Олег Сиротин. Царь горы
Все бизнес-проекты Олега Сиротина можно описать через знакомства. Он много улыбается, да и вообще умеет расположить к себе — люди к нему тянутся. А уже вслед за ними и деньги.
Все бизнес-проекты Олега Сиротина можно описать через знакомства. Он часто встречает интересных людей: предпринимателей, спортсменов, случается и чиновников — и дружеская беседа в итоге вырастает в огромные проекты. Он много улыбается, да и вообще умеет расположить к себе — люди к нему тянутся. А уже вслед за ними и деньги.
Cамая главная история Олега Сиротина, которую он часто рассказывает, — она ни много ни мало про богов. Дело в том, что на острове Веры, что на озере Тургояк, когда-то жили и проводили культовые обряды жрецы. На острове найдены мегалиты и дольмены, появившиеся 4 тыс. лет до н.э. По версии г-на Сиротина, здесь когда-то жили боги — они демонстрировали свои способности, а еще учили людей.
Бизнес Олега Сиротина тоже развивался совершенно не по-человечески. В этой истории нет дружбы с губернатором, да и вообще почти никакого административного ресурса. Он не примыкал ни к одной из господствующих бизнес-группировок в области. Не участвовал ни в каких скандалах, интригах, расследованиях. Он, страшно сказать, ведь даже не «единоросс». При этом все его предприятия до одного — начиная от автослесарной мастерской и заканчивая крупнейшей рекреационно-туристической зоной на Южном Урале — были успешны. По большому счету, Олегу Сиротину не удался только один проект — стать депутатом ЗСО, но и в этом, в конце концов, оказалось больше плюсов, чем минусов. Всегда казалось, что за ним кто-то стоит: кто-то или что-то всегда помогало ему выбрать правильный путь и найти верное решение. Сам г-н Сиротин не отрицает, что без помощи не обошлось, только уточняет, что дело не в конкретных именах, а в местности: «Миасс — это волшебное место. Боги, которые тут жили, — они ведь до сих пор никуда не ушли».
Бизнес начался с пробежки
Спорт в жизни Олега Сиротина был все время, но не всегда по собственному желанию: он вырос в семье тренера. «В 8-м классе отец мне говорит: «А давай-ка, сын, займемся легкой атлетикой». Назавтра он поднял меня в 6 утра и заставил бежать кросс вокруг парка», — вспоминает г-н Сиротин. С тех пор так начинался каждый день на протяжении нескольких лет. Легкая атлетика — это спорт, требующий постоянной нагрузки и работы. Так с годами с помощью атлетики Олег Сиротин сформулировал для себя важный жизненный принцип, который впоследствии стал главным в бизнесе: «не попашешь — не попляшешь».
В момент, когда ему вручали диплом ЧПИ (ныне ЮУрГУ), в стране наступали смутные времена: эпоха Советского Союза, очевидно, подходила к концу, и в наступающей неопределенности лучше других считывалась одна возможность — заработать. В 1988 г. вышел первый закон о кооперативах и предпринимательской деятельности. Уже через несколько месяцев Олег Сиротин одним из первых в городе опробовал его — организовал в городе кооператив по ремонту автомобилей, который символично назвал «Мечтой». Вначале «Мечта» представляла собой две покосившиеся разваленные (полгода ушло только на ремонт) мастерские одного из ПТУ на Машгородке с двумя подъемниками и стендом для регулировки развала-схождения. «Должность руководителя я совмещал с должностью автослесаря и бухгалтера, — рассказывает г-н Сиротин, — а в перерывах мне приходилось быть еще и снабженцем».
Вся жизнь в Миассе, как и в других подобных промышленных городках, кипела вокруг градообразующего предприятия — «УралАЗа». Любому жителю города приходилось иметь дело с заводом в том или ином виде. Для большинства в городе он играл судьбоносную роль — для Олега Сиротина несколько раз сослужил хорошую службу.
Когда плановая экономика приказала долго жить, на «УралАЗе» начали чесать затылки: отдел сбыта автомобилей постоянно пополнялся, и было не совсем понятно, куда все это девать (раньше от машин избавлялись при помощи одной подписи). Тогда Олег Сиротин создал, по сути, один из первых дилерских центров «УралАЗа» в городе Благовещенске: он переправлял машины на Дальний Восток, где их успешно продавали его компаньоны. Вскоре заниматься обычной поставкой Сиротину стало неинтересно. С помощью автоцентра бизнесмен начал снабжать завод металлопрокатом. Происходило это так: автозавод закупал металл и рассчитывался за это автомобилями. Со временем 30% металлопроката на завод поставлял Сиротин. Денег становилось все больше — возможности возрастали.
