Обзор: Банки

эксперты Елена Беляева управляющая челябинским филиалом Альфа-Банка Татьяна Васик заместитель председателя правления ОАО «Челябинвестбанк» Юрий Владельщиков заместитель управляющего челябинским фил

По прогнозам, в этом году темпы роста объемов потребительского кредитования будут снижаться, а главным полем битвы для банков станет малый и средний бизнес (СМБ). Один за другим банки объявляют об активизации деятельности в сегменте СМБ. Параллельно, стремясь быть как можно ближе к клиенту, банки наращивают инфра­структуру и расширяют возможности дистанционного доступа к своим услугам.

эксперты

Елена Беляева
управляющая челябинским филиалом Альфа-Банка
Татьяна Васик
заместитель председателя правления ОАО «Челябинвестбанк»
Юрий Владельщиков
заместитель управляющего челябинским филиалом банка УРАЛСИБ
Сергей Колобов
председатель правления ОАО «Южно-Уральский банк социального развития «Резерв»
Ирина Кудрякова
заместитель управляющего филиалом Международного Московского Банка в Челябинске
Виталий Путин
директор филиала «Челябинский» ОАО «СКБ-банк»
Владимир Хомутов
директор департамента развития ЗАО КБ «УРАЛЛИГА»


Почему падают темпы роста рынка потребительских ссуд?
Чем продиктован активный интерес банков к кредитованию малого и среднего бизнеса?
По какому принципу банки развивают банкоматные сети?

В начале года Центральный банк РФ обязал кредитные организации с 1 июля 2007 г. при выдаче кредитов указывать эффективную процентную ставку. Эксперты полагают, что существенных изменений на рынке новые требования ЦБ не вызовут, разве что чуть понизится ставка по экспресс-ссудам. Снижения спроса на кредитные продукты не ожидается, однако в ряде банков отмечают тенденцию к замедлению темпов роста объемов потребительских ссуд, связывая это со стремительным увеличением объема невозвратов. Ситуация вынуждает банки становиться более избирательными. Многие из них ужесточили правила предоставления ссуд физическим лицам, проводя более глубокий анализ платежеспособности заемщика и увеличив требования по обеспечению кредита. СЕРГЕЙ КОЛОБОВ, председатель правления ОАО «Южно-Уральский банк социального развития «Резерв»: «По оценкам Центробанка, объем просрочки пока не угрожает банковской системе. Тем не менее, симптом настораживает и позволяет предположить, что пик роста потребительских кредитов мы уже миновали».


Банки увеличивают объемы кредитов для малого и среднего бизнеса
Одной из главных тенденций рынка экс­перты называют активизацию банков в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса (СМБ). Объемы займов в 2006-2007 гг. значительно возросли. В банке «УРАЛЛИГА» в прошлом году ссуды для малых и средних предприятий составили 77% всего кредитного портфеля (около 700 млн руб.), увеличившись по сравнению с 2005 г. более чем в полтора раза. Кредитный портфель банка «Резерв» в 2006 г. увеличился втрое, доля займов для малого бизнеса составила в нем порядка 70%. В Челябинвестбанке кредиты предприятиям малого и среднего бизнеса составили основу роста кредитного портфеля, который за последние полгода вырос на 23% и на 1 апреля составил 8,3 млрд руб., причем два млрд из них пришлись на бизнес-кредиты. В УРАЛСИБе объем кредитования малого бизнеса за последний год вырос в пять раз и достиг 10% кредитного портфеля. Эту долю в банке намерены увеличить втрое уже в ближайшем будущем. ВИТАЛИЙ ПУТИН, директор филиала «Челябинский» ОАО «СКБ-банк», рассматривает сегмент СМБ как один из наиболее перспективных в плане наращивания объемов и эффективности кредитных операций.

Количество участников рынка постоянно увеличивается, в том числе за счет крупнейших банков. Особое внимание в этом году намерен уделить сектору среднего бизнеса Райффайзенбанк. Выход в сегмент СМБ объявлен одной из приоритетных задач Альфа-Банка. ЕЛЕНА БЕЛЯЕВА, управляющая челябинским филиалом Альфа-Банка: «Несмотря на особенности малых и средних предприятий в качестве заемщиков с точки зрения ресурсоемкости и прозрачности их бизнеса, работать в сегменте СМБ выгодно: расширяется клиентская база, увеличивается маржа, диверсифицируется кредитный портфель».

Активный интерес банков к участию в развитии региональной экономики эксперты объясняют первичной насыщенностью рынка потребительского кредитования и уменьшением рынка кредитов для крупных промышленных предприятий, вышедших на более дешевые западные ресурсы. Малый и средний бизнес остается незаполненной нишей, при этом, по оценкам экспертов, доходность от предоставления услуг субъектам СМБ достаточно высока. ТАТЬЯНА ВАСИК, заместитель председателя правления ОАО «Челябинвестбанк»: «Рынок кредитования малого бизнеса сегодня является одним из самых перспективных, несмотря на имеющиеся сложности. По результатам исследования Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства, Челябинская область по итогам 2006 г. вошла в группу регионов устойчивого развития малого бизнеса. В область постоянно выходят крупные сетевые компании, бизнес укрупняется, все это обостряет уровень конкуренции и усложняет развитие новых сфер бизнеса для малых предприятий».

