Не так страшен ШОС, как послешосье. Мнения девелоперов и риелторов

На рынке офисной недвижимости Челябинска всё так стабильно, что это легко спутать со стагнацией: ниши рынка поделены, заполняемость и арендные ставки держатся на одном уровне уже несколько лет.

Новости о предстоящем проведении в городе масштабных международных мероприятий устроили немалый переполох, но сейчас игроки не склонны излишне драматизировать ситуацию. О ключевых трендах в коммерческой недвижимости и ожиданиях бизнеса на двухлетнюю перспективу эксперты DK.RU рассказали на традиционном читательском совете.

Не так страшен ШОС, как послешосье. Мнения девелоперов и риелторов 1Олег Витковский, президент Уральского экономического союза

Прежде всего, стоит четко отдавать отчет в том, что Челябинск выбран только в качестве площадки, при этом вся деловая программа будет проходить в Москве. Попасть на торжественный прием, приуроченный к встрече глав государств, нам, простым смертным, нереально. А город не получит от предстоящего саммита ничего, кроме зданий, которые останутся в качестве наследия масштабного мероприятия.

Сегодня в России идет точечное развитие регионов — власти страны анонсируют проведение масштабного мероприятия, вваливают миллиарды и искусственно поднимают город. Зачастую, когда финансирование иссякает, на долгие годы наступает настоящий упадок.

Так или иначе для Челябинска это великолепный шанс совершить настоящий прорыв, сделать что-то глобальное. Хорошие проекты по благоустройству реализуются в городе и сегодня, это наглядно заметно после двух-трех лет полной тишины — но всё же локальные, на уровне районов. Даже на инвестиционном совете при губернаторе на обсуждении итогов прошлого года не проанонсировано ни одного действительно значимого, амбициозного проекта, да и размер вложенных средств, прямо скажем, не впечатляет — 750 млн руб. Разве это цифра в масштабах области?

Вахтанг Чикаберидзе, управляющий партнер DevelopmentPROНе так страшен ШОС, как послешосье. Мнения девелоперов и риелторов 2

Главный вопрос не в том, успеют ли достроить к саммитам все заявленные грандиозные сооружения, а в том, как эти пространства будут — и будут ли вообще — использоваться в дальнейшем. Станут они средоточием жизни города или останутся мишенью для насмешек и сожалением о бездарно потраченных деньгах. Календарь знаковых, масштабных мероприятий расписан на пять лет вперед. И чтобы задействовать тот же конгресс-холл в полную силу, надо уже сейчас вести переговоры, приглашать в город делегации, закладывать бюджет. Должна уже сидеть целая команда специалистов — и не здесь, а в Москве. Давайте начистоту: приехав в город только один раз, Челябинск сложно полюбить. Это не тот город, который навсегда покоряет с первого взгляда. У людей – и у потенциальных инвесторов, и у обычных туристов — должен быть стимул возвращаться снова и снова. А это — событийный туризм.  

Вместе с тем уже сегодня городским властям следует задуматься о многократно возросших расходах на содержание общественных пространств. После любой выставки, концерта, мероприятия остаются горы мусора. Кто за всё это будет платить? Бюджет, который уже сегодня собирается со скрипом? Очевидно, что экономика региона в упадке, и это связано не только с продолжающимся кризисом. В бюджете не заложено ни одной статьи инвестиций на долгосрочное развитие. А крупнейшие предприятия региона инвестируют только в развитие собственных активов. Казну области фактически наполняют три крупных компании, излишне даже называть их поименно. И у региональных властей, складывается ощущение, сформировалась позиция: а зачем всеми остальными в принципе заниматься?

Но, если посмотреть с точки зрения масштабов бизнеса, как мэр Челябинска может повлиять на собственника металлургического гиганта, если он сам оперирует бюджетом 10 млрд руб. в год, а тот — двумястами миллиардами? Да никак! Мэр в его глазах — просто мелкий чиновник, завотдела, пешка.

Промышленник если денег и отвалит, еще сверх этой суммы вытребует преференций — вы в курсе, например, что 20% средств, которые направляются из бюджета города на расчистку дорог, используются для уборки промышленных зон? Хотя это прямая обязанность расположенных там предприятий.  При этом власти с легкостью отпускают восвояси крупнейшие компании. Пятьдесят тысяч человек из региона уехало — ну и бог с ними, никому даже в голову не пришло поинтересоваться: а что не так?

