Обзор: СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ КЛИНИКИ - 05.03.2007

эксперты Ольга Достовалова генеральный директор Центра современной стоматологии «Вэладент» Татьяна Зайкова исполнительный директор стоматологической клиники «Китеж» Александр Малянов генеральный ди

Частная стоматология в Челябинске за последние несколько лет вышла на новый качественный уровень. Наряду с небольшими зубоврачебными кабинетами появились клиники, демонстрирующие комплексный подход к стоматологии. Рынок сегментировался, его привлекательность растет, но одной из главных проблем остается нехватка высококвалифицированных специалистов. В обостря­ющейся борьбе за пациента стоматологи активно внедряют технологии привлечения и закрепления лояльности клиентов.

эксперты

Ольга Достовалова
генеральный директор Центра современной стоматологии «Вэладент»
Татьяна Зайкова
исполнительный директор стоматологической клиники «Китеж»
Александр Малянов
генеральный директор Центра эстетической реставрации «Визит к стоматологу»
Дмитрий Серов
генеральный директор группы клиник «Стоматологическая практика»
Егор Хребтов
генеральный директор стоматологии «Белый кит»
Олег Цыпин
исполнительный директор медицинского центра «Висви»


Почему стоматологию считают проблематичным бизнесом?

Как повышают рентабельность небольшие стоматологические кабинеты?

Почему стоматологические компании отказываются от сетевого принципа развития?

 


Челябинский рынок частной стоматологии начал формироваться еще в середине 1990-х гг. с небольших кабинетов. Сегодня, по разным оценкам, на рынке стоматологических услуг в Челябинске работает порядка 140-150 компаний. Среди них две ведомственные и около 20 бывших муниципальных стоматологий, на базе которых работают коммерче­ские кабинеты.


Наиболее массовый сегмент рынка частной стоматологии  эконом-класс, который представлен маленькими кабинетами от 1 до 3 кресел с минимальным набором лицензированных услуг. Как правило, это терапевтическая и ортопедическая стоматология, и лишь каждый пятый кабинет из этой группы имеет право на оказание хирургической помощи. К этой же категории участники рынка относят и бывшие государственные клиники: несмотря на то что в перечне их услуг присутствуют и дорогие, например, VIP-протезирование, в основном они продолжают обслуживать сегменты средний и ниже среднего. Средний класс компаний представляют клиники с более широким спектром услуг и 3-5 креслами, в некоторых случаях  с соб­ственной зуботехнической лабораторией. Класс средний и выше среднего  это уже многопрофильные клиники полного цикла с количеством кресел от 5 до 10. Главный показатель этого класса  предоставление комплекса услуг: терапия, хирургия, ортопедия, детский прием, пародонтология, имплантация, диагностика, профилактика, возможно, ортодонтия. Обязательно имеется зуботехническая лаборатория, а некоторые клиники оснащены также своими литейными установками. В этом сегменте, по оценкам специалистов, в Челябинске работает 7-8 компаний, в частности, «Белый Кит», «Визит к стоматологу», «Висви», «Вэладент», «Стоматекс-М» и группа клиник «Стоматологическая практика».

 


Стоматологи стремятся охватить несколько ценовых сегментов

Характерная черта многих современных клиник  ориентация на т. н. средний класс с одновременным приемом пациентов из смежных сегментов. Например, в медицинском центре «Висви», который придерживается средней ценовой политики, есть как дорогостоящие услуги, в частности, ортопедическая помощь на драгметаллах, так и эконом-прием, который на 30% дешевле основного прайса. В Центре современной стоматологии «Вэладент» также заявляют, что не претендуют на клинику класса премиум, несмотря на наличие некоторых VIP-услуг. Для расширения круга клиентов здесь пациенту предлагают альтернативные варианты лечения, исходя из его платежеспособности. Принципиально иной подход демонстрирует группа клиник «Стоматологическая практика», географически выделив разные клиники для разных классов потребителей: на рынке VIP-стоматологии работает MAXIMA, на средний сегмент ориентирована OPTIMA, на цены ниже средних по городу  клиника STANDART. ОЛЬГА ДОСТОВАЛОВА, генеральный директор Центра современной стоматологии «Вэладент»: «Если говорить о численности пациентов част­ных клиник, то, наверное, чем больше территориальный захват, тем больше клиентов».

