Обзор: Косметологические клиники - 11.02.2008

Ирина Байбурина директор группы компаний GERNETIC Олег Гердт региональный директор сети салонов лазерной эпиляции «Клеопатра» Ирина Кузнецова директор медико-косметологического центра «Арт-медика»

Ужесточившиеся требования к государственному лицензированию косметологических услуг оздоровили рынок, благоприятно сказавшись на уровне сервиса челябинских косметологов. Но одновременно «закручивание гаек» со стороны государства фактически закрыло доступ на этот рынок новым игрокам, в несколько раз увеличив стоимость «входного билета». Борясь за клиента, клиники переходят ко все более узкой специализации, а проблему комплексности предоставляемых услуг решают за счет кооперации с другими игроками.эксперты

Ирина Байбурина
директор группы компаний GERNETIC
Олег Гердт
региональный директор сети салонов лазерной эпиляции «Клеопатра»
Ирина Кузнецова
директор медико-косметологического центра «Арт-медика»
Елена Фатеева
исполнительный директор лечебно-косметологического центра «АПИ»
Ольга Чигринец
генеральный директор компании «ДНК Клиника» 

Почему подорожал «входной билет» на рынок?
Как заманить в косметологический салон мужчин?
Зачем косметологам среди клиентов бедные студенты?

Вэтом году челябинские косметологи заметно оживились – игроки принимают активные меры по привлечению клиентов. В ход идут как традиционные рекламные акции, так и более масштабные действия. Например, «Клеопатра», известная как клиника широкого профиля, возвращается к позиционированию девятилетней давности и будет работать в узкой нише лазерной эпиляции. ОЛЕГ ГЕРДТ, региональный директор сети салонов лазерной эпиляции «Клеопатра», поясняет: «Рынок развивается, появляется огромное количество медицин­ских центров, косметологических салонов. Чтобы не потеряться среди них, мы решили выделить именно это направление». Эксперт рассказывает, что в других городах присутствия сети клиник уже есть успешный опыт такого узкого позиционирования. Этот шаг, по расчетам руководства, позволит, не отказываясь от остальных направлений деятельности, заявить о своих отличиях.

Косметологи растят сети

Игрокам есть, за кого бороться: по данным «ДНК Клиники», косметологические центры посещают всего 3% от общего населения города. При этом динамика челябинского рынка лишь незначительно отстает от московских показателей: если рост столичного рынка колеблется от 17 до 24% в год, то местный рынок показывает стабильные 15-20% ежегодно. Эту цифру формирует как количественный, так и качественный прирост игроков. Местные компании усиливают свои позиции, расширяя спектр услуг за счет добавления новых технологий. Кроме того, в минувшем году на наш рынок вышли крупные федеральные игроки: ON-clinic, «ДиагноZ». Безболезненно перенести появление москвичей местным клиникам помогло лишь наличие сложившегося круга постоянных клиентов.

ОЛЬГА ЧИГРИНЕЦ, генеральный директор «ДНК Клиники», отмечает, что уровень цен в челябинских центрах в 3-4 раза ниже, чем в московских. По данным компании «Арт-медика», средний чек в московской косметологической клинике составляет от 300 до 500 евро. При этом ассортимент предоставляемых челябинскими косметологами услуг порой значительно шире. Такое положение дел, по мнению Ольги Чигринец, позволит уже в ближайшее время развеять миф о провинциальной медицине: «Есть категория VIP-клиентов, которые не доверяли челябинским специалистам и ездили в Москву или Екатеринбург. Постепенно они начинают возвращаться».

Часто косметология является только одним из нескольких направлений дея­тельности для клиник широкого медицинского профиля, пример тому – «ДНК Клиника». Специализированных косметологических клиник насчитывается не более десятка. Новички на этот рынок выходят нечасто – сказывается медицинская специфика бизнеса с жестким контролем со стороны государственных органов и необходимостью лицензирования всех видов деятельности. Значительных вложений требует покупка оборудования и косметических средств. При этом цена вопроса сильно зависит от уровня клиники. ЕЛЕНА ФАТЕЕВА, исполнительный директор лечебно-косметологического центра «АПИ»: «Затраты на открытие зависят от набора услуг, которые заявляет клиника. Одно дело гидропроцедуры, для которых нужны спа-капсулы, другое – просто процедуры по телу с термоодеялом, разброс в данном случае может составлять миллионы».

