«Никто не приехал: меня киданули». Топ-6 провалов владельца шоколадного бизнеса

«Никто не приехал: меня киданули». Топ-6 провалов владельца шоколадного бизнеса
Иллюстрация: https://vk.com/andreysharkov

Понты, бизнес с другом, корона на голове: предприниматель с 20-летним опытом раскрывает причины провалов. «Не хочешь рисков — иди получай зарплату и аванс по расписанию», — уверен он.

Андрей Шарков, владелец шоколадной фабрики Shokobox (г. Санкт-Петербург):

— Я 16 лет занимаюсь бизнесом. Сейчас у меня максимальный оборот 165 млн руб. Но я помню свое состояние, когда я увидел первый миллион на счете. Мне было тогда 20 лет, и я чувствовал себя шейхом. Потом бизнес рос по нарастающей, но в каждой сфере — маркетинг, производство, управление — у меня были провалы.

Бизнес — это история про риск. Всегда. Не хочешь рисков — иди на работу, получай зарплату и аванс по расписанию. Но если ты пошел в бизнес, научись любить провалы. Нормально: получить инъекцию, бациллу провала, которая создаст иммунитет от следующего удара.

Провал № 1. Деньги ушли на понты

Первую компанию я открыл, когда мне было 18 лет. Я ее даже назвал не просто Qwerty, а Qwerty Group, чтобы казаться большим, сильным, масштабным. И первые деньги с заказов были потрачены на визитки, офис, крутые атрибуты, рекламу в дорогом деловом издании. Чтобы пустить пыль в глаза. Людям же часто хочется казаться, а не быть, так ведь? Час назад я стоял на светофоре и вижу Porsche Cayenne — на летней резине. Вот и я пустил деньги не на производство, а на понты.

Существует довольно большая группа людей, которая демонстрирует всем крутые тачки, крутые отели, роскошный образ жизни, не имея при этом ничего за душой. Как на той картинке с двумя зайчиками. У одного грядка с маленькой морковкой и огромной ботвой. У другого на грядке ботвы по минимуму, зато морковка очень большая. И сначала я хотел быть первым зайчиком.

Но все эти атрибуты не работают. Потому что каждую копейку надо вкладывать в процесс, в компетенции, в инструменты, которые помогут принести прибыль. Не все это понимают: 4,7% компаний в России празднуют свое четырехлетие. Да, из 100 открытых компаний 95 закрываются в течение четырех лет. И по ощущениям, большая часть из их владельцев после этого соглашается на предложение стать наемным сотрудником. Вот такая селекция. И это не повод сокрушаться по поводу того, что у нас в стране такие условия. Нет, во всем мире цифры таковы: в Америке, в Европе то же самое — 5-6%.

Провал №2. Не поделил бизнес с другом

В 2004-м мы с друзьями открыли студию дизайна. Были тогда друзья. Благо, что зарегистрировал компанию на себя, не оформил партнерство. Решили заниматься дизайном, потому что не было никаких ресурсов. Отсеяли варианты, оставили только то, что можно делать без вложений.

То есть я подумал, что мне вообще интересно? Графический дизайн, реклама. Как я буду платить зарплату? Денег нет. Но у меня же есть друг, с которым мы в школе просидели за одной партой с первого до последнего класса. Он гениальный дизайнер и даже художник, хотя и абсолютный раздолбай, вообще не дисциплинированный человек. И я сказал: «Давай я буду приносить заказы, а ты будешь делать то, что умеешь делать хорошо». Он привел еще двух друзей с факультета графического дизайна. Заказы приносил я, единолично: без рекламы, звонил, встречался, проводил переговоры. Первые заказы принесли деньги, кратно большие, чем зарплата наших преподавателей.

Деньги распределялись справедливо: 70 на 30. Мне 70, им 30. Их же трое все-таки.

Я на берегу говорил им об этой формуле! Но однажды я встречаюсь с другом и его приятелями, а они говорят: «Ты знаешь, это совершенно несправедливо, пропорция должна поменяться. 30 — тебе, 70 — нам». Нет, меня это не устраивало. Так я потерял друга и двух его приятелей впридачу. Решение было достаточно импульсивным, но не могу сказать, что я жалею об этом. Я рад, что получил ту маленькую прививочку еще до того, как начались какие-то большие обороты.

Примеров успешного бизнеса с друзьями очень мало, когда начнутся терки — лишь вопрос времени. Хуже друга в бизнесе может быть только близкий родственник. Когда начинаются обороты в десятки миллионов, происходит конфликт, и потери очень серьезные, начинаются суды. А в тот вечер мы просто разошлись. И до сих пор, спустя 16 лет, я — предприниматель, а они — дизайнеры по найму.

Провал №3. Провал, которого не было

Как я перешел от рекламных услуг к шоколаду? Я однажды пришел в компанию ITA в Питере, которая занимается контейнерными перевозками, им нужны были сувениры к юбилею организации. В каталоге сувениров из Финляндии они увидели барельефный шоколад и заказали сувенирные шоколадки. «Какой шоколад? — подумал я. — У меня же нет подрядчиков». И начал их отговаривать: мол, это сложно, а дешевый вариант будет хуже, чем шоколад из магазинов. Тогда они спросили: «Сколько будет стоить дорогой вариант?». Евро сто пятьдесят в деревянной коробке. «Что-то очень дорого, — сказали они. — Но что поделать, давайте дорогих — штук 300, а дешевых — штук 500». И на этом моменте я бы мог допустить провал и отказаться, но согласился. На следующий день пожалел. Особенно когда на счет упало 100% предоплаты: я уже нес ответственность.

О том, как я искал подрядчиков, можно снимать фильм. В итоге шоколад был сдан, а я пересел с «Жигулей» на «Мазду» и снова почувствовал себя шейхом.

