Подписаться
Курс ЦБ на 20.10
77,92
91,31

Обзор: Веб-разработчики

эксперты Иван Алексеев руководитель проектов Lab.NET Дмитрий Батраков директор интернет-агентства DEXTRA Николай Жуков директор компании «Флексайтс» Александр Расин генеральный директор компании «У

Разработка сайтов становится цивилизованным бизнесом, рынок по­степенно очищается от непрофессиональных игроков. Одновременно падает рентабельность, поэтому крупнейшие компании вынуждены предлагать дополнительные услуги и развивать параллельные направления деятельности. Студии веб-дизайна из мастерских, штампующих шаблонный продукт, превращаются в агентства, занимающиеся полноценным продвижением клиентов в виртуальном пространстве.

эксперты
Иван Алексеев
руководитель проектов Lab.NET
Дмитрий Батраков
директор интернет-агентства DEXTRA
Николай Жуков
директор компании «Флексайтс»
Александр Расин
генеральный директор компании «Урал Медиа»
Андрей Ситко
директор интернет-агентства Sitko.ru
Сергей Юнг
директор компании FreshLabs

Сколько сайтов появляется в Челябинске за год?
Куда уходят бывшие лидеры челябинского сайтостроения?
На чем будут зарабатывать веб-разработчики через 2-3 года?

Челябинский рынок веб-дизайна зародился в начале 2000-х гг. – именно тогда в городе появились первые профессиональные студии, такие, как «Мировая паутина» (сейчас известна как «ИГ 74»). Однако за свою недолгую историю этот сегмент успел стать одним из ведущих в регионе. По мнению СЕРГЕЯ ЮНГА, директора компании FreshLabs, бурный рост рынка прежде всего связан с быстрыми темпами развития Интернета в Челябинске в 2006-2007 гг. (город вышел на четвертое место в России по скорости увеличения сети). Массовый спрос ведет к росту предложения. Эксперты отмечают, что сегодня ежегодный прирост мест­ного рынка веб-дизайна составляет не менее 30% и в дальнейшем этот темп не снизится. «Мы проводили анализ четыре года назад, тогда на весь Челябинск было 800 сайтов, причем из них реально работало только 10%. Сегодня в городе примерно 4 тыс. сайтов, и около тысячи из них появились только за последний год», – отметил НИКОЛАЙ ЖУКОВ, директор компании «Флексайтс».

Бурный рост числа пользователей всемирной паутины привлекает на рынок все новых и новых игроков. Сегодня в России число одних только официально зарегистрированных дизай-студий перевалило за 2 тыс. По оценкам экспертной группы «Тэглайн» (занимается исследованиями российского рынка веб-разработок), объем рынка веб-строительства в прошлом году составил $90-95 млн, однако, как оговариваются сами эксперты, эта цифра может оказаться несколько заниженной из-за того, что часть рынка находится в налоговой тени. Отсутствие точных аналитиче­ских данных объясняется еще и тем, что сама отрасль создания сайтов очень молода. Более 70% всех веб-разработчиков сегодня сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, а региональные рынки отстают не только по объему, но и по уровню развития на несколько лет.

Недобросовестные веб-разработчики сдают позиции

По оценке г-на Жукова, годовой объем челябинского рынка разработки веб-сайтов составляет 50 млн руб. Свои услуги в этой области сегодня предлагает порядка 60 компаний, однако серьезными игроками можно считать не более полутора десятка. Крупнейшие компании, выполняющие наибольшее число проектов (30-50 в год) – DEXTRA, «Флексайтс», «Урал Медиа», Uni-logic, Lab.NET. Эксперты также выделяют некоторые студии, обладающие большим потенциалом, – это «Янтарное небо», Sitko.ru,­ «АРБ-Консалтинг» и некоторые другие. По заверению профессиональных участников рынка, большой конкуренции между ними нет. АНДРЕЙ СИТКО, директор интернет-агентства Sitko.ru, объясняет отсутствие соперничества тем, что рынок веб-дизайна в Челябинске еще не до конца сформирован: «Разработчики изредка сталкиваются в каких-то крупных тендерах, но почти никогда не конкурируют друг с другом на небольших проектах. Спрос на сайты еще очень велик, рынок не насыщен – и поэтому работы хватает всем».

