На туристов нужны деньги

  Туристическая инфраструктура Челябинской области во многом опирается на систему здравниц, созданную еще во времена Союза. Последние из могикан сохраняют лечебную базу, инфраструктуру, персонал

  Туристическая инфраструктура Челябинской области во многом опирается на систему здравниц, созданную еще во времена Союза. Последние из могикан сохраняют лечебную базу, инфраструктуру, персонал.
 
 Но свою работу они характеризуют словом «выживание». О развитии, вопреки грандиозным планам власти, пока речь не идет, утверждает гендиректор санатория «Урал» Галина Селянина.

Провозгласив лозунг «Сделаем Южный Урал туристической Меккой России», областные власти пробудили в местных бизнесменах, казалось бы, давно умершие надежды. ГАЛИНА СЕЛЯНИНА, генеральный директор санатория «Урал», в чудеса не верит:
— Если за 20 лет работы санатория мы не получили от государства ни копейки, какие гарантии, что эти заявления сейчас не пустые слова? Программы по сохранению курортов Челябинской области принимались и раньше, нам вот обещали, к примеру, финансирование нового канализационного коллектора. До сих пор бы ждали. Слава богу, сами построили 10 лет назад.

Остались без господдержки
Галина Селянина уверена: без серьезного участия государства курортам не выжить. То, что происходит сейчас с мелкими санаториями и базами отдыха, которые из уютных камерных мест отдыха превратились в неухоженное, несовременное нечто, наглядно это подтверждает. Крупные игроки рынка, конечно, запас прочности имели больший, но и он уже подходит к концу.
— Честно признаюсь, до какого-то момента мы были вроде как на льготном положении благодаря работе по государственным социальным программам. Они предусматривали возможность для определенных пациентов проходить курс реабилитации, восстанавливаться после операций. Стоимость такого лечения им оплачивало государство, сначала в рамках программы оздоровления трудящихся и членов их семьи через Фонд социального страхования, затем по программе долечивания. Поэтому мы даже кризис почувствовали не сразу.
С 2010 г. в долговой яме находятся практически все здравницы. Мы оказались никому не нужны — ни министерству по физической культуре, спорту и туризму, к которому мы относились ранее, ни минздраву, к которому относимся теперь. Получается такая ситуация — есть готовая научная база, наработанный опыт, высокая квалификация врачей, уникальные природные условия, но никому это не нужно, мы оказались за бортом.

Но ведь у нас теперь рыночные отношения? Почему вы уверены, что власти вам что-то должны?
— Рынок-то рынок, но он у нас какой-то не совсем правильный. В свое время власти нам ощутимо противодействовали в нашем желании стать более коммерческими. Меня неоднократно вызывал к себе Петр Сумин и конкретно так говорил: «Вы находитесь в Челябинской области? Вот Челябинскую область и оздоравливайте!». И мне приходилось 80% мест отдавать на Челябинск, и всего 20% у меня оставалось на другие регионы — то есть на свободное развитие. Поэтому нам, конечно, было тяжело, когда в один день все прекратилось. Но все же наша ситуация оказалась более выигрышной, чем у других — санатории «Еловое», «Сосновая горка», «Кисегач», к примеру, на 95-97% были заточены под государственные программы. Им что было делать? Раз и перекрыли кислород!
Мы остались на плаву, но возможностей делать какие-то инвестиции в бизнес, расти дальше у нас сейчас нет. Мы можем только поддерживать текущее положение — платим зарплату, ремонтируем что-то по мелочи, в основном, своими силами, экономим на всем. Ходим по грани, одним словом.

