Подписаться
Курс ЦБ на 28.11
75,85
90,46

Нужны кадры? Вкладывайтесь в детей!

Нужны кадры? Вкладывайтесь в детей!
Автор фото: Ирина Подгорных. Иллюстрация: Деловой квартал

Челябинская область выиграла конкурс на проведение первого в России фестиваля технического творчества нового формата — Rukami. После Южного Урала движение стартует по всей России.

Фестиваль Rukami выявляет лучшие российские инженерные проекты среди школьников и студентов. Задача вроде бы локальная. На самом деле направлена на создание кадров будущего — новой инженерно-технической элиты России. Проводится фестиваль Фондом поддержки проектов НТИ под эгидой Российской венчурной компании. Челябинск — первый город России, который собрал юных инноваторов в рамках проекта. В течение двух дней — 17 и 18 мая они соревновались между собой за право участвовать в финальных мероприятиях, которые пройдут в Москве на площадке ВДНХ в августе 2019 г. За три месяца, оставшихся до финала, соревнования примут еще десять российских регионов, также как и Челябинск, выигравших это право в ходе федерального отбора. О том, почему возрождаемая профориентация выгодна в первую очередь бизнесу, в интервью «Деловом кварталу» рассказал директор Дома юношеского технического творчества Челябинской области Владислав Халамов.

Почему именно Челябинск стал пилотным городом движения Rukami?

— В нашем обществе настолько привыкли критиковать любую действующую систему, что даже как-то странно признавать, что мы в чем-то можем быть лучшими. А между тем конкурс среди регионов на право проведения фестиваля четко показывает: мы достойны, есть успехи в сфере воспитания технически-грамотной молодежи. Челябинская область — один из немногих регионов в России, где техническое творчество входит в эпоху возрождения.

После перестройки эта сфера напоминала выжженную землю: кружки были никому не нужны. Они держались за счет энтузиастов, которые по свалкам собирали детали для своих моделей и сплачивали вокруг себя дворовых мальчишек, увлекая их спортивным азартом. Сегодня мы открываем студии детского технического творчества заново.

В учреждениях, работающих под эгидой Дома юношеского технического творчества, занимаются 2,5 тысячи школьников, а всего в систему вовлечены 35 тысяч детей и подростков со всей области. Когда мы подавали заявку на участие в проекте Rukami, федералы учитывали опыт организаторов, поддержку со стороны регионального правительства, готовность привлечь города области. Выбрали 10 регионов, в числе которых — Челябинская область. Одним словом, мы убедили всех, что у нас в регионе есть «ген Национальной технологической инициативы». И получили грант на проведение масштабного праздника — с выставками, соревнованиями моделей, лекториями и участниками из всех городов области.

Как вам удалось взяться за возрождение технологической инициативы, да еще в масштабе области?

— Буквально семь лет назад об этом даже мечтать не могли. Я пришел на должность руководителя Дома юношеского технического творчества в 2013 году и столкнулся с системой, где многое делалось ради галочки. Например, красивейшие соревнования по авиамоделизму проводились подальше от людских глаз — где-нибудь в лесу у Кременкуля, где зрителей в принципе нет. А следовательно — никакого интереса участников. Супермегазрелищные скоростные водные гонки — в Южноуральске, подальше от регионального центра. И так с 1991 года. Все формально. Ну, куда это годится? Это ведь так интересно и детям, и родителям! Представьте: модель корабля — более метра. Чтобы она поплыла, нужно проделать огромную работу. На воде модель развивает скорость 60-70 км/час — как автомобиль. Это мощь, красота, глаз не оторвать, когда она летит по водной глади! А на старт их выходит штук восемь — и все должны пройти дистанцию. Они переворачиваются, бьются, это азартно. И мы начали возрождать соревнования, проводить их в Челябинске и возвращать на них зрителей. Причем по всем направлениям: это и корабли, и самолеты, и машины. Последние мероприятия собирали по полторы-две тысячи человек. Мы выбираем самые людные площадки города — горсад имени Пушкина, парк имени Гагарина. Приезжают гости из области, приходят школьники, педагоги, родители, бабушки-дедушки, болеют, переживают.

А другим детям-то как интересно! Смотрят: «Мальчик может — и я смогу! Мама, отдай меня заниматься!»

Нужны кадры? Вкладывайтесь в детей! 1

Но ведь прежде чем собрать модель корабля, нужно показать ребенку, как это делается?

