Обзор: Сотовые операторы

Светлана Галилеева директор челябинского филиала ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») Владислав Гуцул коммерческий директор челябинского регионального отделения компании «МегаФон – Урал» Игорь

Южноуральский рынок сотовой связи исчерпал ресурсы экстенсивного роста. Для того чтобы увеличивать доходы, операторы развивают дополнительные услуги, работают над повышением лояльности абонентов, сотрудничают друг с другом. Будущее рынка зависит от развития сотовых сетей качественно нового уровня. эксперты

Светлана Галилеева
директор челябинского филиала ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»)
Владислав Гуцул
коммерческий директор челябинского регионального отделения компании «МегаФон – Урал»
Игорь Остатюк
директор челябинского регионального отделения компании «МегаФон – Урал»
Олег Перминов
начальник отдела маркетинга челябинского отделения межрегионального филиала сотовой связи ОАО «Уралсвязьинформ» (торговая марка Utel)
Юлия Подпятникова
руководитель отдела маркетинга «АРБ-Консалтинг»
Александр Рагозин
коммерческий директор компании «TELE2 – Челябинск»

Почему рекордная абонентская база не означает рекордной выручки?
Как операторы переманивают абонентов?
За счет чего растут доходы сотовых операторов?

П ериод захвата сотовыми операторами крупных абонентских групп закончился в 2006 г. Сегодня операторы создают радиопокрытие в поселках и деревнях, в которых живет менее 1,5 тыс. человек. Например, в конце марта челябинское отделение межрегионального филиала сотовой связи ОАО «Уралсвязьинформ» построило базовую GSM-станцию в поселке Бьянки с населением в 300 человек. В Бьянках практически в каждой семье есть сотовый телефон. До появления устойчивой связи местные жители, чтобы позвонить с мобильного, карабкались на близлежащую гору. На ее склоне открывается прямая видимость на аппаратуру «Уралсвязьинформа» в г. Миньяр, расположенном наподалеку. В числе других примеров – строительство базовой станции «МегаФон» в селе Гогино (между Карталами и Бредами) с населением в 2 тыс. человек и в расположенном на берегу озера Аракуль одноименном рекреационном комплексе, в котором постоянно, кроме сторожей, никто не живет. «Такое поведение операторов сотовой связи – наглядный показатель насыщения рынка», – поясняет коммерческий директор челябинского регионального отделения компании «МегаФон – Урал» ВЛАДИСЛАВ ГУЦУЛ.

Операторы занялись повышением лояльности абонентов

Основным фактором роста рынка с середины 90-х и до 2002-2003 гг. было снижение цен. Абонентская плата снизилась с 1 тыс. руб. в месяц до нуля. Стоимость минуты упала в разы. Цены на бюджетные модели телефонов опустились до 1-2 тыс. руб. – начался взрывной рост абонентской базы.

В 2004-2005 гг. число абонентов прирастало за счет расширения сети в основных городах области.

В 2006-2007 гг. рынок сотовой связи Челябинской области стал зрелым. Его насыщенность наглядно видна из показателя уровня проникновения , который на конец прошлого года, по данным аналитиков «ВымпелКома», был равен 113%. Превышение стопроцентного уровня представители компании объясняют тем, что многие абоненты эксплуатируют сразу несколько сим-карт. «Просто у кого-то три сим-карты, а у кого-то – ни одной», – говорит СВЕТЛАНА ГАЛИЛЕЕВА, директор челябинского филиала ОАО «ВымпелКом».

Сегодня самой большой абонентской базой, по данным компании ACM-Consulting, располагает челябинское региональное отделение компании TELE2. За ней (в порядке убывания) следуют «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»), МТС, «Уралсвязьинформ» (торговая марка Utel), «МегаФон – Урал» и ОАО «АПЕКС» (торговая марка SkyLink) (см. «Статистику» на стр. 17). Наибольшую долю рынка в денежном выражении, по статистике «АРБ-Консалтинг», занимает МТС. За ним следуют Utel, TELE2, «Билайн», «МегаФон», «Уралсвязьинформ» (стандарт связи CDMA) и SkyLink (см. «Статистику» на стр. 17). «Клиенты МТС и Utel тратят на оплату мобильной связи соответственно в 2 и 3 раза больше, чем клиенты TELE2, и в 1,8 раза больше, чем клиенты «Билайна», – говорит руководитель отдела маркетинга «АРБ-Консалтинг» ЮЛИЯ ПОДПЯТНИКОВА.