До недавнего времени шансы небольших компаний получить банковский кредит на развитие были невысоки. Среди проблем эксперты называют трудности с обеспечением и несоответствие отчетности требованиям банков. Сергей Колобов: «Как правило, малый бизнес ведет отчетность в упрощенной форме либо не ведет вообще. В каждом втором предприятии бухгалтерия очень слабая, и оценить реальную платеже­способность субъекта малого бизнеса бывает весьма сложно». По словам г-на Колобова, в настоящее время на получение кредита может рассчитывать в лучшем случае лишь каждый пятый потенциальный заемщик. Однако, по наблюдениям специалистов, малые предприятия становятся более цивилизованными: выходят из тени, активно пользуются банковскими счетами. ВЛАДИМИР ХОМУТОВ, директор департамента развития ЗАО КБ «УРАЛЛИГА»: «Одна из причин, которая позволяет с оптимизмом смотреть на развитие данного сегмента рынка  совершенствование механизмов государственного содействия развитию малого бизнеса. На уровне областей и Минэкономразвития реализуется ряд программ, связанных с разделением рисков: система компенсации стоимости поручительства, инструменты поручитель­ства со стороны государственных фондов, программы по поддержке экс­портно-ориентированных предприятий». Представление о кредитовании СМБ как о высокорискованном продукте постепенно нивелируется. ИРИНА КУДРЯКОВА, заместитель управляющего филиалом Международного Московского Банка в Челябинске: «Суммы предоставляемых бизнес-кредитов по СМБ иногда сопоставимы с потребительскими, но, как правило, это более просчитываемые риски». ЮРИЙ ВЛАДЕЛЬЩИКОВ, заместитель управляющего Челябинским филиалом банка УРАЛСИБ, отмечает, что и сами заемщики, как правило, серьезно подходят к возврату долгов, а уровень невозвратов в этом сегменте рынка существенно меньше 1%.

В качестве одной из тенденций на рынке кредитования СМБ эксперты отмечают расширение линейки продуктов. Удлиняются сроки кредитования: в ряде банков уже готовы кредитовать региональный бизнес не на три года, а на пять лет; снижаются процентные ставки, комиссии по РКО, требования к отчетности, увеличиваются суммы кредитов. В УРАЛСИБе усло­вия кредитования составляют три года и шесть млн руб., но в ближайшее время здесь планируют увеличить сроки до пяти лет, а суммы  до восьми млн руб. Банки оптимизируют и процедуру выдачи кредитов. Ирина Кудрякова: «На рынке появились скоринговые программы для оценки финансовых показателей заемщика, позволяющие принять решение о выдаче кредита за один-два дня, тогда как еще какое-то время назад вопрос по бизнес-кредитованию СМБ мог решаться до двух-трех месяцев». В сегменте кредитования СМБ активно появляются варианты беззалоговых кредитов. За последний год увеличилась сумма беззалогового кредитования в СКБ-банке  до 600 тыс. руб. Челябинский филиал ММБ летом 2006 г. предложил беззалоговые кредиты до одного млн руб., а с начала 2007 г. стало возможным кредитовать в ММБ предприятия под обороты без залога до 1,5 млн руб. Пожалуй, единственное, что пока отсутствует на рынке,  это кредитование так называемых старт-апов по причине высокой рискованности. Однако ряд экспертов не исключает возможности появления продуктов в этом направлении уже в ближайшем будущем.

Банки развивают системы ДБО и наращивают сети точек продаж
Заметной тенденцией 2006-2007 гг. на челябинском банковском рынке стало расширение функциональности удаленного сервиса. Число пользователей систем дистан­ционного банковского обслуживания (ДБО) постоянно увеличивается. В 2006 г. в ММБ количество клиентов, подключившихся к системе Enter.IMB (аналог системы «Банк-Клиент», но для частных лиц) выросло по сравнению с 2005 г. в четыре раза. Ближайшая задача УРАЛСИБа, по словам Юрия Владельщикова, заключается в том, чтобы не менее 80% всех операций, проводимых юрлицами, осуществлялось с использованием электронных систем: «А дальше будем стремиться довести эту цифру до 100%». В СКБ-банке около 60% платежей происходит автоматически, и процент автоматической оплаты планируется довести до 80-90%. В банке «УРАЛЛИГА» заключение договоров на установку системы «Клиент-банк» сопровождает практически каждое открытие расчетного счета; растет и количество клиентов, предпочитающих работу через Интернет. Владимир Хомутов: «Общая автоматизация учетных процессов на предприятиях, улучшение качества связи приводит к тому, что предприятия и предприниматели стараются автоматизировать и большую часть взаимоотношений с банками».

