«Оборудование для инвалидов, как написано в инструкции, «снижает риск недопонимания»

Когда я объясняю, как правильно сделать пандус, владельцы бизнеса только отмахиваются. Вот степень безразличия людей! Я слышу подобное каждый день: «Да к нам инвалиды не ходят». Да потому и не ходят!

Павел Ёлшин – создатель экспертного центра «Новая жизнь» по реализации гос. программы «Доступная среда». Уже четвёртый год он занимается производством и поставкой оборудования для людей с ограниченными возможностями здоровья. В понимании Павла, новая жизнь – это то, что начинается у людей после приобретения инвалидности. DK.RU побеседовал с предпринимателем о том, каково занимать подобную нишу в бизнесе и что необходимо людям для адаптации в новых условиях жизни.

Как вы пришли в этот бизнес?

— Я довольно долго занимался продажей медицинского оборудования в качестве наемного работника. Часто общался с потребителями, в том числе инвалидами, и так узнал, что есть программа «Доступная среда». Она была запущена ещё в 2007 году. Из любопытства ознакомился с программой, её нормами. Как раз это был период кризиса, заработок все время снижался. Получил последнюю зарплату и решил открывать свое дело. Это было в начале 2016 года.

Какой был стартовый капитал?

— Чуть больше тридцати тысяч рублей.

Но этой суммы оказалось достаточно, потому что вкладываться на начальном этапе было особо не во что?

— Я никогда не хотел быть кем-то из разряда «купи-продай». И занялся этим не просто так. Вникнув в суть дела, начал работать с паспортизацией, оценкой зданий и сооружений на предмет доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья. Изучил нормативную документацию, съездил на обучение по программам СДС ВОИ (система добровольной сертификации Всероссийского общества инвалидов — прим. ред.). Была четкая позиция: я не просто покупаю абы что и перепродаю, а предлагаю комплекс необходимого оборудования. Во-первых, это паспортизация, которая включает определение степени доступности оборудования для каждой категории инвалидов. Методика паспортизации есть в открытом доступе на сайте Министерства труда и социальных отношений РФ. После оценки объекта делается проект с чертежом, сметой и т.п. Так получается целый перечень документов со всеми подсказками, что бы проконтролировать качество выполненных работ. Остаётся только определить, кто будет всё это делать. По-моему, большого труда сравнить картинку с реальностью не составляет.

С какими предприятиями сотрудничаете?

— Коммерческая тайна (смеётся). Часть за это время научился производить сам. Это тактильные таблички с шрифтом Брайля, пиктограммы, знаки доступности, поручни из нержавеющей стали… Тактильные напольные и наземные указатели по технологии холодного пластика в Челябинске делаем только мы в соответствии с ГОСТом. Кроме того, на изделия, выполненные по этой технологии, даем гарантию не 12 месяцев, а три года — на таблички и пять лет — на тактильную разметку из холодного пластика.

Вы начинали свое дело один?

— Да, и сейчас немного людей.

Как находили помощников?

— Скорее, люди сами находили меня. Некоторые — бывшие клиенты.

Они так же, как вы, могут выезжать на объекты и давать экспертную оценку?

— Нет, таких экспертов в Челябинске буквально человек пять-шесть.

Какие организации и учреждения обращаются чаще всего?

— Государственные бюджетные учреждения.

А из коммерческих?

— Те, кто переводит помещение из жилого фонда в разряд нежилых, так как нужно, чтобы всё было в соответствии с требованиями законодательства, в том числе по критериям доступности среды.

Они сами устанавливают оборудование?

— В основном да, хотя мы предоставляем комплекс работ. Бюджетные организации, как правило, с монтажом запрашивают. А коммерческие, конечно, сами стараются.

Если они установят что-то неправильно, ответственность будет на них?

— Ответственность всегда на заказчике. В любом случае. Вот вы слышали сейчас, когда заходил покупатель повторно. Я ему до этого говорил, как сделать, предупреждал, что иначе отклеится. Ответ вы слышали: «Да-а», — и отмахнулся. Вот, опять же, степень безразличия людей! Я слышу подобное каждый день: «Да они к нам [инвалиды — прим. ред.] не ходят». На что я отвечаю: «Да потому и не ходят».

Какие госструктуры заказывают оборудование чаще всего?

— Очень активно в этом направлении работают министерства спорта, культуры, меньше — образования и здравоохранения. Вот основные заказчики.

