Оконных дел мастер
Евгений Бигильдеев «Евроокно» До 33 лет Евгений Бигильдеев активно занимался научной деятельностью. Специализируясь на проблемах взаимодействия излучения с веществом, участвовал в уникальных разр
Евгений Бигильдеев
«Евроокно»
До 33 лет Евгений Бигильдеев активно занимался научной деятельностью. Специализируясь на проблемах взаимодействия излучения с веществом, участвовал в уникальных разработках институтов космических и ядерных исследований. В 32 года защитил кандидатскую диссертацию. Однако вскоре в жизни молодого ученого наступил момент, когда он почувствовал, что нужно что-то менять. Была середина 1990-х гг. – тяжелейший период для большинства научных работников, многим даже не на что было кормить семью. Наука больше не сулила заманчивых перспектив. К тому же вместе с экономическим в жизни Бигильдеева грянул и творческий кризис.
– Я почувствовал, что пройден определенный этап. В свое время верхом достижения среди молодых ученых считалась публикация в зарубежной печати. Когда впервые за границей вышла моя статья, это был фонтан эмоций! Потом работы стали публиковаться регулярно, и острота ощущений прошла, – рассказывает Евгений Бигильдеев. – Я понял, что если заниматься наукой дальше, то придется либо бегать по кругу, либо переходить на качественно иной уровень, но я не был уверен, что к готов к этому, ведь не каждый человек рожден для того, чтобы стать гением. Людей типа Эйнштейна или Гейзенберга единицы. Поначалу я еще сравнивал себя с великими учеными, но годам к 25 понял: что-то я от этих ребят отстаю. (Смеется.)
В поисках альтернативы преподавательской работе Евгений Бигильдеев чуть было не занялся актуарной математикой, применяемой при расчете рисков для страховых компаний. «Это было очень интересно, я даже встречался в МГУ с ведущими учеными в этой области. Но, когда начал общаться со страховщиками, выяснилось, что пока это направление не востребовано. Ну представьте: середина 90-х, дикий рынок – какая там актуарная математика?!» – со смехом вспоминает Бигильдеев. В судьбу будущего бизнесмена вмешался случай. Евгений встретил старого знакомого, которого не видел к тому времени уже лет десять. Приятель предложил заняться коммерцией. Это было время взаимозачетов, «когда меняли шнурки на свистки, свистки – на мыло». Евгений проработал в этом бизнесе около года, все это время вынашивая идею своего дела.
– Несколько моих друзей занялись предпринимательской деятельностью чуть раньше, чем я. Между нами все время шел обмен идеями: куда идти? В то время перспективное направление найти было трудно. Некоторые идеи были совсем уж фантастическими. Один товарищ, например, предложил делать яхты и перегонять их в Америку, а чтобы не пересекаться с таможней, подплывать с моря. (Смеется.) Про упаковку думали, про что-то еще. В итоге пришли к выводу, что перспективен тот продукт, который удовлетворяет жизненные потребности людей и пользуется массовым спросом. Причем это должна быть новая технология, новое качество. Так и родилась идея производства окон. Была образована компания «Евроокно», я стал ее учредителем и директором.
– На тот момент пластиковых окон в Челябинске практически не было. Зато в Москве такое предложение существовало уже года два, и наблюдался взрывообразный рост спроса. Я понимал, что если продукт в столице пользуется таким успехом, то скоро он будет востребован и на периферии. Состояние окон в советских домах было жутким: везде щели! Каждый год на зиму их нужно было заклеивать, замазывать, а весной бить молотком по шпингалету, чтобы открыть. В то же время многие советские люди, побывав за границей, видели, что представляют собой окна, сделанные по европейским стандартам. И они ждали, когда аналоги появятся здесь. Некоторые челябинцы, можете себе представить, сами привозили пластиковые окна на самолете, даже из Арабских Эмиратов!
Компания «Евроокно» дебютировала на челябинском рынке пластиковых окон в качестве дилера московской фирмы-производителя. Через полгода, убедившись в высоком спросе, Евгений Бигильдеев запустил собственное производство. «Евроокно» была, пожалуй, первой среди челябинских компаний рынка оконных конструкций, которая начала активно рекламироваться. Идея размещать информацию в бесплатных газетах объявлений сработала моментально: в первые же дни фирма стала получать больше 100 звонков в день. Но, несмотря на огромный интерес потенциальных клиентов, продвижение новой услуги потребовало немало времени и денег. «В то время людей, разбирающихся в пластиковых окнах, было очень мало. Часто звонили и спрашивали: «А что такое «стеклопаркет»? А из чего он сделан?» – поясняет г-н Бигильдеев. – О новых возможностях нужно было рассказывать. Мы размещали статьи в газетах, журналах и таким образом фактически формировали рынок».
