Подписаться
Курс ЦБ на 07.12
63,71
70,75
Деловой квартал / Новости / Наш климат – как в Канаде. Только Канада на 9 месте в развитии туризма, а мы – ...
Наш климат – как в Канаде. Только Канада на 9 месте в развитии туризма, а мы – на 43
Источник: ДК

Наш климат – как в Канаде. Только Канада на 9 месте в развитии туризма, а мы – на 43

Самое читаемое
  • Правительство РФ одобрило инициативу запуска скоростного поезда внутри Челябинска Правительство РФ одобрило инициативу запуска скоростного поезда внутри Челябинска
  • «Мы просим поддержать нас»: медики в Челябинской области призывают выйти на пикет «Мы просим поддержать нас»: медики в Челябинской области призывают выйти на пикет
  • «Жить у нас дешевле, чем в других субъектах»: В Челябинской области с 2020 увеличат МРОТ «Жить у нас дешевле, чем в других субъектах»: В Челябинской области с 2020 увеличат МРОТ
  • Мэрия Челябинска  возьмет кредит в банке, чтобы покрыть дефицит бюджета и погасить долги Мэрия Челябинска возьмет кредит в банке, чтобы покрыть дефицит бюджета и погасить долги
  • На Южном Урале планируют запустить производство радиоактивных веществ На Южном Урале планируют запустить производство радиоактивных веществ
06:15   23.07.2019

Чтобы туристическая отрасль на Южном Урале приносила хорошую отдачу, нужно из года в год вкладываться в инфраструктуру и делать отдых всесезонным. А к этому мало кто готов.

Туристическая отрасль на Южном Урале приносит жителям и гостям региона, прямо скажем, мало радостей. Есть фестивали, событийные мероприятия, но системного развития почти не увидеть. Всё застыло где-то на уровне начала 2000-х.

«Солнечная долина» – пожалуй, единственное заметное исключение – курорт, который непрерывно растет. Мы поговорили с Олегом Сиротиным, президентом национального парка спорта и туризма «Тургояк», основателем горнолыжного курорта «Солнечная долина» и клуба-отеля «Золотой пляж» о том, почему так происходит.

Почему региональные курорты у нас развиваются так медленно – неужели вкладываться в инфраструктуру совсем не выгодно? Ведь если есть польза для экономики, власти должны были бы поддерживать это направление? Или «Солнечная долина» просто упорно работает себе в убыток?

Начнем с того, что я не олигарх, и никогда им не был. Я начинал с обычного малого предприятия. И если бы бизнес был убыточный, я бы не стал его развивать.

Сегодня «Солнечная долина» приносит около 750 млн.руб. годовой выручки, с учетом всех строек. Для челябинских девелоперов объем не слишком большой, но для экономики муниципалитета вклад значительный. Более 400 млн.руб. из этих доходов ежегодно реинвестируются в расширение гостиничного фонда курорта, в благоустройство территории, в развитие горнолыжных трасс.

Мы используем стройматериалы, производимые в Челябинской области, наши строители – местные компании. У нас порядка 400 рабочих мест, еще 300 – у наших постоянных подрядчиков. Такие результаты по создаваемой внутри региона добавленной стоимости, инвестициям и занятости соответствуют крупному производственному предприятию.

Другое дело, что туристический бизнес – сложный и трудоемкий, и я шел к этим результатам почти 20 лет. С учетом накопленного опыта, есть понимание, как развиваться гораздо быстрее, но для этого, действительно, нужна серьезная поддержка на государственном уровне.

Наш климат – как в Канаде. Только Канада на 9 месте в развитии туризма, а мы – на 43 1

Но почему активнее всех развивается именно «Солнечная долина» – горнолыжный курорт? Неужели в нашем климате другой туризм бесперспективен? Получается какая-то однобокая экономика – только пять месяцев снежного сезона.

Наш климат не уникален – приблизительно такой же есть в Канаде или в Скандинавии. Вот только в рейтинге стран по уровню развитости сектора туризма Канада находится на девятой позиции, а Россия – на 43-й. Так что дело точно не в климате.

«Солнечная долина» изначально зашла на почти свободный и очень перспективный рынок горнолыжных курортов. Мы проанализировали опыт Европы, их вековую горнолыжную историю, статистику – российским курортам еще расти и расти, в десятки раз. Сыграла роль и личная увлеченность горными лыжами. Но главное – это моя и моего партнера Павла Яковлева вера в созидание, желание построить первоклассный курорт в первую очередь для южноуральцев.

