Обзор: Мебельный ритейл - 26.11.2007

эксперты Андрей Безбогов директор фабрики мебели «Линда» Константин Ваганов директор компании «Модная Эксклюзивная Мебель» Наталья Жемчуева исполнительный директор НП «Ассоциация производителей и п

Челябинский мебельный ритейл завершает свое формирование. Основные игроки известны и практически неизменны. Покупатель готов платить за качество и дизайн. Вытеснению с рынка ЧПшников, изготавливающих дешевую низкокачественную мебель, мешает лишь острый дефицит качественных торговых площадей.

эксперты
Андрей Безбогов
директор фабрики мебели «Линда»
Константин Ваганов
директор компании «Модная Эксклюзивная Мебель»
Наталья Жемчуева
исполнительный директор НП «Ассоциация производителей и продавцов мебели в Челябинской области»
Елена Колоколенко
администратор салона Domiano
Алла Слав
заместитель директора по развитию ТЦ «На Мебельной»
Вадим Трубин
генеральный директор компании «SID-диваны», член президентского совета Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России

Почему ритейлеры отказываются от мебели экономсегмента?
Что препятствует приходу игроков из других регионов?
Сколько стоит открыть мебельный салон?

Хаос конца 90-х – начала 2000-х­ гг. на челябин­ском рынке мебели миновал, однако, по словам экспертов, пока говорить о стабильности рано: мебельный ритейл все еще находится на начальном этапе развития. Рынок постепенно цивилизуется, о чем свидетельствует стабилизация состава игроков. Согласно официальной статистике, в Челябинске насчитывается около 400 компаний-изготовителей и продавцов мебели, причем имена тех, кто работает в бизнес- и премиум-сегментах, у всех на слуху: «Линда», «Ника», Lorena, «Миасс-мебель», «Шатура». Высокий ценовой сегмент традиционно занимает небольшую долю рынка – 10%. Больше половины рынка (60%) принадлежит мебели экономкласса. Здесь наблюдается самая жесткая конкуренция, и предложение в разы превышает спрос.

Мебельщики отказываются от бюджетной мебели

Темпы роста челябинского рынка мебели сопоставимы с общероссийскими – 20% ежегодно. Участ­ники рынка оценивают его емкость в 68-80 млн руб. в месяц. Несмотря на значительные и постоянно растущие обороты, прибыльность этого вида бизнеса снижается. Дело в том, что за последние годы ощутимо изменились предпочтения покупателей, все больше внимания они уделяют высокому качеству и продуманному дизайну. ВАДИМ ТРУБИН, генеральный директор компании «SID-диваны», член президентского совета Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России: «По­требитель сейчас сравнивает импорт­ные образцы с российскими и, естественно, начинает предъявлять высокие требования к мебели».

Все чаще клиенты недовольны качест­вом мебели, представленной на рынке. НАТАЛЬЯ ЖЕМЧУЕВА, исполнительный директор НП «Ассоциация производителей и продавцов мебели в Челябинской области», рассказывает, что потребители довольно часто обращаются к ним за экспертизой: «В основном качество страдает из-за того, что на предприя­тиях нет входного контроля материалов, из которых изготавливается мебель, и продукция не проверяется на соответствие техническим требованиям».

Изготовители на изменения в структуре спроса реагируют достаточно оперативно: покупают новое оборудование высокого класса, переходят к использованию дорогих материалов и увеличивают вложения в дизайнерские разработки. Наталья Жемчуева отмечает, что в ассоциацию за помощью все чаще стали обращаться мебельщики, которые достаточно давно работают на рынке и поняли, что качество продукции – это важное конкурентное преимущество.

Проблема в том, что быстро окупить новое оборудование не удается: уровень дохода покупателей не позволяет значительно повышать цены, и потому производители работают на минимальной марже. Впрочем, ситуация некритична: большое разнообразие кредитных продуктов позволяет изготовителям сохранять и даже увеличивать объем продаж. АНДРЕЙ БЕЗБОГОВ, директор фабрики мебели «Линда»: «Современному потребителю удобнее планировать собственные расходы в среднесрочной перспективе. Уровень доходов наших клиентов уже позволяет им приобретать качественную мебель, но еще не позволяет оплатить ее сразу». По данным компании «Линда», доля продаж мебели в кредит в экономсегменте достигает 70% и в среднем составляет ровно половину от общего объема продаж.