Прошли новогодние праздники и я подумал: «Что, опять дизайном, что ли, заниматься? Тарифы падают, фрилансеров стало много… Ну, не шоколадом же? Этим же толком никто не занимается, подрядчиков еле нашел. Я придурок, что ли?» Так я понял, что вот она — свободная ниша.

Но собственного производства сначала не было, оно появилось только в 2014-м. А перед этим случился 2008-й, и с ним пришли главные провалы моего бизнеса.

Провал №4. Не создал продукт, который хотят все

Поначалу все шло хорошо. Я был просто звездой. Молодой предприниматель, 23 года, начали сбываться мечты, обо мне начали писать деловые издания. Я в Европу летал просто на выходные, погулять. Начал размениваться на разные проекты: плюс-минус миллион был не потеря. Лето 2008-го, помните его? Доллар стоит 23 рубля. Я даже не принимаю все поступающие заказы, отфильтровываю. Например, звонит человек и говорит: «Мне бы небольшую партию шоколада, дочке надо на день рождения». А я отвечаю: «Вы на сайте вообще видели, что минимальный тираж — 2 тыс. штук? Не звоните больше». И тут пришел 2008-й.

Я подписал договор с сетью торговых комплексов «Макромир» — в долларах, +3% по Центробанку. Кроме того, расставил вендинговые автоматы с печатью футболок по не самым раскрученным торговым комплексам. Каждый автомат стоил 350 тыс. руб. И тут раз: курс доллара взлетает до 35 рублей.

Сейчас смешно звучит: «доллар по тридцать пять», но тогда это был шок. И главное: замораживается спрос в b2c, люди просто перестают ходить в магазины. Торговые комплексы — пустые.

В итоге я продаю все: машину своей мечты, съезжаю с крутой квартиры в центре города в квартиру родителей и живу там вдвоем с сестрой. И тогда-то корона — бац — и слетает с головы. Я думал, что создал продукт, который все хотят купить. А на самом деле я просто осваивал рекламные бюджеты других компаний, пока они транжирили деньги в жирное время.

Тогда у банков и строителей деньги текли со всех сторон, а эти компании составляли две трети клиентской базы. Им некуда было девать деньги и они осваивали бюджет, заказывая шоколадки.

А в кризис в первую очередь режут маркетинговые бюджеты. И выбрался я как раз благодаря тем, кто звонил и просил чуть-чуть шоколада для дня рождения дочки. Потому что, когда было продано уже все, я начал перезванивать им и говорить: «Давайте я сделаю чуть-чуть шоколада для вас, просто это будет немного дороже, чем написано на сайте».

Кстати, в ближайший год тоже что-то грянет. Что? Неизвестно. Но это будет, и случится резко: возможно, мы увидим доллар по сто. И те, кто занимается маркетингом, помните, по вам это ударит в первую очередь. Пока ваши услуги не отвечают реальной потребности клиента, они стоят 0 рублей 0 копеек.

В 2008-м мы начали искать эти реальные потребности. Мы приходили в салон красоты и говорили: «У вас же есть такая проблема — клиенты уходят и не возвращаются? Хотя с конкурентами одинаковые цены и услуги, хорошее качество. Потому что важно не только это, клиенты сравнивают атмосферу. С помощью шоколадки вы заставите клиентов улыбнуться, я продаю вам их улыбки». 2008-й мы закрыли успешно, компания начала расти. Правда, перед этим меня ждал еще один провал.

Провал №5. Меня киданули

Тогда ко мне обратился один крупный клиент. Банк, системообразующий. У них еще зеленого цвета логотип с галочкой, кажется. В общем, они звонят и делают очень крупный заказ. Шоколад готов, нужна подарочная упаковка. Я решил выкроить немного денег и нашел типографию не в Питере, а в Тверской области. Провел платеж — больше 300 тыс. руб. Уже тогда это было нормально: сегодня оплачивают заказы на семизначные суммы без личных визитов друг к другу. Но тогда ко мне никто не приехал с готовой партией. И телефонной трубки больше не взял. Меня киданули. У многих же в бизнесе кредо: «Без лоха жизнь плоха». И ведь правда, всегда находятся люди, которые хотят похудеть на 20 кг за два дня. Так я приобрел здоровую долю цинизма и начал проверять компании, с которыми работаю.  

Провал №6. Потому что все люди одинаковые: завидуют чужому успеху и смотрят порно

Когда после 2008-го компания начала расти, меня ждал следующий провал, связанный с тем, что я считал себя самым умным. Я пытался строить структуру, поделив полномочия между людьми, но при этом думал, что все будет именно так, как я начертил на графике, линейно. И недоумевал, почему сотрудники саботируют процессы, которые я утверждаю. А саботаж был тотальный!

Но сотрудники не были виноваты, они просто люди. Мы все просто люди. А люди завидуют чужому успеху, смотрят порно, наблюдают за тем, что плохо лежит, и если оно лежит долго или вообще бесконтрольно, то люди берут это и ничего об этом не говорят.

И к людям не надо применять диктаторскую модель управления. Надо изначально отбросить высокие ожидания. Вот — выпускница с красным дипломом, мать-героиня… Но в переписке с коллегами — да, мне ее показала служба безопасности — мат на мате. Да, возникает «эффект Микки Мауса». Кажется, что это сказочный персонаж из Диснейлэнда, а это просто мышь. И каждый имеет образ, который не имеет ничего общего с реальным. Я пришел к тому, что сейчас строю бирюзовую организацию. Это про то, что люди эффективнее работают без давления. 

Колонка написана на основе выступления на бизнес-форуме «Ночь провалов» в Челябинске

Самое читаемое
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.