Обзор: Страховые компании

Идрис Абдуллаев директор уральской дирекции СК «Альянс РОСНО Жизнь» (Екатеринбург) Игорь Гузов менеджер по развитию агентской сети челябинского филиала страховой компании «АИГ ЛАЙФ» Денис Иванов ди

Страховые компании ожидают просадки рынка в 2009 г. Объемы сборов упадут практически во всех сегментах. Уже сейчас игроки констатируют резкое снижение поступлений от страхования залоговых автомобилей и недвижимости. Страховщики активно ищут незанятые ниши и реанимируют агентские продажи.эксперты

Идрис Абдуллаев
директор уральской дирекции СК «Альянс РОСНО Жизнь» (Екатеринбург)
Игорь Гузов
менеджер по развитию агентской сети челябинского филиала страховой компании «АИГ ЛАЙФ»
Денис Иванов
директор челябинского филиала страховой компании «Росстрах»
Александр Меренков
генеральный директор СК «Северная казна» (Екатеринбург)
Игорь Нохрин
начальник отдела по работе с финансовыми институтами филиала ЗАСО «Эрго-Русь» в Челябинске
Андрей Самойлов
директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Челябинске
Мария Юрченко
директор филиала компании «Ренессанс Страхование» в Челябинске
Галина Ячменева
директор страховой брокерской компании «Эксперт-Страхование»

что
станет локомотивом развития страхового рынка в новых экономических условиях
почему
страховые компании отзывают банковские депозиты
как
игроки уменьшают убыточность в сегменте автострахования

Финансовый кризис нарушил планы челябинских страховщиков на дальнейшее развитие рынка, наметившееся в последние пару лет. Прогнозы экс­пертов неутешительны: многие виды страхования будут стагнировать или сжиматься. «Пока еще рынок не ощутил всей тяжести финансового кризиса, основная волна придется на лето 2009 г.», — преду­преждает АНДРЕЙ САМОЙЛОВ, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Челябинске. По словам ДЕНИСА ИВАНОВА, директора челябинского филиала СК «Росстрах», сейчас компании стараются «сгруппироваться», минимизировать затраты, чтобы встретить будущее падение рынка: «Сегодня многие страховщики переводят денежные средства из банков второго эшелона в более крупные финансовые организации либо отзывают банковские депозиты, потому что понимают: сборы будут падать, а убытки, не покрытые сборами, нужно компенсировать. Игроки готовятся и аккумулируют средства». Андрей Самойлов прогнозирует падение сборов в 2009 г. на 10%. В СК «Альфа-Страхование» считают, что рынок может потерять от 5 до 25% своего объема.
Кризис подчистит челябинский страховой рынок

Основной удар финансового кризиса пришелся на сегмент банковского страхования (обязательное страхование залога по выданному кредиту, а также жизни заемщика). Многие банки, работающие в Челябинске, приостановили ипотечные программы, ужесточили условия выдачи автокредитов. По оценкам брокерской компании «Эксперт-Страхование», в октябре у ряда игроков сборы по авто- и ипотечному страхованию упали в 3-4 раза. Сокращение кредитных программ — существенная потеря для рынка. «Последние три года именно банковский канал был катализатором роста сбора страховых премий», — отмечает Андрей Самойлов.

Ожидается просадка и в других сегментах. Участники рынка предполагают, что из-за уменьшения расходов предприятий снизятся сборы в добровольном медицинском страховании. «В условиях кризиса компании не будут гореть желанием выделять средства на ДМС сверх налоговых льгот», — рассуждает г-н Самойлов. Сокращение покупательской способности населения приведет к падению спроса на страхование имущества. «В ситуации, когда сотрудники многих южноуральских предприятий уходят в неплановые отпуска, многие люди просто поостерегутся вкладывать деньги в страховой полис», — комментирует ГАЛИНА ЯЧМЕНеВА, директор компании «Эксперт-Страхование». По ее словам, цепная реакция в итоге затронет всех — не будет большого прироста в страховании жизни, страховании строительно-монтажных рисков, ответственности арендаторов. Страхователи будут до минимума снижать размеры взносов, а СК — отказываться от страхования финансовых рисков (таких, как участие в долевом строительстве) из-за возрастающего риска неплатежей.