В высшем ценовом сегменте сегодня работают «Флексайтс» и DEXTRA – стоимость их сайтов составляет от 50 тыс. руб. В среднем по рынку цены колеблются в диапазоне 30-40 тыс. руб. Нижняя ценовая граница у профессиональных веб-дизайнеров составляет 25-30 тыс. руб., а верхняя вообще не оговаривается: по их словам, цены могут доходить до «бесконечности» в зависимости от сложности проекта. Част­ники же готовы работать за гораздо меньшие деньги. За создание среднего корпоративного сайта они часто берут не более 5 тыс. руб. «Многих клиентов привлекает возможность сэкономить, и среднерыночная стоимость сайта неуклонно снижается», – говорит ИВАН АЛЕКСЕЕВ, руководитель проектов Lab.NET. По словам экспертов, потребителю сложно понять, почему цена на «один и тот же» продукт настолько разнится. Поэтому многим веб-разработчикам приходится проводить просветительскую работу – объяснять заказчикам, что должен из себя представлять качественный интернет-сайт. Игроки заявляют, что их усилия не напрасны – отмечается положительная тенденция уменьшения некачественного предложения, рынок становится более цивилизованным. Во многом этому процессу способствуют сами клиенты – они начинают предъявлять к своему «интернет-лицу» все большие требования. Сегодня даже небольшим компаниям недостаточно иметь сайт-визитку , они хотят получить в виртуальном пространстве полноценную торговую площадку. «Люди начинают понимать, что сайт – это инструмент, с помощью которого можно заработать. К примеру, если развить интернет-магазин до хорошего уровня, то он сможет приносить владельцам порядка 70% всей прибыли. И уже сегодня есть фирмы, которые полностью отказываются от реальных торговых площадей в пользу продаж с сайта», – говорит Сергей Юнг.

Растет количество сложных проектов – интернет-магазинов, бизнес-порталов, причем сделанных не по шаблону, а с учетом индивидуальных особенностей заказчика. Средний срок разработки составляет 1-2 месяца, причем практически во всех случаях требуется работа целой группы людей. По словам экспертов, для разработки и дальнейшего обслуживания качественного сайта нужно как минимум шесть человек: программист, дизайнер, верстальщик, менеджер, копирайтер и человек, занимающийся оптимизацией местонахождения сайта в поисковых системах. Причем желательно, чтобы все специалисты имели профильное образование и опыт работы, что большая редкость на нынешнем рынке труда. В сфере создания сайтов еще не успела сформироваться система обучения персонала, и проблема нехватки квалифицированных кадров перед веб-разработчиками сегодня стоит очень остро. Но именно это обстоятельство способствует вытеснению с рынка частников и фирм-однодневок. «Одиночки больше не могут выполнять растущие требования заказчика, а те сайты, которые они раньше «стряпали», сейчас почти никому не нужны. Поэтому они уходят с рынка или поднимают планку качест­ва. Уровень веб-разработок в Челябинске неуклонно растет», – отмечает АЛЕКСАНДР РАСИН, генеральный директор компании «Урал Медиа».

Веб-строители осваивают смежные отрасли

Низкий порог вхождения на рынок веб-разработок до недавнего времени привлекал множество энтузиастов – в основном студенческой молодежи. Для того чтобы начать работать, нужен был совершеннейший минимум: собрать команду из 2-4 человек, сделать свой сайт, и можно начинать искать клиентов. Наличие офиса и постоянного штата сотрудников необязательно. Занять себе место под солнцем такие игроки пытаются преимущественно за счет демпинга – и многие серьезные веб-разработчики до сих пор видят в этом угрозу для своего бизнеса.

Сегодня местный рынок начинает стабилизироваться, количество игроков здесь уже не растет такими бешеными темпами, как раньше. Более того, некоторые компании, в том числе и крупные, прекращают свою деятельность: одним из главных событий 2007 г. стал уход с челябинского рынка студии «Отражение», бывшей одним из лидеров местного сайтостроения. По сведениям экспертов, ее учредители перенесли офис в Москву и полностью сосредоточились на столичном рынке. Значительного перераспределения сил, по словам экспертов, это событие за собой не повлекло. «Хотя в прошлом году ушли некоторые весомые игроки и появилось несколько новых небольших студий, кардинальных изменений рынок не претерпел. Вообще при росте количества сайтов и их качества существенного увеличения числа веб-разработчиков в последние годы я не наблюдаю», – говорит ДМИТРИЙ БАТРАКОВ, директор интернет-агентства DEXTRA.

По мнению экспертов, относительное затишье связано с тем, что рентабельность собственно изготовления сайтов падает: ресурсов для выполнения проектов требуется все больше, а цены из-за постоянного дем­пинга со стороны фрилансеров растут незначительно. Если раньше на челябинском рынке веб-дизайна считалась нормой рентабельность в 50% (а в некоторых случаях она была еще выше), то сегодня цифры гораздо скромнее. «Рентабельной разработка сайтов получается лишь на первых порах, когда два студента сидят у себя на кухне и за пару недель зарабатывают 40 тыс. руб. А такой фирме, как наша, нужно нести бремя расходов на аренду офиса, налоги, обновление оборудования, разработку софта и т. д., – поясняет Николай Жуков. – И главное, качественно выполненный проект требует больших трудозатрат, поэтому мы часто работаем на грани рентабельности». Иван Алексеев подтверждает, что разработка сайтов сегодня не слишком выгодна: «Некоторые игроки живут за счет крупных, долгоиграющих проектов, которые ежемесячно приносят деньги, но основной массе компаний выжить в условиях недобросовест­ной конкуренции сложно». Практически у каждой компании сегодня есть направления, параллельные производству сайтов, – часть из них так или иначе связана с Интернетом, часть относится к совершенно другим областям. Так, достаточно популярна разработка и поддержка собст­венных интернет-ресурсов – новостных и развлекательных порталов. Студия «Урал Медиа» продвигает проект Kirovka.ru, интернет-агентство Sitko.ru развивает сайт MobiChel.ru, DEXTRA – проекты Jobway.ru, Zavedi.ru.

