«Кейс «Красного&Белого» — история вторжения политики в неполитический сюжет. Прецедент!»

«Кейс «Красного&Белого» — история вторжения политики в неполитический сюжет. Прецедент!»
Иллюстрация: Из личного архива

«В российской культуре, усугубленной советской идеологической обработкой, бизнес — это грех и осуждаемое занятие. Любой бизнесмен оценивается обывателем как «мироед», присваивающий ресурсы».

Алексей Ширинкин, политолог:

— Итак, декабрьские «маски-шоу» в структурах сети «Красное&Белое», вызвавшие воспоминания об эпических «спорах хозяйствующих субъектов», бушевавших в 1990-е, кажется, завершились ожидаемым результатом — сменой собственника компании. Пожалуй, уже можно разбирать «казус Студенникова», когда единовластный (публично, во всяком случае) хозяин самого быстро растущего и самого таинственного бизнеса России за пару недель превратился в миноритария. Реалии российского бизнеса подсказывают нам, что обладание 49% актива в плане влияния на управление предприятием чаще всего мало отличается от обладания 1%: обычно управляет тот, кто располагает контрольным пакетом при голосовании собственников.

В рыночной же логике эта сделка сильно напоминает известный анекдот: «Ну что, Красная Шапочка, — развязно подмигнул Волк, — так слияние или поглощение?». Ни для кого не секрет, что получившие контрольный пакет в новой компании «Бристоль» и «Дикси» по многим показателям уступают «К&Б», и самому Студенникову это вряд ли были интересно. Уже слышны предсказания экспертов о том, что «бристольским» брендом, скорее всего, пожертвуют в пользу «К&Б», и туда же попадет часть площадей уже несколько лет не показывающей феноменального успеха «Дикси».

Впрочем, разве не помним мы истории смены собственников «ЮКОСа» и «Евросети», «ВКонтакте» и «Магнита», «Русснефти» и «Башнефти»? Разница в том, что в тех ситуациях мы наблюдали откровенную политику, а кейс «Красного&Белого» показывает историю вторжения политики в совершенно неполитический прежде сюжет.

Заходя в новые регионы, Студенников, судя по отзывам, покладисто делал все положенные взносы и играл по сложившимся правилам, но максимально дистанцировался от всякой политической и общественной жизни, сконцентрировавшись на том, что действительно умеет делать — выстраивать эффективную дистрибуцию путем научно организованной сверхэксплуатации.

Для малого и даже среднего бизнесмена это, вероятно, работает неплохо, но вот попав в список «Форбс», предприниматель переходит в другую лигу, где уже действуют иные правила и нельзя вести себя, как незаметный ударник капиталистического труда.

Таким образом, обозначим пять вредных советов, которым учит кейс «К&Б»:

1. Просто зарабатывай деньги в американской безжалостной парадигме — в России ведь капитализм и демократия, тебе никто за это слова не скажет.

На самом деле нет. В российской культуре, усугубленной советской идеологической обработкой, бизнес — это грех и осуждаемое занятие. Любой бизнесмен в России по умолчанию оценивается обывателем как «мироед», несправедливо присваивающий ресурсы, принадлежащие коллективу или государству (в зависимости от наличия на этом обывателе погон или удостоверения чиновника). В лучшем случае, этот обыватель в погонах готов признать, что нэпманам ответственные товарищи на время поручили порулить объектами народного хозяйства, но это не очень всерьез и вряд ли надолго. Невозможно жить в обществе и быть свободным от него.

2. Отбирай потоки у конкурентов — что они тебе сделают? Не договаривайся ни с кем, ты — хозяин положения, зачем тебе учитывать мнение лузеров? Диктуй свою волю партнерам, ломай через колено поставщиков, пусть тебя все ненавидят, это неважно.

Перефразируя известную поговорку, можно обижать одного конкурента сильно и долго или всех, но понемногу, но невозможно доставать всех участников рынка и полагать, что никакой «ответки» за это никогда не прилетит.

3. Ты не зависишь от окружающей социальной реальности. Не занимайся пиаром, не трать деньги на общественные проекты, не будь благотворителем и меценатом. Хватит немного денег на мелкую коррупцию полиции и пару федералов — они же обещают, что тебя никто не тронет. Не имей общественных и политических союзников. 

Показательны общественные регалии Игоря Кесаева, нового партнера Сергея Студенникова, он — президент Национального некоммерческого фонда «Монолит», награждён орденом преп. Сергия Радонежского III степени и специальной медалью «За боевое содружество». Никаких упоминаний о какой-либо общественно полезной деятельности хозяина «К&Б» мы не находим ни в одном регионе его присутствия, даже в родной Челябинской области. Покровители самого Сергея Студенникова, обеспечившие его рост из мелкого алкоторговца в мультимиллиардера федерального масштаба, также остаются загадкой — во всяком случае, в декабрьских событиях следов их участия на стороне «К&Б» мы не видим.

4. Нарушай закон, если сможешь отмазаться, у нас же государство правовое, судят формально по закону, а не по понятиям. Если твои адвокаты найдут лазейки — смело используй, это ничем плохим не обернется. Мораль и общественное благо — для слабаков. 

Торговля алкоголем — не только криминализированная, но и обладающая однозначно негативными социальными коннотациями отрасль. Скандалы вокруг размещения магазинов «К&Б» в «спальных» районах и около детских учреждений, общественное возмущение по поводу возникновения возле них клубов местных алкоголиков, мутные налоговые схемы и подозрения силовиков по поводу оборота контрафакта — все это превратило компанию в глазах и населения, и истеблишмента в крайне токсичный, как нынче модно говорить, бизнес. А правоохранение в России весьма чутко к давлению общественного мнения, которое исходит не только из телефонной трубки, но и от улицы.

5. Гноби персонал: чем он менее любит и уважает работодателя, тем лучше. Ни один работник не должен не то что выйти на улицу, но даже публично выступить в твою поддержку.

Общественное мнение о предприятии формируется, во многом, его работниками. Конечно, большинство российских работодателей мало или вовсе не инвестируют в человеческий капитал и спокойно относятся к высокой ротации, но судя по многочисленным отзывам бывших и нынешних сотрудников «К&Б», принципы мотивации, практикуемые корпоративным HR, носят исключительно репрессивный характер.

Конечно, «Красное&Белое» — обычный российский бизнес, и его правила жизни мало отличаются от тысяч остальных игроков рынка.

Исключения в бурном океане отечественного тейлористского менеджериата, живущего по впитанным с молоком матери правилам «я — начальник, ты — дурак», составляют разве только островки инновационной экономики, вселяющие надежду на прекрасное будущее страны. Однако когда предприниматель становится слишком крупным, он, хочет того или нет, приобретает политическое значение. Наиболее проницательные осознают правила игры и используют их по мере сил, а вот сопротивляющихся отбрасывают обратно — в лигу пониже, где и требования чуть попроще.

Колонка написана специально для DK.RU

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.