— Совершенно верно. Я всегда говорю, что система допобразования должна показывать конкретные результаты. И подхожу к этому с позиций коммерции. Если в какой-то кружок родители не приводят детей на платной основе, то и бюджету такие места неинтересны. То есть основной показатель эффективности — готов ли родитель за это платить. В общем, собрал коллектив из технически-грамотных профи. Я бы даже сказал, «звезданутых» на технике, которые знают и любят свое дело. В систему пришло много мужиков, знающих матчасть. Тут нет теории, только практика. Мы воспитываем новые кадры — технически-грамотных вундеркиндов, которые должны сменить поколение стобалльников-теоретиков. Об этом говорит тот факт, что наши воспитанники берут призы и награды на самых крутых международных конкурсах. Они много летали по регионам благодаря министру образования Александру Кузнецову. И на сегодняшний день план мероприятий Челябинской области по техническому творчеству — лучший среди всех регионов. В нем около 100 мероприятий в год, ни одного пустого для галочки. Он разбит по нескольким уровням: по направлениям деятельности, по уровням сложности. У воспитанника всегда есть шанс дойти от муниципального этапа соревнований до регионального, российского, международного. Дети были на конкурсах в Японии, Корее, Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Америке, в Европе. Мы создаем сеть детских технопарков — Кванториумов. Под руководством наставников школьники разрабатывают реальные проекты на высокотехнологичном и современном оборудовании. Основная идеология Кванториума — наделить детей компетенциями специалистов будущего. Здесь все они учатся создавать что-то новое, параллельно получая определенные навыки: учатся работать с 3D-принтерами, паяльным и электрическим оборудованием.

«Вау, какая машинка!» — это не наша тема. Нам важно быть интересными бизнесу. И мы стали одними из первых в стране вести работу с предприятиями, потому что наша задача — растить кадры будущего.

В чем заключается работа с предприятиями?

— Сейчас наблюдается провал в подготовке технических инженерных кадров. Вузы выпускают затеоретизированных бакалавров и магистров, которые знают по верхам обо всем и ни о чем предметно. Система высшего образования пытается изменить эту тенденцию, но очень медленно. А мы хотим, чтобы молодежь была востребована работодателями уже сейчас. И более того, чтобы работодатель помогал нам воспитывать именно те кадры, которые нужны. Нужны не отвлеченному рынку, а конкретному челябинскому предприятию. То есть бизнес сейчас должен задуматься: кого они будут принимать на работу через 10 лет? А какими качествами и знаниями должен этот человек обладать? Что он должен уметь делать уже при трудоустройстве, чтобы потом не пришлось тратиться на его переобучение? При этом ни у одного предприятия сегодня нет инструментария работы с детьми. Так вот, мы выполняем функцию связующего звена.

Обращаясь к предприятиям, мы говорим: предоставьте нам для воспитания инженеров реальные технические кейсы, озвучьте технические проблемы своего производства. Мы сделаем так, что школьники придумают решение.

То, что делают наши воспитанники сегодня в промышленном творчестве, очень близко к промышленным образцам. Сейчас даже руководители крупных вузов и предприятий начали понимать: брать на работу лучше тех, кто умеет что-то делать руками и проявляет интерес к конкретной сфере. И вот это в приоритете у всех предприятий — рукастые и грамотные. И мы уже давно начали делать проекты по заказу предприятий. Это не значит, что школьника нужно обучать работе на конкретном станке, мы все прекрасно понимаем, что оборудование тоже меняется. Мы учим тем вещам, которые пригодятся всегда — умению мыслить нестандартно, анализировать производственные процессы и предлагать решение, видеть проблему в комплексе, работать в команде, создавать продукт и грамотно его презентовать. И что радует, сегодняшние дети как раз отличаются смелостью решений. Это тот потенциал, который нужно развивать.

Можно привести конкретные примеры проектов для предприятий? Что в состоянии разработать школьник?

— Примеров много. В основе проектов лежит реальное ТЗ. Вот в квантуме на столе макет челябинской улицы Худякова, сделанный ребятами. ГИБДД хотят оборудовать там умные перекрестки — и отдали этот проект нам в проработку. Задача — чтобы режим работы светофора подстраивался под интенсивность автопотока. Сейчас Госавтоинспекция участвует методически — поставили задачу, помогли с формулировками критериев эффективности. Для проекта была сделана геосъемка с помощью квадрокоптера, построен сам перекресток в масштабе со всеми зданиями (нужно же учитывать и подъезды к социальным объектам — школам, детсадам, больницам, санаторию), дорогами, светофорами. Дети спаяли специальные электронные платы, сделали расчеты. Мы надеемся, что все это в итоге будет доведено до ума и, возможно, сделано на практике. Руководство ГИБДД области всячески это поддерживает. Другой пример: в прошлом году у нас были соревнования с техзаданием от «Почты России», где ребята додумывали системы транспортировки, сортировки, хранения, которые во многих отделениях до сих пор не автоматизированы. Ребята презентовали проекты по выбранному процессу и на разном уровне сложности — заместитель генерального директора по развитию IT-направления «Почты России» лично приезжал на презентации проектов и некоторые из них взял на карандаш. Интересный кейс был с «Рависом». Школьники Сосновского района, побывав на птицефабрике, получили задание спроектировать систему сортировки тушек куриц по двум параметрам. Придумали свое устройство, презентовали его на фестивале, и сейчас собственник предприятия Андрей Косилов финансирует этот проект, готов вкладываться и лично участвовать в процессе, чтобы довести идею до промышленного образца. Примеры хорошего взаимодействия были с РЖД, Союзпищепромом, «Мечелом», УГМК. Потенциально заинтересованы и другие.

