Мобильные операторы Tele2 и Ростелеком завершили объединение. Как это было

Пережив в различных компаниях четыре интеграции, Светлана Галилеева составила собственный чек-лист, что нужно сделать и чего избегать, чтобы процесс слияния не превратился в путь к банкротству.

Развиваться и расти как управленцу мне пришлось в эпоху перемен – этим красивым словосочетанием вполне можно заменить надоевшее всем слово «кризис». Это время, когда слабые компании уходят с рынка, сильные игроки начинают активно расти, а  дальновидные руководители и собственники взаимодействуют друг с другом и объединяются. На разных управленческих уровнях и в разных компаниях я пережила четыре интеграции, закончившиеся с неодинаковым успехом. И могу поделиться теми выводами, которые мне удалось сделать.

Во-первых,  успешной интеграции предшествует серьезная подготовительная работа. И главное правило этой работы – абсолютная, максимальная секретность. Информацией о планах компании должны владеть минимум руководящих сотрудников, которые понимают всю ответственность и готовы хранить тайну до часа «Х». Достаточно одного слова, сказанного раньше времени, чтобы вызвать панические настроения в коллективе и тем самым серьезно осложнить задачу интеграционному комитету.

Во-вторых, поручать интеграцию внешним управляющим целесообразно лишь в том случае, если ставится задача очистить компанию и начать с нуля. Людям «со стороны» провести такую работу намного проще – они видят только штатные единицы, а не людей с их характерами, планами и мечтами. Если же необходимо по возможности сохранить коллектив, проводить интеграцию должны только «свои», те, кому не придется тратить время на завоевание доверия коллектива.

Успешная интеграция – всегда работа команды управленцев. Формировать интеграционный комитет следует таким образом, чтобы он пронизывал все подразделения, обеспечивал сквозные коммуникации и был очень мобильным. Чем быстрее проходит процесс интеграции, тем больше у нее шансов на успех, и скорость реакции на возникающие проблемы крайне важна.

Необходимо четкое понимание того, кто в процессе интеграции «ведущий», а кто «ведомый», кто в кого вливается и чьи технологии, бизнес-процессы, корпоративная культура будут доминирующими. Объявить это следует официально и донести информацию до каждого сотрудника. На моей памяти, пренебрежение этим правилом стало причиной конфликта, когда в попытках установить, кто главнее, персонал просто пошел стенка на стенку. Это повлекло за собой ряд увольнений, в том числе и ключевых сотрудников, потому что после открытого противостояния вывести ситуацию в конструктивное русло уже невозможно.

Говорите с сотрудниками. Больше всего люди боятся именно неизвестности, они хотят знать, что с ними будет. Оптимизация – неизменный спутник интеграции, это понимают все, и большинство сотрудников готовы к обратной связи, даже если она будет отрицательной.  Расставаться надо без обид и унижений, ведь это не просто коллектив, это люди, это судьбы и семьи. И никто из нас не застрахован от такой же участи. А вот стоит ли говорить правду, здесь вопрос сложнее. Открывать все карты, безусловно, не стоит, и часть информации нужно утаивать до поры до времени. Но если сотрудник пришел и задал вопрос напрямую – сказать правду необходимо. Люди должны оставаться людьми, в какой бы болезненный процесс они не оказывались вовлечены.

Не увлекайтесь сокращением издержек, особенно в случае, если интеграция происходить между разноплановыми бизнесами. Объединив, к примеру, продажи сим-карт и проводного интернета, мы вроде бы поступаем разумно – было два отдела, стал один, соответственно уменьшилось и количество руководителей. Но ведь это принципиально разные продажи:  сим-карты – это логистика, торговые точки, интернет - это прием заявок, изучение технической возможности, отправка инсталлятора, сопряжение технических программных продуктов. То есть процессы совершенно разные, и может ли один человек знать их досконально и управлять, ничего не упуская? Наверно, это под силу лишь волшебнику.  

В заключении. Последняя интеграция, которую я прошла, тоже не была идеальной. Не все в ней было четко прописано, не все возможные проблемы были учтены, многие вопросы решались буквально «с колес». И, тем не менее, она была самой успешной. Решающую роль в преодолении интеграционного хаоса сыграл коллектив, именно вовлеченность каждого сотрудника в процесс – вот что в конечном итоге определило положительный исход. Такой простой и в то же время удивительный вывод: чем больше вы вкладываете в сотрудников в мирное время, тем большие дивиденды они вам принесут в эпоху перемен.

Светлана Галилеева, директор челябинского филиала Tele2

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.