве инвестора.

Пришлось вспомнить строительное прошлое — я инженер-строитель по специальности, поэтому эта сфера всегда, безусловно, влекла. После окончания университета, кстати, где я занимался наукой, — наверное, это была стезя многих выпускников 31-го физико-математического лицея. Тема научной работы сегодня бы звучала как «разработка цифровых двойников зданий и создание интеллектуальных помощников конструкторов», но в то время эти модные сегодня термины были еще не в ходу. Понятно, что мощности компьютеров по сегодняшним меркам были смехотворны, но суть та же — метод конечных элементов позволял создать фактически цифровую модель любого здания со сложной нагрузкой на конструктивные элементы, что давало возможность рассчитывать его поведение в реальном времени.

«Парковый» — непростительная стратегическая ошибка в развитии города», — Василий Курбацких 1

Не секрет, что Москва в плане подхода к градостроительству опережает Челябинск лет на пятнадцать. К тому же оттуда в двух часа лета — Вена, Мюнхен, Хельсинки. Столица Финляндии за последние пару десятилетий, кстати, пережила настоящий расцвет урбанистики и совершила прорыв в сфере градостроительства. С середины девяностых я наблюдал, как застраивался небоскребами центр Франкфурта-на-Майне, как строится на глазах банковская столица — не пропустил за четверть века ни одной международной книжной выставки-ярмарки, которая проводится там ежегодно.

И каждый раз, приезжая в Челябинск, хотелось что-то здесь изменить — это нормальные амбиции любого бизнесмена. Поэтому для архитектурного бюро я сформулировал техническое задание так: спроектировать бизнес-центр, который мог бы стать украшением любого европейского города и даже через двадцать лет смотрелся бы актуально.

Как видите, прошло уже пятнадцать, а «Аркаим Плаза», получив еще в 2007 году «Золотой кирпич» в номинации «Лучший бизнес-центр регионов России», по-прежнему держится в топе: нет ни одного свободного квадратного метра.

Скажу больше: строительство «Аркаим Плазы» задало в Челябинске моду на красивые здания. В среде бизнесменов тогда было принято покупать новые дорогие автомобили, а не строить здания. Семен Мительман не так давно рассказал мне, что именно тогда задумался о строительстве собственного бизнес-центра. И, уверен, не он один вдохновился — для амбициозных людей нашего города «Аркаим Плаза» стал вызовом. В том числе и потому, что сама идея строительства в Челябинске бизнес-центра класса «А» родилась в 2002 году, когда все вокруг еще отходили от кризиса, да и мне самому приходилось нелегко. Но я понимал, что есть вещи, которые совершенно точно стоит делать, не обращая внимания на то, как думают другие.

А ощущение некоей собственной провинциальности, на ваш взгляд, Челябинску свойственно и сегодня?

— Да.

Лозунг «пора валить» сегодня задает тон в информационной повестке. И, если ничего не делать, его скоро можно будет на гербе размещать, под верблюдом. Город депрессивный — особенно остро это чувствуется в сравнении с сегодняшней Москвой, которая превратилась в современный европейский город, или, например, с Екатеринбургом.

Сегодня многие задаются вопросом, как вышло, что за прошедшие двадцать лет Екатеринбург так сильно вырвался вперед. Ведь с точки зрения стартовых позиций Челябинск был даже в более выигрышном положении. Генплан, например, проектировала команда лучших ленинградских архитекторов, в результате чего у нас много широких улиц и проспектов. А озера, реки, горы — то, что было нам дано природой?

Думаю, все дело в том, что в Екатеринбурге нашлась группа инициативных и неравнодушных людей, которые выступили за создание открытого диалога между чиновниками, бизнесом и жителями города: в 1998-1999 году они занимались тем, что собирались и обсуждали: что делать с городом? По какому пути идти? И постепенно добрались до слова «стратегия».

Закончилось всё двухнедельной сессией стратегического планирования с привлечением полутора десятков экспертов мирового уровня по урбанистике и градостроительству, после которой родился 40-страничный документ, где все сформулировано четко, ясно и предельно конкретно. Фактически пошаговая инструкция на 20 лет по преображению города: создать административный центр с современными бизнес-центрами, построить торгово-развлекательные комплексы, вынести все вредные производства за городскую черту, открыть международный аэропорт и проложить к нему автобан, построить выставочный центр, вынести распределительный узел железной дороги за город и разбить на этом месте парк. Ясные задачи с понятными сроками. И всё это интересно не только жителям и власти, но и бизнесу из разных отраслей, поэтому со временем и прозвучало: дайте землю, построим башню «Высоцкий» и отель «Хайят», чтобы город был готов к приему самых высоких гостей.