 


Высокую популярность небольших кабинетов эксперты связывают с тем, что большинство населения пока не готово вкладывать в лечение зубов значительные суммы. Если в эконом-сегменте лечение кариеса обойдется в среднем в 500-850 руб., то в клиниках более крупного формата  в 1500-2000 руб. Стоимость услуг по протезированию разнится еще существенней. Участники рынка отмечают, что эконом-прием не означает низкое качество услуги. В то же время эксперты называют одной из актуальных тенденций увеличение спроса на более качественную стоматологию. Уменьшается количество нелицензированных частных стоматологий. Все чаще клиенты выбирают кабинет или клинику, руководствуясь сроком ее присутствия на рынке. Эксперты отмечают, что теперь им реже приходится переделывать чужую некачественную работу.

 


Несмотря на растущую потребность в частной стоматологии, этот вид бизнеса участники рынка относят к одному из самых проблематичных. Высок порог входа (см. «Детали»), в то время как уровень рентабельности стоматологического бизнеса эксперты оценивают в пределах 10-25%. ДМИТРИЙ СЕРОВ, генеральный директор группы клиник «Стоматологиче­ская практика», отмечает, что у некоторых предприятий эконом-сегмента рентабельность намного выше, чем у стоматологий, работающих в более высоком классе. В небольшом кабинете один человек может быть одновременно и бизнесменом, и доктором, и регистратором; он обходится без масштабных рекламных вложений. Располагаются маленькие стоматологиче­ские предприятия, как правило, в спальных районах, часть работ отдают на аутсорсинг; используют не самые дорогие материалы и оборудование. В крупных клиниках ориентируются на аппаратуру более высокого уровня, гарантирующую стабильное техническое качество. ОЛЕГ ЦЫПИН, исполнительный директор медицинского центра «Висви»: «Стоматологические установки, как автомобили. Функции одинаковые: можно доехать и на «Жигулях» и на «Мерседесе», но впечатления от езды и безопасность будут разными».

 


В клинике «Вэладент» замечают, что с годами рентабельность стоматологических услуг уменьшается: стоимость материалов растет, опережая рост стоимости услуг. Увеличивает затраты клиник и необходимость менять оборудование, срок износа которого составляет от 2 до 5 лет. Ольга Достовалова: «Мы планируем купить новый аппарат стоимостью свыше 2 млн руб.; посчитали, что окупится он только через 5 лет. Срок окупаемости стоматологической установки составляет больше года, если не два». Дорого обходится и дополнительное обучение врачей: цена четырех дней обучения для одного сотрудника составляет 20-30 тыс. руб.

 


Чтобы снизить издержки, большин­ство компаний рынка предпочитает обходиться без дорогого интерьера и архитектурных изысков. АЛЕКСАНДР МАЛЯНОВ, генеральный директор Центра эстетиче­ской реставрации «Визит к стоматологу», называет еще один способ сэкономить: «Новые технологии внедряются почти каждый год. Это дорогое мероприятие, и не стоит всем клиникам их дублировать. Совершенно нормально, на мой взгляд, если какой-то технологией владеем мы, какой-то  другая компания».