Какие товары пользуются популярностью?

— Естественно, в первую очередь оборудование приобретают для инвалидов в креслах-колясках: пандусы, поручни, системы вызова помощи. Для инвалидов по зрению заказывают тактильные вывески, наземные указатели, маркировку ступеней. Людям с ограничениями слуха нужны индукционные панели, устройства, которые позволяют передать информацию на слуховой аппарат. Они необходимы в местах с повышенным уровнем шума, на кассах в магазинах, например. Как написано в инструкции по эксплуатации, «это снижает риск недопонимания». Но нередко люди на креслах-колясках и с ограничением по зрению просто из дома не могут выйти. Так же, как и люди с серьезными проблемами здоровья.

Сотрудничаете ли вы с общественными организациями?

— Напрямую сотрудничаю со всеми общественными организациями, которые в этом заинтересованы — с ВОГ, ВОС, ВОИ (всероссийские общества глухих, слепых, инвалидов — прим. ред.). Я не могу создавать оборудование для людей с ограничениями возможностей здоровья, не зная их проблем. Невозможно что-то делать для них и при этом без них.

В медиа участники движения «Челябинский урбанист» постоянно говорят о недоступности городских пространств для людей с ограничениями здоровья. Эта активность способствует вашему бизнесу?

— Не слышал даже. Вообще не слышал. Они поднимают этот вопрос?

Они нередко критикуют состояние подземных переходов, указывают на то, что общественные места малодоступны, и многое сделано некачественно.

— Единственное, что знаю из СМИ — это о переходах на площади Революции, которые долго ремонтируются. Больше ни о каких социальных возмущениях не слышал. Ни один заказчик ко мне не пришёл, не сказал, что вот, на нас пожаловались.

Никаких общественных веяний не ощущаете?

— Нет. Даже больше скажу: когда сменилась власть, до выборов ещё, я писал временно исполняющему обязанности губернатора о проблемах доступности городской среды, жилого фонда, соцучреждений, доступности центров дополнительного образования людей с ограничениями здоровья. Мне на удивление очень быстро ответили. Ответили все министерства и ведомства, которым это письмо в итоге было разослано: Минобр, Минздрав, Управление дорожного хозяйства… Все, как один, под копирку заверили: комиссии созданы, работа ведется, всё у нас хорошо. Но как-то вяло она ведется. А вот бы в цифрах на нее посмотреть! У меня уже подготовлен перечень уточняющих вопросов.

А пандусы можно создавать из любых материалов?

— Конечно.

И это никак не контролируется?

— Контролируется. Есть нормы, они изложены в программе «Доступная среда». Там всё сказано о том, какой должен быть уклон, какие нужны поручни и покрытие. Материал может быть дешевле или дороже, но строительные ГОСТовские параметры необходимо выдержать. А выходит по факту то, что две рельсины кладут на лесенки — и всё. Я, как родитель, даже с детской коляской не могу подняться.

Должен же кто-то следить за качеством?

— Есть специальная комиссия, отвечающая за доступность среды в каждом районе, насколько она успевает за этим следить — другой вопрос.

Коммерческие организации обязаны оборудовать помещения для людей с особенностями здоровья?

— «В приоритетных объектах приоритетных сфер жизнедеятельности». Это формулировка из ГОСТа. Объекты социальной инфраструктуры: школы, детские сады, больницы — это, мне кажется, вообще не обсуждается. Магазины, аптеки, парикмахерские — если нуждающиеся люди рядом проживают. Кто и как расставляет приоритеты — не мне судить.

С какими трудностями сталкиваетесь в бизнесе?

— Их, на самом деле, очень много. Начиная от поиска заемных средств и взаимодействия с системой налогообложения, заканчивая производством — самый сложный вопрос.

Почему самый сложный?

— Ну, легче же что-нибудь просто купить и перепродать. Малое производство — трудоемкий процесс. Уже четвёртый год работает организация, я считаю, этого срока достаточно для становления и развития, но больших объемов бизнес ещё не достиг. Где-то «на коленке» работаем, что-то успели уже автоматизировать.

Вы много путешествуете по России, миру? Можете назвать город, страну с наиболее доступной средой?