В Челябинске в то время о таких вещах в принципе мало кто задумывался. Долгое время нашей стратегией почему-то была стратегия наших крупных предприятий, что, как вы понимаете, не имеет ничего общего со стратегией Екатеринбурга. С тех пор в этом плане, к сожалению, мало что изменилось. Недавний провальный проект генерального плана города, например, — еще одно тому подтверждение. Вопрос ведь не к самому генплану как таковому. Каким он мог получиться сам по себе, оторванный от понимания, для чего, собственно, нужен? Начали его делать, не имея четкой и ясной стратегии развития города, и еще удивляемся, что получается не очень.

В Екатеринбурге, решая аналогичную задачу, взяли европейский опыт взаимодействия городских властей и бизнеса и приземлили с учетом российской специфики. Они уже тогда хорошо понимали, что за стратегию города не могут отвечать только чиновники, у которых физически нет и не должно быть компетенций на уровне эксперта в той или иной сфере. А без этих компетенций не может быть и понимания, что и почему в тренде сейчас, куда идет рынок, как должен строиться город.

Обязанность администрации – организовать общественный диалог, не пытаясь навязывать свое видение. И, что очень актуально для России, не бояться показаться некомпетентным в какой-то узкой области. Губернатор, мэр или депутат не должны досконально разбираться в том, как строить дома или дороги, что сегодня в тренде в ИТ-сфере или каким должен быть современный бизнес-центр. Во всем мире их задача — узнать потребности бизнеса и оказать содействие. И по пути постараться объединить лучших и неравнодушных, включая общественников. Если это получается — то есть результат, как в Екатеринбурге. Если нет — то каждый сам за себя, а город постепенно деградирует, как Челябинск.

Михаил Юревич создавал впечатление прогрессивного руководителя сначала города, а потом и региона. Происходили глобальные изменения в городе – что-то было более удачным, что-то – не слишком, что-то – откровенно ошибочным, но то, что в городе был хозяин – факт. Но ему, опять же, были не нужны никакие партнеры или советники. Он перенес авторитарное правление со своего бизнеса на миллионный город. А когда стал губернатором, ситуация только усугубилась. Понимая, что в городе ничего не меняется, я решил пойти своим путем: как когда-то с издательством и бизнес-центром, создать новый продукт и сформировать новый рынок, на этот раз в сфере жилой недвижимости. Проект «Город L-Town» — это вызов, который может быть примером не только для Челябинска, но и всей страны.

Новый Оксфорд под Челябинском

В 2019 г. Василий Курбацких презентовал новый амбициозный проект — строительство в ближайшем пригороде Челябинска поселка с европейским подходом к архитектуре и организации общественных пространств и огромным магнитом в виде «Меги».

Почему, не находя понимания с властью, вы не выбрали другой город для строительства L-Town?

— Да, наверное, логичнее было бы строить где-нибудь в Подмосковье. Но мне искренне хотелось сделать что-то совершенно новое в родном городе. Проект, на самом деле, появился не вчера, а был задуман еще лет восемь назад. Я не склонен мнить себя великим. Я не изобретатель, как мой отец, а менеджер, который компилирует и применяет лучшие мировые разработки в той или иной сфере — и делаю так всю свою жизнь.

Идея «Города L-Town» во многом родилась в Финляндии, которая сегодня является одним из ярких примеров в области реализации принципов нового урбанизма, куда в поисках вдохновения съезжаются лучшие архитекторы со всего мира. Мы строим без преувеличения новый город, задуманный в первую очередь как максимально удобный для современного горожанина.

В основе идеи лежит понимание, как сегодня мечтают жить люди: чистый воздух, нет «каменных джунглей», а есть много зелени, возможность жить, работать, учиться и развлекаться в одном месте, транспортная доступность. «Сердцем» должна стать «Мега» нового формата. Мало кто знает, что нашим партнером является группа компаний IKEA, которая уже приобрела участок в 40 гектаров — по масштабу это как три «Родника», вместе взятых.

А какова площадь всего участка под застройку?

— Около тысячи гектаров.

Земля — главный вопрос для девелопера. Собирали у разных собственников — это был долгий, многолетний процесс, я объяснял, убеждал, вовлекал в проект. Например, приобрел землю у «Реновы», которая запроектировала тут «Солнечный город» — квартал из многоэтажек, что-то вроде микрорайона «Академический» в Екатеринбурге.

