Подписаться
Курс ЦБ на 27.11
75,58
84,95

Обзор: Продовольственный ритейл. Сети

эксперты Павел Бортник директор магазина «Монетка-супер» Андрей Грибанов коммерческий директор розничной сети «Проспект» Наталья Злакоманова управляющая отделом маркетинга и закупок ООО «ДИКСИ — Че

Рынок продовольственного ритейла переживает последствия событий прошлого года — резкого повышения цен из-за инфляции и прихода в регион крупных федеральных сетей. Челябинские игроки повышают зарплату персоналу и усиливают борьбу за качество обслуживания покупателей.

эксперты
Павел Бортник
директор магазина «Монетка-супер»
Андрей Грибанов
коммерческий директор розничной сети «Проспект»
Наталья Злакоманова
управляющая отделом маркетинга и закупок ООО «ДИКСИ — Челябинск»
Алексей Шестаков
директор по развитию сети «Теорема»
Александр Ширеков
управляющий партнер компании «Академия сервиса»

Кто заставляет ритейлеров повышать зарплату продавцам?
Почему продовольственные сети отказываются от собственного производства?
Кого боятся челябинские ритейлеры?

Емкость челябинского рынка продовольственной розницы за минувший год выросла лишь на размер инфляции. По сути, рынок остановился в росте. По данным министерства экономического развития Челябинской области, за 10 месяцев 2007 г. оборот продовольственной розницы в денежном выражении вырос на 9%, до 84,5 млрд руб. в год. Доля неорганизованной розницы остается по-прежнему значительной в общем количестве продовольственного ритейла города (более 50%).

Приход федералов спровоцировал рост зарплат

Основным событием прошедшего года для челябинского прод­ритейла стала перегруппировка сил после ухода с рынка сети «Незабудка». Часть магазинов «Незабудки» (около 45) выкупила сеть «Гроссмарт» (входит в холдинг «Марта»), еще несколько точек (в основном арендованных) перешло к «Пятерочке» и «ДИКСИ». А те помещения, которые не соответствовали требованиям сетей по расположению или внутреннему наполнению, простаивают до сих пор. НАТАЛЬЯ ЗЛАКОМАНОВА, управляющая отделом маркетинга и закупок ООО «ДИКСИ — Челябинск»: «Ни одна из сетей до сих пор не попыталась взять в аренду или выкупить неэффективные магазины».

«Гроссмарт» после приобретения торговых точек «Незабудки» унаследовал и проблемы самой крупной в прошлом челябинской сети: масштабные долги перед поставщиками и низкую покупательскую привлекательность. АЛЕКСЕЙ ШЕСТАКОВ, директор по развитию сети «Теорема»: «Гроссмарт» покупал «Незабудку» для того, чтобы увеличить свою капитализацию, сделать красивые магазины, а затем их продать. Когда сделка сорвалась, выяснилось, что программы дальнейшего развития нет — «Гроссмарт» не планировал создавать сеть и базу снабжения. Сейчас со стороны поставщиков начались претензии к «Гросс­марту», по­скольку проблема неплатежей так и осталась нерешенной».

Приход в Челябинск двух крупных федеральных сетей — METRO Cash & Carry и «Седьмого континента» — спровоцировал очередной виток роста заработных плат персонала по всему городу, говорят эксперты. За последние 1,5-2 года доходы челябинских продавцов увеличились в среднем на 50%. Алексей Шестаков: «Понятно, что федеральные игроки вышли сюда не с московскими зарплатами, но все равно уровень оплаты труда у них был выше, чем в среднем по Челябин­ску». Остальные фирмы были вынуждены подтянуться за конкурентами, чтобы остановить переток квалифицированного персонала. Впрочем, Наталья Злакоманова связывает повышение уровня заработных плат не столько с появлением в городе федеральных сетей, сколько с существенной инфляцией в 2007 г.

