Мы сами можем решить свои проблемы

Я только что из Москвы. То, что там творится, создает полное ощущение предреволюционной ситуации: люди в метро разговаривают только об отношениях оппозиции и власти, на улицах спорят до хрипоты.

Но мне видится тут не противостояние политических классов, а скорее борьба прошлого и будущего. В 90-е годы Россия поменяла экономическую формацию (она стала рыночной), но управленческие традиции остались советскими. Местное самоуправление сведено на нет. Государство пытается вторгаться во всё и вся и регулировать всё и вся, считая себя более эффективным. Но на деле это приводит к сомнительным результатам.

Мы сохранили все: вертикализацию власти, принцип «мы сами за всех все решим». Но при этом чисто конституционно роли и функционал органов управления изменились, а ведь именно они основа любого демократического общества. Они же являются гарантией недопущения тоталитаризма. Мы провозгласили в конституции: местное самоуправление не входит в систему органов власти — это деятельность населения по решению вопросов локального значения. Россия — это федеративное государство, в котором субъекты являются самостоятельными структурами. То есть проблемы должны решаться там, где они возникают, и силами тех людей, которые находятся на этой территории. Не нужно ждать, когда придет важный дядя и решит все вопросы.

Смотрим ТВ. Показывают: президент Дмитрий Медведев посетил Ставропольский край. К нему подбежали бабушки и начали жаловаться: в сельской школе туалета нет, дети ходят на улицу, можно ли в школе такой устроить? «Решим», — сказал г-н Медведев, нахмурив брови. Это дело президента — строить туалеты в сельских школах? Премьер ездит по стране и открывает заводы, стадионы, дороги, чуть ли не тропинки прокладывает — занимается решением тех проблем, за которые отвечают региональные и местные власти. В нормальном цивилизованном обществе и представить себе такое невозможно.

Стабильность, которой оправдывают усиление вертикали власти, — иллюзия. Нельзя назвать стабильностью постоянное изменение законодательства, то количество поправок, которое в него вносится. Какая это, к черту, стабильность — сохранение конкретных физических лиц во власти? Государственные институты не работают. В системе принятия решений просто вакханалия. В 131-ФЗ внесли уже пятьдесят пять поправок. Ни одни выборы в нашей стране не проходили по одним и тем же правилам. Новые выборы — новые законы и десяток поправок.

Многие эксперты называют это скрытой конституционной реформой, когда изменить конституцию очень хочется, но нельзя (кое-кто на ней даже присягу давал). Поэтому меняют законы и вносят поправки. Дьявол кроется в мелочах: поменяй их — и все сваливается совершенно в другую сторону. Достаточно проанализировать изменения в выборное законодательство. Количество их ужасает: на федеральном уровне запретили общественным организациям участвовать наблюдателями в выборах, строки с количеством жалоб и обращений в участковые комиссии теперь не суммируются в сводном протоколе (очевидно, чтобы было невозможно узнать общую картину нарушений), графу «против всех» исключили, одномандатников убрали, регистрацию по залогу отменили, равенство кандидатов теперь иллюзия…Так карточные шулеры при каждой раздаче меняют правила игры.

Показательный нюанс. Недавно на Гайдаровском форуме «Россия и мир: 2012 — 2020» все дискуссии велись с обязательным участием зарубежных аналитиков, но на сессию об оценке эффективности губернаторов не позвали ни одного. Для других стран такие оценки — нонсенс. Невозможно себе представить, чтобы, к примеру, Обама, став президентом, вырабатывал бы критерии оценки губернатора Шварценеггера, да еще и отстранил бы его за то, что демократы проиграли республиканцам. Как происходит у нас? Президент оценивает губернаторов, губернаторы — глав муниципалитетов. Но послушайте, а где же население? Самый правильный инструмент оценки эффективности — это выборы. Если боимся, что на выборах могут просочиться во власть «нехорошие элементы», давайте сократим электоральные циклы. Единственный способ преодолеть коррупцию — выбирать губернаторов, мэров, судей, прокуроров, начальников местной милиции. Только так мы создадим государство с эффективным управлением в интересах граждан. Система, когда все решения принимаются в одном кабинете, приводит к коллапсу. На одной ноге долго стоять невозможно. Поэтому мы и падаем.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Владельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный залВладельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный зал
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.