Если мозг не наполнен культурой, он пропадает
Челябинский Лицей №11 представил новую образовательную концепцию музейной педагогики. Реализация масштабного проекта позволит в будущем прийти к воспитанию личности через познание культуры и истории.
Возможности человека предвидеть будущее были и остаются весьма ограниченными. То, что не могли даже представить себе самые сильные умы, происходит и переворачивает мир. И сегодня мы твердо знаем, что, ближайшее будущее – это продолжение тех реалий и тенденций, которые обнаружились и проявились в XX веке. Сегодня проект челябинского Лицея №11 "Территория детства" только начал реализовываться, однако давайте представим, как же будет жить музейный комплекс уже в ближайшем будущем?
На открытии музейного комплекса «Территория детства» ребята в школьной форме времен СССР расположились по этажу с предметами прошлых лет. В актовом зале выступили почетные гости: председатель городской Думы Мошаров Станислав Иванович, арт-директор галереи «Потоки» Питахина Надежда Феофановна, руководитель арт-галереи "7:31" Баталова Елена Васильевна. Торжественно переданными для лицейского музея экспонатами стали пионерский галстук, вымпел, а также книги и учебники времен СССР.
Музей органично вписан в окружающую среду. В пространственном разнообразии помещений использованы современные материалы и элементы: прозрачные перегородки, богатство эффектов освещения и цветовой гаммы, создающие непредсказуемые художественные аберрации.
В коридоре третьего этажа размещен информационный блок. Здесь хранятся материалы по истории школы, сведения о руководителях, педагогах, инновациях. Вместо современных скамеек вдоль окна стоят школьные парты XX века. На переменке ребятишки за этими партами сидят, общаются, читают. Погружение в историческое прошлое сопровождается описанием особенностей учебного процесса, списка учебных дисциплин, примеров практических заданий по этим дисциплинам. И все это – на грифельных досках соответствующей эпохи. Рядом с кабинетом истории зонированное музейное помещение. В «Старой школе» дети пишут свои имена чернилами и перьевыми ручками, считают на счетах, могут полистать старые учебники, перевести «с русского на русский» - диалектные слова на современный литературный язык. Самые отважные рискуют постоять на коленях на горохе.
В музее проходят творческие уроки общения с историческими раритетами, интерактивные викторины, основанные на материалах музейных экспозиций. На «Территории детства» Лицея №11 можно получить всю информацию об экспонате, экспозиции и музейном комплексе в целом. В арсенале технологий музея наличествуют видеошоу, панорамные проекции, виртуальная реальность, стереоочки, аудиогиды, QR-коды. Неотъемлемая часть современного музея - развитый, регулярно обновляемый веб-сайт, где можно увидеть анимированные планы и схемы, видеопанорамы, удобные поисковые системы, игры и чаты. Кроме того, в музее проводятся интерактивные экскурсии, мастер-классы, викторины и концерты.
Это музей образовательный и социализирующий. Его результатом является преобразование социокультурного опыта в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм и ролей. Этот музей интерактивный: он создает собственную этику и корпоративную культуру.
«Территория детства» предстает как панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные ценности – в музейных материалах представлены характеры и судьбы людей прошлого и настоящего, мотивы их поступков, модели их поведения, служащие ребенку культурными эталонами для подражания.
Музейный мир – это постоянно и динамично эволюционирующая структура, составными элементами которой являются:
- Материальное пространство (объекты истории, культуры, природы, признанные ценными и значимыми);
- Нематериальное пространство (духовные ценности, смыслы, социокультурный опыт, идеи);
- Коммуникационное пространство (культурные и социальные практики).
Какие практики доступны на «Территории детства»?
- Реализация культурных проектов;
- Исторические реконструкции и историческое моделирование, предполагающие познание прошлого через моделирование его в настоящем;
- Использование интерактивных экспонатов, принципа интерактивности, воздействие аудиовизуальных средств на непосредственное восприятие зрителем экспозиции;
- Активная работа с современным искусством;
- Использование информационных технологий;
- Работа с живым словом, выход на личное переживание ребенком события.
Музейная составляющая таких практик заключается как в осознании того, что личная человеческая история интересна музею, так и в возможности остановить время, сконцентрировать важную информацию в емкой форме.
Музей также имеет интерактивную экспозицию, где родители могут познакомить ребенка с игрушками прошлого, сопроводив свой рассказ увлекательной историей из собственной жизни. Экспозиционное пространство музея устроено так, что дети могут наблюдать над работой исследователей, а любой желающий может попасть в фонды музея.
Благодаря профессиональному потенциалу, креативному мышлению и отказу от стандартизированных решений «Территория детства» стала частью нашей действительности, обладающей признаками музейности.
МБОУ «Лицей №11 г. Челябинска»
Адрес: 454091 Россия, г. Челябинск, ул. Тимирязева, 6
Телефон: +7 (351) 263-33-82
Факс: +7 (351) 266-58-67
E-mail: licey11.chel@gmail.com