Какого еще участия вы ждете от бизнеса?

— Методическое взаимодействие — это, безусловно, хорошо. А опекунское — еще лучше.

Мы говорим руководителям предприятий: выбирайте любимчиков и помогайте им создать работающий проект. Пусть это будут дети сотрудников компании или подшефный класс соседней школы. Вы же не только оптимизируете свои процессы, но и воспитаете поколение, лояльное к вашей компании. А как по-другому предотвращать отток лучших кадров в Москву? Только через привязанность к родным местам и уважение к тому, что здесь делают. Сложная задача, интересная.

И совпадает с еще одной темой. Это интеграция общего и дополнительного образования. Потому что ничего не поедет, не полетит, не поплывет, если не знаешь физики и математики. Желание делать что-то руками служит катализатором для желания учиться. Чтобы ребенку было необходимо освоить все эти сложные точные науки, он должен столкнуться с абсолютно реальной проблемой. Ну не летит! И он начнет искать. И пойдет к преподавателям вуза, к работникам предприятия, будет спрашивать и выяснять. А мы можем сделать так, чтобы школьнику было к кому подойти. И потому мы идем к руководителю компании и говорим: «Дай нам свои производственные задачи. Мы их переведем на детский язык и будем учить школьников делать совершенно конкретные вещи — считать площадь крыла самолета, мощность двигателя, силу тока, несущую способность зданий.

Пусть дети знают, как решать задачи твоего бизнеса. И тогда через несколько лет к тебе придут умеющие и мотивированные».

Будем счастливы, если предприятия найдут ресурсы на помощь в разработках, экскурсиях, более частых встречах, профориентации, будут охотиться на наших детей. Потому что пока больше интереса к ним проявляют московские вузы. Сейчас я все чаще говорю бизнесменам: «Выбирайте этих ребят уже сейчас, следите и помогайте. Мы вас с этими детьми познакомим. Сможете схантить». Потому что раньше правда жизни была в том, что все хорошие ребята пристроены после третьего курса, а сейчас они уже после 11 класса так или иначе сориентированы. Сейчас мы задумались о создании попечительского совета. Возьмусь утверждать: кто войдет в совет, получит потом лучшие кадры. Самых интересных ребят. И мы решим задачу государства — оставить таланты на родине. Попечительский совет сможет принимать решение — по каким направлениям нужно учить детей, в какие сферы отдавать способных. Там, куда пойдут вундеркинды, через несколько лет и будут лучшие кадры и процветание, и экономия на переподготовке.

Вы говорите о возможности вовлекать в творческий технический процесс всю область. Но ведь там остро стоит кадровая проблема?

— Действительно, там ситуация обстоит так, что не до выбора: есть педагог по авиамоделированию, значит, работает только авианаправление. Есть увлеченный радиоэлекторнщик — будет такой кружок. Всегда очень узкая специализация. И кадры — это проблема. Мы готовы обучать педагогов и снабжать методическими наработками даже самые отдаленные школы. Мы единственные из регионов, которые имеют возможность вовлечь в процесс детей со всей области, где бы он ни жил. Там, где станции юных техников закрылись, мы их снова открываем. В этом году помогли открыть кружки в Агаповке, Кунашаке, Кыштыме, Аргаяше. Мы в какой-то степени — научно-исследовательский институт по системе технического творчества. Мы нарабатываем передовой опыт по формированию нового типа кадров и этот опыт распространяем дальше. Для амбициозных задач действительно нужны качественные специалисты, которые могут сделать что-то предметное. Информация о направлениях работы структурированно представлена на сайте. Если коротко, она адресована трем группам: родителям, детям, образовательным организациям. Например, педагоги зайдут на сайт и увидят, что мы им предлагаем по переобучению и повышению квалификации. Директор школы сможет выбрать интересное направление и понять, как это воплотить в жизнь. У нас есть уникальные теоретические и практические наработки и программы обучения педагогов, в том числе дистанционные. Это поможет удовлетворить колоссальный спрос со стороны родителей и работодателей на подготовку детей с инженерным мышлением, которые не только хотят изменить среду вокруг себя в лучшую сторону, но и могут это сделать.

Карина Смольникова

Самое читаемое
  • В центре Челябинска установили фонари в виде настольных ламп высотой в несколько метровВ центре Челябинска установили фонари в виде настольных ламп высотой в несколько метров
  • В какие города из Челябинска можно улететь по выгодным ценам в следующем годуВ какие города из Челябинска можно улететь по выгодным ценам в следующем году
  • Ученые: архитектура Советского и Курчатовского районов Челябинска повышает преступностьУченые: архитектура Советского и Курчатовского районов Челябинска повышает преступность
  • В Тракторозаводском районе Челябинска благоустроят скверВ Тракторозаводском районе Челябинска благоустроят сквер
  • Власти Челябинской области заявили о выздоровлении экономики после пандемии коронавирусаВласти Челябинской области заявили о выздоровлении экономики после пандемии коронавируса
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.