«Мы до сих пор живем тем, что Челябинск — индустриальный город, но у нас его уже нет»

Бюджетные миллиарды не помогут Челябинску выглядеть лучше, пока городской архитектор не станет стратегом, а недвижимость не вырастет в цене. Мнения о проекте «Формирование комфортной городской среды».

Чиновники, депутаты и предприниматели на днях встретились в «Сигарном клубе», чтобы обсудить реализацию программы «Формирование комфортной городской среды». Сделать акцент на партийном проекте не получилось — участники встречи перевели дискуссию на обсуждение компетенций архитекторов, цен на недвижимость и оттока населения из Челябинска.

Проект «Формирование комфортной городской среды» рассчитан на 2018-2022 гг. В рамках программы 72-ум регионам направят 20 млрд руб. на проведение работ по благоустройству дворовых территорий и общественных пространств, начал куратор программы и председатель комиссии по ЖКХ, благоустройству и природопользованию городской Думы Дмитрий Холод. Территории, которые попадут в проект, определялись с участием самих жителей. В Челябинске собрано уже 9 тыс. голосов, область занимает седьмое место по реализации программы по России.

Создание комфортной среды — единственное, чем по сути мы должны заниматься. Мы это и раньше делали в рамках муниципальных средств, создавая общественные пространтсва на 5-10 млн руб. в год. Новая программа дала серьензый финансовый ресурс. Такие деньги предполагают более качественную проработку вопроса. Мы с начала января спрашиваем, что людям нужно. Прошло порядка 40 сходов, где мы говорили о том, как жителя видят развитие своей территории, — говорит глава Ленинского района Александр Орел.

На этих словах, можно сказать, и завершилось обсуждение проекта «Единой России». Участники встречи подчеркнули, что поддерживают вливание больших сумм в благоустройство дворов и прочие позитивные сдвиги в жизни города, но таких проектов недостаточно, чтобы не застревать в прошлом. 

По словам депутата и директора ГК «Элефант» Михаила Смирнова, внешним видом города должны заниматься не простые жители, а профессионалы.

Михаил Смирнов
Михаил Смирнов
депутат Центрального района Челябинска, член Союза дизайнеров России
На сегодняшний день принятие этих решений говорит лишь о том, что на уровне людей, которые этим должны заниматься по своим профессиональным обязанностям, есть абсолютный вакуум. Мы все, когда обсуждаем подобные программы, немножко идем затылком вперед. В понимании комфортной городской среды мы опаздываем лет на 30. Приведение в порядок тротуаров, латание дыр и высаживание трех деревьев — это не формирование городской среды. Мы живем представлениям, которые диктует нам среда обитания, в спроектированных и построенных 40-50 лет назад домах пытаемся реализовать худо-бедно представления 21 века. Мало того, мы плодим дальше. Вчера в очередной раз были на общественных слушаниях. Представляли новый квартал на северо-западе, в котором построят 330 тыс. кв. метров жилья — это такой квадрат, в котором восемь замкнутых дворов от 16 до 24 этажей и в середине такого же размера – типа общественное пространство, пустырь, где якобы когда-то будет сквер. Сейчас, занимаясь комфортной средой, мы понимаем, что эту проблему мы будем дальше клонировать.

По словам эксперта, то, что результатам опросов доверили диктовать внешний облик города, — это средневековье, и так не происходит ни в одном комфортном европейском городе. Дело в том, что речь идет о науке, а не чьих-то пристрастриях, уверен Михаил Смирнов. Депутату вторит его коллега из Курчатовского района Дмитрий Довбня — рискованно в вопросах эстетики и удобства полагаться на мнение горожан.

Так, если спросить обычного жителеля или бизнесмена, он попросит парковку. По большому счету, общественные пространства не нужны ни строителям — так как разрывают город, ни муниципалитету — условный фонтан не принесет дохода. 