То есть ваш бизнес неприбыльный?
— Прибыльность почти нулевая. Раньше у меня оставалось 0,5%, но в последние два года даже эти суммы я стараюсь вкладывать опять же в санаторий. Траты не кончаются никогда. Можно экономить, но на чем? Разрезать кусочки мыла пополам и из одного рулона туалетной бумаги делать два — это не выход, а путь в никуда.
Да, нам пришлось оптимизировать персонал. Но что из этого вышло? Если раньше у нас на различных процедурах работали разные медсестры, то сейчас в целях экономии одна и та же сотрудница с утра принимает в одном кабинете, а после обеда — в другом. А пациенты жалуются, им это неудобно, они хотели до обеда все пройти и пойти гулять. Какой вывод они сделают? Правильно: «Урал» стал хуже. А если так начинают говорить, то это кошмар — сарафанное радио великая и ужасная сила, особенно в нашем бизнесе.

Судя по расценкам челябинских санаториев, у вас не все так плохо. Ведь отдохнуть на Южном Урале дороже, чем в Турции.
— Это потому, что у них огромное количество отдыхающих и крайне низкие затраты на инфраструктуру. Ну посудите сами: море им дала природа, горячая вода нагревается солнцем, в номерах у них нет ни обогревателей, ни центральной системы отопления. А кроме того, вы ведь туда не лечиться едете. Вот как раз лечение за границей — это привилегия богатых, вряд ли тому, кто покупает горящую путевку в Египет, оно было бы по карману.
Самое грустное, что повидав мир, так сказать, множество таких путешественников приезжает к нам уже в качестве пациентов. Другая еда, вода, другой климат — все это не проходит бесследно для организма.

Дело ведь не только в коммунальных платежах?
— Конечно, правило, что летний день год кормит, — это про нас. Потому что в идеале санаторий круглый год должен быть заполнен на 75-80%. В прошлом году наша заполненность составила 53%. Как выжить? Проводили мы различные акции — для пенсионеров, для бюджетников, снижали цены по праздникам, в выходные. Но нужного эффекта не добились — ведь кризис не только нас ударил, он еще и по населению хорошо прошелся. Откуда отдыхающие возьмут деньги на лечение, если им на еду и квартплату еле хватает?
И здесь мы снова возвращаемся к теме «Государство и санаторно-курортное лечение». Я не прошу денег — помогите загрузить санаторий, дайте мне людей, которых я буду оздоравливать. Они же потом в два раза будут меньше болеть и в два раза лучше работать. Это такая очевидная вещь. Но понимания я пока ни в ком не нахожу.

Но вы же относитесь к министерству здравоохранения. Почему бы не попытаться решить свои проблемы через них? Тем более, сейчас много говорится о тех средствах, которые выделяются на модернизацию медицины, 13,5 млрд руб. Это огромные деньги.
— Да, только мы их вряд ли увидим. В отечественной медицинской науке слишком пренебрежительно относятся к профилактике заболеваний, фитотерапии, считая их ненаучным знахарством. Врачам больше интересны диагнозы и симптомы. В медицинском институте на санкур выделяется всего два (!) дня за все время обучения. Когда я по распределению должна была ехать в «Урал», меня отговаривали все: «Куда ты поедешь, что тебе там делать, деградируешь, остановись!». А я на базе нашего санатория две диссертации защитила, потому что результаты лечения есть, и они потрясающие. И я точно знаю: если мы будем все время думать о больном, у нас никогда не будет здоровых.
Бежать, чтобы не опоздать
Жесткая конкуренция заставила собственников челябинских баз отдыха, санаториев и т. п. вплотную заняться развитием сопутствующих и смежных услуг: от организации развлекательной инфраструктуры до совершенно непрофильного сельского хозяйства. Галина Селянина улыбается: вроде бы у нее медицинское образование, а пришлось освоить навыки и строителя, и дизайнера, и менеджера, и даже агронома.
— В какой-то момент мы поняли: если мы хотим действительно двигаться, стать первыми, нам необходимо просто бежать впереди паровоза. Мы и так по уровню катастрофически отстали от зарубежных коллег и даже от других регионов России. Поэтому приходится осваивать все новые и новые направления. К примеру, буквально на днях у нас стартует уже пятая по счету посевная кампания.