В новых условиях эксперты считают неизбежным передел рынка. Проблема убыточности СК будет обостряться, что может привести к банкротству целого ряда страховщиков в 2009 г. Прежде всего пострадают те компании, которые вели неразумную ценовую политику, отмечают некоторые участники рынка. Трудности возникнут и у страховщиков, чья доля продаж через банки, лизинговые компании и автосалоны превышала 50%, считает АЛЕКСАНДР МЕРЕНКОВ, генеральный директор СК «Северная казна». «Банкротств я не ожидаю — скорее всего, проблемные компании просто поменяют владельцев», — прогнозирует г-н Меренков. Андрей Самойлов допускает, что в результате кризиса из 800 страховых компаний на российском рынке останется 400-500: «Мелкие компании будут уходить с рынка, а средние и крупные — объединяться». Но чтобы процесс пошел, необходимо законодательно уточнить порядок передачи страхового портфеля от одной страховой компании другой вне процедуры банкротства, отмечают в СК «Ингосстрах».

На локальном рынке число участников будет сокращаться и за счет сворачивания филиальной сети рядом федеральных игроков. «Очень сложно в условиях кризиса будет выживать тем подразделениям, которые недавно появились на челябинском рынке, — считает Галина Ячменева. — Страховые компании нарабатывают портфели, страхуя автомашины, и только потом двигаются дальше — выходят в сегменты имущества, грузов и всего остального. Когда по автострахованию клапан перекрыт, а портфель по другим направлениям не наработан, шансы остаться в регионе невелики».

Ничего драматичного в том, что с рынка может уйти большое количество игроков, эксперты не видят. «Думаю, кризисы должны иногда случаться для очищения и выравнивания рынка: чем сильнее воздействие неблагоприятных факторов извне, тем больше система упорядочивается изнутри. Останутся наиболее адекватные современному рынку предложения», — рассуждает ИГОРЬ НОХРИН, начальник отдела по работе с финансовыми институтами филиала ЗАСО «Эрго-Русь» в Челябинске. По мнению МАРИИ ЮРЧЕНКО, директора филиала компании «Ренессанс Страхование» в Челябинске, снижение продаж через банковские каналы не создаст серьезных проблем для компаний с правильной тарифной политикой, диверсифицированным бизнесом и налаженной системой урегулирования убытков. Но в любом случае все компании будут вынуждены перестраивать бизнес-процессы под новые условия.

Страховщики готовят нишевые продукты

Страховые компании уже начинают готовиться к предстоящей стагнации, принимая антикризисные меры. Эксперты признаются, что урезают рекламные бюджеты и бумажно-канцелярские расходы, сокращают административный персонал. Александр Меренков уверен, что страховые компании будут повышать стоимость своих услуг. Но вместе с тем участники рынка активно будут использовать маркетинговые инструменты. «В связи с повышением процентных ставок по кредитным продуктам, вероятно, многие страховые компании будут привлекать и удерживать страхователей специальными бонусными программами, сезонными акциями и скидками», — предполагает г-н Нохрин.

Кроме того, игроки начинают активно искать открытые позиции и незанятые ниши. Как отмечает г-н Меренков, страховщикам необходимо переориентироваться на другие рынки и делать новые страховые продукты. Одна из новинок СК «Северная казна», например, выпущена специально для женщин старше 35 лет — владелиц иномарок. «Ингосстрах» уже продвигает новый продукт, совмещающий в себе два вида страхования: дома и автомобиля. Г-жа Ячменева считает, что страховщики начнут больше внимания уделять страхованию ответственности врачей, аудиторов, перевозчиков, жилищных управляющих компаний. Г-н Нохрин полагает, что увеличится динамика продаж в имущественном блоке юридических лиц.