— Не назову это путешествиями, скорее, рабочими командировками. Нечасто, но стараюсь посещать выставки, связанные с медтехникой и реабилитацией. Новые партнеры, связи. Параллельно смотрю, как применяются современные технологии. Первый ориентир — Москва: качественные материалы, но применение не совсем правильное. Бывает, на периферии сделано даже лучше, особенно в каких-то значимых мелочах. В этом году я слетал в Китай, в Харбин, совместно с делегацией Южноуральской торговой промышленной палаты. В целом, там всё то же самое, только в количественном плане больше. Тактильная навигация по всему городу. Немножко другая технология, но видно, что качество выполнения не намного выше, чем у нас.

Как рекламируете свои услуги?

— Реклама — это деньги, а выручка небольшая. Есть свой сайт, конечно, и встречи проводим, выставки, а в основном сарафанное радио хорошо работает.

А соцсети?

— Это мой больной вопрос. Сам не пользуюсь соцсетями. Думаю, справлюсь, но руки ещё не доходят.

Не кажется ли вам, что когда до соцсетей доберетесь, поток клиентов существенно увеличится?

— Нет, не кажется. Хотя какая-то часть однозначно придёт. Но если взять заказчиков, это люди 40+, которые, в лучшем случае, есть в «Одноклассниках». В перспективе присутствие в соцсетях — первоочередная задача. Страничка уже заведена, но не запущена в дело. Нет пока человека, который этим бы занялся. Я сам уже на обучение ходил, но пока не до этого.

Как сегодня развивается ваш бизнес?

— В этом году падает. Прямо ощутимо. Не заказывают люди, не делают ничего. Может быть, ещё конкуренция повысилась. Сейчас любая строительная организация берётся за это и делает. А потом по факту мне звонят и говорят: «Нам кажется, что сделали неправильно».

Получается, строительные компании делают так, как им скажет заказчик, не сверяясь с ГОСТами?

— Да, это же надо сесть, разобраться. А как обычно происходит: просто спрашивают у заказчика, где сделать, как сделать — воспринимают работу как простейшее техническое задание. А нюансов на самом деле много. Я вот не продаю тактильную плитку из ПВХ, потому что она быстро отлетает, люди запинаются и падают. Если учесть технику безопасности, то самое дешевое пластиковое покрытие ещё и горит. А все приходят и просят дешевое. А я не продаю. Говорю: «Понимаете, что люди упадут и разобьются?». «А, ладно…». Или, например, объясняю: «Вам надо сделать первое, второе, третье и четвертое». — «Давайте сделаем только четвёртое. Пройдёт?». — «Всё зависит от компетенций проверяющего органа», — отвечаю. Вот ещё пример. Связывается образовательное учреждение: «Нужна вывеска для слепых, самая дешёвая». Я всегда так начинаю: «Самое дешёвое это, конечно, хорошо, но есть нормы. То есть вывеска не только для слепых, но и для зрячих. От этого соответствующие размер и контрастность. «Выходит, это такая огромная вывеска должна быть?». — «Да», — говорю. — «Нет, нам всё-таки что-нибудь поменьше. Пройдёт она у нас?». — «Всё зависит от компетенции проверяющих органов», — только и повторяю. Никто ещё не вернулся переделать. Можно сделать из этого выводы.

Поощряются ли как-то коммерческие организации за качественное обустройство пространства для людей с инвалидностью?

— Была раньше государственная программа, действовавшая через центры занятости населения, по которой работодатели брали людей с ограничениями здоровья на работу. Государство выделяло около ста тысяч рублей для оборудования рабочего места и оплачивало услуги сопровождающего человека. Очень хорошая программа, минус в том, что один только пандус стоит сто тысяч. Сейчас и этой программы нет. Есть программы повышения квалификации, но, опять же, не каждый инвалид может в них поучаствовать. То же самое с развитием малого и среднего предпринимательства. Чтобы взять кредит, нужен либо твердый залог, имущество, оформленное только на меня, либо машина не старше 7 лет. Ничего такого не может быть у молодого предпринимателя. Конечно, есть хорошая программа для тех, у кого налажено производство, но ни одного подобного примера с микропредприятием я не знаю.

Как сделать общественные пространства доступными?

— Надо менять сознание людей. Популяризировать саму идею. Люди с ограниченными возможностями здоровья хотят быть на равных, быть в обществе, иметь возможность выйти из дома. И хорошо делать свою работу, конечно.

 

Маргарита Гусева

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.