Сто друзей
Бизнес-интересы Сиротина расширялись, новые проекты возникали стихийно: решение об открытии того или иного дела он принимал иногда в процессе дружеской беседы. После знакомства с человеком, который увлекательно рассказывал про оконный бизнес в Москве (АНДРЕЙ ВАПИЛОВ — прим авт.), в его активах возникала компания «Евроокно», которая специализировалась на продаже пластиковых стеклопакетов. «Пообщался с одним интересным человеком — Витей (ВИКТОР РОЖНЕВ — прим авт.), он говорит: «Я на «Уралрезине» проработал 5 лет, теперь все, конец: предприятие обанкротилось, сдохло, сапоги и галоши больше никому не нужны», — вспоминает Олег Сиротин. Недолго думая, он вместе с Виктором Рожневым отправился на «Карагандарезинотехнику» — завод с похожими проблемами. «Мы оттуда притащили целый состав с оборудованием. Выкинули все эти прессы для сапог и галош, стали производить автокомпоненты: резинки, сальники, манжеты для автопрома — и продавать их на родной «УралАЗ», — рассказывает бизнесмен. Так он стал собственником «Уралрезины». Примерно таким же образом в активе бизнесмена в 1999 г. появился завод профилированных металлоизделий.
Все эти совершенно разные проекты не были самоцелью, скорее, это была демонстрация возможностей. Вполне закономерно, что Сиротин, в конце концов избавился от всех них, чтобы сосредоточиться на главном деле своей жизни — сделать Тургояк местом паломничества не только южноуральцев, но и жителей всей страны. Тогда же эти предприятия были таким полигоном, где он оттачивал свои навыки бизнесмена и управленца, проверял, работают ли его предельно лаконичные правила. Модель мира по-сиротински вообще выглядит довольно просто: мечтаешь об олимпийской медали — занимайся спортом, надоела старая машина — заработай на новую, хочешь быть счастливым — будь им. Вот тебе мир — делай его, не жалуйся.
Ставленник Панова
В 2004 г. Сиротин принял в общем- то рядовое для уважающего себя бизнесмена решение — попробовать свои силы в политике. В 2004 г. депутат Заксобрания области и друг Олега Сиротина ВАЛЕРИЙ ПАНОВ перебрался в Госдуму РФ (Сиротин был его помощником). На освободившееся место были затеяны довыборы, в которых и решил поучаствовать уже известный в городе бизнесмен. Если верить его предвыборной программе, то решение это было взвешенное и основательное, в частности, он намеревался работать по «8 часов в день». Валерий Панов имел тогда хорошую репутацию в городе — на связке с этой фамилией во многом и строилась вся предвыборная программа г-на Сиротина — тогда его так и называли «ставленник Панова». Соперниками Сиротина на выборах были МИХАИЛ ЖМАЕВ и действующий на то время гендиректор «УралАЗа» Виктор Корман.
На довыборах, состоявшихся 31 октября 2004 г., за Михаила Жмаева проголосовали ориентировочно 39% участвовавших в выборах горожан, Виктор Корман набрал чуть больше 22 %, а Олег Сиротин — 19% . Бизнесмен не только проиграл эти выборы, но и разочаровался во всей политической системе. «За это короткое время выборов у меня появилось столько недоброжелателей, сколько не было за всю жизнь. Регулярно откуда-то вылезал очередной провокатор и рассказывал про меня ложные и неприятные вещи, — недоумевает г-н Сиротин. — Тогда я выбрал для себя путь: пусть лучше у меня будут друзья и доброжелатели, чем я буду политиком и буду иметь оппонентов».
Валерий Панов так и остался одним из главных друзей Олега Сиротина. Вот только видятся они все реже. В конце августа 2012 г. областные СМИ сообщили, что Валерий Панов находится в федеральном розыске по подозрению в убийстве бывшего вице-мэра г. Троицка Федора Сахарова. Сам Панов эту информацию опровергает, но в Челябинске лишний раз не появляется. В октябре г-н Панов, бывший президентом челябинского регионального объединения работодателей «ПРОМАСС», сложил свои полномочия. «То, что сейчас на Валеру выливают, — это жуткая ложь, конечно. Я знаю об этом. Все это очередные политические заказы, — считает Олег Сиротин. — Теперь понятно, почему я больше не захотел идти в политику?»