Сегодня мы уже развиваемся как всесезонный курорт, и у нас это получается – летняя посещаемость выросла в 2,5 раза в сравнении с прошлым годом. Мы расширили ассортимент развлечений, у нас огромный экстрим-парк, активно развивается велосипедный даунхилл, как альтернатива горным лыжам. А когда мы завершим первый этап благоустройства, и вместо стройплощадок появятся зеленые ухоженные прогулочные пространства, трафик постепенно будет приближаться к зимнему.

Наш климат – как в Канаде. Только Канада на 9 месте в развитии туризма, а мы – на 43 2

Но как можно развивать всесезонный туризм вдали от водоема? Мы все привыкли, что летний отдых у нас проходит на уральских озерах.

Развитие туризма на озерах – тема для отдельного большого интервью, в этом есть своя специфика. Замечу только, что пляжный сезон на Южном Урале длится в среднем 24 дня. Купальный – еще меньше, его вообще может не быть. А строить бизнес, ориентируясь на 24 пляжных дня в году – это распространенное заблуждение и огромная ошибка. Водоем для туризма выполняет две функции – эстетическую и, собственно, купальную. Для купания нужен открытый горячий бассейн, и мы его обязательно построим. И тогда купальный сезон будет длиться 365 дней в году, а не две недели, как на озерах.

А для эстетики мы создаем искусственные водоемы – систему прудов, спроектированную для нас итальянским архитектурным бюро. В них тоже можно купаться, в жаркие дни или из бани на берегу. Оборудован пляж, есть небольшая трасса для обучения вейкборду.

Наш климат – как в Канаде. Только Канада на 9 месте в развитии туризма, а мы – на 43 3

Искусственные водоемы со слабым течением легко зарастают водорослями и камышом. Не превратятся ли они вскоре в болота?

Вода в прудах – та же, что и в Атляне – в горной, по официальной классификации, реке. Просто наши горные реки текут не из ледников, они относительно теплые и течение в них небольшое, поэтому они богаты растительностью и рыбой – это нормально. В наших прудах сегодня большое количество малька местных рыб, и мы запустили туда форель и раков – посмотрим, разовьется ли такая экосистема. Из прудов извлечен весь плодородный грунт, берега обустроены габионами из местного природного камня и песчаными пляжами, никакой дополнительной органики мы в воду не привносим, значит причин для избыточного зарастания нет. Растительность будет речная, за прудами мы будем ухаживать, при необходимости чистить. Зимой – защищать от промерзания.

А вообще баланс экосистемы в прудах должен быть естественным, и настраивается он подбором аквакультуры, основываясь на рекомендациях ученых. Вполне вероятно, что в перспективе добавим породы рыб, более активно поглощающих водную растительность – бывают и такие, что объедают даже всю траву, свисающую к воде с берега.

Наш климат – как в Канаде. Только Канада на 9 месте в развитии туризма, а мы – на 43 4

Что ещё нового появится на «Солнечной долине» в этом году? Каковы ближайшие планы и перспективы?

Прокладываем горнолыжные трассы на западном склоне, куплены ещё две австрийские четырехкресельные канатные дороги – это удвоит производительность курорта. Правда запущены они будут не скоро – проектирование и получение всех разрешений займет порядка полутора лет.

Мы перенесли в центр курорта автомобильный въезд, сделали подъездные пути более короткими и удобными, пробок в пик сезона больше не будет.

Продолжаем развивать гостиничный комплекс разных категорий. Добавили локальные акценты – часть курорта будет более тихой и семейной, там мы построили детский сад, школу путешественников Федора Конюхова, часовню. Другая часть будет ориентирована на деловой туризм – там появятся вместительные конференц-залы и первые офисы. Мы чувствуем такую потребность, растет спрос на корпоративные и образовательные программы, есть желающие жить и работать на горнолыжном курорте.

Более того, мы видим масштабные перспективы в формате экологичного поселения для всех, кто предпочитает комфортную и активную жизнь на природе, вместо шума и смога больших городов. Мы назвали этот проект «Открытый город». Его программа-минимум – это жильё для молодых семей, дистанционные услуги, творческая работа. А целевой сценарий – это наукоград и передовой университетский кампус. Основываемся на опыте Иннополиса, который мы специально изучили. Есть предварительная договорённость с ЮУРГУ, рассчитываем на поддержку Роскосмоса в обеспечении льготной ипотеки (по аналогии с военной ипотекой) – оборонные предприятия данной отрасли сильно заинтересованы в том, чтобы молодые ученые оставались в Миассе.

