Обзор: Консалтинговые услуги

Алевтина Белешова управляющий партнер консалтинговой группы «Партнер» Виктор Вальчук директор компании «АРБ-консалтинг» Сергей Казаков генеральный директор инвестиционно-финансовой компании Solar I

Челябинский рынок консалтинговых услуг продолжает стабильно расти. Более бурному развитию мешает нехватка профессиональных кадров. Для повышения качества услуг игроки умело сочетают нишевый подход с комплексностью обслуживания.эксперты

Алевтина Белешова
управляющий партнер консалтинговой группы «Партнер»
Виктор Вальчук
директор компании «АРБ-консалтинг»
Сергей Казаков
генеральный директор инвестиционно-финансовой компании Solar Investments
Алексей Кривощёков
директор компании «Маркетинг Консалтинг Груп»
Наталья Топорикова
первый заместитель генерального директора ЗАО АФ «Аудит-Классик»

Чем консалтеров привлекает малый бизнес?
Почему консалтинговые компании отказываются гарантировать заказчику результат?
Куда уходят консультанты-универсалы?
Объем челябинского рынка консалтинговых услуг экс­перты оценивают лишь приблизительно. По замечанию АЛЕКСЕЯ КРИВОЩЁКОВА, директора компании «Маркетинг Консалтинг Груп», основная сложность заключается в том, что консалтинг очень часто пересекается с другими сферами деятельно­сти, например, аудитом или образованием, однако потенциал рынка очень большой. СЕРГЕЙ КАЗАКОВ, генеральный директор инвестиционно-финансовой компании Solar Investments, отмечает: «Оценить рынок можно только приблизительно. В Челябинской области примерно 2 тыс. компаний, которые могут позволить себе услуги специализированных консультантов. К консультантам обращается каждая третья. Средний чек на рынке консалтинга составляет около 300 тыс. руб. Итого — 200 млн руб.». Объем рынка меняется в зависимости от обстановки как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В текущем году складывается благоприятная ситуация: по мнению большин­ства, рынок растет на 30-40% в год, а некоторые участники говорят о приросте в 80%.
Компании-заказчики экономят на консалтинге

Лидеров на челябинском рынке консалтинга немного: «Листик и партнеры», АФ «Аудит-Классик», «АРБ-консалтинг», консалтинговое агентство «Эксперт», «ВнешЭкономАудит», «Аудит-Консалтинг Центр». Помимо этого, в сфере маркетинговых исследований эксперты выделяют компанию «Маркетинг Индустрия», а в нише инвестиционного консалтинга — «Корпорацию «СТРАТУМ» и Solar Investments. Долю, занимаемую лидерами, определить сложно, так как рынок пока насыщен менее чем наполовину. Сергей Казаков: «Игроков, которые занимали бы доминирующие позиции на рынке, в Челябинске пока нет. Я не думаю, что кому-то принадлежит более 5%».

Одна из особенностей челябинского рынка консалтинговых услуг в том, что на нем практически незаметны иногородние игроки. Алексей Кривощёков видит причину в том, что для многих компаний выход в чужой город — процесс скорее имиджевый: «Эти фирмы открывают филиалы в регионах только номинально, чтобы повысить свою капитализацию, а затем выгодно продать бизнес». Позиции таких компаний далеки от лидерских. Так, в минувшем году в Челябинске открылся филиал федеральной компании «РОМИР мониторинг» (работает в сегменте маркетинговых исследований), однако, по общему мнению экспертов, появление нового игрока не отразилось на развитии рынка. Серьезными противниками москвичи бывают в сегменте инвестиционного консалтинга, например, если мест­ным клиентам нужно привлечь инвестора. АЛЕВТИНА БЕЛЕШОВА, управляющий партнер консалтинговой группы «Партнер»: «Для получения инвестиций нужно имя, нужен бренд, поэтому челябинские компании прибегают к услугам игроков «большой четверки», приглашают их для одиночных проектов».

Стоимость консалтинговых услуг остается практически неизменной с прошлого года. В среднем час работы консультанта стоит 1 тыс. руб., что, по мнению участников рынка, является нижним порогом рентабельности. Минимальные цены в условиях практически ненасыщенного рынка, по мнению экс­пертов, продиктованы неготовно­стью клиентов платить за консалтинговые услуги адекватные деньги. Большие скидки вызывают опасения. Компания рискует не окупить специалиста, а клиент — получить продукт низкого качества. Сергей Казаков: «Когда компания заявляет, что выполняет услугу дешевле, возникает вопрос — а за счет чего? За счет того, что налоги не платит или не обеспечивает своим работникам адекватных условий труда, не тратит деньги на развитие? А обеспечивается ли соответствующее качество? Дем­пинг в сфере услуг — это тупиковый вариант. Снизить цену можно, поднять потом очень сложно».

Обоснованно повысить цену на свой продукт консалтерам помогают большой опыт работы компании, звездный состав специалистов, общая известность бренда на рынке. В то же время ни один из этих факторов не является гарантией высокого качества оказания услуг. Алевтина Белешова замечает, что часто, услышав цену, клиент начинает спрашивать о гарантиях, однако гарантия — это черта непрофессионализма: «В большинстве спорных случаев никто не может гарантировать результат. Мы можем лишь оценить вероятность достижения успеха». НАТАЛЬЯ ТОПОРИКОВА, первый заместитель генерального директора ЗАО АФ «Аудит-Классик», советует при выборе партнера-консалтера обращать внимание на наличие законченных проектов, а также состав штата: сколько специалистов и кто именно будет работать с вашей компанией?