Вместе с тем локомотивом рынка все же останется автострахование, уверен г-н Иванов: «Именно этот сегмент дает большой объем страховых премий и существенно расширяет клиентскую базу, что позволяет продвигать другие виды страхования. Страхование недвижимости и страхование от несчастных случаев, конечно, менее убыточны, но они не обеспечивают такой объем сборов». Однако, учитывая, что объемы банковских кредитов снижаются, страховщикам приходится в большей степени напирать на альтернативные каналы продаж. «У страховых компаний появился стимул усиливать агентские и прямые продажи», — анализирует Мария Юрченко. Для примера, в этом году группа «Ренессанс Страхование» запустила продажу полисов автострахования он-лайн и через call-центр. В компании «Эксперт-Страхование» считают, что агентский канал в добровольных видах страхования вообще станет основным. Г-жа Ячменева отмечает, что многие игроки сейчас стали активнее наращивать агентскую сеть. По мнению г-на Иванова, в условиях кризиса выиграют те компании, которые смогут наладить отношения как можно с большим числом партнеров — автосалонами и брокерскими компаниями: «Сейчас мы подключаем новых партнеров, не охвачено еще порядка 50%. Таким образом мы намерены или сохранить тот объем, который у нас есть сейчас, или даже увеличить его, независимо от того, что рынок находится в просадке».

Кризис, возможно, подогреет интерес к «жизни»

Самые противоречивые мнения у экс­пертов вызывает судьба накопительного страхования жизни. Одни считают, что в условиях кризиса рынок почти прекратит развитие. Денис Иванов допускает, что страховщики жизни будут уменьшать количество филиалов в регионах. Через 1,5-2 года, когда экономическая ситуация выровняется, страховщикам придется заново выстраивать стратегию бизнеса по страхованию жизни, считает эксперт.

Игроки, напротив, считают, что кризис оживит этот сегмент страхования: страх за себя, неуверенность в завтрашнем дне будут мотивировать людей приобретать полисы. «В условиях кризиса интерес к накопительному страхованию жизни должен вырасти, поскольку увеличивается по­требность в защищенности», — подчеркивает ИГОРЬ ГУЗОВ, менеджер по развитию агентской сети челябинского филиала страховой компании «АИГ ЛАЙФ». По его словам, этот вид страхования доступен для многих — минимальный ежегодный взнос равен 3 тыс. руб.

Сегодня страхование жизни в Челябинске, как и во всей стране, занимает небольшую долю на страховом рынке — всего 3,5% (по данным ФССН, общий объем премий, за исключением ОМЗ, по челябинскому региону за девять месяцев 2008 г. составил 6,93 млрд руб., из них на страхование жизни приходится 245,8 млн руб.). ИДРИС АБДУЛЛАЕВ, директор уральской дирекции СК «Альянс РОСНО Жизнь» (Екатеринбург), объясняет низкий объем сборов относительной молодостью рынка накопительного страхования жизни, а также тем, что население плохо осведомлено о возможностях подобных продуктов и не готово к долгосрочным инвестициям — привыкло «жить сегодняшним днем».

В Челябинске занимается страхованием жизни всего 25 компаний. При этом рынок высококонцентрированный: на долю первой девятки (в нее входят «Русский Стандарт Страхование», «АИГ ЛАЙФ», «Росгосстрах-Жизнь», «Урал-Аил-Жизнь», «Сожекап Страхование Жизни», «МРСС-Вита», «Бивита», «ВСК — Линия жизни», «МСК-Лайф») приходится 85% рынка, что составляет 210,6 млн руб. страховых премий. «Нестабильная экономическая ситуация может привести к перестановке сил на рынке: преимущество получат игроки с высоким уровнем надежности, солидными акционерами и качественной перестраховочной защитой. Трудно придется компаниям, у которых нет сильных продающих сетей», — прогнозирует Идрис Абдуллаев. Рынок накопительного страхования жизни только начинает развиваться, и, по мнению Игоря Гузова, российский, в том числе и челябинский рынок, будет ежегодно прибавлять до 40%.

