Наш климат – как в Канаде. Только Канада на 9 месте в развитии туризма, а мы – на 43
Чтобы туристическая отрасль на Южном Урале приносила хорошую отдачу, нужно из года в год вкладываться в инфраструктуру и делать отдых всесезонным. А к этому мало кто готов.
Туристическая отрасль на Южном Урале приносит жителям и гостям региона, прямо скажем, мало радостей. Есть фестивали, событийные мероприятия, но системного развития почти не увидеть. Всё застыло где-то на уровне начала 2000-х.
«Солнечная долина» – пожалуй, единственное заметное исключение – курорт, который непрерывно растет. Мы поговорили с Олегом Сиротиным, президентом национального парка спорта и туризма «Тургояк», основателем горнолыжного курорта «Солнечная долина» и клуба-отеля «Золотой пляж» о том, почему так происходит.
Почему региональные курорты у нас развиваются так медленно – неужели вкладываться в инфраструктуру совсем не выгодно? Ведь если есть польза для экономики, власти должны были бы поддерживать это направление? Или «Солнечная долина» просто упорно работает себе в убыток?
– Начнем с того, что я не олигарх, и никогда им не был. Я начинал с обычного малого предприятия. И если бы бизнес был убыточный, я бы не стал его развивать.
Сегодня «Солнечная долина» приносит около 750 млн.руб. годовой выручки, с учетом всех строек. Для челябинских девелоперов объем не слишком большой, но для экономики муниципалитета вклад значительный. Более 400 млн.руб. из этих доходов ежегодно реинвестируются в расширение гостиничного фонда курорта, в благоустройство территории, в развитие горнолыжных трасс.
Мы используем стройматериалы, производимые в Челябинской области, наши строители – местные компании. У нас порядка 400 рабочих мест, еще 300 – у наших постоянных подрядчиков. Такие результаты по создаваемой внутри региона добавленной стоимости, инвестициям и занятости соответствуют крупному производственному предприятию.
Другое дело, что туристический бизнес – сложный и трудоемкий, и я шел к этим результатам почти 20 лет. С учетом накопленного опыта, есть понимание, как развиваться гораздо быстрее, но для этого, действительно, нужна серьезная поддержка на государственном уровне.
Но почему активнее всех развивается именно «Солнечная долина» – горнолыжный курорт? Неужели в нашем климате другой туризм бесперспективен? Получается какая-то однобокая экономика – только пять месяцев снежного сезона.
– Наш климат не уникален – приблизительно такой же есть в Канаде или в Скандинавии. Вот только в рейтинге стран по уровню развитости сектора туризма Канада находится на девятой позиции, а Россия – на 43-й. Так что дело точно не в климате.
«Солнечная долина» изначально зашла на почти свободный и очень перспективный рынок горнолыжных курортов. Мы проанализировали опыт Европы, их вековую горнолыжную историю, статистику – российским курортам еще расти и расти, в десятки раз. Сыграла роль и личная увлеченность горными лыжами. Но главное – это моя и моего партнера Павла Яковлева вера в созидание, желание построить первоклассный курорт в первую очередь для южноуральцев.
Сегодня мы уже развиваемся как всесезонный курорт, и у нас это получается – летняя посещаемость выросла в 2,5 раза в сравнении с прошлым годом. Мы расширили ассортимент развлечений, у нас огромный экстрим-парк, активно развивается велосипедный даунхилл, как альтернатива горным лыжам. А когда мы завершим первый этап благоустройства, и вместо стройплощадок появятся зеленые ухоженные прогулочные пространства, трафик постепенно будет приближаться к зимнему.
Но как можно развивать всесезонный туризм вдали от водоема? Мы все привыкли, что летний отдых у нас проходит на уральских озерах.
– Развитие туризма на озерах – тема для отдельного большого интервью, в этом есть своя специфика. Замечу только, что пляжный сезон на Южном Урале длится в среднем 24 дня. Купальный – еще меньше, его вообще может не быть. А строить бизнес, ориентируясь на 24 пляжных дня в году – это распространенное заблуждение и огромная ошибка. Водоем для туризма выполняет две функции – эстетическую и, собственно, купальную. Для купания нужен открытый горячий бассейн, и мы его обязательно построим. И тогда купальный сезон будет длиться 365 дней в году, а не две недели, как на озерах.
А для эстетики мы создаем искусственные водоемы – систему прудов, спроектированную для нас итальянским архитектурным бюро. В них тоже можно купаться, в жаркие дни или из бани на берегу. Оборудован пляж, есть небольшая трасса для обучения вейкборду.
Искусственные водоемы со слабым течением легко зарастают водорослями и камышом. Не превратятся ли они вскоре в болота?
– Вода в прудах – та же, что и в Атляне – в горной, по официальной классификации, реке. Просто наши горные реки текут не из ледников, они относительно теплые и течение в них небольшое, поэтому они богаты растительностью и рыбой – это нормально. В наших прудах сегодня большое количество малька местных рыб, и мы запустили туда форель и раков – посмотрим, разовьется ли такая экосистема. Из прудов извлечен весь плодородный грунт, берега обустроены габионами из местного природного камня и песчаными пляжами, никакой дополнительной органики мы в воду не привносим, значит причин для избыточного зарастания нет. Растительность будет речная, за прудами мы будем ухаживать, при необходимости чистить. Зимой – защищать от промерзания.
