Обзор: ТРЕЙДЕРЫ МЕТАЛЛОПРОКАТА

эксперты Алексей Анисов директор компании «Металлинвест Южный Урал» Николай Кудрявцев начальник службы маркетинга компании «КОМТЕХ — Челябинск» Вячеслав Сазонов директор по развитию ТД «Оптимал» Вя

Расклад сил на челябинском рынке металлоторговли за последний год не претерпел серьезных изменений в отличие от ценовой ситуации, которая остается нестабильной. Эксперты отмечают некоторый спад динамики роста, наблюдавшейся в прошлые годы, и связывают его с общим состоянием экономики и ростом цен на прокат. Маржа падает, и игроки повышают рентабельность, наращивая собственные производственные мощности.

эксперты
Алексей Анисов
директор компании «Металлинвест Южный Урал»
Николай Кудрявцев
начальник службы маркетинга компании «КОМТЕХ — Челябинск»
Вячеслав Сазонов
директор по развитию ТД «Оптимал»
Вячеслав Сергеев
коммерческий директор челябин­ского филиала «Сталепромышленной компании»

почему
рынок металлоторговли замедляет темпы роста
кого
боятся трейдеры
как
металлоторговые компании повышают рентабельность

Впоследнее время развитие челябинского рынка металлоторговли несколько замедлилось. Эксперты оценивают общий прирост в 2007 г. в 10-15% по отношению к уровню 2006 г. Нынешние показатели могут оказаться и того меньше. «С начала года цены на металлопрокат выросли практически в два раза, что отрицательно сказалось на строительной отрасли и машиностроении, которые в нашем регионе являются основными потребителями этой продукции. Сегодня трейдеры и заводы-производители начали испытывать некоторый профицит. Хотя сезонный спад на металлоторговом рынке — обычное явление, в будущем можно прогнозировать снижение темпов роста. Уже по итогам 2008 г. он составит около 7%», — подсчитывает ВЯЧЕСЛАВ СЕРГЕЕВ, коммерческий директор челябинского филиала «Стале­промышленной компании».

На рынке доминируют представители меткомбинатов

Сегодня, по мнению экспертов, объем местного рынка металлоторговли составляет 700-800 тыс. т в год. Таким образом, за вычетом того, что проходит через регион транзитом (5-10%), в месяц на территории города и области продается приблизительно 50-60 тыс. т продукции. НИКОЛАЙ КУДРЯВЦЕВ, начальник службы маркетинга компании «КОМТЕХ — Челябинск», отмечает, что около половины общего объема приходится на сортовой и фасонный прокат, 40% занимает листовой. В денежном выражении объем рынка, по оценке АЛЕКСЕЯ АНИСОВА, директора компании «Металлинвест Южный Урал», составляет около 2 млрд руб. в месяц. На свободном рынке по-прежнему реализуется лишь небольшая часть металлопроката, остальное комбинаты поставляют крупным клиентам напрямую, минуя по­средников. Вячеслав Сергеев оценивает общий объем потребления примерно в 2,8 млн т в год.

Расклад сил на металлоторговом рынке Челябинска за год серьезно не изменился. Эксперты отметили приход лишь одного крупного сетевого игрока — компании «Инпром» (головной офис в Таганроге). Пока значительную часть клиентов у других участников рынка перетянуть новичок не успел. Алексей Анисов полагает, что этого не стоит опасаться и в будущем: «Инпром» предлагает узкоспециализированный ассортимент». Недавно прекратила свою деятельность компания «Максичел» (дилер Нижнесергинского металлургического комбината, входящего в группу «Макси-групп»). Игроки расценивают это событие как положительное. «В последнее время «Максичел» сильно демпинговал. На комбинате происходила смена руководства (в конце 2007 г. контрольный пакет акций «Макси-групп» размером 50% плюс одна акция был приобретен Новолипецким металлургическим комбинатом), и такое поведение было связано с необходимостью высвобождения финансовых ресурсов», — отмечает Николай Кудрявцев. Также сменил собственника один из ведущих игроков — «Карбофер Металл Урал» (бывший «Евраз Металл Урал»).