Не так страшен ШОС, как послешосье. Мнения девелоперов и риелторов 3Денис Стукалов, региональный директор «Службы недвижимости»

В Челябинске резкий бум на коммерческую недвижимость закончился давно. Малый и средний бизнес сокращается ежегодно на 6-7%. Новым арендаторам откуда взяться? Поэтому и арендные ставки в офисных центрах Челябинска не растут уже несколько лет подряд. Если и происходят изменения — это этикеточная ставка, а дальше с каждым конкретным арендатором ведутся переговоры. И наполнение существующей коммерческой недвижимости — будь то офисные центры или торговые комплексы — это, по сути, перетягивание одеяла. Возьми сегодня любой город-миллионник: из шести крупнейших торгово-развлекательных центров лишь два — прибыльные, а остальным остается только об этом мечтать. Но главная беда Челябинска — это парковки. Выглянешь из окна даже самого престижного офисного центра — ужаснешься, как беспорядочно припаркованы автомобили.

Дмитрий Агапкин, коммерческий директор бизнес-центра Greenplex

Когда прозвучала новость о предстоящем саммите, владельцы коммерческой недвижимости несколько насторожились: сумасшедшие планы по строительству колоссального конгресс-холла навевали опасения о том, что через два года на рынке произойдет тектонический сдвиг. Раздолье закончится. Но чем ближе дата, тем спокойнее на сердце: никаких страшных потрясений уже не предвидится.

Конгресс-холл «Крылья», безусловно, станет знаковым сооружением для Челябинска: концертный зал, смотровые площадки, видовый ресторан… Но ничего сверхъестественного с точки зрения коммерческой недвижимости.

Не так страшен ШОС, как послешосье. Мнения девелоперов и риелторов 4Да и масштаб уже не столь пугающий: девять этажей — это всего 8-10 тыс. кв. м, при этом полезной площади — не более шести тысяч. При этом уже сейчас очевидно, что треть, а то и половина помещений уйдет под целевого заказчика – правительство области.  Не секрет, что сегодня часть правительственных структур сидит в таких местах, что без слез и не взглянешь. И это хороший повод, чтобы, наконец, поменять место локации. Все остальное по меркам Челябинска — просто пшик. И не сравнится даже с ситуацией 2005 года, когда были сданы сразу несколько крупных бизнес-центров и на рынке офисной недвижимости действительно на некоторое время возник переизбыток предложения. Сегодня загруженность ведущих бизнес-центров — а чтобы их перечислить, хватит десяти пальцев — порядка 90%. Некоторые, конечно, позиционируются как полностью заселенные, чуть ли не на 110%, но факт остается фактом. Так что те 4-5 тыс. кв. м, которые будут выброшены на рынок, совершенно безболезненно рассосутся  в течение года и не особо повлияют на расклад сил.

Максим Ильиных, директор «Мебель Сити»Не так страшен ШОС, как послешосье. Мнения девелоперов и риелторов 5
 
Владельцам коммерческой недвижимости пора задуматься о доступных способах повышения привлекательности своих объектов, чтобы не растерять арендаторов. Обычной сдачей квадратных метров офисного здания в аренду уже никого не удивишь — собственники бизнеса хотят видеть какой-то приемлемый уровень сервиса, пользоваться дополнительными возможностями, предлагаемыми управляющей компанией. Пример можно брать со столичных и международных бизнес-центров, где заботятся о своих арендаторах через оснащение общих функциональных зон. Почему бы и челябинским «офисникам» не оборудовать общие переговорки, кухни, спортзалы, конференц-залы — хотя бы по одной на этаже? Компании с удовольствием воспользуются возможностью забронировать эти помещения для определенных встреч и событий. Выгоды очевидны — организация может арендовать относительно небольшой кабинет, зная про дополнительные возможности общих помещений. Бронирование переговорки или конференц-зала можно организовать даже через мобильное приложение! К сожалению, в Челябинске такие возможности мало где встречаются. Но хорошие примеры есть — преимущественно в офисных центрах класса А. Считаю, что это правильный подход, который обеспечивает неоспоримое конкурентное преимущество.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.