«Ситуация кардинально отличается от той, что была в прошлом году». С 1 июля новым гарантирующим поставщиком в Челябинской области станет «Уралэнергосбыт».
«Уральская энергосбытовая компания» — совместное предприятие, образованное на паритетных началах ПАО «Фортум», ведущим производителем тепловой и электрической энергии на Урале и в Западной Сибири, и энергосбытовой компанией «Восток». В апреле 2019 года компания выиграла конкурс Министерства энергетики РФ на получение статуса гарантирующего поставщика электроэнергии в Челябинской области, за исключением Магнитогорска. В интервью DK.RU генеральный директор «Уралэнергосбыт» Александр Батраков рассказал о том, какие изменения это повлечет для бизнеса и жителей региона.
С чем связана очередная смена гарантирующего поставщика электроэнергии?
— Для правильного понимания картины важно сказать, что текущие изменения — это как раз закономерное завершение процедуры, которая началась в прошлом году. Предыдущий многолетний поставщик — «Челябэнергосбыт» — не смог далее исполнять обязательства гарантирующего поставщика, лишился этого статуса и ушел с рынка. По федеральному законодательству — и большое число регионов уже прошли через эту процедуру — эту роль временно берет на себя сетевая компания. Максимум — на период до года, пока Министерство энергетики проводит конкурс по выбору сбытовой компании, которая станет новым постоянным гарантирующим поставщиком. Таким образом назначение «МРСК Урала» изначально было временной мерой, поскольку совмещение функций электросетевой компании и гарантирующего поставщика запрещено федеральным законодательством в области энергоснабжения. В апреле прошел конкурс, по условиям которого требовалось погасить задолженность предыдущего гарантирующего поставщика перед производителями электроэнергии в полном размере. Речь идет о 4,8 млрд руб. «Уралэнергосбыт» стал победителем, и с 1 июля назначен гарантирующим поставщиком на территории области.
Почему после конкурса произошла смена названия компании? Не вызовет ли частая смена названий путаницы в головах потребителей?
— «Фортум – Новая Генерация» — название организации, с которым мы выходили на конкурс Министерства энергетики. Для участия в конкурсе требовалось, по сути, действующее юрлицо и гарантии исполнения некоторых обязательств. С этой точки зрения, по большому счету, было все равно, под каким именем идти на конкурс, но не все равно, под каким дальше жить и работать. Поэтому после победы в конкурсе был выбран новый бренд. И он, очевидно, не мог включать в себя название «Фортум», потому что равноправным соучредителем выступает энергосбытовая компания «Восток».
Есть ли у «Фортума» планы по созданию собственной крупной ТСО, чтобы контролировать в регионе всю цепочку поставки электроэнергии?
— На текущий момент мне о таких планах не известно. Более того, на законодательном уровне запрещено совмещение таких видов деятельности. Наличие генерации в регионе у одного из акционеров, безусловно, способствовало принятию решения о выдвижении на конкурс.
Изначально таких планов не было, но раз уж «Фортум» оказался одной из наиболее потерпевших сторон после банкротства «Челябэнегосбыта», ситуация сама подталкивала к этому решению.
Насколько мне известно, у учредителей компании уже есть опыт создания сбытовой компании в других регионах?
— Да, смысл партнерства заключался в том, что «Фортум», имея значительный опыт в энергетике, в секторе розничного бизнеса до недавнего времени представлен не был, а «Восток» — как раз компания профильная, сбытовая, и в ряде регионов — Курганской, Тюменской областях, а также Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах — имеет статус гарантирующего поставщика. И для крупных потребителей выполняет роль независимой сбытовой компании. Так что решение об участии в конкурсе базировалось на том, что Челябинская область — это домашний регион для «Фортума», пусть и в несколько ином качестве, плюс компетенции второго акционера.
Нужно ли потребителям перезаключать договор с новым поставщиком? Нет ли риска, что придут двойные, а то и тройные квитанции?
— Если говорим о добросовестных потребителях, то двойных, а тем более тройных платежек точно не будет. Будет один-единственный платежный документ: просто изменится название и реквизиты компании. Первые квитанции от «Уралэнергосбыта» придут в августе. Для физических лиц в перезаключение договора на бумаге нет необходимости, по федеральному законодательству все потребители перейдут на обслуживание к новому гарантирующему поставщику автоматически.
С предприятиями и организациями перезаключение договоров необходимо, и мы уже вплотную занимаемся этим. Все договоры уже подготовлены — сейчас вручаем, рассылаем по почте для подписания. По законодательству юридическим лицам отводится двухмесячный срок на заключение договора, так что если на 1 сентября договор так и не будет подписан, будем вынуждены направлять в сетевые организации уведомления о бездоговорном потреблении с последующим отключением этих потребителей.