Кардинально переделить абонентскую базу в настоящее время невозможно. Начальник отдела маркетинга челябинского отделения межрегионального филиала сотовой связи ОАО «Уралсвязьинформ» ОЛЕГ ПЕРМИНОВ объясняет, что на рынке сотовой связи существует всего четыре действенных маркетинговых механизма передела: реклама, места продаж, цена товара и сам товар. У одних сильнее реклама, у других лучше налажена работа в местах продаж. Однако по совокупной отлаженности этих механизмов операторы примерно равны.

По мнению экспертов, в общем объеме клиентской базы каждого оператора существует лишь 20% абонентов, которых можно переманить. Это так называемая «мигрирующая база», которая периодически перемещается от одного игрока к другому и обратно. Ее формируют абоненты, которым что-либо не нравится, они хотят попробовать услуги другого оператора, а также и те, кто переехал или сменил место работы.

Для того чтобы стимулировать абонентов конкурирующих компаний по­пробовать свои услуги, сотовые операторы заключают альянсы с компаниями из других отраслей. Часто в рамках подобного сотрудничества вводится нишевый тариф для определенной целевой аудитории. Например, в марте 2008 г. МТС совместно с журналом Cosmopolitan начали продвигать специальный, рассчитанный на женскую аудиторию тарифный план «Подружки». Несколькими месяцами ранее челябинский филиал «ВымпелКома» и местный интернет-провайдер «Интерсвязь» запустили тариф «Интерсвязь», позиционируемый в первую очередь на клиентов провайдера. «Попробуют наши услуги, значит, есть шанс, что они им понравятся», – комментирует Светлана Галилеева.

По оценке аналитиков «МегаФон – Урал», около 700 тыс. южноуральцев не пользуются сотовой связью. В основном это дети до 16 лет и люди старше 45. Для того чтобы привлечь эти группы населения в ряды своих клиентов, операторы сотовой связи переходят от имиджевой рекламы (продвижение бренда за счет создания положительных эмоций, ассоциируемых с ним) к товарной (реклама конкретных тарифных планов и услуг, рассчитанных на определенный сегмент клиентов). «На этапе насыщения осталось не так уж и много неподключенных абонентов, и большие вложения в рекламу становятся не инвестициями в бизнес, а затратами на продвижение. Приходит время нишевых тарифов. Сейчас необходимо обращаться к относительно небольшим целевым аудиториям и удовлетворять их потребности. Вкладывать на этом этапе нужно в удержание существующих клиентов», – говорит Владислав Гуцул.

Последние три года для повышения лояльности абонентов сотовые операторы вводят дополнительные сервисы, снижают цены на разговоры, увеличивают количество call-центров, объявляют скидки, увеличивают лимиты обслуживания в кредит и даже поздравляют абонентов с днем рождения. «ВымпелКом», например, стал первым оператором в Челябинске, который вывел на рынок услугу замены старой сим-карты на новую с сохранением прежнего телефонного номера.

До 2003-2004 гг. сотовые операторы пробовали удерживать своих клиентов по-другому: продавали абонентам по символической цене «локированные» телефоны. Такие трубки, вспоминает г-н Перминов, работали с сим-картой только одного оператора. От этой практики (кстати, широко используемой в Европе) сотовикам пришлось вскоре отказаться: во-первых, на челябинском черном рынке появилась недорогая услуга по «разлокировке» трубок, а во-вторых, основная масса абонентов стала менять сотовые телефоны каждые 1,5-2 года, и продажа «локированных» телефонов (окупающихся за 3-5 лет) стала невыгодна операторам.