Картина того, как выглядел Комсомольский проспект в начале 80-х, гораздо ближе к 21 веку, чем нынешнее его состояние. И при этом ни у кого ничего не спрашивали. Задавая вопросы рядовым жителям, мы получаем ответы, которые нас загоняют в еще худшую ситуацию. Городу нужны как воздух даже не общественные пространства, а тротуары, которые бы его связывали. Если город не объединяют пешеходная доступность, велодорожки, он разрывается, перестает иметь самоидентификацию, и начинают появляться «Ленарь», «Северок», «Кирсарай». Это приводит к разобщенности, — говорит Дмитрий Довбня.

Далее эксперт обращается к теме современных микрорайонов. Так, в «Парковом» проявляются последстсвия маятниковой миграции. Люди ежедневно едут в город и возвращаются обратно — новую дорогу не запланировали, но участки продолжают застраивать.

«Я задаю вопрос районному архитектору: «Вы понимаете, что вы делаете? Тут коллапс будет. Здесь хотя бы как-то запроектировано место, где люди будут работать?» Да, конечно, около Моховичков. И когда это будет развиваться? Там пока инфраструктуру даже не притянули. Что Бог на душу положил, то и делаем. Никакой стратегии развития города, никакого понимания, что надо делать», — продолжает депутат.

Программа «Формирование комфортной городской среды» может убрать разрыв между жителями города и чиновниками. Люди чувствуют, что они оторваны от управления, не вовлечены в процессы, считает директор газеты «Вечерний Челябинск» Сергей Филичкин.

Дмитрий Довбня
Дмитрий Довбня
президент коммуникационно-консалтинговой группы «Иероглиф», депутат Курчатовского района Челябинска
Да, это большой плюс, что формируется гражданское общество. Но дело в том, что Челябинск несколько раз переживал разную формацию. До войны это был город миграционный, перевалочный пункт. Когда в войну поехало к нам много людей, у него появилась формация оседлости, тут начали вырастать поколения. Сейчас Челябинск опять превращается в транзитный город. Люди сюда приезжают, берут дешевое жилье, как трамплин, и уезжают. Поэтому формировать эту культуру на такой философии очень сложно — потому что ты ее формируешь не для этого города.

Сорок лет назад мы начали строить северо-запад. Любому нормальному специалисту уже через год-два стало бы понятно, что вот так делать нельзя. Мы с маниакальным упорством продолжаем в сторноу Уфы идти, перекашивая город. Второе — когда мы говорим, что люди отодвинуты от решения вопросов, надо убрать слово «чиновники», не они в этом виноваты. В этом виновата цена квадратного метра. Это вообще определяющая вещь. Если у вас квадратный метр стоит в два с половиной раза дешевле, чем в Екатеринбурге, комфортной городской среды не будет вовсе. Сегодня в новых микрорайонах продается 30% квартир, и это достаточно для нулевой рентабельности. Под остальные 70% не рассчитано ничего — ни садики, ни парковки, даже уборка мусора. Нам проще построить новый Гарлем и идти дальше. Вот эти маленькие районы — они все одноразовые, у них срок использования 45 лет до сноса, а сегодня ипотеку на 30 лет дают, — продолжил Михаил Смирнов.

Городским архитекторам нужно быть не просто чертежниками, а идеологами и стратегами, продолжает Дмитрий Довбня. Поэтому сейчас неясно, Челябинск — это город обывателей, молодежи или крупных промышленных предприятий? 

У нас этой идеологии в городе нет. Мы до сих пор живем тем, что Челябинск — индустриальный город, но у нас его уже нет. Есть город бюргеров, малого и среднего бизнеса, обывателей. Это такой буржуазный город, он требует другой планировки. Повторюсь — нельзя разрывать общественные пространства, дворы и предприятия. Люди должны легко преодолевать эти расстояния, и это задача города, — резюмирует предприниматель и депутат.

Автор: Полина Худякова

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.