Тем не менее профессиональных специалистов по-прежнему остро не хватает. Дефицит настолько жесткий, что не только мешает сетям развиваться, но и вынуждает иногда откатываться назад. По информации представителя одной из челябинских компаний, занимающейся поставками торгового оборудования, в прошлом году некоторые сети-дискаунтеры были вынуждены сократить или даже совсем закрыть перспективное технологическое направление (собственное производство). Наталья Злакоманова: «Мы пробовали готовить собственные салаты, работали с местным производителем, но добиться качества продукта оказалось сложно».

В то время как одни игроки предпочитают объяснять низкие темпы развития жестким дефицитом персонала и торговых площадей, другие уже готовы бороться за покупателя не количеством магазинов, а качеством обслуживания. АНДРЕЙ ГРИБАНОВ, коммерческий директор розничной сети «Проспект»: «Объем торговых площадей на душу населения в Челябинске значительно меньше, чем в Европе или Москве. Но существует и другой критерий оценки насыщенности рынка — средний чек, показывающий покупательский потенциал». Андрей Грибанов отмечает, что этот показатель в Челябинске ниже, чем в других городах, поэтому острого недостатка торговых площадей в городе нет: «Я не думаю, что нужно резко увеличивать количество магазинов, лучше существующие точки сделать более качест­венными». Эксперт обосновывает свою позицию исчезновением ценовых различий между форматами и повышением общего уровня благосостояния населения: покупатели, не видя существенной разницы в цене, предпочитают ходить в магазины с лучшим сервисом.

В минувшем году руководство сети «ДИКСИ» решилось на смелый эксперимент: чтобы обеспечить качество и свежесть овощей, компания заключила прямой договор с несколькими сельскохозяй­ственными предприятиями Челябинской области. Наталья Злакоманова: «В Челябинске колхозы не работают напрямую с сетевыми магазинами, и поэтому очень сложно наладить с ними сотрудничество. Мы с 2007 г. стали приобретать продукцию ООО «Агрофирма «Ильинка» и ОАО «Тепличный». «ДИКСИ» организует доставку товара со складов этих предприятий во все свои магазины. Хотя для нас эти мероприятия затратны, мы идем на такие меры, чтобы поддерживать постоянное качество и наличие этих продуктов».

Различия между форматами размываются

Скачок инфляции во второй половине 2007 г. — начале 2008 г. привел к тому, что цены в магазинах разных форматов почти сравнялись: если два года назад стоимость аналогичного товара в супермаркете и магазине у дома различалась на 15-20%, то сейчас лишь на 5-10%. ПАВЕЛ БОРТНИК, директор магазина «Монетка-супер»: «Цены в супермаркетах и дискаунтерах нашей сети одинаковые, един­ственное отличие — в выборе продуктов: дискаунтер охватывает спектр продовольственной корзины, а в супермаркете ассортимент шире в несколько раз».

Наталья Злакоманова рассказывает об основном правиле сетей: самые низкие цены устанавливаются на 100-200 топовых позиций, все остальные продукты продаются по среднерыночной цене. Анд­рей Грибанов подтверждает, что такая тактика — основной инструмент привлечения покупателей: «Любые скидки — это не более чем продвижение собственной компании. Я считаю, что в Челябинске никогда не было жестких форматов. Конечно, ценовые категории существуют, и каждый магазин ориентирован на определенного покупателя, но, например, классического дискаунтера в Челябинске нет. Наиболее соответствуют этому понятию магазины сети «ДИКСИ».

Насущная проблема прошлых лет — нехватка торговых площадей — по-преж­нему актуальна. Практически все помещения, соответствующие хотя бы минимальным требованиям, разобраны игроками еще несколько лет назад, на стадии первичного освоения рынка. По мнению части экспертов, это еще одна причина минимальных различий между магазинами. Хотя стратегии большинства игроков ориентированы на открытие точек в одном формате (это упрощает логистику, общее управление сетью и положительно сказывается на издержках), ритейлерам приходится работать в помещениях разного размера и местоположения. Эта ситуация вынуждает игроков создавать мультиформатные сети. Наталья Злакоманова рассказывает, что даже федеральным компаниям на этапе выхода в тот или иной регион сложно подобрать помещение: «Часто в регионе есть интересное предложение, но для других форматов. Например, нужна площадь от 300 до 600 кв. м, а предлагается 250 или 1300 кв. м. Поэтому многие сети в регионах корректируют классиче­ские форматы в зависимости от наличия подходящих помещений. В то же время на выбор формата часто влияет размер арендной платы. Так, высокая арендная ставка во многом определяет ценовую политику сетей Челябинска.

