Обзор: Производители и установщики светопрозрачных конструкций

Евгений Бигильдеев директор компании «Евроокно» Николай Брызгин директор компании «Оконный мастер» Сергей Загвоздин специалист по маркетингу компании «Окна Илвер» Владимир Крапивенко технический ди

Челябинский рынок светопрозрачных конструкций в ближайшие два года будет расти на 50% в год. Насладиться динамикой роста продаж оконным компаниям мешает постоянно снижающаяся рентабельность. Игроки оптимизируют издержки и начинают задумываться о переводе бизнеса на узкую специализацию. эксперты

Евгений Бигильдеев
директор компании «Евроокно»
Николай Брызгин
директор компании «Оконный мастер»
Сергей Загвоздин
специалист по маркетингу компании «Окна Илвер»
Владимир Крапивенко
технический директор компании «Строй Фасад»
Николай Михальченко
директор компании «ДЕДАЛ КОМИД»
Игорь Устилимов
технический директор компании «Арт-окно»

Почему челябинские оконщики до сих пор не создали профессионального союза?
Сколько стоит «входной билет» на оконный рынок?
Почему компании не экономят на монтажниках?
В отличие от большинства местных рынков, вызывающих в последнее время неподдельный интерес федеральных игроков, на челябинском рынке светопрозрачных конструкций активно работает лишь холдинг «Самарские Оконные Конструкции» (торговая марка «Окна СОК»). В сегменте витражного и фасадного остекления местных филиалов федеральных компаний и вовсе нет: по словам технического директора компании «Строй Фасад» ВЛАДИМИРА КРАПИВЕНКО, пока иногородние игроки выполняют в Челябинске лишь разовые проекты.

Столь безоговорочное преобладание на оконном рынке местных предприятий директор компании «ДЕДАЛ КОМИД» НИКОЛАЙ МИХАЛЬЧЕНКО объясняет высоким уровнем конкуренции и неплохой (по сравнению с другими регионами) динамикой продаж окон, сделанных из профиля трех основных марок (Thyssen, VEKA, KBE). Федеральные производители, как правило, аффилированы с тем или иным заводом-изготовителем оконного профиля, объясняет г-н Михальченко, холдинг открывает местный филиал только в том случае, если продажи его профиля в городе идут вяло: «В Челябинске объемы реализации профиля основных марок, особенно Thyssen, очень большие. Кроме того, у нас на рынке много игроков, часть которых демпингует, поэтому средняя рентабельность невысока».

Продажи оконщикам делают строители

Точной статистики об объеме челябинского рынка светопрозрачных кон­струкций у игроков нет. Если сопоставить данные нескольких исследований отдельных его сегментов (такие исследования в последнее время проводили «Маркетинг Консалтинг Груп», «Строй Фасад», «Арт-окно», Albitec Engineering), получится, что в 2007 г. объем челябинского рынка составил почти 1,5 млрд руб. Эта цифра складывается из объема сегмента пластиковых окон — 900 млн руб. (90 тыс. конструкций при средней цене за штуку в 10 тыс. руб.) и сегмента фасадного остекления — 560 млн руб. (40 тыс. кв. м при средней цене 13,7 тыс. руб. за кв. м).

Около 50-60% годового объема продаж оконных конструкций в Челябинске приходится на семерку компаний-лидеров: «Евроокно», «Имидж», «Алькор», «Евростандарт», ГК «Фасад» (данные компании «Окна Илвер»). Оставшиеся 40-50% поделены между средними и малыми компаниями. На этом фоне сегмент витражного и фасадного остекления (в объемах заказов от 0,5 тыс. кв. м) отличается высокой консолидированностью. По мнению Владимира Крапивенко, около 20% его объема занимают «Евроокно», «СанПроф», «Евростандарт» и несколько менее заметных игроков. Львиная же доля рынка (примерно 80%) принадлежит компании «Строй Фасад».

Продажи в обоих секторах рынка уверенно растут. По данным компании «Оконный мастер», количество продаваемых в Челябинске пластиковых окон до 2008 г. в среднем увеличивалось на 30% в год. В 2008-2009 гг. темпы вырастут до 50% в год, считает директор компании «Евроокно» ЕВГЕНИЙ БИГИЛЬДЕЕВ. Сектор фасадного остекления в 2008 г., по мнению Владимира Крапивенко, увеличился на 15-20%. В 2009 г. количественное увеличение продаж эксперт оценивает в 30-40%.