Часть экспертов заявляет, что более сложные проекты, напротив, благоприятно сказываются на рентабельности и что, если она падает, дело скорее в неправильном построении внутренних процессов компании. «Чтобы сделать 40 сайтов, нужно 10 человек, а руководитель фирмы задействует 30 – естественно, такая работа не приносит прибыль, – приводит пример Андрей Ситко. – Вообще, мы постоянно сталкиваемся с тем, что нет отработанной технологии по созданию сайтов, ее приходится продумывать ежедневно».

По словам Александра Расина, его компания предлагает и другие продукты: «Низкую рентабельность основного бизнеса мы компенсируем за счет различных дополнительных проектов – с самого начала работы занимаемся мультимедийными технологиями: от простой flash-анимации для сайтов до презентаций на компакт-дисках». Компания Lab.NET в последнее время значительно сократила направление разработки веб-сайтов, которое когда-то приносило студии основную прибыль. «В планах у нас – продвигать GPS-навигацию и биометрию, также мы продолжим писать софт для зарубежных заказчиков, – говорит Иван Алексеев. – Возможно, мы вообще прекратим заниматься мелкими проектами в области веб-дизайна. Наши подсчеты показывают, что на них уходит 60-70% всего времени, а в структуре доходов они составляют менее 50%». Эксперты не исключают, что в будущем многие челябинские разработчики переключатся на другие виды бизнеса, как поступил ранее один из лидеров рынка Paramon Online.

Те из игроков, кто останется на рынке, сосредоточатся в основном не на создании, а на дальнейшей поддержке и продвижении сайтов, у некоторых компаний уже сегодня половина оборота приходится на обслуживание реализованных проектов. «Через год-два значительно вырастет сегмент сетевой рекламы и продвижения. Большое внимание будет уделяться проектированию, интернет-маркетингу и аудиту отрасли сайтостроения. Студии веб-дизайна должны будут перейти от формы работы «мастерских по подгонке и ремонту» сайтов к лабораториям с отлаженными методиками и процессами», – прогнозирует Дмитрий Батраков. Здесь сфера их деятельности нач­нет пересекаться с рекламными агентствами, считают эксперты. Последние тоже обращают внимание на смежный рынок и начинают предлагать услуги по разработке сайтов, однако серьезной конкуренции профессиональным веб-дизайнерам они пока не составляют.

Несмотря на то что сегодня в Челябинске есть иногородние разработчики, к примеру, екатеринбургские Ample и «Студия Бурусова», заметной роли на рынке они не играют. Местные игроки, у которых есть представительства в других городах, также пока не завоевали там серьезных позиций. Николай Жуков полагает, что причина в том, что сотрудничество разработчика с клиентом получается наиболее эффективным, когда оба они находятся в одном населенном пункте и могут общаться вживую. «Также не заметно особой активности моск­вичей. Правда, некоторым крупным компаниям, руководство которых переехало в столицу, делают сайты московские студии, но это скорее исключение», – добавляет г-н Жуков. Эксперты не опасаются прихода в Челябинск федеральных игроков – для них это слишком бедный рынок, цены здесь в десятки раз ниже.

В целом, будущее челябинского рынка веб-строительства оценивается его участ­никами довольно оптимистично: хотя у некоторых студий уменьшается количество проектов, в ближайшие 8-10 лет рост рынка продолжится. «Существует такое непрофессиональное мнение, что сайты есть уже у всех, кто в них нуждался. Но они устаревают, и сейчас многие клиенты обращаются за модернизацией старого или разработкой нового сайта. Этот процесс продолжается, и поэтому спрос на услуги веб-разработчиков будет стабильным», – считает Андрей Ситко. 

Самое читаемое
  • В Челябинске готовятся к отмене массовых мероприятийВ Челябинске готовятся к отмене массовых мероприятий
  • Александр Брейгин скончался от последствий COVID-19Александр Брейгин скончался от последствий COVID-19
  • «Стремительная коррекция создала потенциал для роста котировок акций»  – Лилия Логунова«Стремительная коррекция создала потенциал для роста котировок акций» – Лилия Логунова
  • До 270 тыс. рублей в месяц: рейтинг самых высокооплачиваемых профессий на удаленкеДо 270 тыс. рублей в месяц: рейтинг самых высокооплачиваемых профессий на удаленке
  • Чтобы бензин не обанкротил. РЕЙТИНГ машин, заправлять которые не накладно для бюджетаЧтобы бензин не обанкротил. РЕЙТИНГ машин, заправлять которые не накладно для бюджета
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.