А вообще баланс экосистемы в прудах должен быть естественным, и настраивается он подбором аквакультуры, основываясь на рекомендациях ученых. Вполне вероятно, что в перспективе добавим породы рыб, более активно поглощающих водную растительность – бывают и такие, что объедают даже всю траву, свисающую к воде с берега.
Что ещё нового появится на «Солнечной долине» в этом году? Каковы ближайшие планы и перспективы?
– Прокладываем горнолыжные трассы на западном склоне, куплены ещё две австрийские четырехкресельные канатные дороги – это удвоит производительность курорта. Правда запущены они будут не скоро – проектирование и получение всех разрешений займет порядка полутора лет.
Мы перенесли в центр курорта автомобильный въезд, сделали подъездные пути более короткими и удобными, пробок в пик сезона больше не будет.
Продолжаем развивать гостиничный комплекс разных категорий. Добавили локальные акценты – часть курорта будет более тихой и семейной, там мы построили детский сад, школу путешественников Федора Конюхова, часовню. Другая часть будет ориентирована на деловой туризм – там появятся вместительные конференц-залы и первые офисы. Мы чувствуем такую потребность, растет спрос на корпоративные и образовательные программы, есть желающие жить и работать на горнолыжном курорте.
Более того, мы видим масштабные перспективы в формате экологичного поселения для всех, кто предпочитает комфортную и активную жизнь на природе, вместо шума и смога больших городов. Мы назвали этот проект «Открытый город». Его программа-минимум – это жильё для молодых семей, дистанционные услуги, творческая работа. А целевой сценарий – это наукоград и передовой университетский кампус. Основываемся на опыте Иннополиса, который мы специально изучили. Есть предварительная договорённость с ЮУРГУ, рассчитываем на поддержку Роскосмоса в обеспечении льготной ипотеки (по аналогии с военной ипотекой) – оборонные предприятия данной отрасли сильно заинтересованы в том, чтобы молодые ученые оставались в Миассе.
Еще один плюс, хотя и не от нас зависящий – через год-два будет достроена четырехполосная автомагистраль до Миасса, и дорога из Челябинска будет занимать менее полутора часов.
Кроме того, в план инвестиционного развития ЮУЖД внесено строительство железнодорожной ветки до «Солнечной долины» – здесь уверенно прогнозируется достаточный пассажиропоток, и «Ласточки» в перспективе будут доставлять гостей на курорт быстрее автомобилей.
«Открытый город» – это ведь город, то есть плотная застройка. Не превратится ли тогда «Солнечная долина» в обычные городские кварталы?
– Во-первых, масштабы – мы ориентируемся на Иннополис, формат нашего поселения даже в отдаленной перспективе вряд ли превысит 10 тысяч человек.
Во-вторых, принципы застройки. Если бы здесь строил муниципальный архитектор со среднестатистическим постсоветским мышлением, он, действительно, наштамповал бы заурядные панельные многоэтажки, и у Миасса появился бы еще один унылый серый микрорайон. Но мы начали с того, что пригласили итальянских архитекторов, и они спроектировали нам красивый европейский курорт. И мы намерены придерживаться этого мастер-плана – «Солнечная долина» всегда будет оставаться поселением с курортной архитектурой, гармонично вписанной в окружающий природный пейзаж и заполненной просторными парковыми пространствами.
То есть вне зависимости от наличия постоянного жилья, «Солнечная долина» будет являться яркой и привлекательной природной туристской дестинацией. А дополнительное население повысит посещаемость сервисов, добавит постоянный спрос, позволит разнообразить кафе, рестораны и торговлю.
А как же экология? Бытуют мифы, что туризм вредит окружающей среде, стоит ли его развивать? Ведь даже на ваших объектах были какие-то конфликтные истории с водоотведением.
– Окружающей среде вредит дикий туризм, когда туалеты, использованные средства гигиены и мусорные кучи – под каждым кустом, а лес – сплошная парковка. Костровища на корнях деревьев, кругом битые бутылки, окурки, скорлупа от фисташек и семечек. Приезжайте на любое озеро в жаркий день – убедитесь воочию.
Для защиты природы от потока людей нужна специальная инфраструктура: тропы, предотвращающие хаотичное вытаптывание растительности, оборудованные места отдыха, комфортные туалеты, мусорные баки, регулярная уборка, вывоз отходов, качественное водоотведение. Так обустраивают природные пространства во всем мире. Только у нас это почему-то мало кто понимает.
Все наши канализации и очистные в полном порядке – они регулярно проверяются соответствующими инстанциями. Были единичные нештатные ситуации, но они случаются у всех. Сегодня мы гораздо больше внимания уделяем профилактике, поэтому я уверен, что впредь никаких сбоев не допустим.
Однако здесь важно другое. В регионе есть множество населенных пунктов, которые сливают в реки и озера свои коммунальные стоки вообще без всякой очистки. Но до этого почему-то никому дела нет. Муниципалитетам удивительным образом всё прощается, порой вопреки судебным решениям и предписаниям. Добавим сюда тысячи несанкционированных свалок, повсеместно замусоренные леса и берега водоемов, ежегодные лесные пожары. И никто не протестует.
А вот инвестор – он у нас «хронически виноват» во всем. Даже при том что мои территории – самые чистые и ухоженные во всем округе, кроме стройплощадок, конечно.
Если мы будем сохранять такое предвзятое отношение к инвесторам и курортам, туризм будет активно развиваться во всей России, но только не в Челябинской области. Наш регион недополучит тогда тысячи рабочих мест и миллиарды бюджетных доходов, а на популярных туристских достопримечательностях и дальше будут царить бесхозяйственность и разруха.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.