Обзор ДК: Бизнес-образование

Татьяна Вальчук директор «Уральской школы бизнеса» Юлия Грибовская директор Школы менеджеров при «Южно-Уральской Коллегии Консультантов» Владимир Лушников председатель правления ЧОО Общество «Знани

Резкое увеличение числа игроков, предлагающих краткосрочные программы, привело к жесткой конкурентной борьбе в этом сегменте бизнес-образования. Наиболее популярной формой краткосрочного обучения стали корпоративные тренинги. Дальнейшее развитие рынка пойдет по пути насыщения сегмента долгосрочного бизнес-образования.эксперты

Татьяна Вальчук
директор «Уральской школы бизнеса»
Юлия Грибовская
директор Школы менеджеров при «Южно-Уральской Коллегии Консультантов»
Владимир Лушников
председатель правления ЧОО Общество «Знание» России
Юлия Петрова
директор компаниии «Ассоциация содействия бизнесу»
Ирина Просвирина
научный руководитель программы МВА ЮУрГУ
Артем Радаев
директор компании «ОФИС»
Ксения Тысевич
директор департамента кадрового консалтинга ГК «ВнешЭкономАудит»
Мария Черноус
директор департамента бизнес- обучения компании «АПРАЙТ»

Почему вошли в моду корпоративные программы?
Как компании страхуются от потери кадров?
Что сдерживает развитие сегмента долгосрочного обучения?

Челябинские компании готовы тратить на получение новых знаний все меньше времени. По информации компании «АПРАЙТ», средняя длительность даже небольшого сборного мероприятия сократилась с двух до полутора дней. Это приводит к росту спроса на краткосрочные программы, тогда как более длительное обучение «пробуксовывает». Например, компания «Профессионал» на время приостановила оказание услуг среднесрочного образования, сосредоточившись на краткосрочном сегменте. Тем не менее эксперты ожидают, что наметившийся крен в развитии челябинского бизнес-образования выровняется в ближайшие два года за счет насыщения сегмента длительного бизнес-образования.

Рынок растет за счет краткосрочных программ

Традиционно столицами бизнес-образования называют Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Однако, по данным компании «АПРАЙТ», четвертое место по уровню развития рынка и количеству операторов бизнес-обучения в России занимает Челябинск. В нашем городе около 50 центров бизнес-образования, а самые крупные игроки известны даже за пределами Уральского региона. Однако, согласно все тому же исследованию компании «АПРАЙТ» (см. «Статистику» на стр. 19), рынок бизнес-образования Челябинска пока не насыщен. АРТЕМ РАДАЕВ, директор компании «ОФИС»: «Пока еще можно сказать, что спрос на рынке диктуют продавцы. Конечно, мы ориентируемся на потребности клиентов, но пока темы семинаров определяем сами».

По оценкам компании «АПРАЙТ», рынок бизнес-образования в сфере менеджмента и на Урале, и в целом в России развивается одинаково, ежегодно прирастая на 20-30%. По итогам 2006 г. объем российского рынка бизнес-образования занимает 1% (в денежном выражении – около 20 млрд руб.) от всего размера национальной индустрии образования.

Из трех сегментов рынка, традиционно выделяемых по длительности обучения (кратко-, средне- и долгосрочное), как и в прошлом году, длительное обучение наименее развито: самый известный игрок здесь лишь один – международный факультет ЮУрГУ, который реализует программу МВА. ИРИНА ПРОСВИРИНА, научный руководитель программы МВА ЮУрГУ, отмечает, что сейчас курс стал почти обязательным для менеджеров, которые хотят сделать карьеру, и отсут­ствие диплома резко снижает их шансы на быстрое продвижение.

Компаний, предлагающих разнообразное среднесрочное образование, также немного: «Уральская школа бизнеса», «АПРАЙТ», «Южно-Уральская Коллегия Консультантов» (ЮУКК). А в сегменте краткосрочного обучения за последний год количество игроков резко увеличилось за счет маленьких фирм. Это неудивительно, ведь порог вхождения на рынок краткосрочного бизнес-образования составляет всего 150 тыс. руб. Эта сумма включает арендную плату, содержание небольшого штата и оборудование офиса. Однако удержаться на рынке непросто: новому игроку необходимо уникальное по теме или цене предложение и своя база клиентов, то есть опыт работы в этой сфере. Пока этим условиям соответствуют компании, для которых бизнес-образование – только одно из направлений бизнеса, наряду с консалтингом или аудиторскими услугами. КСЕНИЯ ТЫСЕВИЧ, директор департамента кадрового консалтинга ГК «ВнешЭкономАудит», говорит, что опора на специализацию и практический опыт позволяет им привлекать ведущих специалистов и давать слушателям со­временные знания об изменениях требований нормативной базы в динамично развивающихся сферах бизнеса, и это, безусловно, является конкурентным преимуществом. С коллегой согласна и ТАТЬЯНА ВАЛЬЧУК, директор «Уральской школы бизнеса». Она рассказывает, что благодаря наличию в структуре их компании консалтингового подразделения «АРБ» их образовательный центр имеет доступ к самой новой информации, исследованиям рынка, опыту зарубежных и российских партнеров.