– У нас есть реклама и на радио, и на бортах троллейбусов. Мы стараемся отслеживать новые интересные возможности. Помню, когда на ТВ только-только появились баннеры, мы одними из первых разместили на них рекламу. Первые месяцы такое продвижение работало отлично: отзывы клиентов возросли. А потом реклама стала мельтешить, раздражать, и мы от нее отказались. Или другой пример. Мы в Челябинске были одними из первых, кто заключил договор с местным авиапредприятием: авиабилеты выдавали покупателям в конвертах, вкладывая туда листовку с нашей рекламой. Почувствовали, что тоже работает. Потом я заметил, что кассиры стали лениться и больше не вкладывают нашу рекламу в конверт, – и перестали сотрудничать. Так что стараемся держать нос по ветру: если нестандартные ходы перестают работать, мы от них отказываемся. Основные каналы продвижения для нас сейчас – это бесплатные газеты, радио, глянцевые журналы плюс какие-то новые возможности. Не буду выдавать всех секретов, но пара-тройка неплохих идей у нас есть.
Технологию производства пластиковых окон, как и азы управления бизнесом, Евгению Бигильдееву пришлось постигать самостоятельно. Во многом помогала профессиональная привычка физика-теоретика к алгоритмизации: «Учились всему по ходу дела. В вузах производство пластиковых окон никто не преподавал, методичек по монтажу не было. Мы воспользовались немецкой технологией. Я съездил в Москву, посмотрел, как люди делают окна там, – и вперед». Примерно через полгода после запуска собственного производства Бигильдеев начал искать партнеров для сбыта. Со временем дилерская сеть компании распространилась далеко за пределы области: в Подмосковье, Западную Сибирь, на Северный Урал, в Казахстан.
– Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вопрос в том, как к этим ошибкам относиться? Я к ним отношусь как к очередной возможности улучшить свою работу, – рассуждает Бигильдеев. – Помню, в первый год каждые сделанные 100 кв. м окон для нас были праздником, а сейчас наши годовые объемы исчисляются тысячами квадратных метров! И вот в то время, когда объемы производства значительно превысили те, с которых мы начинали, стал проскакивать брак. Технологи при возросших объемах просто не успевали контролировать каждое окно. Я понял, что нужно создать серьезную технологическую службу. Мы разработали всю соответствующую документацию, ввели тотальный контроль каждого изделия. В 2001 г. в структуре нашей компании появилась сервисная служба, которая отрабатывает не только свои гарантийные обязательства, но и исправляет ошибки, допущенные при установке окон другими компаниями.
2006 г. стал настоящим потрясением для челябинского рынка оконных конструкций. По оценкам Евгения Бигильдеева, за год рынок вырос на 60%, тогда как в предыдущие несколько лет эти цифры варьировались от 20 до 40%. Рост спроса был настолько резким, что многие поставщики не справлялись с обеспечением заказов.
– Ситуация была жуткая, все работали «с колес», перехватывали друг у друга. Со стеклом – просто катастрофа! Буквально за три месяца цена на него выросла в два раза, и то по предоплате приходилось месяц ждать. Многие нагрели на этом руки. Стоимость фурнитуры выросла на 40%. У многих производителей профиля были перебои с поставками. У нас ситуация была менее напряженной. Мы уже девять лет работаем с фирмой Veka – это, пожалуй, единственный производитель профиля, который в самое горячее время не сорвал поставки. Поставщик фурнитуры Roto тоже старался идти нам навстречу. Единственными, кто нас подвел, были стекольщики. Дело в том, что у нас был подписан договор о стратегическом партнерстве с одним из стекольных заводов: жали друг другу ручки, «бхай-бхай, дружба навек». И вдруг на пике сезона они заявляют, что для нас не успевают ничего сделать и что в основном их поставки идут в центр России, потому что там цены выше. Это был, конечно, шок.