Изменение покупательских предпочтений ощутимо сказалось на так называе­мых «гаражниках» (микрокомпаниях, занимающихся изготовлением мебели на малых площадях). Никаких исследований рынка они не проводят, и потому некачественная, хотя и дешевая, мебель по-прежнему производится в больших объемах. Естественно, борьба за оставшегося в экономклассе клиента ужесточается. Это приводит к тому, что одни продавцы уходят с рынка, а другие открывают производство в более высоком сегменте.

Вслед за изготовителями, которые ринулись в сегмент более дорогой мебели, маркетинговую тактику начали менять дилеры, которым стало невыгодно работать с дешевой мебелью. Вадим Трубин: «К нам приходят дилеры и говорят: мы готовы торговать вашей мебелью. Я спрашиваю: чем вы раньше торговали? – Дешевой мебелью. Мы отвечаем, что работать с ними не будем. Им приходится переориентировать свой бизнес».

Несмотря на сложности с реорганизацией бизнеса, выход в более высокий ценовой сегмент перспективен. Местные компании стремятся закрепиться на рынке Челябинска и расширять свою торговую сеть в другие регионы уже сейчас, чтобы на равных встретить зарубежных производителей и игроков общероссийского масштаба. Андрей Безбогов: «Последние два года мы последовательно наращиваем занимаемую нами долю рынка, потому что многие «гаражные» производства уже не обеспечивают необходимого качества, а потребитель не готов приобретать мебель только исходя из цены».

Покупатели, оценившие значение хорошей мебели, готовы переплачивать за качество и дизайн. Ритейлеры с тревогой отмечают, что при растущей цене на отечественную мебель разница в 30% в стоимости отечественных и иностранных диванов уже не останавливает покупателей, все чаще делающих выбор в пользу импорта. С этой точки зрения у игроков из других регионов есть важные преимущества: известное имя и отлаженные технологии производства качественной мебели.

Одна из особенностей челябинского рынка – сильное местное производ­ство. АЛЛА СЛАВ, заместитель директора по развитию ТЦ «На Мебельной»: «Южный Урал известен по всей России своим мебельным производством. Конечно, федеральные компании стремятся вытеснить местных игроков, но за счет минимальных транспортных и склад­ских расходов челябинские производители выпускают более дешевую мебель». Свою роль играет и тот факт, что такие бренды, как Lorena, «Линда», «Миасс-мебель», уже давно нашли своего потребителя. Например, в сегменте кухонь доля иногородних игроков составляет всего 30%.

Ритейлерам не хватает крупных мебельных центров

Основные продажи мебели проходят на территории мебельных центров. На салоны и выставки приходится небольшая доля в 5-10%. Это связано с тем, что в салонах, как правило, представлен немногочисленный премиум-сегмент. Кроме того, сказывается и уже привычная для Челябинска нехватка коммерческих площадей. КОНСТАнТИН ВАГАНОВ, директор компании «Модная Эксклюзивная Мебель»: «Мы не планируем открывать салоны в Челябинске, потому что доступные помещения не соответствуют требованиям ни производителей, ни заказчиков по проходам и освещению. Эти моменты продуманы в ТЦ, но их на всех не хватает».

Даже с учетом недавно открывшегося «Мебельного центра» на ул. Чичерина в нашем городе сравнительно немного специализированных ТЦ. Среди них четко позиционирует cебя на рынке только «Магнит», который работает в бизнес- и премиум- сегментах. Остальные предпочитают ориентироваться на самый широкий круг клиентов – от эконом до премиум: ТЦ  «На Мебельной», «Калибр», «Мебельный центр» на Чичерина, СДМ, ЦНТИ.

Вопрос о том, где выгоднее располагать мебельный салон, экспертами оценивается неоднозначно. Отдельный салон оправдан для владельцев раскрученного бренда с большим рекламным бюджетом, преимущественно премиум-сегмента. Алла Слав: «Открытие отдела в торговом комплексе позволяет сэкономить на рекламе. Кроме того, чтобы совершить покупку, человеку нужен выбор. Такую возможность ему предоставляет только ТЦ». Эксперт обращает внимание на то, что стартовые затраты на открытие своего салона значительно превышают арендную плату ТЦ, куда входят и коммунальные платежи, и работа обслуживающего персонала, и реклама.