Мы заложили в проект города помимо комфортного жилья IT-парк, образовательный и медицинский центры, большую спортивную арену — ледовый дворец или стадион. То есть всё то, что может дать региону новую, современную специализацию. Те, кто в свое время не понял, что такое автомобиль, так и остались с заводами по производству тарантасов. А те, кто не понял весь потенциал электрических двигателей и генераторов, просто разорились и бросили заводы на паровых двигателях, превратив их в памятник собственной недальновидности. Сегодня в мире идет конкуренция за человеческий капитал. Людские ресурсы — это новая нефть. Человек уже не привязан к заводу, к станку и, как следствие, выбирает в первую очередь удобное пространство для жизни.

С этой точки зрения «Парковый», как мне кажется, был непростительной стратегической ошибкой в развитии города. Никто из живущих в «Парковом» не мечтает там встретить старость. Он смотрит на жилье там как на определенный этап в жизни, после которого начнется светлая полоса. И, скорее всего, уже не в Челябинске.

Как следствие, массовая эмиграция из города и стремительное падение его бизнес-потенциала. Челябинские власти должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы те, кто сегодня вынашивают планы по переезду, выбирали не Подмосковье или Краснодарский край, а, например, L-Town.

«Парковый» — непростительная стратегическая ошибка в развитии города», — Василий Курбацких 2

Застройщики говорят, что сегодня и жилье эконом-класса не слишком хорошо расходится, а вы собираетесь строить огромный элитный поселок?

— Мы строим не элитный поселок, а новый город. В любом городе есть совершенно разные форматы недвижимости, также будет и здесь. Сегодня стоимость квадратного метра начинается от 50 тыс. руб. Но по качеству строительства для Челябинска это уникальный продукт, аналогов которому нет.

Я убежден, что в тандеме «экономика-урбанистика» на первом месте должна стоять именно урбанистика.

Наша задача — создать такую среду, чтобы те, чья работа не связана со станками, оставались в Челябинске и нашли применение своим талантам здесь, а не где-то еще. Мало просто провозгласить «Мы создаем ИТ-кластер», такой уже есть, на самом деле, даже со словом «Сколково» на вывеске. Недостаточно построить одно-два здания, чтобы ИТ-сфера стала по-настоящему новой специализацией Челябинска.

Посмотрите, как изменилось за последние десять лет «Сколково» и какие там планы развития, станет понятен порядок цифр и масштаб: жилье, среда, офисы, лаборатории, опытные производства. А равняться стоит даже не на «Сколково», а на Кремниевую долину. Или на старейший Лёвенский университет в Бельгии, который тоже пошел по этому пути, и сегодня бизнес, который сплотился вокруг его экосистемы, стоит порядка 50 млрд долл. Сравните со стоимостью и выручкой ММК и ЧМК. И это достигнуто менее чем за двадцать лет! Чтобы привлечь в Челябинск профессорско-преподавательский состав из Шанхая, из Оксфорда, Гарварда, необходимо создать среду, которая соответствует привычным для них стандартам с точки зрения экологии, городского ландшафта, окружения. К этому и идем.

 

«Парковый» — непростительная стратегическая ошибка в развитии города», — Василий Курбацких 3

С точки зрения сегодняшнего Челябинска звучит, не буду лукавить, как завирательная идея.

— Я слышал это, когда создавал лучшее региональное издательство в России, когда строил первый бизнес-центр класса «А» в Челябинске и «Соколиную гору». L-Town, конечно, это высокая планка. Но тем интереснее.

Когда L-Town будет построен? Есть конкретные сроки реализации проекта?

— А можно ли сказать про любой город, что он построен? Это во многом живой проект, который будет развиваться и после того, как мы достроим все то, что есть в генплане сегодня.

Если говорить о ближайшей перспективе, то до конца весны мы сдаем первую очередь и приступаем ко второй. В горизонте ближайших пяти-десяти лет мы завершим первый масштабный этап и покажем, что жилое строительство в современной России может быть совершенно иным, чем все привыкли. Что город может быть уютным, привлекательным, комфортным, красивым, малоэтажным, разным с точки зрения архитектуры. Уверен, что, как и бизнес-центр «Аркаим Плаза», L-Town задаст совершенно новый тренд, благодаря чему и весь Челябинск через одно-два десятилетия будет выглядеть совершенно иначе, так, что люди со всей России будут стремиться сюда.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.