 


Эксперты сетуют на отсутствие в Челябинске кадровой базы. Если стоматологический факультет в Екатеринбурге действует уже 25 лет, то факультет Челябинской медакадемии  6 лет, и в этом году выдаст только второй выпуск. По оценкам Дмитрия Серова, потребность Челябин­ска в стоматологах составляет порядка 1200 человек  по одному на тысячу населения, однако сегодня в городе насчитывается лишь около 850 специалистов, причем 60% из них  это зубные врачи со средним медицинским образованием. Восполняя нехватку местных специалистов, владельцы клиник приглашают докторов из других регионов: Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Перми. Некоторые клиники «грешат» тем, что переманивают на работу специалистов из конкурирующих фирм, предлагая им более привлекательные условия работы. С другой стороны, клиники выдвигают к докторам жесткие требования. Для медицинского центра «Висви» обязателен опыт работы врача в муниципальном здравоохранении. Олег Цыпин: «Такого потока пациентов и объема работы, как в наших старых поликлиниках, нет больше нигде. В таких условиях человек вынужден развивать свое мышление, быст­ро принимать решения». В Центре эстетической реставрации «Визит к стоматологу» отмечают: подходит для работы в клинике лишь один из десятка претендентов. «Современная стоматология  это всегда работа в четыре руки: врача и ассистента. Но многие доктора привыкли работать по старинке  когда на 2-3 кресла одна медсестра. И переучиваться они часто не хотят»,  рассказывает Александр Малянов.

 


Рынок растет за счет появления новых потребительских ниш

В ужесточившихся с годами условиях конкуренции участники рынка активно развивают технологии привлечения клиентов: кредитные программы, накопительные системы для постоянных клиентов, подарочные сертификаты, корпоративные программы, рассрочки, скидки на транспортные расходы. «Если пациент заказывает большой объем работ, например, протезирование, то наша клиника доставляет пациента к врачу служебным транспортом»,  говорит ТАТЬЯНА ЗАЙКОВА, исполнительный директор стоматологической клиники «Китеж». Клиники надеются повысить лояльность клиентов и с помощью внедрения профилактиче­ских программ. ЕГОР ХРЕБТОВ, генеральный директор стоматологии «Белый кит»: «При слове «профилактика» у многих людей появляется кислое выражение лица. Нужно это отношение менять. Для нас программа профилактики «32 ОК» является стратегической, при ее разработке мы учитывали все три классических уровня: от идеи и сути продукта до подкрепления к продукту, поэтому ее сопровождают все атрибуты продвижения, начиная от просветительского и заканчивая имиджевым и лечебно-профилактическим».

 


Большое будущее пророчат участники рынка сегменту эстетической стоматологии. Некоторые компании выбрали для себя именно эту специализацию: стоматология «Голливудская улыбка», Центр эстетической реставрации «Визит к стоматологу», ортодонтический центр PRIME DENT группы клиник «Стоматологическая практика». Специалисты связывают увеличение спроса с повышением потребительской культуры. Александр Малянов: «Долгие годы у нас в стране не было прогресса в стоматологии. Железные зубы  и ничего больше. Сейчас все крупные клиники стремятся к высокоэстетичным видам протезирования». Перспективными эксперты также называют и другие направления: исправление прикуса и имплантацию  технологию, позволяющую в отличие от мостовидных конструкций сохранять рядом стоящие зубы.

 


По оценкам экспертов, рынок еще далек от насыщения, потенциал для развития высок. «Наша клиника с 8 стоматологическими установками уже не справляется с потоком пациентов, для каждого специалиста расписан прием на 2-3 недели вперед. На эстетическую реставрацию  огромные очереди»,  говорит Александр Малянов. Совершенно не насыщенна в Челябинске ниша детской стоматологии. Клиника BABY DENT «Стоматологиче­ской практики» и специализированные детские кабинеты в ряде стоматологий не закрывают потребности в качественном детском приеме. Поэтому эксперты прогнозируют в ближайшие два года появление 2-3 детских частных клиник. А в стоматологии «Белый кит» ожидают, что через два года в Челябинске будет 2-3 част­ные стоматологические сети или группы клиник, работающих по принципу сетевых компаний. Егор Хребтов: «В наших планах также есть разворачивание сети либо под брендом «Белый кит», либо под новой маркой».