Тон на местном металлоторговом рынке по-прежнему задают две группы игроков. Это представители производителей — «УралСибТрейд» (ММК), «Мечел-сервис» («Мечел»), «Металлинвест» (Evraz Group), «Метрис» (ЧТПЗ), а также независимые металлотрейдеры — «Сталепромышленная компания», «КОМТЕХ» и некоторые другие. По словам Вяче­слава Сергеева, совокупная доля тройки крупнейших игроков в Челябинске и области пока не очень велика и составляет порядка 25%: «Концентрация гораздо ниже, чем на европей­ском рынке — там лидерам принадлежит не менее 60%». Эксперты считают, что и отечественную металлоторговлю в дальнейшем ожидает консолидация по западноевропейскому образцу.

Становится все более заметным вытеснение с рынка небольших фирм. По словам ВЯЧЕСЛАВА САЗОНОВА, директора по развитию ТД «Оптимал», многие не выдерживают и нескольких месяцев в высококонкурентной среде: «Несмотря на то что ежегодно в Челябинске открываются десятки металлоторговых организаций и сегодня их общее количество достигает 100-150, серьезными, вкладывающимися в собственное развитие являются не более 20-30 компаний в каждом сегменте. Только они могут рассчитывать на какое-то будущее». Алексей Анисов замечает, что средним металлотрейдером может называться фирма, чей объем продаж составляет 500-1000 т в месяц: «Игроки, продающие меньше этого, обречены на вымирание».

Эксперты считают, что выходом для небольших местных компаний может быть поиск узкой ниши: торговля специфическим товаром, сосредоточение на сопутствующем сервисе, работа с клиентами в отдаленных населенных пунктах. «Например, наша фирма движется по пути расширения спектра услуг. Сейчас мы формируем отдел логистики и в перспективе планируем заниматься транспортировкой товара», — говорит Вячеслав Сазонов.

По словам экспертов, среднюю рентабельность на рынке торговли металлопрокатом высчитать невозможно. Она колеблется в интервале от 1 до 15% в зависимости от сезона, уровня закупочных цен в конкретный момент, индивидуальных особенностей товара и ряда других факторов. «Бывают сделки, рентабельность которых может доходить до 50%, например, в случае острого дефицита определенной продукции. На днях мы заключили такую сделку, однако это единичный случай», — говорит Вячеслав Сазонов. Игроки однозначно заявляют, что выгоднее работать в период роста цен: каждая последующая цена товара оказывается выше предыдущей.

Трейдеры не спешат вкладываться в сервисные центры

Участники рынка прогнозируют, что в будущем чистая продажа металлопроката будет приносить все меньшую прибыль, что во многом связано с замедлением темпов развития строительной индустрии. Компании уже сейчас делают ставку на развитие сервиса и наращивают производственные мощности по первичной обработке металла. «На рынке металлосервисных услуг мы работаем уже более пяти лет, но за по­следнее время заметно активизировались: вводим различные услуги по резке, рубке металла, изготовлению металлоконструкций. В Челябинске примерно с ноября начнет работу линия по производству арматурных сеток и гнутых элементов из арматуры мощностью порядка 500 т в месяц. Подобное производство уже более года успешно развивается под Екатеринбургом, в самой уральской столице запущен завод металлоконструкций, аналогичный строится в нашем городе. Сегодня мы уже можем полностью удовлетворить спрос клиентов на эту продукцию», — радуется г-н Сергеев. Также «Сталепромышленная компания» занимается производ­ством металлочерепицы, профнастила и оконных профилей. По словам Алексея Анисова, в этом году в Нижнем Тагиле, где находится головной офис «Металлинвеста», компания открыла завод по изготовлению сварной балки: сейчас его продукция поставляется во все филиалы. По словам экспертов, сегодня даже аффилированные с металлопроизводителями компании начинают внедрять дополнительные услуги для своих клиентов. Так, «Мечел-сервис» нынешним летом открыл проект по плавке и резке арматурного проката в столице Южного Урала и ряде других российских городов. Товар с высокой добавочной стоимостью, прошедший первичную обработку, по замыслу трейдеров предназначается в первую очередь для строительных площадок. «Мы можем поставлять клиенту не просто металлопрокат, а готовые конструкции, есть возможность подключения монтажных организаций», — заявляет Вячеслав Сергеев. По мнению подавляющего числа экспертов, в будущем заказчики будут отдавать приоритет компаниям, оказывающим именно комплексные услуги, а не просто отгружающим металл со склада.