Еще одна причина размывания границ магазинных форматов — сравнительно невысокая насыщенность рынка. По мере появления все новых торговых точек в непосредственной близости друг от друга различия в форматах будут углубляться, становясь конкурентным преимуществом конкретного магазина, уверены эксперты. Андрей Грибанов рассказывает, что в Москве на местах с хорошей проходимостью существует по 3-4 магазина и все они довольны торговлей, поскольку у них четко расставлены приоритеты — либо качество обслуживания, либо минимальная цена: «У любой компании на нашем рынке должно быть видение своего покупателя. В Челябинске всего 3-4 сети способны четко определить своего клиента, у остальных игроков позиционирование размыто».

Все заметные изменения на челябин­ском рынке продовольственного ритейла в ближайшие несколько лет будут связаны с приходом в Челябинск сильных федеральных сетей, считают участники рынка. Настоящим символом экспансии федералов и последующего передела рынка для местных игроков стала перспектива открытия гипермаркета Auchan в ТРЦ «Родник» в 2009 г. АЛЕКСАНДР ШИРЕКОВ, управляющий партнер компании «Академия сервиса», отмечает, что если Auchan действительно откроется в Челябинске, то на рынке произойдут серьезные изменения. Годовой товарооборот одного гипермаркета Auchan составляет около $192 млн (для сравнения, товарооборот всех магазинов «Молнии» за прошлый год — около $170 млн). Алексей Шестаков вспоминает, что в Екатеринбурге долю рынка Auchan можно было рассчитывать по тем потерям, которые понесли конкурирующие сети: «В среднем у магазинов выручка снизилась на 10-15% по итогам года. Эту часть прибыли забрал именно Auchan, создав невероятно большой трафик покупателей».

Особенно сильно появление Auchan ударит по «Молнии», говорят эксперты, так как их форматы практически дублируют друг друга. Остальные игроки сохраняют надежду, что за счет различий в позиционировании снижение выручки все же не будет критическим. «Монетка», например, собирается использовать опыт борьбы с Auchan в других городах. Павел Бортник: «С выходом сети Auchan очень многие точки, которые находятся в центре города, почувствуют снижение оборота».

Алексей Шестаков говорит, что, помимо сети Auchan, Челябинск для экспансии рассматривают и другие федеральные компании, многие из которых работают в сходных форматах супермаркета: «Думаю, если через несколько лет к нам придет московский игрок с таким же позиционированием, то будет сложно всем. Я имею в виду, например, сеть «Азбука вкуса», которая скоро откроется в Екатеринбурге. Это магазины именно нашего формата — супермаркеты, в которых много денег вкладывают в качество».

Самое читаемое
  • Москва отказалась от поставок трамваев УКВЗ — сорван контракт на 11 миллиардовМосква отказалась от поставок трамваев УКВЗ — сорван контракт на 11 миллиардов
  • «Завод гибнет от рук неумелых хозяев»: рабочие ЧТЗ просят губернатора спасти предприятие«Завод гибнет от рук неумелых хозяев»: рабочие ЧТЗ просят губернатора спасти предприятие
  • Как сделать производство «умным» — и зарабатывать больше, чем сейчас?Как сделать производство «умным» — и зарабатывать больше, чем сейчас?
  • Алексей Текслер не исключил ужесточения антиковидных запретов перед Новым ГодомАлексей Текслер не исключил ужесточения антиковидных запретов перед Новым Годом
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.