Теперь, чтобы минимизировать подобные риски, мы работаем с несколькими поставщиками стекла. Хотя здесь все не так просто: абы какое стекло мы не берем, нам нужно хорошее – М1. Всю продукцию мы проверяем на качество, входной контроль у нас серьезный. Мы стараемся оценивать поставщиков по нескольким параметрам: качество, цена и надежность. В прошлом году, например, был случай: один из поставщиков предлагает нам стекло, мы смотрим: цена вроде хорошая, бирки на ящиках правильные. Проверяем – что-то не похоже на М1. Оказалось, человек бирки переклеил на коробках, хотел заработать. Конечно, его мы из списка потенциальных поставщиков исключили.
– Представьте ситуацию: ажиотажный спрос, массовые продажи. Поставщики «вздувают» цены. Мы стараемся максимально гибко работать с дилерами по условиям оплаты, рассрочке. В итоге во второй половине года пошла массовая серия неплатежей от дилеров: «Але! А его нет!» или «Да-да-да, мы заплатим» – и ни слуху ни духу. Ситуация такая, что в этих условиях ажиотажного спроса все довольны, кроме меня. (Смеется.) В результате наступил период переосмысления, мы изменили условия взаимоотношений с дилерами: только стопроцентная оплата! А куда деваться? Ведь я сам покупаю у производителей под 100% предоплаты! В результате мы сознательно пошли на снижение продаж через дилеров. В два раза минимум сократили дилерскую сеть, остались только проверенные надежные ребята.
Евгений Бигильдеев предпочитает обходить в разговоре тему финансовых показателей своей компании. Однако за рынком следит внимательно: «Мы заказываем маркетинговые исследования. Например, я знаю, что в 2006 г. мы были в тройке лидеров. В сегменте частных клиентов с переменным успехом мы занимаем то первое, то второе место».
– Для нас это диверсификация сбыта. Мы изначально начинали с частных клиентов, мы их ценим. Когда в 1998 г. грянул кризис и корпоративные клиенты практически исчезли на несколько месяцев, кто нас спас? Частные заказчики. Правильнее сказать, мы выручали друг друга: людям нужно было пристроить деньги, которые обесценивались, и в то же время они давали нам работу.
Что касается корпоративных клиентов, мы от них тоже не планируем отказываться. В каждом сегменте есть свои плюсы и минусы. В сегменте b2b, как правило, норма прибыли гораздо меньше. И это понятно: когда тебе клиент заказывает сразу большой объем, естественно, он требует каких-то специальных цен. Но за счет объема ты зарабатываешь. Кстати, в этом сегменте и рисков больше. В среде корпоративных заказчиков доля неблагонадежных гораздо выше, чем среди частных клиентов. В свое время такая ситуация была шоком для меня! К тому же многие зависят от кредитов. В Америке случился кризис, клиенту транш очередной не выдали или задержали, а аукнулось нам!
– У нас есть методики, выбираем корпоративных заказчиков в том числе по отраслевому признаку. Например, не со всеми строительными компаниями мы готовы работать. Хотя нам интересно сотрудничество с известной, проверенной годами строительной компанией. Ведь там как? Устанавливаешь серию типовых стандартных окон... Но здесь есть такой момент: меня удручают некоторые строители. Вот мы приходим к заказчику и рассказываем о том, что у нас качественная продукция. А он говорит: «Я все понимаю, но мне это зачем?! Мне же здесь не жить, мне нужно подешевле». Меня такое отношение сильно расстраивало одно время. К счастью, сейчас большинство заказчиков думает иначе.
Есть еще одна опасность сотрудничества с корпоративными клиентами. Например, как происходит приемка монтажных работ, если мы работаем с частным заказчиком? Тут же, на месте: клиент пальчиком по стеклу потрет, посмотрит, как окно открывается, ручку проверит и т. д. А если мы, к примеру, ставим окна в строящемся доме, то с момента установки до приемки может пройти от нескольких месяцев до года, а то и больше. Окно поставили, вроде все хорошо – приходят строители, начинают через него носить раствор, все забьют, заляпают штукатуркой. Вжух-вжух – все в растворе! Я столько раз это наблюдал! Потом начинают отмывать, а строительный раствор – это же абразив! В итоге все стекло исцарапано. И начинаются претензии: «Кто ставил?! Ах, негодяй! Окно не закрывается!» А оно не закрывается, потому что раствор внутри! Были и другие случаи: окна поставили – приходят отделочники, которые тут работают и здесь же живут. Они из стеклопакета резину достают, натягивают ее вместо веревок и сушат на ней свои вещи.