 


Сетевой принцип развития привлекает не всех. Олег Цыпин: «У нас был такой порыв, но мы отказались. Каждый филиал нужно обеспечить грамотными специалистами, оснастить современным оборудованием. Какому пациенту будет приятно, если он придет за помощью в клинику, претендующую на высокий уровень, а ему скажут: «Знаете, вы сначала съездите туда-то на ортопантомограмму, а потом возвращайтесь». А обставлять каждый новый филиал по полной программе для нас экономически нерентабельно». Ольга Достовалова: «С точки зрения территориального «захвата» пациента я как бизнесмен  за. Но с точки зрения доктора  против. Свою работу на рынке мы начинали с кабинета «Витадент», но, когда появилась наша новая клиника, мы сочли нецелесообразным содержать два предприятия. Потому что отследить качество работы специалистов в этом случае гораздо сложнее».

 


Участники рынка не исключают возможности появления в Челябинске иногородних стоматологических компаний. У сети клиник «Мастердент» и ряда других московских компаний есть планы по выходу в крупные российские регионы. Но большинство экспертов относится ко входу москвичей скептически, ссылаясь на сложности взаимодействия с местными контролирующими органами и удаленного контроля за качеством.

 


Ряд экспертов полагает, что рынок стоматологических услуг будет прирастать прежде всего открытием небольших кабинетов на 1-2 кресло. Ольга Достовалова: «Опыт зарубежных стран показывает, что основная масса предложения как раз ложится на небольшие частные кабинеты, в которых, как правило, один доктор обеспечивает работой самого себя». Эксперты ожидают также появления новых самостоятельных крупных клиник. Возможно, некоторые из них возникнут за счет укрупнения или слияния более мелких бизнесов.

 


 




детали

Сколько стоит открыть стоматологический кабинет
Одна стоматологическая установка в зависимости от класса стоит 3-20 тыс. евро. Подержанная обойдется в $2-2,5 тыс. Плюс нужно потратиться на медицинскую мебель, стерилизационный кабинет, автоклавы, сухожаровые шкафы, базовый склад расходных материалов, рентген. Если брать оборудование достаточно высокого класса, то открытие собственного стоматологического кабинета на 1 кресло будет стоить от $80-100 тыс., кабинет на 2 установки  от $110 тыс. На открытие стоматологии среднего уровня на 3 кресла потребуется уже порядка $200 тыс.
Источник: группа клиник «Стоматологическая практика», Центр современной стоматологии «Вэладент».


мнение

Стоматологическим клиникам необходимы врачи «новой формации»

Егор Хребтов
генеральный директор стоматологии «Белый кит»
«В нашей компании мы выделили в отдельное направление процесс развития персонала и разработали определенные показатели, которые должен достичь каждый конкретный специалист: как регулярно он должен учиться, какие доклады подготовить и т. д. Существует мониторинг процессов лечения, разбираются все гарантийные случаи. Раз в полгода мы проводим обязательную аттестацию, к сожалению, этого нет у подавляющего большин­ства участников рынка.
Я уверен, что только в системе, где есть регулярный менеджмент качества, возможна высокая квалификация врача. Врач новой формации  это специалист, понимающий, что он не только лечит, но и оказывает услугу. Он выступает не только как доктор, но и как менеджер, который умеет работать в команде, он должен правильно оценить общее соматическое состояние пациента, поставить диагноз и суметь составить для него график посещений других специалистов».

Самое читаемое
  • Индийский врач, узнав о чудо-аппарате из Екатеринбурга, немедленно прилетел в РоссиюИндийский врач, узнав о чудо-аппарате из Екатеринбурга, немедленно прилетел в Россию
  • Паника закончилась? Что будет с курсом рубля в ближайшие неделиПаника закончилась? Что будет с курсом рубля в ближайшие недели
  • Свердловские застройщики с 2025 г. будут платить налог на непроданные квартирыСвердловские застройщики с 2025 г. будут платить налог на непроданные квартиры
  • Застройщики Екатеринбурга третьи сутки бьются за участок под КРТ на Московской горкеЗастройщики Екатеринбурга третьи сутки бьются за участок под КРТ на Московской горке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.