По мнению экспертов, отличный путь сократить расходы – это организация сети. Олег Гердт: «Наш рынок сложно назвать сверхприбыльным, и сохранять рентабельность нам позволяют сетевые возможности. Например, мы можем позволить себе содержать штат квалифицированных специалистов в области маркетинга, учебный отдел и собственный сервисный центр по обслуживанию техники». Помимо общих ресурсов, другое преимущество сети – это сокращение расходов на помещение. Как правило, вторая и все последующие точки открываются в спальных районах города или даже в городах области, где проблема поиска помещения стоит уже не так остро.

Важный шаг на начальном этапе организации клиники – это массированная реклама. Эксперты отмечают, что федеральные игроки при появлении на мест­ном рынке вкладывают значительные средства в распространение информации о себе в прессе. На следующем этапе работы клиники начинает действовать сарафанное радио. По данным лечебно-косметологического центра «АПИ», более 60% клиентов на третьем году жизни клиники составляют люди, привлеченные рекомендациями друзей и знакомых. Елена Фатеева: «У нас этот процент колеблется от 65 до 72, поэтому мы сейчас рекламу в изданиях практически не даем».

Косметологические клиники специализируются

О постепенном переходе челябинского рынка косметологических услуг к стадии насыщения свидетельствует наметившаяся тенденция к сегментации игроков. Клиники специализируются на определенных способах лечения, даже на видах заболеваний. Олег Гердт рассказывает: «В Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге гораздо больше специализированных центров. В Челябинске же превалировали медицинские центры, в которых предлагали все виды услуг, не выделяя конкретного направления. Сейчас уже есть «проблески», например, появился Центр медицины сна».

Работа в узкой нише позволяет игрокам сохранить рентабельность бизнеса и точнее работать со своей целевой аудиторией. ИРИНА КУЗНЕЦОВА, директор медико-косметологического центра «Арт-медика», отмечает, что в Челябинске появляются специализированные дерматологические клиники, в которых врачи занимаются лечением только одного заболевания, например, псориаза.

Игроки покрупнее, наоборот, идут по пути универсализации. Руководители лечебно-косметологического центра «АПИ» планируют в этом году открыть многоэтажный центр, в котором будут собраны все возможные направления косметологии. Эксперты называют действия «АПИ» актуальным шагом, поскольку косметологическое направление уже стало необходимой частью не только клиники, но и фитнес-центров, различных оздоровительных комплексов.

Менее затратный способ предоставить клиентам широкий комплекс услуг – сотрудничество косметологической клиники с диагностическим центром или исследовательской лабораторией. Опыт лечебно-косметологического центра «АПИ» демонстрирует, что партнерство с клиникой пластической хирургии оказалось интересно и клиентам, и руководителям. Елена Фатеева: «Мы сейчас сотрудничаем с «Платэсом». Партнерство выросло из услуг «по знакомству» – мы помогали им готовить пациентов к операции. Я уверена, что будущее косметологии – за крупными многопрофильными центрами, возможно, это будет именно конгломерат центров косметологии и пластической хирургии».

Борясь за клиента, менеджмент клиник идет на серьезные затраты по подтверждению качества услуг. Так, в 2007 г. «ДНК Клиника» получила международный сертификат качества ISO 9001:2000. Руководители клиники уверены, что в условиях отсутствия единой системы подтверждения качества получение сертификата стало серьезным конкурентным преимуществом.

Повысить лояльность клиентов помогают и ужесточившиеся законодательные требования к лицензированию медицин­ской клиники. Процедуру лицензирования обязан проходить каждый медицинский центр раз в пять лет. По общему мнению экспертов, наличие лицензии свидетель­ст­вует о высоком уровне клиники и качестве оказываемых услуг. ИРИНА БАЙБУРИНА, директор группы компаний GERNETIC, поясняет: «Требования действительно ужесточились, и если клиника имеет такую лицензию, то ей можно доверять».

Обратная сторона обязательного лицензирования – изрядные трудности при выходе на рынок новичков. Например, сейчас и речи не может идти о практике прошлых лет, когда врач открывал свой кабинет, который со временем вырастал в целую клинику. Сегодня новый игрок уже на старте должен обладать очень серь­езным оборудованием и штатом.