После того как рынок перешел в фазу насыщения, операторы, до того «исповедовавшие» жесткую конкурентную политику, начали сотрудничать между собой. По словам директора челябин­ского регионального отделения компании «МегаФон – Урал» ИГОРЯ ОСТАТЮКА, этот процесс начался с того, что сотовики отменили плату за входящие звонки (по принципу взаиморасчета). Затем операторы стали совместно использовать антенно-мачтовые сооружения, так называемые башни связи, которые обеспечивают радиопо­крытие за пределами Челябинска и являются магистральными каналами для обмена данными с другими регионами России. Достаточно часто, построив башню в удаленном районе, оператор позволяет конкурентам поместить на нее свое оборудование за символическую арендную плату, а взамен получает право сделать то же самое на башнях конкурирующих компаний. TELE2, например, работает в этом направлении последние 1,5 года. Коммерческий директор компании «TELE2 – Челябинск» АЛЕКСАНДР РАГОЗИН объясняет такое партнерство операторов тем, что, например, в Европе разрешение на строительство базовой станции или антенно-мачтового сооружения получить проще. А у нас этот процесс может растянуться на 2-3 года. Это еще один аргумент в пользу совместного использования башен несколькими операторами.

Сотовики увеличивают доходность за счет допуслуг

Политика постоянного снижения цен и последовавший за этим значительный рост уровня проникновения привели к замедлению темпов роста рынка сотовой связи. В 2005 г., по данным «МегаФон – Урал», челябинский GSM-рынок вырос на 67%, в 2006 г. – на 30%, а в 2007 г. – всего на 23%, и на конец прошлого года объем рынка сотовой связи Челябинской области в денежном выражении был равен $268,9 млн.

По словам игроков, среднерыночный ARPU растет незначительно – менее 5% в год. В прошлом году, по данным игроков, в массовом сегменте он остановился на уровне 250-270 руб., а в секторе юрлиц составил около 600 руб.

Сегодня денежный объем рынка растет. Причина в том, что в среднем на 10% в год увеличивается время, которое тратят абоненты на разговоры по сотовому телефону. Кроме того, множится количество корпоративных клиентов: в Челябинске открываются новые фирмы, появляются представительства федеральных компаний. Также ежегодно удваивается потребление абонентами дополнительных услуг – VAS . «Допуслуги – это самое динамично развивающееся направление, которое способствует росту доходов сотовых операторов», – считает г-н Гуцул.

Потребление дополнительных услуг в свою очередь развивается благодаря нескольким факторам. Один из важнейших – повышение уровня доступно­сти сотовых телефонов, которые поддерживают технологии, необходимые для получения VAS. В 2003-2004 гг. такой мобильный стоил около 20 тыс. руб. Сегодня – 4-4,5 тыс. руб. Кроме того, объемы VAS растут, потому что сотовые операторы занимаются обучением абонентов в точках продаж, предлагают бесплатные услуги по настройке телефонов для получения дополнительных услуг.

Новым дыханием для развития VAS, а значит, и предпосылкой для роста ARPU может стать строительство сетей следующего, третьего поколения (так называемые сети 3G). От своих предшественниц 3G-сети отличаются значительно более высокой скоростью передачи данных. Поэтому в них возможны, например, такие услуги, как видеосвязь, видеоконференции, просмотр интернет-страниц в привычном HTML-формате. Челябинский филиал ОАО «ВымпелКом» планирует начать создание 3G до конца 2008 г. Активная работа по подготовке запуска 3G, по данным «ДК», идет и в челябин­ском отделении МТС.

По прогнозам игроков, в ближайшем будущем появление 3G не приведет к значительному переделу рынка. По словам Александра Рагозина, основная преграда в том, что количество абонентов с телефонами, которые поддерживают связь треть­его поколения, незначительно. «В ближайшие два года темп прироста выручки операторов будет соответствовать росту доходов населения и бизнеса», – резюмирует г-н Перминов.

Самое читаемое
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
  • «Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости«Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости
  • Кандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию ЛавриковуКандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию Лаврикову
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.