Еще один плюс, хотя и не от нас зависящий – через год-два будет достроена четырехполосная автомагистраль до Миасса, и дорога из Челябинска будет занимать менее полутора часов.

Кроме того, в план инвестиционного развития ЮУЖД внесено строительство железнодорожной ветки до «Солнечной долины» – здесь уверенно прогнозируется достаточный пассажиропоток, и «Ласточки» в перспективе будут доставлять гостей на курорт быстрее автомобилей.

Наш климат – как в Канаде. Только Канада на 9 месте в развитии туризма, а мы – на 43 5

«Открытый город» – это ведь город, то есть плотная застройка. Не превратится ли тогда «Солнечная долина» в обычные городские кварталы?

Во-первых, масштабы – мы ориентируемся на Иннополис, формат нашего поселения даже в отдаленной перспективе вряд ли превысит 10 тысяч человек.

Во-вторых, принципы застройки. Если бы здесь строил муниципальный архитектор со среднестатистическим постсоветским мышлением, он, действительно, наштамповал бы заурядные панельные многоэтажки, и у Миасса появился бы еще один унылый серый микрорайон. Но мы начали с того, что пригласили итальянских архитекторов, и они спроектировали нам красивый европейский курорт. И мы намерены придерживаться этого мастер-плана – «Солнечная долина» всегда будет оставаться поселением с курортной архитектурой, гармонично вписанной в окружающий природный пейзаж и заполненной просторными парковыми пространствами.

То есть вне зависимости от наличия постоянного жилья, «Солнечная долина» будет являться яркой и привлекательной природной туристской дестинацией. А дополнительное население повысит посещаемость сервисов, добавит постоянный спрос, позволит разнообразить кафе, рестораны и торговлю.

А как же экология? Бытуют мифы, что туризм вредит окружающей среде, стоит ли его развивать? Ведь даже на ваших объектах были какие-то конфликтные истории с водоотведением.

Окружающей среде вредит дикий туризм, когда туалеты, использованные средства гигиены и мусорные кучи – под каждым кустом, а лес – сплошная парковка. Костровища на корнях деревьев, кругом битые бутылки, окурки, скорлупа от фисташек и семечек. Приезжайте на любое озеро в жаркий день – убедитесь воочию.

Для защиты природы от потока людей нужна специальная инфраструктура: тропы, предотвращающие хаотичное вытаптывание растительности, оборудованные места отдыха, комфортные туалеты, мусорные баки, регулярная уборка, вывоз отходов, качественное водоотведение. Так обустраивают природные пространства во всем мире. Только у нас это почему-то мало кто понимает.

Все наши канализации и очистные в полном порядке – они регулярно проверяются соответствующими инстанциями. Были единичные нештатные ситуации, но они случаются у всех. Сегодня мы гораздо больше внимания уделяем профилактике, поэтому я уверен, что впредь никаких сбоев не допустим.

Однако здесь важно другое. В регионе есть множество населенных пунктов, которые сливают в реки и озера свои коммунальные стоки вообще без всякой очистки. Но до этого почему-то никому дела нет. Муниципалитетам удивительным образом всё прощается, порой вопреки судебным решениям и предписаниям. Добавим сюда тысячи несанкционированных свалок, повсеместно замусоренные леса и берега водоемов, ежегодные лесные пожары. И никто не протестует.

А вот инвестор – он у нас «хронически виноват» во всем. Даже при том что мои территории – самые чистые и ухоженные во всем округе, кроме стройплощадок, конечно.