ВЛАДИМИР ЛУШНИКОВ, председатель правления ЧОО Общество «Знание» России, рассказывает, что в их центре особенной популярностью пользуются двух- и однодневные семинары повышения квалификации, на которых слушатели могут заранее ознакомиться с проблемой, получить методические материалы, которые потом будут использовать в своей работе. Принципиальную направленность краткосрочных программ на мгновенный результат отмечает и Ирина Просвирина: «Работа менеджеров среднего уровня требует быстрой реакции на текущую ситуацию. Краткосрочные курсы позволяют им получить инструменты, применить которые можно уже завтра». Следуя тенденции увеличения спроса на короткие программы, международный факультет ЮУрГУ дополнил линейку продуктов среднесрочным продуктом (мини-МВА). По словам Ирины Просвириной, принципиальное отличие между программой МВА и мини-МВА заключается в том, что двухгодичная программа МВА нацелена в первую очередь на обучение топ-менеджеров стратегии ведения бизнеса и требует осмысления, зачастую кардинальной перестройки всей компании, а мини-МВА ориентирована на помощь слушателям в решении конкретных управленческих задач.

По информации компании «АПРАЙТ», основные потребители кратко­срочных программ – это представители среднего бизнеса: в тренинговые агент­ства обращаются примерно 70-80% средних и крупных компаний и только половина фирм-«малышей». По данным Артема Радаева, среди краткосрочных программ наиболее востребованы финансовые темы. Например, курсы и семинары, посвященные вопросам аудита и налогообложения, составляют примерно половину от всего предложения типичной компании, предоставляющей услуги бизнес-образования. Около 30% занимают тренинги личной эффективности для руководителей, остальные 20% – это узкоспециализированные программы, например, тренинги для секретарей, офис-менеджеров.

Программы специализированных учебных центров пересматриваются относительно редко, и, как правило, это связано с актуальными изменениями в законодательстве. Владимир Лушников: «Например, сейчас появился закон, согласно которому с 1 января 2008 г. закупка товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд будет проходить только через аукционы. Мы планируем обучать тому, как проводить аукционы. Законы меняются часто, поэтому, хотя тема семинаров может быть одна, содержание всегда новое». ЮЛИЯ ГРИБОВСКАЯ, директор Школы менеджеров при «Южно-Уральской Коллегии Консультантов», отмечает, что растет спрос на решение узкоспециализированных задач: «Например, банк заказывает семинар под решение определенной задачи, и мы делаем этот тренинг специально для его сотрудников».

Заказчики распробовали корпоративное обучение

Бизнес-обучение становится необходимостью, осознанной руководством челябинских компаний. Если в начале 2000 г. обучались в основном топ-менеджеры компаний и отдельные специалисты, то теперь доля корпоративных (проводимых для специалистов или топ-менеджеров одной компании) заказов выросла на 15%. Эксперты вспоминают, что несколько лет назад под корпоративным тренингом чаще всего понималось увеселительное мероприятие с выездом на природу, на котором тренер исполнял роль массовика-затейника. Сейчас нарастает волна разнообразного, а главное, системного корпоративного обучения. Изменение спроса, по словам Ирины Просвириной, вызвано тем, что за последние пять лет сформировался значительный разрыв между уровнем топ-менеджеров и персонала: первая волна руководителей получала образование еще в Москве, затем – в Челябинске, и сейчас стала очевидной необходимость непрерывного обучения всех работников. «Руководители компаний осознали, что точечное обучение не дает нужного эффекта. Если все топ-менеджеры получат степень МВА, а остальной персонал не будет обучен новым технологиям, то внедрить стратегии, которые узнали выс­шие менеджеры, будет невозможно», – рассказывает г-жа Просвирина.

Преимущество корпоративных программ – в их ориентированности на одну компанию-заказчика с ее персональными особенностями и предпочтениями. ЮЛИЯ ПЕТРОВА, директор «Ассоциации содействия бизнесу»: «На открытом семинаре автор рассказывает об общих инструментах, старается максимально точно отвечать на вопросы компании. Работа с командой, при которой каждый участник понимает цели семинара, дает максимальный эффект». Но пока в Челябинске не так много качественных предложений для корпоративных клиентов. Ксения Тысевич: «Многие компании сталкиваются с проблемами, которые можно решить с помощью обучения, например, учет у заказчика-застройщика в строительстве или налоговое планирование в общественном питании. Однако провайдеры редко разрабатывают продуктовую линейку, учитывая цели, задачи и специфику бизнеса заказчика. Чаще предлагаются «коробочные» продукты».

