Обзор: Лизинговые компании

kachalova@dkchel.apress.ru эксперты Андрей Белоглазов генеральный директор ООО «Транслизинг» Максим Гусер коммерческий директор ООО «Урал­промлизинг» Оксана Коновалова директор челябинского пре

Лизинговый рынок растет бурными темпами. Этому способствуют высокий уровень износа оборудования и возрастающий спрос на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса. Игроки увеличивают объемы сделок по разным типам имущества и внедряют принципиально новые виды лизинговых продуктов. В перспективе на рынке усилятся позиции лизинговых компаний при банках, а независимые местные компании будут уходить в узкоспециализированные ниши.

kachalova@dkchel.apress.ru

эксперты
Андрей Белоглазов
генеральный директор ООО «Транслизинг»
Максим Гусер
коммерческий директор ООО «Урал­промлизинг»
Оксана Коновалова
директор челябинского представительства ОАО «Росдорлизинг»
Дмитрий Митронин
директор челябинского филиала АО «Халык-Лизинг»
Сергей Райлеан
генеральный директор компании BSGV Leasing (Москва)
Игорь Ратников
директор челябинского филиала «Лизинговой компании «УРАЛСИБ»
Марат Шафиков
директор филиала ООО «РК «НОМОС-лизинг» в Челябинске

 

Почему темпы роста лизингового рынка снизятся?
Как игроки сохраняют рентабельность лизинговых сделок?
Чем привлекают участников рынка сложные инвестиционные проекты?
В 2007 г. рынок лизинга в России показал рекордные темпы роста. Объем нового лизингового бизнеса , по оценкам «Эксперт РА», увеличился по сравнению с 2006 г. на 165%, объем профинансированных средств — на 184% (в 2006 г. — на 84 и 90% соответ­ственно (см. «Детали» на стр. 21). В регионах результаты скромнее (все-таки самые крупные сделки заключаются в Москве), но также достаточно высокие. По данным того же «Эксперт РА», в Урало-Западносибирском регионе объем профинансированных средств за 2007 г. вырос почти вдвое, а объем нового бизнеса — в 2,3 раза. Резервы для развития рынка колоссальны: степень изношенности основных фондов во всех отраслях экономики высока, а доля лизинга в ВВП и инвестициях в основные средства по сравнению с развитыми странами незначительна — 2,1 и 11% против 5 и 30% соответственно (данные Discovery Leasing Advisory Services за 2007 г.). Однако ряд экспертов не ожидает бурных показателей роста по итогам 2008 г. Причина — мировой кризис ликвидности. Некоторые игроки уже снизили объемы финансирования сделок из-за недостатка кредитных ресурсов. По прогнозам АНДРЕЯ БЕЛОГЛАЗОВА, генерального директора ООО «Транслизинг», в этом году рынок увеличится не более чем на 30-40%: «Сейчас горячие головы в минфине считают, что в российской экономике идет перегрев, по­этому действия правительства направлены на уменьшение денежной массы. В частности, предпринимаются меры по увеличению нормативов банковского резервирования при кредитовании. Без­условно, это снижает активность кредитных организаций, что сказывается в том числе на развитии лизингового бизнеса». Впрочем, у некоторых участников рынка другая точка зрения. ДМИТРИЙ МИТРОНИН, директор челябинского филиала АО «Халык-Лизинг», полагает, что рынку удастся сохранить прошлогодние темпы роста. «Есть две главные причины. Во-первых, рынок продолжает расти изнутри, малый и средний бизнес с каждым годом все активнее использует механизм лизинга для обновления основных фондов. Вторая причина — увеличение участников рынка. Ежеквартально на Южном Урале начинают работу 2-3 новых игрока. Они не только отвоевывают уже существующую клиентскую базу у конкурентов, но и предоставляют услуги новым клиентам», — подчеркивает
г-н Митронин.
Строительный бум увеличил спрос на лизинг спецтехники