Чтобы открыть свой салон, ритейлеру, по оценкам компании «Линда», потребуется стартовая сумма в 1,5-2 млн руб., причем эта цифра варьируется в зависимости от месторасположения и размера салона. Если помещение находится в центре города, то его арендная ставка на порядок выше, чем в мебельном центре, – примерно 40 тыс. за кв. м. Основные статьи затрат – аренда помещения, его ремонт, оформление входной группы и торгового зала, расходы на рекламу. Вадим Трубин уверен, что эта сумма минимальная: «Полтора-два миллиона хватит только на отделку. Плюс ко всему примерно такую же сумму надо будет потратить на образцы. Это очень серьезная статья затрат». С ним соглашается Константин Ваганов, который отмечает важность выстроенной концепции при открытии собственного салона: «Он должен быть правильно подан, в нем необходимо представить широкий ассортимент мебели разных ценовых категорий. Для хороших продаж обязательно должны быть представлены все сегменты».

Салон дает возможность продавцу заявить о собственном бренде, не смешивая его с названием крупного ТЦ, но в этом случае расходы на продвижение должны быть значительными. ЕЛЕНА КОЛОКОЛЕНКО, администратор салона Domiano: «Если сидеть в собственном помещении и не давать рекламы, вас никто никогда не узнает. Реклама дает толчок для сарафанного радио. Если клиенту понравится в вашем салоне, он расскажет о нем друзьям». В этом отношении у ТЦ есть преимущество: арендодатели сами вкладываются в раскрутку центра, значительный поток клиентов привлекают крупные якорные арендаторы.

Другое преимущество специализированного мебельного центра – это наличие специально оформленного помещения, так называемого шоу-рума. Оно дает возможность грамотно представить мебель. Если производители, чтобы привлечь клиентов, больше внимания стали уделять дизайну и качеству продукции, то продавцы задумались о создании атмосферы в торговом зале. Сегодня они предлагают не просто кровать или шкаф, а готовый интерьер, включая рекомендации по подбору света и материалов. Алла Слав рассказывает: «Торговля мебелью становится все более цивилизованной, просто выставить мебель уже недостаточно, нужно представить клиенту визуальное представление о будущей квартире». По ее мнению, успешность этой тактики демонстрирует IKEA. О том, что местные игроки используют опыт зарубежных коллег, говорит и Елена Колоколенко: «Оформлять салоны в виде готового интерьера квартиры мы стали недавно, по примеру итальянских салонов».

Площади в специализированных мебельных центрах в дефиците, и открыть в одном из них свой отдел ритейлерам сегодня сложно. Алла Слав: «Новые игроки заинтересованы в том, чтобы открывать свои магазины в уже раскрученных ТЦ, но мы вынуждены им отказывать, потому что площадей просто нет». «Дефицит качественных помещений способен восполнить мебельный центр площадью не менее 100 тыс. кв. м, – говорит Вадим Трубин. – Он не будет пустовать – я уже сейчас знаю российских и иностранных производителей, которые займут в нем достаточное количество торговых площадей». Эксперт уверен, что для города-миллионника стотысячный центр – это необходимый минимум. При этом Трубин ссылается на опыт относительно небольшой Тюмени, где население всего 600 тыс. человек, уже закладывается строительство сразу двух подобных цент­ров. Алла Слав согласна, что подобный торговый комплекс был бы востребован, однако появления на местном рынке новых игроков не ожидает: «Увеличивается количество торговых точек, но новые торговые марки, новые производители в Челябинске появляются достаточно редко. Я не знаю, насколько изменит ситуацию открытие новых мест продажи мебели, но сейчас практически везде представлены одни и те же компании и торговые марки».

Игроки увеличивают количество брендов

Дальнейшее изменение структуры рынка пойдет по наметившимся уже сегодня направлениям, считают игроки. На рынок и дальше будут выводиться более дорогие модели мебели, в которых значительное внимание уделяется качеству и дизайну продукции. Вадим Трубин: «Рынок корпусной мебели сформировался еще года три назад, сейчас аналогичный процесс происходит в направлении мягкой мебели, но общая тенденция – это структурирование бизнеса, завоевание новых, более дорогих сегментов с помощью новых брендов».

Перспектива входа на челябинский рынок такого серьезного конкурента, как IKEA, крупных мебельщиков уже не пугает. Андрей Безбогов полагает, что в совокупности с увеличением веса средних игроков ее появление создаст дополнительные трудности как продавцам, так и производителям дешевой, но некачественной мебели.

«Расцвет мебельного ритейла еще впереди», – резюмирует Константин Ваганов. По мнению эксперта, пройдет не менее пяти лет, прежде чем можно будет говорить о стабильности челябинского рынка и его перехода в стадию насыщения.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Владельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный залВладельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный зал
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.