Зачем вам это?
— На самом деле, эта необходимость логично вытекает из нашего лечебного профиля. Мы специализируемся на гастроэнтерологии,  наработали в этой области колоссальный опыт, развили операционную базу. Потому и пришло понимание, что от покупных, магазинных продуктов нужно отказываться. Иначе получается замкнутый круг: человек поступает к нам с жалобами на боли в желудке, мы в процедурных кабинетах его лечим, целебной водой поим, а потом отправляем в столовую, и там он снова травится всеми этими химикатами. Так и появилась идея — организовать собственное производство продуктов.

И что, удалось?
— Даже слишком (смеется). Первоначальную задачу — наладить собственный цикл производства продуктов для нужд санатория — мы выполнили и перевыполнили, в духе советских традиций. Теперь идем дальше — продвигаем свою продукцию в магазины.

Местные?
— В основном. По району мы представлены в более чем 40 магазинах, но выходим и в Челябинск. Пока в областном центре удалось договориться лишь с двумя торговыми точками, но продукция пользуется спросом, так что, надеюсь, здесь тоже все получится.
Кстати, на эту нашу инициативу правительство области отреагировало гораздо оперативнее, чем на призывы спасти курорты.

То есть в этом вам готовы помогать?
— По крайней мере, Иван Феклин (министр сельского хозяйства Челябинской области — прим. ред.) мне лично, глядя в глаза, сказал: «Давайте будем с вами решать, что конкретно мы можем сделать, чем помочь». В самое ближайшее время, думаю, будем подписывать соглашение о сотрудничестве, пока детали мне самой неизвестны. Но все же сельское хозяйство — это не самое важное.

А что вы считаете важным?
— Секрета никакого нет — мы больше всего проигрываем в уровне сервиса и инфраструктуры. На территории наших баз отдыха, санаториев, курортов критический недостаток привлекательных для туристов развлечений. Пока светит солнце, это незаметно — лежи себе на пляже и получай удовольствие. Но, как только пойдет дождь, отдыхающим становится скучно. Кому понравится проводить отдых, сидя в комнате?

Вы же говорите о том, что собственных средств не хватает. О какой инфраструктуре тогда может идти речь?
— Ну, многое можно сделать и ограниченными средствами. К примеру, наладить систему обучения персонала, контроль за взаимодействием сотрудников с клиентами. Денег никаких на это не потребуется — достаточно иногда выходить к отдыхающим, задавать им вопросы, выслушивать комментарии и пожелания.
А если серьезно, то проблема недостатка финансирования стоит очень остро. Например, есть у нас идея построить в санатории аквапарк. Это поможет привлечь дополнительных клиентов в зимний период. Но на это нужны деньги, собственных средств нам не собрать.
Мы ежегодно платим примерно 28 млн руб. налогов, безропотно берем на себя социальные обязательства перед жителями близлежащего села Хомутинино, так неужели мы не вправе хотя бы иногда обращаться за помощью? Тем более, что она экономически целесообразна: сегодня вы поможете нам, завтра мы заработаем больше денег, послезавтра вы получите их обратно уже в виде налоговых платежей.

Социальные обязательства перед селом? Как-то совсем по-советски.
— Наоборот, это очень современный подход. Для того чтобы в нашем санатории работали квалифицированные специалисты, их необходимо чем-то удерживать. Поэтому мы оказываем поддержку детским садам, школе искусств, стараемся сделать деревню современнее. Мы даже передали в областное правительство проект «Успешное село — сильная Россия». Он включает целый блок вопросов, посвященных развитию курортного дела, но в том числе затрагивает и тему строительства жилья для сотрудников санатория и жителей села Хомутинино.

Уже есть какая-то реакция на ваше обращение?
— Пока нет, но прошло еще совсем мало времени — около месяца. Для административных структур это не срок. Если откажут, будем искать другие пути, новые возможности. Выбор у нас небольшой — или шевелиться, генерировать идеи, или тихо загнивать на задворках.
Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.