При этом основная проблема прошлого года – нехватка профессиональных кадров – по-прежнему актуальна. Для сотрудников косметологических клиник пока не существует единой образовательной платформы. Елена Фатеева: «Косметологов очень много, но все они невысокого уровня. У нас две обучающие школы: GERNETIC – для среднего медицинского персонала, и «Платэс» – для врачей». Для большинства клиник выходом из ситуации становится обучение внутри компании, но организовать свой учебный центр пока слишком хлопотно и совершенно нерентабельно.

Клиентура косметологических клиник расширяется

Вопреки традиционному мнению о том, что косметология – услуга для богачей, клиентскую аудиторию челябинских косметологов составляют не только обеспеченные женщины. По данным «ДНК Клиники», основная масса клиентов – люди с уровнем доходов от 15 тыс. руб. на члена семьи. При этом число клиентов неуклонно растет, в том числе за счет расширения возрастных рамок. Например, достаточно большую группу посетителей составляют подростки и студенты. Хотя эту аудиторию прибыльной не назовешь, ее преимущество в том, что такие клиенты имеют свойство «подрастать», и значительная их часть переходит в категорию постоянных.

В целом на рынке косметологии царит оптимистичная атмосфера. Уход за собой стал систематическим и из крайней меры превратился в необходимую часть жизни, радуются игроки. Спросом пользуются процедуры, которые находятся на грани между терапевтической косметологией и пластической хирургией. Для большин­ства постоянных клиентов поход к косметологу стал необходим как поддержка результата, полученного после медицинской процедуры.

Еще одним поводом для оптимизма экспертов стало хотя и не быстрое, но стабильное увеличение среди числа их клиентов представителей сильной половины человечества. Ольга Чигринец: «На каждую услугу есть свой клиент. В основном это женщины от 18 до 55 лет, но, по нашей статистике, 15-18% составляют мужчины. Они идут на липосакцию, имиджевые операции по подтяжке лица. Чаще всего мужчины приходят анонимно».

По общему мнению специалистов, мужская часть аудитории более осторожна и капризна. Для ее привлечения необходима кулуарная атмосфера комфортабельного косметологического центра. Елена Фатеева рассказывает: «Хотя количество мужчин среди клиентов растет, пока их очень мало. У них пока остается психологический барьер, им нужны специализированные мужские центры косметологии».

Одним из факторов, повлиявших на рост количества клиентов, Ольга Чигринец называет развитие кредитования, которое стало практиковаться в некоторых медицинских центрах. Ирина Кузнецова отмечает, что такими кредитами обычно пользуются клиенты стоматологических клиник и клиник, которые оказывают высококвалифицированную медицинскую помощь. В совокупности с увеличением доходов населения этот фактор ощутимо сказывается на увеличении числа клиентов. А вот Олег Гердт считает, что в косметологии кредитование не востребовано в силу специфики отрасли: «Если речь идет о «ремонте» зубов, который делают раз в десять лет, то кредит – возможный вариант оплаты. Косметологические услуги должны быть по определению регулярными».

Ольга Чигринец считает, что в условиях ужесточающейся конкуренции у косметологических клиник есть два основных пути развития. Первый – расширять объемы работ и помещений, что пока затратно, но зато перспективно. О таких планах уже заявило несколько компаний. Второй и наиболее вероятный путь – это развитие и внедрение новых технологий. Ирина Байбурина прогнозирует: «Следующим этапом развития рынка будет переход клиник на использование уникальной аппаратуры. Конечно, стоимость профессиональных аппаратов устрашает. В Москве процедуры с использованием новейших технологий стоят около $7 тыс., для Челябинска это очень дорого. Но мы планируем развитие именно аппаратной косметологии в нашей клинике».

Очень возможным называют эксперты появление в Челябинске компаний-франчайзи раскрученных федеральных сетей. «У франчайзинга большое будущее именно в силу специфики медицинского бизнеса. Например, у нас большой опыт в организации салонов лазерной эпиляции. Уже сейчас работа с партнерами в разных городах строится частично по франчайзингу. Мы планируем развивать именно эту схему работы, она позволяет нашим партнерам не изобретать велосипед», – объясняет Олег Гердт.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.