На катамаране через океан
— На Алтае разводят маралов — горных оленей. Их рога — панты — мощнейший биостимулятор. Это вещество лечит сразу целую кучу болезней. Но подобными свойствами обладает, правда, всего полтора месяца в году: где-то с средины мая до конца июня, рассказывает Олег Сиротин. — В июне же эти рога и подрезают. Дело в том, что сохранить эту субстанцию невозможно, она, как любой биологический продукт, гниет. Поэтому на Алтай и ездят со всего мира за этими пантами. Существуют еще пантовые бочки: ты в такую залезаешь и садишься (г-н Сиротин изображает процесс и при помощи жестов описывает устройство бочки, в которой, судя по всему, неоднократно бывал прим. авт.). Там есть парогенератор, который насыщает воздух. Понятно, что в бочку панты не засовываются. С паром впрыскивается концентрат — эссенция. Сами панты сохранить нельзя, но вот эту эссенцию можно даже транспортировать без проблем, — Сиротин берет небольшую паузу, а потом заканчивает рассказ: — Скоро такую бочку поставлю у себя в «Центре китайской медицины».
Это его еще один способ поиска новых идей для бизнеса. Помимо того что он встречает интересных людей, он часто путешествует и замечает проекты, которые есть в других регионах и странах, но почему-то нет у нас. Сам «Центр китайской медицины» — между прочим, первый в нашей области — появился подобным образом. Олег Сиротин отдыхал в сочинском комплексе под названием «Баня-лэнд», который специализировался на лечебных свойствах бань. На ум ему пришли китайцы, у которых к лечению, как известно, особый подход. «Центр китайской медицины я открыл в 2007 г. Сейчас смотрю: такие центры появляются и здесь и там — люди быстро словили идею», — усмехается Олег Сиротин.
Накануне этого разговора он приехал из Англии, где вместе с СЕРГЕЕМ ЕРЕМЕНКО (генеральным директором «СЕЙХО Моторс») выбирал весельную лодку для российского путешественника Федора Конюхова. Совсем скоро знаменитый искатель приключений собирается переплыть на этой лодке Тихий океан. Сиротин и Еременко — спонсоры проекта. Если практически все предприятия Сиротина можно описать через знакомства, то интересом к спорту и туризму (и проектам в этих областях) он в какой-то мере обязан именно Федору Конюхову. Они познакомились, когда «УралАЗ» выступал спонсором путешествия Конюхова на весельной лодке через другой океан — Атлантический. (Олег Сиротин: «Для англичан этот рекорд как кость в горле. Все рекорды в мореплавании — английские, кроме этого. Они десять лет его пытаются побить: каждый год стартуют, но безрезультатно»). Через несколько месяцев после знакомства Конюхов позвонил и предложил Сиротину поучаствовать в гонке через Атлантический океан на лучшем катамаране в мире. «Мы шли с Барбадоса на Ямайку, оттуда стартовали через океан в Бристоль. 16 суток — 4,5 тыс. морских миль на паруснике», — описывает маршрут бизнесмен.
Золотая долина
Спорт и туризм начали потихоньку вытеснять все остальные сферы в бизнесе Олега Сиротина в начале нулевых. В 2000 г. г-н Сиротин купил бизнес «Золотой пляж». В то время это были практически развалины с вырытыми коммуникациями. Принадлежала база «УралАЗу». Дела у него в те дни шли не очень, и промышленный гигант был не прочь избавиться от непрофильного актива. Валерий Панов, который был в то время внешним управляющим завода, продал своему другу «Пляж» за, в общем-то, бросовую сумму в 10 млн руб. Сейчас это действующий южноуральский курорт с разветвленной инфраструктурой, ресторанами и ночными клубами. В этом году на территории «Пляжа» было инициировано масштабное строительство нескольких апарт-отелей. «Логика этих апарт-отелей в том, что мы их делаем не для себя: апартаменты в них продаются и кто угодно может стать их собственником. Это как недвижимость, которая приносит деньги, поясняет владелец: ты покупаешь апартамент в курортной зоне, а реально бываешь в нем раз в месяц или два. Все остальное время ты можешь отдавать его в управление и за это получать деньги». Сейчас в первом отеле (пока их планируются два) строится пятый этаж. Половина апартаментов раскуплена. Стоимость каждого отеля обойдется где-то в 400 млн руб.
Так будет выглядеть "Солнечная долина" в обозриомом будущем
Еще один свой проект — «Солнечную долину» — Сиротин придумал от начала до конца сам. Где сейчас располагается один из самых современных горнолыжных комплексов в России, десять лет назад была пустая гора, окаймленная сосновым лесом. За все время в строительство было вложено порядка $10 млн. Но тут без помощи властей не обошлось. «Срок окупаемости проекта выскакивает за 10 лет — это огромные риски, поэтому мы убеждаем власть, что какие-то преференции должны получить». В итоге правительство участвовало в финансировании строительства газопровода и согласилось продать землю за невысокую цену.
