Обзор: ТРЕЙДЕРЫ МЕТАЛЛОПРОКАТА
эксперты Алексей Анисов директор компании «Металлинвест Южный Урал» Николай Кудрявцев начальник службы маркетинга компании «КОМТЕХ — Челябинск» Вячеслав Сазонов директор по развитию ТД «Оптимал» Вя
эксперты
Алексей Анисов
директор компании «Металлинвест Южный Урал»
Николай Кудрявцев
начальник службы маркетинга компании «КОМТЕХ — Челябинск»
Вячеслав Сазонов
директор по развитию ТД «Оптимал»
Вячеслав Сергеев
коммерческий директор челябинского филиала «Сталепромышленной компании»
рынок металлоторговли замедляет темпы роста
кого
боятся трейдеры
как
металлоторговые компании повышают рентабельность
Впоследнее время развитие челябинского рынка металлоторговли несколько замедлилось. Эксперты оценивают общий прирост в 2007 г. в 10-15% по отношению к уровню 2006 г. Нынешние показатели могут оказаться и того меньше. «С начала года цены на металлопрокат выросли практически в два раза, что отрицательно сказалось на строительной отрасли и машиностроении, которые в нашем регионе являются основными потребителями этой продукции. Сегодня трейдеры и заводы-производители начали испытывать некоторый профицит. Хотя сезонный спад на металлоторговом рынке — обычное явление, в будущем можно прогнозировать снижение темпов роста. Уже по итогам 2008 г. он составит около 7%», — подсчитывает ВЯЧЕСЛАВ СЕРГЕЕВ, коммерческий директор челябинского филиала «Сталепромышленной компании».
Сегодня, по мнению экспертов, объем местного рынка металлоторговли составляет 700-800 тыс. т в год. Таким образом, за вычетом того, что проходит через регион транзитом (5-10%), в месяц на территории города и области продается приблизительно 50-60 тыс. т продукции. НИКОЛАЙ КУДРЯВЦЕВ, начальник службы маркетинга компании «КОМТЕХ — Челябинск», отмечает, что около половины общего объема приходится на сортовой и фасонный прокат, 40% занимает листовой. В денежном выражении объем рынка, по оценке АЛЕКСЕЯ АНИСОВА, директора компании «Металлинвест Южный Урал», составляет около 2 млрд руб. в месяц. На свободном рынке по-прежнему реализуется лишь небольшая часть металлопроката, остальное комбинаты поставляют крупным клиентам напрямую, минуя посредников. Вячеслав Сергеев оценивает общий объем потребления примерно в 2,8 млн т в год.
Расклад сил на металлоторговом рынке Челябинска за год серьезно не изменился. Эксперты отметили приход лишь одного крупного сетевого игрока — компании «Инпром» (головной офис в Таганроге). Пока значительную часть клиентов у других участников рынка перетянуть новичок не успел. Алексей Анисов полагает, что этого не стоит опасаться и в будущем: «Инпром» предлагает узкоспециализированный ассортимент». Недавно прекратила свою деятельность компания «Максичел» (дилер Нижнесергинского металлургического комбината, входящего в группу «Макси-групп»). Игроки расценивают это событие как положительное. «В последнее время «Максичел» сильно демпинговал. На комбинате происходила смена руководства (в конце 2007 г. контрольный пакет акций «Макси-групп» размером 50% плюс одна акция был приобретен Новолипецким металлургическим комбинатом), и такое поведение было связано с необходимостью высвобождения финансовых ресурсов», — отмечает Николай Кудрявцев. Также сменил собственника один из ведущих игроков — «Карбофер Металл Урал» (бывший «Евраз Металл Урал»).
Тон на местном металлоторговом рынке по-прежнему задают две группы игроков. Это представители производителей — «УралСибТрейд» (ММК), «Мечел-сервис» («Мечел»), «Металлинвест» (Evraz Group), «Метрис» (ЧТПЗ), а также независимые металлотрейдеры — «Сталепромышленная компания», «КОМТЕХ» и некоторые другие. По словам Вячеслава Сергеева, совокупная доля тройки крупнейших игроков в Челябинске и области пока не очень велика и составляет порядка 25%: «Концентрация гораздо ниже, чем на европейском рынке — там лидерам принадлежит не менее 60%». Эксперты считают, что и отечественную металлоторговлю в дальнейшем ожидает консолидация по западноевропейскому образцу.
Становится все более заметным вытеснение с рынка небольших фирм. По словам ВЯЧЕСЛАВА САЗОНОВА, директора по развитию ТД «Оптимал», многие не выдерживают и нескольких месяцев в высококонкурентной среде: «Несмотря на то что ежегодно в Челябинске открываются десятки металлоторговых организаций и сегодня их общее количество достигает 100-150, серьезными, вкладывающимися в собственное развитие являются не более 20-30 компаний в каждом сегменте. Только они могут рассчитывать на какое-то будущее». Алексей Анисов замечает, что средним металлотрейдером может называться фирма, чей объем продаж составляет 500-1000 т в месяц: «Игроки, продающие меньше этого, обречены на вымирание».
Эксперты считают, что выходом для небольших местных компаний может быть поиск узкой ниши: торговля специфическим товаром, сосредоточение на сопутствующем сервисе, работа с клиентами в отдаленных населенных пунктах. «Например, наша фирма движется по пути расширения спектра услуг. Сейчас мы формируем отдел логистики и в перспективе планируем заниматься транспортировкой товара», — говорит Вячеслав Сазонов.