А сколько всего корпоративных договоров?
— Около сорока пяти тысяч. Так что при подготовке договоров пришлось напечатать два миллиона листов. Могу сказать точно, потому что сам подписывал заказ на закупку бумаги. К счастью, в таком глобальном масштабе работа проводится только один раз.
Одно из самых больших опасений, что приход нового гарантирующего поставщика будет сопряжет с повышением тарифов. Это так?
— Конечная цена на электроэнергию складывается из трех основных составляющих: генерации, транспортировки и сбыта, и последняя их них, сбытовая надбавка, составляет всего около 5%. Все три составляющих регулируются на федеральном уровне, и никоим образом не связаны с процедурой смены гарантирующего поставщика. Тарифные решения, которые будут действовать в текущем году, были приняты еще в декабре 2018-го. Уже тогда стало известно, что с 1 июля 2019 года тариф подрастет для населения на 1,7 процента. Для предприятий также произойдет увеличение сбытовой надбавки — это связано с тем, что на федеральном уровне изменился подход к тарифному регулированию энергосбытовой деятельности. Если раньше при формировании тарифа учитывались фактически понесенные затраты, и можно было, например, необоснованно раздувать затраты для увеличения тарифа, то сейчас с точки зрения тарифного регулирования это не принимается в расчет. Есть так называемый принцип эталонов: на обслуживание определенного типа клиентов компания должна тратить некую установленную сумму, это умножается на общее число клиентов — и получается величина, которая обеспечивается за счет сбытовой надбавки. В моем понимании, это более справедливый подход. Когда сбытовые компании выторговывали повышенный тариф, обосновывая это некими инвестиционными вложениями, это была не вполне прозрачная история. Сейчас все утверждено на федеральном уровне, и все без исключения игроки должны действовать в оговоренных рамках.
Кто будет заниматься взысканием задолженности за прошлые периоды?
— «Уралэнергосбыт» оказался в благоприятной ситуации, которая будет сохраняться в течение некоторого отрезка времени: плохие долги остались в портфеле прежних гарантирующих поставщиков. Конечно, мы четко отдаем себе отчет, что задолженность так или иначе возникнет, и cделаем все, чтобы не допускать существенного роста плохих долгов. К недобросовестным клиентам будем применять все меры воздействия, предусмотренные законодательством.
Во время взаимодействия с «МРСК Урала» у меня не сложилось впечатления, что там готовы забыть о задолженности, которая накопилась за то время, когда компания выполняла роль гарантирующего поставщика. Компания никуда не уходит, и как была основной сетевой компанией в регионе, так и остается. Если ресурс употреблен — неважно, что в данном качестве организация уже не представлена, обязательства перед ней нужно выполнить.
Конечно, когда заходит речь о взыскании задолженности, настроение сразу начинает портиться. Хочется, по крайней мере, на этом этапе не говорить о плохом.
На каких принципах будет выстраиваться взаимодействие с сетевыми компаниями (ТСО), многие из которых жаловались на то, что их искусственно загоняли в убытки, перекладывая на их плечи внеплановые потери электроэнергии?
— Проблема транслирована не совсем точно. С гарантирующим поставщиком отношений у территориальных сетевых компаний нет. Вернее, есть, но мы никак не можем влиять на их финансовое состояние. Сейчас в регионе один котел, держателем которого является «Челябэнерго», все деньги за передачу электроэнергии, полученные от потребителей, мы направляем в «Челябэнерго», которое перечисляет деньги сетевым компаниям в соответствии со своими обязательствами. С другой стороны, у сбытовой компании есть договоры со всеми ТСО на покупку потерь: они как обычные потребители закупают электроэнергию для компенсации потерь в своих сетях.
Одним из главных неплательщиков являются бюджетные организации, муниципальные предприятия. Как будет выстраиваться работа?
— Конечно, в тесном взаимодействии с региональными властями. Уже провели совещание под руководством заместителя губернатора Сергея Шаля, собрали глав всех муниципалитетов. Опять же, негативной истории взаимоотношений нет, пока исходим из того, что сейчас важно донести информацию, максимально быстро организовать процедуру перезаключения бюджетных контрактов на поставку электроэнергии. На неплательщиков будем воздействовать всеми возможными способами. Потому что опции «не заплатить» — нет. Мы, как сбытовая компания, должны произвести оплату на оптовом рынке, за транспортировку, и если мы в свою очередь от потребителей эти деньги не получили — возникают кассовые разрывы, которые крайне негативно влияют на финансовую устойчивость. Никто, уверен, не хочет повторения эпопеи со сменой гарантирующего поставщика.
Маргарита Гусева
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.