По оценкам экспертов, в Челябин­ской области работает порядка 40 лизинговых компаний. Из них, как считает ОКСАНА КОНОВАЛОВА, директор челябинского представительства ОАО «Росдорлизинг», активную рекламную деятельность ведут лишь около 20 игроков. Подавляющее большинство операторов рынка — это универсальные компании, работающие с различными видами имущества, причем в основном они ориентированы на сегмент среднего и малого бизнеса. Крупные градообразующие предприятия требуют минимальных ставок и, как правило, работают с иностранными компаниями-нерезидентами, поясняют эксперты. Впрочем, МАКСИМ ГУСЕР, коммерческий директор ООО «Уралпром­лизинг», деление на клиентские сегменты считает весьма условным: «Крупный завод может взять тягач с прицепом за 3 млн руб., а малое предприятие — недвижимость за 15 млн руб.». Несмотря на то что трудоза­траты лизингодателя как на крупные, так и на мелкие сделки одинаковы, некоторые компании берутся и за сравнительно недорогие проекты: например, в «Уралпромлизинге» минимальная сумма сделки составляет 240 тыс. руб., в филиале РК «НОМОС-лизинг» — 500 тыс. руб. (для сравнения, в представительстве ОАО «Росдорлизинг», ориентированном на работу с крупными корпоративными клиентами, — 3-5 млн руб.). «Мы готовы рассматривать суммы и меньше 500 тыс. руб., все зависит от перспективы работы с лизингополучателем. Если «ГАЗель» за 200 тыс. руб. не предел мечтаний клиента, а только первый шаг, нам интересно такое сотрудничество. Был случай, когда мы оформляли сделку на 140 тыс. руб., а следом клиент взял в лизинг имущество на пару миллионов», — рассказывает МАРАТ ШАФИКОВ, директор филиала ООО «РК «НОМОС-лизинг» в Челябинске.

В 2007-2008 гг. лизинговые компании, работающие на Южном Урале, начали активнее заниматься инвестиционными проектами. Так, филиал ЛК «УРАЛСИБ» профинансировал оснащение завода по производству полистирольных блоков, «Уралпромлизинг» — установку оборудования для цеха розлива питьевой воды, в филиале «НОМОС-лизинга» закупили технику на сумму более 16 млн руб. для полиграфической компании. Компания «Халык-Лизинг» в этом году профинансировала два крупных проекта, стоимость договоров составила свыше 210 и 70 млн руб., в обоих случаях речь шла о создании специализированной компании-перевозчика. «Такие сделки более рискованные, они требуют глубокой оценки бизнеса клиента и самого проекта, так как лизингополучатель платит лизинговые платежи не за счет текущей прибыли, а из доходов, полученных от эксплуатации приобретенного в лизинг имущества. С другой стороны, лизинговые инвестиционные проекты более капиталоемкие: стоимость договоров может достигать сотен миллионов рублей», — подчеркивает Дмитрий Митронин.

По оценкам экспертов, наибольшее количество договоров на челябинском рынке в 2007 г. — I полугодии 2008 г. лизинговые компании заключили в сегменте транспорт­ных средств. У ряда игроков портфель по таким сделкам увеличился в 3-4 раза. Причем, если года два назад бум договоров приходился на сегмент легкового транспорта, то сейчас акценты сместились в сторону сделок с грузовыми автомобилями и спецтехникой. По данным РБК, только сектор лизинга строительной и дорожной техники в 2007 г. в России вырос на 122%, почти до $3 млрд. В этом году участники рынка прогнозируют как минимум его удвоение. «Клиенты берут в лизинг самый разнообразный транспорт: от большегрузных кранов, которые ввозятся единицами в Россию, до фронтальных по­грузчиков, продающихся тысячами по стране», — отмечает ИГОРЬ РАТНИКОВ, директор челябинского филиала «Лизинговой компании «УРАЛСИБ». Рынок растет прежде всего из-за увеличения объемов дорожного, жилищного и коммерческого строительства, а также из-за высокой степени изношенности парка строительных машин. «В прошлом году мы передавали в лизинг целые передвижные колонны, состоящие из нескольких самосвалов, крана, домиков для персонала, трубоукладчиков, экскаваторов. Лизингополучатели начинают понимать, что качественного скачка при частичной замене парка не происходит и нужно менять всю цепочку, поэтому и приобретают оборудование от и до», — поясняет Андрей Белоглазов.

Увеличивается доля иностранной техники, передаваемой в лизинг: по данным ИД «Коммерсантъ», за 2005-2007 гг. она выросла с 50 до 68%. «В сегменте большегрузного транспорта соотношение зарубежных и отечественных машин сегодня составляет 50 на 50, а вот спецтехника почти вся импортная», — констатирует Игорь Ратников. Все больше лизинговых компаний начинает работать с транспортом китайского производства: его доля в сегменте зарубежных коммерческих машин, по оценкам экспертов, уже достигла порядка 25%. Продукция из КНР стала популярной благодаря широкому ассортименту, быстрым срокам по­ставок и доступным ценам. «Еще шесть лет назад никто не знал, что в Китае есть автопром, но, как только китайцы вышли на рынок, все это почувствовали. У них самое лучшее соотношение «цена-качество». Например, новый тягач MAN или Volvo стоит 4-5 млн руб., а китайская машина с такими же характеристиками по тоннажу — 2 млн руб.», — свидетельствует Максим Гусер. По его мнению, техника из Китая не вытеснит отечественную и западную, но займет устойчивую нишу в сегменте. Негативное отношение к китайской продукции постепенно нивелируется. «Китайская техника становится все надежнее. Кроме того, появляются специализированные организации, которые начинают поставлять запчасти», — подмечает Андрей Белоглазов.

