Ольга Мамонова: «Мы участвуем в формировании среды, готовой откликнуться на модные тенденции»
досье Ольга Мамонова Вице-президент компании «ДжамильКо». Образование: Институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Карьера: после окончания института работала преподавателем английского языка. С
досье
Ольга Мамонова
Вице-президент компании «ДжамильКо».
Образование: Институт иностранных языков им. Мориса Тореза.
Карьера: после окончания института работала преподавателем английского языка. С 1988 г. работает в компании «ДжамильКо». Лично курирует закупки коллекций и работу бутиков Escada, Hermes, Burberry, J.M. Weston, Sonia Rykiel, Salvatore Ferragamo, Chaumet, James, St. James. Контролирует PR-продвижение марок и оформление витрин бутиков.
семья: двое детей.
Как определить готовность рынка к товарам класса люкс?
Кто формирует спрос в luxury-сегменте?
На российском рынке представлено порядка 120 мировых марок класса люкс. По сравнению с другими сегментами, где доходность неуклонно падает из-за жестокой конкуренции, рентабельность в luxury-сегменте на протяжении последних лет не опускается ниже 20%. Это привлекает все новых игроков, но они очень часто сталкиваются с непреодолимыми трудностями. Ольга Мамонова объясняет это тем, что работа в элитном сегменте требует знания особых технологий, которые во многом отличаются от законов массового ритейла.
– Действительно, с большинством партнеров связи приходится выстраивать годами. Например, с компанией Hermes первый контакт у нас произошел в 1989 г., а контракт мы подписали только спустя десять лет. Мировые бренды оценивают то, насколько профессионально будет представлена их марка, стабильно ли она будет продаваться и развиваться, долгосрочными ли будут отношения. Соответственно, компании, только начинающие завоевывать репутацию, гораздо легче идут на контакт. У них немного другие задачи – продавать как можно больше.
– Конечно, многое зависит от поставленных самим владельцем задач. Если его цель путешествовать по Европе и попутно делать на этом небольшой бизнес, то почему бы и нет? Но при этом он должен понимать, насколько сужены перспективы такого бизнеса. Долгое время выезжать исключительно на эмоциях и собственных пристрастиях невозможно. Но в то же время опасно и полное отсутствие любви к своему делу. Очень важно балансировать между рациональным и эмоциональным. Можно начинать бизнес с любви. Но если не заниматься этим серьезно и настойчиво, не повышать свой профессионализм – дело умрет.
.
– Когда мы подписываем дистрибьюторский контракт, то понимаем, что это не навсегда. В какой-то момент, доведя бренд до определенного уровня развития, мы предложим владельцу марки выкупить наш бизнес, если он готов к самостоятельному выходу на рынок. Московский магазин Christian Dior был последним и единственным в мире, принадлежащим не им самим. Продав производителям свой действующий бизнес, мы реализовали коммерческий проект. К этому надо быть не просто готовым, к этому надо идти.
– Есть, конечно, статистические данные: численность населения, потребительские возможности, профессиональный уровень местных ритейлеров в нашем сегменте. Однако определить только по количественным показателям, готов ли город к люксу, сложно. Например, самый богатый человек в мире – Билл Гейтс – не является «люксовым» клиентом, хотя он может себе позволить все. Должна появиться некая критическая масса, стабильная покупательская среда с доходами чуть выше среднего. У этих людей складывается своеобразный стиль жизни, приходит понимание «статуса», а с ним – желание иметь особые вещи. А мы не хотим что-то продать, с облегчением выдохнуть и ждать следующей случайной покупки. Нам интересна постоянная работа.
– Если вы возьмете американскую модель развития ритейла в сегменте люкс, то увидите: он практически весь находится либо в шопинг-моллах, либо в крупных универмагах. Европейская модель более склонна к отдельным бутикам, причем на одной улице формируются целые галереи из магазинов одного сегмента: в Париже – это Авеню Монтень, в Милане – Монте-Наполеоне и т. д. Это можно объяснить историческими причинами: в Европе рынок развивался столетиями, а для американцев сегмент люкс – явление относительно новое. В России он еще моложе. Развивался он у нас очень непросто, и совершенно справедливо, что у нас присутствуют обе модели. ГУМ – яркий представитель шопинг-молла, тем не менее марки «Диор», «Луи Виттон», «Соня Рикель», «Берберри», «Этро» существуют там вполне успешно. Лично мне в универмагах нравится конкуренция – она не позволяет расслабляться.