Пока ни одного полноценного сервисного металлоцентра на территории Челябинска нет. «Прошло уже несколько лет с тех пор, как трейдеры заговорили о необходимости развития этого направления, однако никаких существенных подвижек так и нет. Новое оборудование, как правило, закупается под пробные проекты, все, что есть на сервисных площадках, работает с советских времен. Хотя, если судить по активному открытию филиалов в стране, деньги у компаний есть, но они направляются на экстенсивное развитие бизнеса», — заявляет Николай Кудрявцев. По его мнению, такая ситуация сложилась исторически, и переломить ее у игроков получится еще очень нескоро. «Рынок отечественной металлоторговли преж­девременно начал ориентироваться на Европу, где процветает сервис. У целого ряда европейских потребителей из сегмента малого и среднего бизнеса нет собственного оборудования для первичной обработки металла, поэтому подобные услуги востребованы. У нас же металл используют крупные заводы федерального уровня, которые располагают полным технологическим циклом, и передача первичной обработки метала на аутсорсинг для них малоактуальна. Вместе с тем усиление конкуренции и износ имеющегося у заводов оборудования уже в ближайшие 3-5 лет могут привести к тому, что сервис станет реальным конкурентным преимуществом металлотрейдеров», — рассуждает г-н Кудрявцев.

Кроме прочего, эксперты связывают невысокое развитие сервиса с отсут­ствием у металлотрейдеров достаточного количества складских помещений в собственности: сегодня из челябинских фирм лишь «Сталепромышленная компания» владеет 40 тыс. кв. м площадей. На арендованных площадях практически невозможно оказывать дополнительные услуги в необходимом объеме и качестве. Прогнозировать, скоро ли у основных игроков появятся свои склады, трейдеры не берутся: покупка помещений требует огромных вложений. По некоторым оценкам, для создания металлоцентра средних размеров необходимо порядка 150 млн руб.

В ближайшем будущем ожидается появление на челябинском рынке металлопроката 1-2 сетевых компаний, однако приход новичков существенно не повлияет на расклад сил. Фокус развития металлотрейдерских компаний сместится в города области — они станут новыми рынками сбыта. Так, «КОМТЕХ — Челябинск» недавно открыл представительство в Миассе, и уже первые месяцы работы показали значительные перспективы. «Вне Челябинска (за исключением Магнитогорска) металлоторговли в классическом понимании этого слова нет, а спрос на металлопрокат присутствует», — говорит Николай Кудрявцев.

Эксперты отмечают, что сложившаяся сегодня ситуация, скорее всего, особенно не изменится на протяжении нескольких ближайших лет. Российский рынок металлоторговли сохранит свою главную особенность — нестабильность цен. Он будет показывать примерно такой же рост — 7-9% в год, до тех пор пока будет расти ВВП.

Некоторое время назад многие игроки говорили о масштабной экспансии ино­странных производителей на российский рынок металлопроката, в качестве главной угрозы представлялся Китай, где в год выпускается порядка 400 млн т проката. Товар из Поднебесной примерно на 10% дешевле отечественного, и массовая торговля им сможет негативно сказаться на доходах трейдеров. Однако, по словам экспертов, импортного металла на рынке пока немного.

 

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.