В обоих случаях катализатором прироста объема продаж служит стабилизация политической обстановки, уверены игроки. Летом 2005 г. из-за смены мэра и по­следовавшего пересмотра градостроительной политики темпы строительства жилья резко упали. К середине 2006 г. ситуация выровнялась, строительные компании начали потихоньку наращивать количество строек (в 2007 г. в Челябинске было сдано порядка 600 тыс. кв. м жилья). В планах челябинских строителей на 2010 г. — по­строить все 700 тыс. кв. м. «Уровень строительства новых зданий — объектов для остекления — в 2008 г., скорее всего, будет выше 2007 г. Поэтому объем рынка оконных конструкций растет», — комментирует директор компании «Оконный мастер» НИКОЛАЙ БРЫЗГИН.

На федеральном уровне развитие оконного рынка последние полгода тормозила неопределенность дальнейшего экономического курса страны. «Перед выборами люди задумываются о будущем и, готовясь к худшему сценарию, предпочитают не тратить накопленные деньги на крупные покупки», — объясняет специалист по маркетингу компании «Окна Илвер» СЕРГЕЙ ЗАГВОЗДИН.

Доля частных покупателей в общем объеме оконного рынка является преобладающей и составляет 50%. 30% приходится на застройщиков, 20% — на строительные компании, которые занимаются ремонтом и перестройкой недвижимости (данные компании «Окна Илвер»). Поэтому рост доходов частников отражается на оконном рынке заметнее прочих факторов. По статистике исследовательского центра «О.К.Н.А. Маркетинг», за последний год доходы челябинцев выросли на 10%.

А вот банковское кредитование пока слабо способствует росту спроса на окна. Николай Михальченко: «Окна — продукт довольно специфический. За него люди предпочитают рассчитываться сразу. Из 100 заказчиков только 2-3 прибегают к помощи кредитных организаций».

В сегменте фасадного остекления все 100% продаж приходятся на корпоративных клиентов. Здесь дополнительным фактором роста объема продаж служит мода на светопрозрачные архитектурные элементы. По словам Владимира Крапивенко, первый раз отечественную систему фасадного остекления значительного объема (около 3 тыс. кв. м) в Челябинске смонтировали в 2001 г. при реконструкции Челябинского торгового центра. Первую импортную, более дорогую, установили в 2004 г. на здании автосалона «Тойота-центр». В 2005 г. на относительно недорогие системы фасадного остекления российского производства приходилось 90% продаж. Однако потребитель быстро оценил низкое качество отечественного продукта, и в 2006 г. ситуация в корне изменилась — теперь уже 90% продаж приходилось на бельгийские системы. В 2008 г. количество импортных систем снизилось до 70%, но продолжает занимать большую часть рынка. «Пять лет назад заказчику предлагали импортную систему элитного класса с качественным стеклом, а он, глядя на цены, отказывался в пользу простого варианта экономкласса. Сейчас Челябинск уже созрел для импортных светопрозрачных фасадов и в эстетическом, и в финансовом плане», — говорит Евгений Бигильдеев.

В целом за год объемы продаж увеличиваются неравномерно. С конца весны и до начала зимы оконные конструкции реализуются на 20-30% активнее, чем в остальные месяцы. Эксперты объясняют ситуацию технологическими особенностями монтажа. По ГОСТу окна запрещается устанавливать при температуре ниже +15 градусов. Однако в зимнее время установку конструкций компании не прекращают — используют специальные материалы и технологии, позволяющие расширить допустимый температурный диапазон.

Фирмы-однодневки мешают игрокам держать цены на приемлемом уровне

Весной, с наступлением сезонного увеличения объемов продаж, на рынке появляется примерно 30-40 новых небольших оконных фирм, которые закрываются с окончанием сезона. Объясняется их возникновение низкой стоимостью «входного билета». По оценкам аналитиков компании «Окна Илвер», для того чтобы выйти на рынок (купить минимум необходимого оборудования, оргтехнику, арендовать офис, набрать штат, провести небольшую рекламную кампанию), требуется около 850 тыс. руб. «Ручное оборудование для производства пластиковых окон в Челябинске можно купить и за 70 тыс. руб. Человек приобретает такую технику, помещает ее у себя в гараже, достает «серые» профиль и комплектующие, дает в газету текстовую рекламу и за счет демпинга начинает продажи», — возмущается Николай Брызгин.

В Челябинске установкой оконных конструкций занимается примерно 300 компаний. Около 100 из них продают окна собственного производства (ориентировочно 20 из них выпускает до 550 оконных конструкций в месяц, остальные — меньше). Такие компании являются сертифицированными партнерами заводов-изготовителей оконного профиля, стекла и других комплектующих. Еще примерно 100 небольших фирм торгуют окнами, сделанными самостоятельно на ручном оборудовании в кустарных условиях и из купленного на черном рынке сырья. У оставшихся 100 компаний нет собственного производства — это дилеры местных и федеральных производ­ственных фирм.