В дальнейшем эксперты прогнозируют более активное развитие лизинга подержанной техники. Так, в ЛК «УРАЛСИБ» уже работают с бывшими в эксплуатации самосвалами и грузовой техникой западного производства. По мнению Игоря Ратникова, перспектива развития вторичного рынка лизинга связана с большегрузным транспортом, бывшим в употреблении, так как он достаточно надежен. «Кроме того, рост этого сегмента обеспечат компании, которые будут активнее заниматься поставками подержанной техники в Россию», — полагает эксперт.

Лизинговые компании осуществляют новые виды сделок

Второе место по количеству заключенных договоров лизинга на челябинском рынке в 2007 г. заняли сделки по оборудованию. В этом сегменте, по данным лизинговых компаний, наиболее востребованы металлургические, а также машиностроительные и металлообрабатывающие производственные комплексы. Как замечает Оксана Коновалова, в ближайшее время этот сектор лизинга будет активно расти за счет реализации планов по перевооружению ряда южноуральских предприятий, намеченных на 2008-2009 гг. Кроме того, традиционно высоким спросом, как считают участники рынка, будет пользоваться пищевое и торговое оборудование. Перспективны также сектора полиграфической, деревообрабатывающей и телекоммуникационной техники в силу достаточно высокой ликвидности имущества. Будущее сегмента оборудования эксперты связывают с появлением отраслевых продуктов: например, отдель­ных решений для медицины, строительства, сельского хозяйства.

Постепенно в Челябинске набирает обороты лизинг зданий и сооружений, у которого, по оценкам участников рынка, весьма высокий потенциал роста. По словам Марата Шафикова, который ссылается на данные Регистрационной палаты, на конец 2007 г. в Челябинской области было заключено 60 сделок по лизингу недвижимости. По оценкам СЕРГЕЯ РАЙЛЕАНА, директора BSGV Leasing, пока на российском рынке лизинга объем сделок с недвижимостью составляет только 1% (в западных странах — до 50% всех лизинговых сделок). Главным сдерживающим фактором, по его словам, остается неурегулированное законодатель­ство с точки зрения права собственности на землю, которая не может выступать объектом лизинга. Сущест­вует и ряд других проблем, в частности сложности документарного оформления сделки, а также необходимость привлечения долгосрочных ресурсов. Тем не менее, как замечает Игорь Ратников, если еще год-два назад лизинговые сделки с недвижимостью носили разовый характер, то сейчас многие игроки уже начинают внедрять в этом сегменте специализированные продукты. Например, в компании «Транслизинг» разработали программу по передаче в лизинг офисных помещений: аванс и удорожание снижены в сравнении со стоимостью лизинга на другие виды имущества. «Мы нашли взаимопонимание с рядом девелоперских фирм, заинтересованных в продаже новых офисных помещений. На мой взгляд, в сегменте недвижимо­сти это наиболее востребованный предмет лизинга, к тому же высоколиквидный», — делится Андрей Белоглазов. В ЛК «УРАЛСИБ» в конце 2007 г. вывели на рынок принципиально новый продукт — экспресс-лизинг недвижимости, который предусматривает минимальные сроки принятия решений. «В программе есть ряд ограничений: базовый размер аванса составляет 20-25%, срок финансирования ограничен пятью годами, а сумма — 21 млн руб. При этом финансовое положение лизингополучателя играет незначительную роль. В первую очередь мы оцениваем ликвидность самой недвижимости: складского, офисного или торгового помещения. Производ­ственные здания по экспресс-схеме мы не передаем в лизинг, так как в основном они представляют собой не просто объекты недвижимости, а ком­плексы с вмонтированным оборудованием, что усложняет сделку», — комментирует г-н Ратников.