В этом году Сиротин продал часть акций итальянцам (с ними он познакомился, как это часто у него бывает, случайно — разговорился на одной из выставок в Австрии). Заинтересованность итальянцев объяснить просто: сегодня в Италии, в Австрии развивать горнолыжный спорт очень сложно — уже физически негде, да и рынок перенасыщен. Не то в Челябинской области: по мнению бизнесменов, процесс роста на наших горнолыжных курортах будет идти еще десятилетия. «С учетом нашего опыта ведения туристического бизнеса и более чем столетнего опыта итальянцев мы сделали грандиозный совместный проект. И в этом году стартовали, начали его реализовывать», — разъясняет г-н Сиротин. Речь идет о создании всесезонного спортивно-туристического курорта международного уровня, объединяющего сразу две площадки: «Золотой пляж» и «Солнечную долину». Здесь появятся несколько гостиничных и коттеджных комплексов с необходимой инфраструктурой, искуственные озера, остров бань, ледовый дворец на 3 тыс. мест, студенческая деревушка и развлекательный комплекс. Инвестиции в проект оцениваются в 100 млн евро, а реализация рассчитана на 10 лет. Одновременно вкладываться в этот бизнес будет и швейцарская компания BMF (с ее представителями бизнесмен познакомились на горнолыжном конгрессе в Уфе в июне этого года).
В то же время Сиротин продолжает сотрудничать с правительством: в «Солнечной долине» каждый год проходит 4-5 российских соревнований по фристайлу и горным лыжам. Все они финансируются совместно с правительством ЧО.
Письмо Путину
В прошлом году Олег Сиротин писал письмо Владимиру Путину. «Мы просили президента повлиять на компанию «РЖД», дабы та восстановила небольшой участок железной дороги, который подходит к «Солнечной долине», — поясняет бизнесмен. Идея Сиротин проста: он хочет, чтобы из Челябинска в «Солнечную» ходил скоростной поезд: «Представляешь, сел в Челябинске и через час и десять минут ты уже выходишь прямо на курорте. Надеваешь ботинки и катаешься. Вечером — обратно». Для того чтобы воплотить задуманное, надо всего лишь восстановить и электрифицировать 5 км железной дороги. Путин нашел доклад аргументированным и даже дал поручение разработать этот проект и включить его в список приоритетных на 2012 г. Но этого оказалось мало: год подходит к концу, а вопрос с дорогой пока повис в воздухе.
В этом же году, опять-таки на федеральном уровне, было решено создать на базе «Солнечной долины» региональный центр зимних видов спорта. Олег Сиротин, помимо всего прочего, является президентом Федерации фристайла в Челябинской области. По словам бизнесмена, пять человек из региона в сборной России готовятся на зимнюю Олимпиаду: «У них есть все шансы взять медали. Эти ребята попадают в тройку на кубках мира. Но им нужно где-то тренироваться». На базе «Солнечной долины» будет построены трассы слоп-стайла, хав–пайпа, ски-кросса. Финансировать строительство помогут федеральные структуры.
А в ноябре 2012 г. на территории «Золотого пляжа» открылась школа путешественников Федора Конюхова. Там учат детей «жизненной науке»: как костер разжечь, поймать рыбу, сориентироваться на местности при помощи компаса и без него. Помимо этого в этой школе можно обучиться иностранным языкам и фотоискусству. Еще у Сиротина есть своя хоккейная команда. И что-то еще, наверняка.
При всем своем разнообразии проекты Сиротина, так или иначе, всегда были сосредоточены в Миассе. Для него очень важно место действия собственного бизнеса. По большому счету и «Солнечная долина», и «Золотой пляж» сделали для имиджа региона больше, чем ответственные за это подразделения и государственные структуры. В то время как жизненные стремления целого поколения можно описать фразой «надо валить», Олег Сиротин все время пользовался другой формулировкой — «надо вваливать». Эта разница в несколько букв между двумя мировоззрениями в итоге дала огромные результаты: сейчас встретить иностранца в лыжной шапке где-нибудь на Тургояке гораздо вероятней, чем на главной достопримечательности Челябинска — Кировке или в любом другом его месте. Большая часть зарубежных гостей знает Челябинскую область как место, где есть горнолыжные курорты, остров Веры, Тургояк... Что где-то рядом есть еще и Челябинск, они в принципе догадываются — по названию региона. У Олега Сиротина никогда не возникала даже мысль покинуть пусть и не самый комфортный город для жизни — Миасс. И правда, глупо же уезжать из этого места, если даже боги не нашли лучшего.