Разница в розничных ценах между выходящими на рынок новичками и большинством давно работающих игроков может достигать 100%, рассказывают эксперты. Поэтому в 2007 г. челябинские оконные компании вяло понижали прайсы, а сегодня стараются удерживать цены на устоявшемся уровне. В сегменте корпоративных заказчиков, то есть строительных компаний, игроки также вынуждены предлагать минимальные наценки. «Идет ценовая война. На тендерах некоторые опускают цену ниже разумной, а потом при подсчете рентабельности проекта у них волосы на голове дыбом встают», — делится Николай Михальченко.

На фоне стабилизации розничных прайсов и ценовых баталий в корпоративном сегменте игроки отмечают тенденцию активного увеличения цен на комплектующие и сырье для изготовления окон. По словам Евгения Бигильдеева, стоимость материалов для производства оконных конструкций начала расти в 2006 г. из-за скачкообразного роста цен на металл и нефть. Во второй половине 2006 г. все поставщики подняли цену на фурнитуру почти в 1,5 раза. Стекло подорожало за три месяца в два раза. Сейчас игроки ожидают очередного этапа роста цен на комплектующие. Евгению Бигильдееву сложно прогнозировать, насколько в итоге поднимется цена, но он предполагает, что летом стекло будет дорожать каждые две недели.

Удорожание ресурсов для изготовления окон в сочетании со стабилизацией цен на конечную продукцию приводит к падению рентабельности оконного бизнеса. По словам Николая Брызгина, в настоящее время в среднем по рынку этот показатель равен 20%. Если после повышения расценок на сырье и комплектующие рынок не отреагирует увеличением цен на окна, рентабельность упадет еще больше. По прогнозам Николая Михальченко — до 15%. Такое снижение доходности заставляет игроков искать пути оптимизации затрат. Наиболее популярный среди челябинских компаний способ борьбы с издержками — сокращение производственного штата за счет перехода на автоматизированное оборудование. При этом на монтажниках компании предпочитают не экономить. Например, в компании «Евроокно» в 2005 г. приобрели автоматический стол раскроя стекла. В результате на участке раскроя отходность сократилась в 2-2,5 раза, производительность труда выросла в несколько раз, заметно снизилось количество брака. В 2007 г. в компании «ДЕДАЛ КОМИД» автоматизировали линию по сборке стеклопакетов. По словам Николая Михальченко, это позволило снизить производственные издержки на 20-30%. Технический директор компании «Арт-окно» ИГОРЬ УСТИЛИМОВ: «Снижать заработную плату работникам — значит терять квалифицированные кадры, и в первую очередь монтажников. Монтаж — это 85% успеха в оконном бизнесе. Поэтому единственный доступный путь — это производить большее количество изделий меньшим числом персонала».

Игроки считают, что для решения проблемы демпинга необходимо создать профессиональное объединение. По словам Игоря Устилимова, такой союз мог бы определять минимальную стоимость, ниже которой никто не может продавать продукцию. Затем эта организация могла бы отслеживать игроков, которые предложили цену ниже разрешенного уровня, а итоги мониторинга публиковать в СМИ: оглашать названия фирм, которые, по мнению союза, работают с некачественными комплектующими или же не платят налоги. Г-н Устилимов считает, что единственная причина, по которой в Челябинске пока так и не появилась ассоциация оконщиков, — отсутствие среди директоров и владельцев крупных компаний инициативного человека, который мог бы добавить к своим обязанностям еще и «общественную нагрузку».

По прогнозам экспертов, демпинг, дальнейшее падение рентабельности и насыщение рынка в ближайшие несколько лет приведут игроков к необходимости специализации на одном из направлений оконного бизнеса (производство, монтаж либо дилерство). Специализированных компаний будет появляться все больше, но к практически полному разделению труда челябинский рынок придет еще не скоро — не раньше чем через 7-10 лет. «Специализированной оконной компании проще конкурировать, так как ей не нужно распылять ресурсы на несколько направлений», — поясняет Сергей Загвоздин. Насыщения рынка в ближайшие несколько лет не предвидится. По оценкам Игоря Устилимова, в домах старой по­стройки не заменено даже и 10-15% окон. А с учетом нового строительства обозримого ослабления спроса на оконные конструкции пока не предвидится.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.