Эксперты выделяют и другие сегменты с хорошим потенциалом. Например, Сергей Райлеан относит к ним популярные на Западе оперативный , револьверный лизинг , а также полный лизинг для офиса All inclusive, при котором лизинговая компания полностью берет на себя экипировку помещения клиента. Г-н Райлеан подчеркивает, что пока данные виды лизинговых сделок находятся на начальной фазе развития. Некоторые игроки считают, что будет развиваться генеральный лизинг . В частности, такую сделку планируют в филиале «Халык-Лизинг» (сейчас компания ведет переговоры с одним из крупных предприятий Челябинска). «Генеральный лизинг удобен для крупных и средних предприятий, планирующих техническое перевооружение на несколько миллионов долларов. Клиент один раз предоставляет полный пакет документов, затем в рамках оговоренного срока ему достаточно подать заявку. Такая схема существенно экономит время», — поясняет Дмитрий Митронин. Игроки осваивают и передачу в лизинг редких для российского рынка лизинга видов имущества. Так, в компании «Уралпромлизинг» провели уже несколько сделок по передаче в лизинг лифтов и программного обеспечения. Правда, Максим Гусер замечает, что подобный лизинг возможен только для проверенных клиентов, так как сопряжен с большими рисками: ни лифты, ни ПО изъять невозможно. Другой диковинкой для рынка стал предложенный в этом году лизинг яхт и катеров компанией BSGV Leasing. По словам г-на Райлеана, в скором времени в работу будет запущен также лизинг вертолетов, так как число заявок неуклонно растет.

Игроки стараются сдержать падение маржи

В качестве основного источника финансирования сделок участники рынка по-преж­нему используют банковские кредиты. Так, в 2007 г. их удельный вес в общем объеме финансирования составил почти 60%. Между тем, из-за по­следствий мирового кризиса ликвидности стоимость кредитных ресурсов для лизинговых компаний заметно увеличилась. По оценкам Максима Гусера, в среднем — на 3-4 процентных пункта (с 11-15% до 14-19%). Стараясь компенсировать расходы, многие лизингодатели в этом году увеличили ставку удорожания для клиентов на 1-3 процентных пункта. «Все наши проекты на кредитных линиях. Снижать комиссионное вознаграждение мы можем только до определенного предела. В некоторых случаях мы уменьшаем наши комиссионные почти до порога рентабельности, чтобы выиграть тендер, объявленный лизингополучателем (это происходит тогда, когда мы видим перспективы дальнейшего сотрудничества со стабильно работающей компанией). Других инструментов, способных удержать рост годового удорожания при повышении банковской процентной ставки, нет», — рассуждает Оксана Коновалова.

Наиболее уязвимыми в условиях кризиса ликвидности оказались маленькие независимые компании. «Банки ужесточают требования к заемщикам, поэтому игрокам, чей лизинговый портфель не превышает 500 млн руб., будет все сложнее привлекать ресурсы», — уверен Максим Гусер. По его словам, сегодня в порт­феле компании должно быть не менее 1 млрд руб., только в этом случае бизнес будет более или менее устойчивым. По расчетам Марата Шафикова, небольшим компаниям, дабы удержаться на рынке, необходимо закладывать минимум 10% маржинальной прибыли, тогда как игрокам, лизинговый портфель которых составляет несколько миллиардов рублей, достаточно 3%, а если у лизингодателя при этом есть мощная поддержка со стороны государства или крупного корпоративного клиента — то и 1%. По мнению Андрея Белоглазова, часть небольших компаний будет использовать демпинг в качест­ве единственного шанса продержаться на рынке как можно дольше. «Для лизингового бизнеса практически нет барьеров на входе (нет требований к формированию уставного капитала, начинать работу можно с 50 млн руб.), зато барьеры есть на выходе, в частности из-за проблемы с возмещением НДС. Компания, которая решит резко уйти с рынка, понесет при этом колоссальные потери. Поэтому лизингодатели, которые не смогут решить вопрос с привлечением относительно недорогих ресурсов, будут снижать процент удорожания, чтобы сойти с дистанции как можно более плавно, без дефолта», — прогнозирует г-н Белоглазов. Другим вариантом развития событий для мелких игроков станет продажа лизингового бизнеса. «Сейчас наступил наиболее благоприятный момент для спекулянтов, которые получили возможность приобрести лизинговую компанию по максимально низкой цене, чтобы в дальнейшем перепродать ее с максимальной выгодой для себя», — подмечает Дмитрий Митронин.

Игроки, нацеленные на дальнейшее развитие бизнеса, будут различными способами сдерживать падение маржи. В част­ности, как отмечает г-н Митронин, сейчас многие компании, в том числе федерального уровня, увеличивают процент агентского вознаграждения, получаемого от страховых компаний. Кроме того, по его словам, многие участники рынка начали прописывать в лизинговом договоре возможность увеличения стоимости сделки в том случае, если цена кредитных ресурсов будет возрастать. «Есть еще один способ, менее распространенный, но все же имеющий место: ряд игроков отказался от заранее оговоренного выкупного платежа на случай непредвиденных расходов, вызванных, в частности, повышением ставки кредитования», — констатирует эксперт.