Набив много шишек, теперь мы обо всем договариваемся с застройщиками на берегу. Более жестко обговариваем процедуры приемки, чтобы не «бегом-бегом, абы как». Я настаиваю, чтобы был официальный представитель строительной компании, который принимает каждое наше окно, и если уж он его примет, то потом – без претензий. Прописываем с заказчиком ответственность: кто отвечает, если что-то случится.
Сейчас в компании Бигильдеева трудится около 150 сотрудников. А в 1996 г. фирма начинала работу с одной бригады монтажников. С поиском людей 12 лет назад больших проблем не было. В государственном секторе экономики дела шли настолько плохо, что люди с высшим техническим образованием с удовольствием шли на рабочие специальности в частный сектор.
– У меня на производстве было довольно много людей с советской производственной закалкой: высокой технологической культурой и ответственным отношением к работе. У нас работали бывшие сотрудники ЧТЗ, авиационного и других заводов. Культура производства, которая была перенесена в нашу компанию с этих госпредприятий, передается по наследству до сих пор. В компании «Евроокно» есть люди, которые работают здесь 12 лет.
Со временем поиск кадров становился все более затруднительным, сетует Евгений Бигильдеев, хорошие рабочие руки стали дефицитом: «Это проблема номер один, и не только у нас. И чем дальше, тем хуже. Промышленность, которая долгое время лежала на боку, заработала – зарплату платят, люди туда идут. Произошел отток из частного сектора. Если раньше была очередь из желающих устроиться на работу, то сейчас стоит очередь из работодателей. Вторая причина в том, что очень сильно изменилось отношение к труду. Многие не хотят работать! Рабочие специальности не востребованы. Процент людей, готовых добросовестно трудиться, падает».
– Пробовал в прошлом году, это просто кошмар! Система профтехучилищ у нас развалена. Есть молодые люди, которые пытаются что-то делать, но все специалисты скуплены уже гигантами индустрии. Крупные заводы заранее проплачивают трудоустройство людей рабочих специальностей, и народ целыми выпусками идет туда. Разговаривать с руководителями таких ПТУ – дело неблагодарное.
– Вот здесь есть потенциал, причем большой. Среди приезжих есть масса толковых ребят с высшим образованием, технических специалистов, которые могут нашим молодым людям сто очков вперед дать! И ведь с их стороны есть и потребность, и желание. Я бы с удовольствием брал их на работу, если бы не сложившаяся ситуация с миграционной политикой. Чтобы официально оформить приезжего на работу, нужна масса времени и денег – там ведь столько нужно бумаг заполнить и столько заплатить налогов, жуть! А примешь на работу без оформления, заплатишь огромный штраф.
– Я стараюсь сохранить ядро коллектива. Плачу хорошую зарплату, предлагаю соцпакет. Проблема в том, что рынок пластиковых оконных конструкций очень зависим от сезона. Пик приходится на конец лета – осень, зимой же объемы падают в 3-4 раза, и тогда люди загружены не полностью. С другой стороны, на пике сезона сколько бы ты людей ни набрал, их все равно не хватает – проверено. Вот вроде все рассчитал, сотрудников принял, обучил – и вдруг у тебя выстреливает еще 1-2 жилых дома. У нас же каждый год народ думает, что зимы в этом году не будет, а потом спохватывается.
В этой ситуации проще всего регулировать производство за счет мощности оборудования: при одном составе рабочих можно делать больше или меньше, в крайнем случае выйти в две смены. На монтаже дело сложнее: там средств автоматизации нет. Поэтому одно из моих решений состоит в том, что часть монтажных работ я отдаю на аутсорсинг фирмам, которые занимаются только монтажом пластиковых окон.
– У нас внедрена система многоступенчатого контроля качества. Чтобы избежать возможных нареканий, наш специалист приезжает ко всем частным заказчикам и проверяет качество монтажа. Если он замечает недоделки, то дает указания монтажникам их исправить. Потом, уже после приемки, мы звоним заказчику и еще раз уточняем, нет ли замечаний. Для частного клиента, если он не специалист, любая мелочь может казаться глобальной проблемой. Гораздо дешевле и в смысле денег, и нервов, и времени тут же отследить все недоделки, иначе эта мелочь как заноза будет торчать, грозя превратиться в большой нарыв и ужасную головную боль для всех участников процесса.