Если мы будем сохранять такое предвзятое отношение к инвесторам и курортам, туризм будет активно развиваться во всей России, но только не в Челябинской области. Наш регион недополучит тогда тысячи рабочих мест и миллиарды бюджетных доходов, а на популярных туристских достопримечательностях и дальше будут царить бесхозяйственность и разруха.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

Мэрия Челябинска  возьмет кредит в банке, чтобы покрыть дефицит бюджета и погасить долги Мэрия Челябинска возьмет кредит в банке, чтобы покрыть дефицит бюджета и погасить долги
На Южном Урале планируют запустить производство радиоактивных веществ
«Жить у нас дешевле, чем в других субъектах»: В Челябинской области с 2020 увеличат МРОТ
«Это все превратилось в политику». Студенту ВШЭ Егору Жукову дали три года условно
Правительство РФ одобрило инициативу запуска скоростного поезда внутри Челябинска
Дозвонились миллионам: мошенники массово атакуют банковских клиентов по телефону
«Мы просим поддержать нас»: медики в Челябинской области призывают выйти на пикет

Бизнес

«Я не буду оставлять детям бизнес в наследство. Не хочу, чтобы они его возглавляли» «Я не буду оставлять детям бизнес в наследство. Не хочу, чтобы они его возглавляли»
«За любые сделки взыскивают убытки даже с экс-директоров». Юрист о перспективах 2020-го
«Речь идет о детском питании, а государство пока закрывает глаза: никто же не умер»
«Дело в разнице культур, а не в злом умысле». Как работают вместе сотрудники из 33 стран
«Пришлось придумать красивую легенду, чтобы обосновать, почему кран — Федор Михайлович»
Детский сад высоких технологий: тренд на автоматизацию бизнеса коснулся и «Колибри»
«Позорься каждый день». Бизнес-факапы известных предпринимателей

Свое дело

«Любая реальность возможна». Как заработать на виртуальности, если ты не разработчик игр «Любая реальность возможна». Как заработать на виртуальности, если ты не разработчик игр
«Оборудование для инвалидов, как написано в инструкции, «снижает риск недопонимания»
«Зря все едут в столицу»: в Челябинске заработала кофейня для фрилансеров и инстаграмщиц
«Завтра придет ФСБ, стукнет по голове и скажет — переписывай компанию. И 10 млн уплыли»
«Увидел первый миллион на счёте в 20 лет. Чувствовал себя шейхом, но потом корона слетела»
«Шальных денег больше не будет». Как из стартапа получился бизнес с оборотом 1,2 млрд
Год без зарплаты: как запустить бизнес, когда денег почти нет, а прежний проект закрылся

Качество жизни

«Понаехавших в Сочи с каждым днем становится больше». Переезд к морю: стоит ли оно того? «Понаехавших в Сочи с каждым днем становится больше». Переезд к морю: стоит ли оно того?
Среди людей среднего класса становится востребованным «личный» ювелир
«Покупать российское искусство сейчас выгодно». Беседа с главой аукционного дома Sotheby's
«О взрослых никто не подумал». Как спроектирована новая набережная в Челябинске
О Тимати, ларьках и запуске «Белого рынка» в Екатеринбурге — интервью Максима Кутепова
«Бизнес только выигрывает от отсутствия интереса государства». Илья Осипов о жизни в США
«Растить девочек для того, чтоб выдать замуж? И сегодня это разумно. Но подходит не всем»

Мнения

«Сегодня какой бы бизнес вы ни вели, надо помнить: закон важнее денег» «Сегодня какой бы бизнес вы ни вели, надо помнить: закон важнее денег»
«Школьники ощущают себя дебилами, потому что школа прививает им комплекс неполноценности»
«Мы в этом страшном сне живем уже не первый год». На какие крючки ловить покупателей?
«Правительство копит деньги в ожидании черного дня. Но такой день уже наступил»
«Неприкосновенность частной жизни разламывается на части. Мы хотим, чтобы на нас смотрели»
«Неудачное» название грозит владельцу бизнеса миллионными убытками
«На них сыплется денежный дождь». Как выйти на рынок Азии и ничего при этом не испортить

Лайфхаки

Рынок падает, а Hyundai и Renault не сдают позиции. Что происходит на рынке кроссоверов РФ Рынок падает, а Hyundai и Renault не сдают позиции. Что происходит на рынке кроссоверов РФ
«Мы все были бы счастливее, если бы провели год просто глядя в окно»
«Не знания, а одногруппники». Что в итоге определяет нашу карьеру
«Такие люди не заработают никогда». Проверьте, не вы ли в их числе? Пять признаков
«Сотрудники там болеют, физически и психически». Пять признаков «плохой» компании
«Зачем мне Gucci, если есть H&M». 29-летний миллионер, который тратит только 1% доходов
«Вакансий много, но посмотрите на зарплату». 7 профессий, спрос на которые активно растет
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.