– Безусловно, очень важна окружающая среда. Например, было бы странно размещать «люксовый» магазин рядом с залом игровых автоматов или с уличным рынком. Место должно хорошо просматриваться, обращать на себя внимание и не иметь в своем окружении ничего, что не соответствует имиджу элитарности, дороговизны, эксклюзивности марки. В Ростове мы для себя не нашли в уличном формате привлекательного места, которое обеспечивало бы нам возможность компактного расположения нескольких магазинов.
Рассматривая «АСтор Плазу», мы немного беспокоились, ведь там расположен «Перекресток», который рассчитан на массового покупателя. Люди с тележками, нагруженными едой, смотрелись бы неуместно на территории «люксовой» галереи. Но хозяева ростовского ТЦ очень грамотно зонировали свои площади. Галереи и супермаркет находятся на разных уровнях, имеют разные входы, на лифте или эскалаторе с уровня «Перекрестка» вы в галереи не попадете. И хотя части здания сообщаются боковыми лестницами, не обязательно проходить через «Перекресток», чтобы попасть в галереи, и наоборот. Покупательские потоки грамотно разделены.
– Когда мы проводим собеседование с кандидатами на вакансии, некоторые говорят, что им абсолютно все равно, чем заниматься. И я им верю. Но на работу не принимаю, потому что мы не сможем привлечь таких людей на долгое сотрудничество ни объемами, ни масштабами бизнеса, ни безумными проектами, ни бурной карьерой. Но в то же время, если приходит человек и говорит: «Мне снится Кристиан Диор», мы его тоже не возьмем. Это не должно сниться. Это работа, она требует очень профессионального и достаточно взвешенного и непредвзятого отношения.
Люди, которые работают в масс-маркете, очень технологичны и профессиональны. Они, как правило, легко могут переходить с одной марки на другую. Менеджерам важны в первую очередь объем маркетингового бюджета, количество клиентов, персонала, объем продаж. И чем солиднее эти цифры, тем лучше. Причем, если человек больше трех лет работает в компании, это скорее минус, чем плюс: рынок динамичный, надо не закостенеть, не сбавить темп. И чем разнообразнее у тебя опыт, тем лучше. Именно благодаря всем этим особенностям масс-маркет и овладевает массами.
В «люксовом» сегменте наоборот: если человек работал с какой-то маркой меньше, чем три года, это скорее минус. Потому что здесь очень важны личные связи и человеческие контакты, часто весь бизнес связан с взаимодействием конкретных персонажей, а не безымянных суперпрофессионалов. К люксу надо прийти. Это процесс эволюции, приобретения знаний, завязывания и поддержки личного отношения не только к партнерам, но и к самим вещам и брендам. Это эволюция чувств, тактильных ощущений. Это можно и нужно в себе развивать. Хотя, конечно, предметы класса люкс завораживают и привораживают, заставляют влюбляться в них, подтягиваться к ним и, завоевав один раз, уже не отпускают.
справка
Группа компаний «ДжамильКо» образована в 1988 г. Одна из ведущих компаний на российском рынке в области маркетинга, дистрибуции и организации розничной торговли модной одеждой, аксессуарами и ювелирными украшениями класса люкс. Эксклюзивно поставляет в Россию продукцию под марками Sonia Rykiel, Wolford, Burberry, Chaumet, Hermes, J.M.Weston, Dormeuil, Salvatore Ferragamo, Levi`s, Guess, Chevignon, Naf-Naf и Timberland. Развивает собственные мультибрендовые магазины James и St. James. Управляет в Москве и Петербурге более чем 30 бутиками и 48 магазинами одежды casual. Оборот «ДжамильКо» оценивается в $120 млн.