Загрузить кадры в низкий сезон Евгению Бигильдееву помогает и диверсификация бизнеса: если специалист не нужен на одном направлении, можно дать ему работу на другом. Еще в 1999 г. наряду с производством и установкой окон ПВХ Бигильдеев запустил производство изделий из алюминия (витражей, фасадных систем, входных групп и др.). В 2003 г. начал осваивать вентилируемые фасады. Еще через год новым направлением компании стало изготовление и установка автоматических дверей. Одно из последних нововведений – изделия из закаленного стекла.
– Часть этих направлений родились как сопутствующие. Сами заказчики в процессе работы высказывают какие-то пожелания, и мы их учитываем. Иногда даже получается наоборот: те продукты, которые раньше были основными, для ряда клиентов идут как дополнение. Например, начинаем с алюминия, а заканчиваем пластиковыми окнами. Каждое из направлений в большей или меньшей степени подвержено сезонности. Если, к примеру, окна ПВХ нужно сделать до зимы, то изделиями из алюминия или закаленного стекла можно заниматься круглый год: они, как правило, используются для внутренней отделки помещения. В 2007 г., когда рынок пластиковых окон немного приостановил бурное развитие и объемы производства ПВХ по сравнению с 2006 г. несколько снизились, то в других направлениях, наоборот, наблюдался опережающий рост.
Сейчас у нас проклевывается еще одно направление – противопожарные двери и ворота. А получилось как? Клиент пришел: «Можете предложить?» Мы изучили рынок. Поняли, что можем профессионально проконсультировать заказчика и обеспечить установку. Есть определенные требования пожарных к большим сооружениям (складам, торговым комплексам), есть разные категории: например, двери могут нагреваться, но они должны не пропускать открытый огонь в течение 30 или 60 минут или не пропускать огонь и не нагреваться при этом. Таких объектов скоро будет строиться все больше. Маленькая ниша, но в ней можно достичь хорошего результата. Сейчас у нас есть клиент, которому мы монтируем достаточно большую партию.
Следующей стадией развития компании «Евроокно», по замыслу Евгения Бигильдеева, должна стать более плотная интеграция всех существующих производственных направлений в единый пакет услуг, объединяющий возможности пластиковых, алюминиевых и прочих конструкций в единый архитектурный ансамбль.
– В этом случае клиенту не нужно сотрудничать с пятью разными поставщиками, сводить их между собой, выстраивать графики их работы. Я знаю случай, когда три элемента одного здания в центре города монтировали три разные фирмы: одна – витражи, другая – окна, третья – вентилируемый фасад. Я присутствовал при их переговорах, все согласовывалось в напряженных тонах.
– Пережив бурный рост в 2006 г., годом позже рынок отыграл назад. Цены выросли, поэтому у некоторых компаний был спад, у других – небольшой прирост. Предполагаю, что во второй половине 2008 г. и в 2009 г. будет заметный подъем, который связан с денежными вливаниями в экономику. Сейчас идет плановая передача власти президента президенту, и до лета все будет тихо. Наш рынок очень подвержен политическим событиям. Если все будет спокойно, то впереди нас ждет период стабильного развития.
– Если посмотреть на опыт Германии, родоначальницы технологии производства пластиковых окон, то там так и происходит: производитель не продает продукт конечному потребителю, он работает только на дилера. Тенденция эта, безусловно, есть и у нас. Взять, к примеру, те же специализированные монтажные фирмы – еще 2-3 года назад их не было. Но я считаю, что специализация происходит тогда, когда рынок практически сложился, он стабильный, скорее, даже падающий. В Германии, например, объем рынка по сравнению с концом 90-х гг. снизился в два раза! Там компании пытаются всеми силами снижать издержки, поэтому производители сбрасывают с себя всю инфраструктуру. У нас рынок еще не сложился, до насыщения нам очень далеко. Поэтому пока возможны варианты: кто-то выбирает узкую специализацию, а кто-то нет.
Для себя я пока вижу возможность заниматься и производством, и продажами, и монтажом. Сколько буду использовать такую схему работы, не знаю. Но вот, например, проблема жилья у нас далеко не решена. Значит, дома будут активно строиться еще не два и не три года. Темпы строительства высокие. На рынке частных заказчиков я вижу богатый потенциал в коттеджном строительстве, в обновлении. Если взять рынок реноваций (замена старых окон), то он огромный. Я слышал одну из оценок: чтобы поменять все старые окна в России с учетом имеющихся производственных мощностей, понадобится порядка 100 лет! Понятно, что в бараках и ветхих постройках окна менять не будут, но, тем не менее, цифра впечатляет. Работы еще много, и есть к чему стремиться.