Челябинские страховщики настаивают на повышении тарифов по ОСАГО

В настоящее время ОСАГО — один из самых проблемных видов страхования. Средняя убыточность по ОСАГО в Челябинске находится на уровне 77% (за девять месяцев этого года поступления по ОСАГО в Челябинском регионе составили 1,227 млрд руб., а выплаты — 950 млн руб.). Но реальная убыточность выше, потому что статистика не учитывает объемы суброгаций (10%) и заявленных неурегулированных убытков (30%), обращает внимание Денис Иванов. «Если мы прибавим также расходы на ведение дел по ОСАГО (23%), то получается, что полис должен подорожать на 40%, чтобы по этому направлению страховая компания работала в нуль. Для того чтобы страховщик мог заработать 10% от сборов, полис должен подорожать на 50%», — подсчитывает г-н Иванов.

Страховщики считают территориальный челябинский коэффициент заниженным, так как наш регион — один из самых аварийных. Тарифы по автострахованию не пересматривались с 2003 г., за исключением тарифов для юрлиц. Сегодня базовая страховка стоит 1980 руб. Если бы ее цена увеличивалась пропорционально инфляции, сегодня полис ОСАГО стоил бы порядка 4 тыс. руб., приводят пример адекватной цены эксперты.

Пересмотра тарифов в этом году не будет, но, возможно, повысится территориальный коэффициент, говорит Галина Ячменева. Сейчас коэффициент в Челябинске равен 1,3. Застраховать автомобиль ВАЗ 2110 в пос. Рощино стоит 990 руб., в Челябинске — 2574 руб.

Усугубляют ситуацию с убыточностью мошенники, на чью долю, по словам Дениса Иванова, приходится 20-30% случаев выплат. СК «Росстрах» предприняла дополнительные меры по выявлению мошенничества — экспертизы трасологов , бесплатный выезд аварийных комиссаров, участие различных специалистов (оценщиков, сотрудников ГАИ и службы бе­зопасности) в оценке ДТП.

Несмотря на убыточность сегмента ОСАГО, компании не отказываются от автострахования — это слишком большой сегмент: согласно статистике ФССН, в общем объеме сборов ОСАГО занимает практически шестую часть. Кроме того, клиенты, оформившие страховку на автомобиль, часто приобретают дополнительно полисы имущественного страхования или какого-либо другого, таким образом увеличивая продажи страховщика. В условиях кризиса игроки стараются минимизировать издержки по автострахованию — многие начали более детально подходить к выплатам. Г-н Меренков говорит, что компания «Северная казна» стала тщательнее расследовать аварии, активно участвовать в экспертизе, оценке стоимости восстановления авто. Компания «Росстрах» старается не допускать превышения 20% доли ОСАГО в общем портфеле страхования. Кстати, по каско у страховщиков есть еще один инструмент борьбы с убыточностью — заградительные тарифы, которые выставляются на модели машин, часто попадающих в аварии.

Страховщики ожидают введения с 1 марта 2009 г. прямого урегулирования убытков по ОСАГО. Пострадавший в аварии будет обращаться за выплатой в компанию, в которой приобретал ОСАГО, после урегулирования страхового случая будет выставляться счет фирме, в которой был застрахован виновник аварии. По мнению г-на Меренкова, с введением прямого урегулирования и Европейского протокола по ОСАГО компаниям придется резервировать деньги в гарантийном фонде. «Думаю, РСА разработает пакет антикризисных мер и поспособствует переносу нововведений на конец 2009 г.», — надеется Александр Меренков.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.