Консалтеры переключаются на малый бизнес

Клиентская база большинства консалтинговых компаний в этом году несколько увеличилась как в количестве, так и в качестве. Хотя основную долю прибыли консалтерам по-прежнему приносят промышленные гиганты, заметно оживление интереса к услугам консалтинга со стороны среднего и малого бизнеса (СМБ). Алевтина Белешова: «Этот перелом начался еще в прошлом году, когда предприятия малого и среднего бизнеса стали вливаться в число наших клиентов. Они дорастают до определенного уровня и постепенно осознают необходимость консалтинговых услуг. Кроме того, у них появляются деньги».

Ориентируясь на волну спроса со стороны СМБ, в компании «Партнер» разработали специальный комплекс программ «Трио-аутсорсинг» — пакет услуг бухгалтерской, кадровой и юридической служб, который продается по фиксированной цене. Алевтина Белешова: «Подобные клиенты интересны нам — может быть, они не платят так щедро, как крупные предприятия, но у них и задачи попроще. Зачастую решения уже готовы, и работа не требует больших трудозатрат».

Алексей Кривощёков отмечает, что услугами консалтинга пользуются компании, работающие на бурно развивающихся рынках. Если раньше к консалтерам обращались строительные и машиностроительные компании, то теперь этот список пополнился ритейлерами, поскольку среди них недавно усилилась конкуренция. ВИКТОР ВАЛЬЧУК, директор компании «АРБ-консалтинг»: «Меняется ситуация. Давление конкурентов растет, и компании обращаются к нам».

Стратегия привлечения клиентов у консалтеров разнится в зависимости от содержания услуги. Так, стандартный пакетный продукт продвигается при помощи рекламы в СМИ, этот же способ действен для того, чтобы повысить узнаваемость компании. Воспитать доверие к специалистам и деятельно­сти компании помогают разнообразные презентации, открытые семинары для потенциальных клиентов. Виктор Вальчук: «Клиент начинает доверять только после того, как ты ему продемонстрируешь свою способность справиться с поставленной задачей. Это можно сделать при личной встрече, на семинаре или на конференции». Однако самый эффективный канал получения новых клиентов по-прежнему рекомендации знакомых. Эта особенность консалтингового рынка иногда выходит игрокам боком. Алевтина Белешова: «Часто работаем с клиентами, которые пытались сэкономить деньги и натолкнулись на, мягко говоря, слабых консалтеров. Потом такие заказчики с большой осторожностью общаются с другими, даже опытными консалтинговыми компаниями». Сергей Казаков рассказывает, что на рынок часто пытаются выйти молодые специалисты, проработавшие не более 1,5-2 лет в штате крупной компании и соблазнившиеся кажущейся простотой работы консультантов.

Даже работая в узкой нише, консалтеры предлагают комплексные услуги

Как и в прошлом году, клиентами востребован комплексный подход в обслуживании: например, обратившись в компанию по юридическим вопросам, они вскоре бывают готовы перепоручить новому подрядчику решение кадровых и финансовых проблем. Наталья Топорикова вспоминает, что недавно столкнулась с плачевным результатом работы консалтинговой компании, которая решала проблемы управления, при этом абсолютно не учитывая вопросы налогообложения: «Бизнес развивается, процессы усложняются, и односторонний подход уже некорректен». Под комплексностью эксперт понимает рассмотрение проблемы клиента с разных сторон: «Узкие специалисты — юристы, консультанты по разработке бизнес-процессов, эксперты по налогообложению — рассматривают одну и ту же задачу с разных точек зрения».

Потребность клиентов в комплексном обслуживании усиливается чисто эмоциональным фактором недоверия к незнакомым компаниям. Алевтина Белешова: «Консалтеры знают о компании очень много, и чем меньше консалтинговых компаний заглядывают внутрь бизнес-процессов, тем комфортнее чувствует себя заказчик».

Логичным следствием такой тактики стало обострение кадровой проблемы. Требования к квалификации персонала растут, а специалистов подобного уровня больше не становится. Алевтина Белешова: «Клиент хочет получить комплексный подход, поэтому требования к нашим специалистам возрастают. Консультант должен быть профессионалом не только в своем направлении, но и в смежных областях. Например, кроме профильных знаний, он должен владеть основами бух­учета, управления, потому что к нам обращаются топ-менеджеры».

Усиливает нехватку специалистов переток кадров в крупные челябинские компании, которые создают собственные отделы обучения и ИТ-сопровождения, традиционно считавшиеся вотчиной консалтеров. Причины такого перетока эксперты видят в более выгодных условиях работы в штате крупного промышленного предприятия. Алексей Кривощёков: «Все-таки консалтинг — это тяжелый бизнес. Если раньше открывались компании на голом энтузиазме и человек шел в консалтинг, чтобы получать чуть больше, то сейчас происходит обратный процесс: люди идут работать в большую компанию, чтобы зарабатывать стабильно». Наталья Топорикова: «Сектор реальной экономики сейчас может предложить специалисту больше. Компании берут консультантов в штат, тем самым усиливая кадровую проблему».

Кадровый вопрос обыкновенно решается через обучение новичков внутри компании. Виктор Вальчук обучает людей в дочерней структуре «Уральской школы бизнеса», его специалисты по­стоянно участ­вуют в профессиональных конкурсах. А по сравнительно новому направлению интернет-маркетинга обучение проводится исключительно внутри компании.

В целом же эксперты не теряют оптимизма и ждут, что объем рынка будет увеличиваться в разы. С насыщением рынка проблема дефицита специалистов вынудит руководителей консалтинговых фирм сотрудничать с университетами и набирать сотрудников среди перспективных студентов.

Самое читаемое
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
  • Впервые за 2,5 года курс доллара опустился ниже 77 руб.: что это значитВпервые за 2,5 года курс доллара опустился ниже 77 руб.: что это значит
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.