Лизинговые компании при банках займут львиную долю рынка

В то время как федеральные лизинговые компании проявляют все больший интерес к альтернативным инструментам заимствования (среди которых синдицированные кредиты, облигации, кредитные ноты, секьюритизация лизинговых активов), для региональных игроков банков­ские кредиты останутся наиболее предпочтительным видом финансирования. «При секьюритизации лизинговых активов западным инвесторам интересны портфели лишь крупных федеральных компаний, причем не все сделки подряд, а только наиболее ликвидные. Большую роль играет объем — это должны быть сотни миллионов рублей или долларов», — замечает Марат Шафиков. Что касается облигационного займа, то его размещение, по словам Максима Гусера, оправдано только при объеме заимствований от 500 млн руб., при этом лизинговый портфель компании должен быть не менее 2-3 млрд руб. Андрей Белоглазов рассказывает, что отказался от выпуска облигаций, так как размещение обошлось бы дороже, чем самый дорогой кредит: «Сегодня мы делаем ставку на займы от населения и банковские кредиты». Примечательно, что в этом году «Транслизинг» стал первой лизинговой компанией Уральского региона, которая получила кредит на развитие розничного бизнеса от Сбербанка.

Сегодня количество независимых участ­ников рынка, по оценкам BSGV Leasing, примерно в четыре раза превосходит численность компаний при банках, но при этом последние занимают больше половины рынка по объемам нового бизнеса. По мнению экспертов, в будущем позиции аффилированных компаний только усилятся. Сейчас компании при банках все активнее выходят на свободный рынок заимствований, здесь у них больше шансов на получение недорогих кредитных ресурсов. В частности, Марат Шафиков объясняет это тем, что, пользуясь определенный период средствами материнского банка, лизинговой компании проще набрать большой объем портфеля и в дальнейшем использовать его в качест­ве залоговой массы, привлекая средства с открытого рынка. «Независимым игрокам добиться этого сложнее, так как кредитование лизинговой компании для финансовой организации — довольно рискованная операция. Это объясняется тем, что лизингодатель перепродает банковские ресурсы и у банка нет прямого контакта с конечным пользователем. Некоторые банки принципиально не кредитуют лизинговые компании», — подчеркивает г-н Шафиков.

Компании при банках будут все активнее завоевывать новые участки рынка, вытесняя тем самым независимых игроков, считает Сергей Райлеан. По его мнению, в перспективе нескольких лет структура рынка по количеству разных типов компаний значительно изменится: подавляющее большинство (70-85%) составят компании при банках, и только 5-15% —независимые. По мнению экспертов, региональные независимые участники рынка будут продаваться, объединяться либо уходить в ниши. «Если региональная компания будет предлагать лизинг с дополнительными услугами или нестандартными решениями, то она будет способна удерживать долю в своем сегменте в течение 5-7 лет. В дальнейшем она может закрепиться в нише на более продолжительное время. В частности, это может быть оперативный лизинг либо прокат: в силу своей большей мобильности региональной компании спуститься в эту зону легче, чем компании федерального уровня», — рассуждает Андрей Белоглазов.

Участники рынка ожидают усиления тенденции выхода на рынок Южного Урала лизинговых компаний с ино­странным капиталом. «Они придут с более выгодным предложением по стоимости услуг и более высоким сервисом. Рынок претерпит значительные изменения. Основная борьба развернется между иностранными, федеральными компаниями, а также крупными региональными игроками, некоторые будут вынуждены объединиться друг с другом. Небольшие лизинговые компании в течение 5-7 лет покинут рынок», — предполагает Дмитрий Митронин. Чтобы поддержать высокую ликвидность (то есть достаточность ресурсов для финансирования проектов), местные компании сами начинают выходить на рынки других регионов. В част­ности, компания «Транслизинг» в начале 2008 г. открыла филиал в Новом Уренгое. По словам Андрея Белоглазова, представительство уже приносит прибыль. В этом году «Транслизинг» планирует начать работу еще в 3-4 городах. «Мы не будем идти в миллионники, нас интересуют промышленные и добывающие зоны. Будем двигаться на север и восток России, причем заходить туда раньше федеральных компаний», — резюмирует г-н Белоглазов.

 

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.