По словам экспертов, среднюю рентабельность на рынке торговли металлопрокатом высчитать невозможно. Она колеблется в интервале от 1 до 15% в зависимости от сезона, уровня закупочных цен в конкретный момент, индивидуальных особенностей товара и ряда других факторов. «Бывают сделки, рентабельность которых может доходить до 50%, например, в случае острого дефицита определенной продукции. На днях мы заключили такую сделку, однако это единичный случай», — говорит Вячеслав Сазонов. Игроки однозначно заявляют, что выгоднее работать в период роста цен: каждая последующая цена товара оказывается выше предыдущей.
Участники рынка прогнозируют, что в будущем чистая продажа металлопроката будет приносить все меньшую прибыль, что во многом связано с замедлением темпов развития строительной индустрии. Компании уже сейчас делают ставку на развитие сервиса и наращивают производственные мощности по первичной обработке металла. «На рынке металлосервисных услуг мы работаем уже более пяти лет, но за последнее время заметно активизировались: вводим различные услуги по резке, рубке металла, изготовлению металлоконструкций. В Челябинске примерно с ноября начнет работу линия по производству арматурных сеток и гнутых элементов из арматуры мощностью порядка 500 т в месяц. Подобное производство уже более года успешно развивается под Екатеринбургом, в самой уральской столице запущен завод металлоконструкций, аналогичный строится в нашем городе. Сегодня мы уже можем полностью удовлетворить спрос клиентов на эту продукцию», — радуется г-н Сергеев. Также «Сталепромышленная компания» занимается производством металлочерепицы, профнастила и оконных профилей. По словам Алексея Анисова, в этом году в Нижнем Тагиле, где находится головной офис «Металлинвеста», компания открыла завод по изготовлению сварной балки: сейчас его продукция поставляется во все филиалы. По словам экспертов, сегодня даже аффилированные с металлопроизводителями компании начинают внедрять дополнительные услуги для своих клиентов. Так, «Мечел-сервис» нынешним летом открыл проект по плавке и резке арматурного проката в столице Южного Урала и ряде других российских городов. Товар с высокой добавочной стоимостью, прошедший первичную обработку, по замыслу трейдеров предназначается в первую очередь для строительных площадок. «Мы можем поставлять клиенту не просто металлопрокат, а готовые конструкции, есть возможность подключения монтажных организаций», — заявляет Вячеслав Сергеев. По мнению подавляющего числа экспертов, в будущем заказчики будут отдавать приоритет компаниям, оказывающим именно комплексные услуги, а не просто отгружающим металл со склада.
Пока ни одного полноценного сервисного металлоцентра на территории Челябинска нет. «Прошло уже несколько лет с тех пор, как трейдеры заговорили о необходимости развития этого направления, однако никаких существенных подвижек так и нет. Новое оборудование, как правило, закупается под пробные проекты, все, что есть на сервисных площадках, работает с советских времен. Хотя, если судить по активному открытию филиалов в стране, деньги у компаний есть, но они направляются на экстенсивное развитие бизнеса», — заявляет Николай Кудрявцев. По его мнению, такая ситуация сложилась исторически, и переломить ее у игроков получится еще очень нескоро. «Рынок отечественной металлоторговли преждевременно начал ориентироваться на Европу, где процветает сервис. У целого ряда европейских потребителей из сегмента малого и среднего бизнеса нет собственного оборудования для первичной обработки металла, поэтому подобные услуги востребованы. У нас же металл используют крупные заводы федерального уровня, которые располагают полным технологическим циклом, и передача первичной обработки метала на аутсорсинг для них малоактуальна. Вместе с тем усиление конкуренции и износ имеющегося у заводов оборудования уже в ближайшие 3-5 лет могут привести к тому, что сервис станет реальным конкурентным преимуществом металлотрейдеров», — рассуждает г-н Кудрявцев.
Кроме прочего, эксперты связывают невысокое развитие сервиса с отсутствием у металлотрейдеров достаточного количества складских помещений в собственности: сегодня из челябинских фирм лишь «Сталепромышленная компания» владеет 40 тыс. кв. м площадей. На арендованных площадях практически невозможно оказывать дополнительные услуги в необходимом объеме и качестве. Прогнозировать, скоро ли у основных игроков появятся свои склады, трейдеры не берутся: покупка помещений требует огромных вложений. По некоторым оценкам, для создания металлоцентра средних размеров необходимо порядка 150 млн руб.
В ближайшем будущем ожидается появление на челябинском рынке металлопроката 1-2 сетевых компаний, однако приход новичков существенно не повлияет на расклад сил. Фокус развития металлотрейдерских компаний сместится в города области — они станут новыми рынками сбыта. Так, «КОМТЕХ — Челябинск» недавно открыл представительство в Миассе, и уже первые месяцы работы показали значительные перспективы. «Вне Челябинска (за исключением Магнитогорска) металлоторговли в классическом понимании этого слова нет, а спрос на металлопрокат присутствует», — говорит Николай Кудрявцев.
Эксперты отмечают, что сложившаяся сегодня ситуация, скорее всего, особенно не изменится на протяжении нескольких ближайших лет. Российский рынок металлоторговли сохранит свою главную особенность — нестабильность цен. Он будет показывать примерно такой же рост — 7-9% в год, до тех пор пока будет расти ВВП.
Некоторое время назад многие игроки говорили о масштабной экспансии иностранных производителей на российский рынок металлопроката, в качестве главной угрозы представлялся Китай, где в год выпускается порядка 400 млн т проката. Товар из Поднебесной примерно на 10% дешевле отечественного, и массовая торговля им сможет негативно сказаться на доходах трейдеров. Однако, по словам экспертов, импортного металла на рынке пока немного.