Реагируя на увеличивающийся спрос, с осени 2007 г. стала работать с корпоративными программами компания «ОФИС». Артем Радаев: «Пока «корпоратив» в Челябинске не очень развит. Мы пытаемся показать плюсы, которые заключаются, во-первых, в преимущест­ве индивидуального подхода ведущего, а во-вторых, в финансовой выгоде такого обучения». Если средняя стоимость открытого семинара составляет 12-13 тыс. руб. для одного человека, то за группу из 15-20 человек компания заплатит примерно 100 тыс. руб.

Эксперты замечают, что одна из вероятных причин, мешающих развитию спроса на бизнес-образование, – это опасения руководителей потерять сотрудника после обучения. Руководители решают эту проблему, перекладывая часть стоимости семинара на плечи сотрудника. Юлия Петрова обращает внимание на недостаток такого решения: «Стоимость наших семинаров немаленькая – от 12 до 25 тыс. руб. за один семинар, и даже половину этой стоимости сотруднику платить накладно. Мы рекомендуем заключать с ним договор, по которому сотрудник возмещает стоимость только в случае своего увольнения». МАРИЯ ЧЕРНОУС, директор департамента бизнес-обучения компании «АПРАЙТ», отмечает, что сейчас все реже ключевым фактором при принятии решения об обучении является цена вопроса, компании все чаще ориентируются на качество, репутацию и результат.

Стоимость любого тренинга складывается из нескольких факторов. Во-первых, это тема и направленность обучения. Тренинги для «топов» примерно в полтора раза дороже тренингов для рядовых менеджеров. Артем Радаев: «Тренинг для директоров стоит примерно 12-13 тыс. руб., а тренинг по продажам для менеджеров – 8 тыс. руб. Дело в том, что в случае обучения руководителей рассматриваются более сложные темы, используются более сложные технологии».

Во-вторых, на цену проекта влияет стоимость работы ведущего. Львиная доля затрат тренинговой компании – это гонорар тренеру, который составляет до 75% от общего пакета расходов. Это, кстати, одна из основных причин, по которой образовательные центры не держат специалистов в штате, а предпочитают приглашать со стороны. Другая причина, которую отмечает Татьяна Вальчук, – это недостаток необходимого опыта руководства собственной компанией, а также опыта работы на разных рынках.

В зависимости от уровня специалиста и темы тренер может быть местным или приглашенным из другого города. Владимир Лушников: «Мы привлекаем кадры не только из Челябинска и Екатеринбурга, но и из Москвы. Хотя в нашем городе есть специалисты и часто они ничем не хуже московских, но многие фирмы, работающие в Челябинске, перешли под контроль столичных холдингов. Их руководители часто выбирают организацию, в которой они сами проходили обучение, и поэтому заказывают курс по повышению квалификации из Москвы».

С развитием челябинского рынка бизнес-образования местные компании сталкиваются с проблемами перетока специалистов, которые более характерны для столичного рынка. Артем Радаев рассказывает, что подстраховаться в этом случае можно, заключив эксклюзивный договор с тренером: «Часто в Екатеринбурге начинают переманивать друг у друга ведущих семинаров более высокими гонорарами или другими условиями, мы же заранее договариваемся, что они не имеют права работать с другими провайдерами нашего города».

Собственные учебные центры пока слишком дороги

Наметившаяся год назад тенденция создания собственных учебных центров внутри компании в 2007 г. практически сошла на нет. Хотя необходимость в них по-прежнему есть, это слишком затратные проекты с финансовой точки зрения: только крупные игроки могут позволить себе держать корпоративный отдел управления персоналом, который занимается обучением. Как правило, это крупные федеральные компании, которые обучают персонал целой сети своих филиалов, представительств. Для небольшого регионального игрока собственный учебный центр невыгоден. Поэтому пока компании чаще предпочитают отдавать бизнес-образование на аутсорсинг. Некоторые эксперты прогнозируют, что уже в ближайшем будущем некоторые заказчики будут работать с центрами бизнес-образования на постоянной основе, заключая долгосрочные договоры. В пользу такой точки зрения говорит факт, что даже по краткосрочным программам большая часть клиентов обучающих центров – это постоянные клиенты.

Ожидаемое изменение рынка в этом году – это региональная экспансия столичных образовательных центров. По­скольку рынок бизнес-образования в Москве и Екатеринбурге близок к перенасыщению, компании ищут новых клиентов в других регионах. Юлия Петрова: «Все чаще к нашим клиентам обращаются с предложением сотрудничества компании из Екатеринбурга, и это понятно: ниша образования там уже заполнена, игроки идут в регионы, а так как ехать сравнительно недалеко, мест­ным компаниям это интересно».

Мария Черноус, опираясь на исследования рынка, проводимые компанией «АПРАЙТ», говорит, что в связи с прогнозируемым в среднесрочной перспективе бурным экономическим ростом РФ значимость бизнес-образования будет только возрастать, а спрос на услуги бизнес-обучения – увеличиваться: «При этом структура рынка изменится, спрос сместится с краткосрочного обучения в сторону средне- и долгосрочных программ».

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.