Банки стремятся предложить клиенту развитые информационные технологии  возможность совершать операции через Интернет, мобильную телефонную связь, сеть банкоматов с функцией cash-in. Как отмечает Елена Беляева, подключение к самым современным IT-технологиям обеспечивает мощное конкурентное преимущество. Сергей Колобов: «Раньше мы использовали классическую систему «Клиент-банк», работающую с помощью коммутируемых каналов. В 2005 г. ввели «Интернет-банк», который модернизировали в конце прошлого года. Однозначно, что за удаленным доступом будущее. Клиент должен иметь возможность управ­лять своим счетом из любой точки земного шара 24 часа в сутки 365 дней в году. Если еще несколько лет назад системы ДБО были экзотикой, и клиентов приходилось уговаривать пользоваться ими, то сегодня, как правило, клиенты сами требуют ее наличия».

Набор продуктов и услуг систем ДБО расширяется. Банк «Резерв» в 2006 г. ввел систему переводов без открытия счета по странам СНГ и дальнего зарубежья, а также стал партнером системы «Город» (система объединяет более 270 челябинских поставщиков коммунальных услуг, позволяет оплачивать телефонную и сотовую связь, услуги охраны, обучение), организованной на технологической платформе Челябинвестбанка. Альфа-Банк предложил для юридических лиц новые для российского рынка продукты семейства Cash Management: системы удаленного досту­па «Альфа-Клиент» и «Альфа-Клиент On-Line», специализированные расчетные продукты Zero Balancing (Единый остаток), Automated Reconciliation (Идентификация входящих платежей). В планах СКБ-банка на 2007 г. стоит разработка современного решения «Интернет-банк» для физических лиц  банк намерен предложить клиентам услуги, которые в настоящее время отсутствуют на рынке. ММБ планирует в перспективе сделать доступной регионам услугу по уплате налогов и коммунальных платежей через банкоматы.

Одновременно с развитием IT-платформы банки активно расширяют сеть точек продаж. Стремительно наращивает инфра­структуру Челябинвестбанк, ежегодно открывая пять-шесть новых отделений и увеличивая количество банкоматов, исполняющих функции банковских мини-офисов. Банк «Резерв» в 2006 г. открыл операционную кассу в здании Регистрационной палаты и дополнительный офис в Тракторозаводском районе. Намерены увеличивать в 2007 г. количество точек продаж в УРАЛСИБе. В первом квартале этого года появилась дополнительная точка в Магнитогорске и не менее двух планируется открыть в Челябинске в ближайшее время. Есть планы по развитию сети и в СКБ-банке. Виталий Путин: «Если 2006 г. стал для банка годом активной экспансии в регионы, то в 2007 г. будет реализована политика «кустового» расширения сети точек продаж банков­ских продуктов с опорой на ранее открытые филиалы».

Банковские сети стремятся быть ближе к клиенту. В «УРАЛЛИГЕ» отмечают массовый выход банков в так называемые «спальные» районы, где размещаются доп­офисы с полным спектром услуг, операционно-кассовые узлы, кредитные кассы. «Неизменно сопровождается открытием нескольких банковских точек открытие крупных торговых центров. Многие из этих точек не только предлагают кредиты, но и готовы их обслуживать (принимают кредитные платежи), не говоря уже об обязательной установке банкоматов»,  конста­тирует Владимир Хомутов. В ММБ при расширении «мест присутствия» (офисов, банкоматов, в том числе с функцией приема наличных) учитывается расположение офисов основных корпоративных клиентов, близость крупных торговых центров. Ирина Кудрякова: «Сейчас у нас 14 банкоматов, часть из них расположена в сети супермаркетов «Молния». К концу года планируем установить еще восемь. Для клиентов, планирующих крупный зарплатный проект, мы можем поставить банкомат в офисе бесплатно». Юрий Владельщиков: «Развитие банкоматной сети идет по принципу доступности для населения без привязки к корпоративным клиентам. Людям неудобно каждый раз бегать на предприятие снимать наличные  они хотят получать деньги в любое время в удобном месте». Эксперты отмечают, что развитие сетей сдерживается недостатком коммерческой недвижимости. Владимир Хомутов: «Зачастую банковские точки размещаются в переделанных квартирах первых этажей жилых зданий, а в случаях расположения в офисных зданиях подразделения нескольких банковских операторов оказываются в непосредственной близости друг от друга».

Банки в 2006 г. многократно увеличили объемы эмиссии пластиковых карт. Сегодня все большее количество банков выходит на рынок револьверных кредиток. Расширяется число банков, эмитирующих карты международных платежных систем Visa и MasterCard. Эксперты сетуют, что развитие этого платежного инструмента в некоторой степени сдерживается неразвитостью инфраструктуры обслуживания пластиковых карт в торговых сетях. Однако специалисты уверены, что в дальнейшем эквайринг в Челябинске будет развиваться более активно. Ирина Кудрякова: «ММБ не является банком-эквайером, но я считаю, что это перспективное направление. Мы все ближе к «прозрачной экономике», что подразумевает в том числе замещение наличного денежного оборота безналичным. По кредитным картам невыгодно снимать наличные, так как эта операция предусматривает комиссию за снятие. На Западе фактически везде можно рассчитаться по карте  даже самые мелкие магазины имеют терминалы. Это удобно с точки зрения комфорта, безопасности. Думаю, мы придем к тому же».
Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.