МНЕНИЕ Власти страны защищают чужую логистику

Юрий Ступак, генеральный директор транспортной компани «Лори»: Грузовые автоперевозчики в отсутствие подержки правительства оказываются безащитными перед агресией иностраных государств.

Ярким примером может служить конфликт с Польшей, который разгорелся в конце прошлого года. Для всех автоперевозчиков — российских или европейских — Польша исторически страна транзита. А вся система международных перевозок строится на взаимных разрешениях, их главный принцип — паритет. Польша с Россией работала на условно паритетных началах, пока в декабре 2010 г. не решила внести коррективы.
Польша официально объ¬явила о намерении увеличить количество двусторонних разрешений в свою пользу в три раза. В денежном эквиваленте это составило бы 200-300 млн евро из кармана российских перевозчиков.
Конечно, Польшу можно понять: Россия как рынок международных перевозок — очень лакомый кусок, а российские перевозчики — самый главный конкурент. Международные перевозки — это одна из специализаций Польши, такую уж сферу деятельности определил для нее Евросоюз. Если исключить Польшу из европейского транзита, то транспортные расходы растут в зависимости от схемы обхода от 400 до 1200 евро за один рейс, а расстояние удлиняется более чем на 1000 км.
Получив отказ, Польша пошла ва-банк и перестала выдавать и продлевать разрешения. Российские перевозчики оказались в безвыходном положении, причем на тот момент отношения с Польшей на политическом уровне были и так натянутыми из-за гибели в авиакатастрофе президента Леха Качиньского.
Конфликт разрешился благодаря вмешательству других европейских стран, а также жесткой и продуманной стратегии российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. В результате оказанного на Польшу давления она была вынуждена отозвать требования, а наши перевозчики смогли сохранить прежние позиции. 
Этот конфликт — показательный и далеко не единичный. Если копнуть глубже, то оказывается, что и Польша, и Европа нарушают законы конкуренции. Во-первых, ни один российский тягач не сможет заехать на территорию ЕС с полными баками — иностранцы фактически навязывают покупку своего горючего. Во-вторых, несмотря на директиву ЕС, та же Польша не возвращает НДС на топливо нашим компаниям. А ведь это десятки миллионов евро убытка для бизнеса! В-третьих, российские национальные перевозчики практически лишены доступа к прямым европейским клиентам и грузоотправителям, и это уже системный момент.
Обо всех этих конфликтах давно известно и российским властям. Но ситуация фактически поставлена на самотек. Даже такую малость, как штрафные санкции для европейских перевозчиков, в России ввести не могут. А ведь с 2007 г. в Госдуме на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий существенное повышение ответственности для иностранных перевозчиков на нашем рынке. Почти пять лет прошло, а закон так и не принят.
Если в Европе российский перевозчик будет ездить без соответствующего разрешения — это грозит ему не только штрафом до 15 тыс. евро, но и даже запретом на международные перевозки вообще. В России иностранный перевозчик, допустивший аналогичное нарушение, отделается штрафом максимум в 1,5 тыс. руб. Доходит до смешного: до четверти иностранных перевозчиков вообще не имеют разрешения на осуществление международных перевозок на территории РФ! Им дешевле давать взятки ГИБДД и транспортной инспекции, чем оформлять документы. И это тоже не фантастика, а реальность. А раз закон не приняли, значит, кому-то в правительстве выгодно закрывать глаза на такой «бизнес».
Решать вопрос на уровне только транспортных компаний было бы неправильно и просто неэффективно. России необходима комплексная система поддержки национального бизнеса.
На текущий момент в стране вообще отсутствует общий тренд создания системы предпочтений и преимущества для российских компаний. Только когда государство задумается о том, сколько оно реально теряет, у нас появится настоящая культура бизнеса. Пока же предприниматели не видят этого процесса даже в зачаточной стадии.
Колонка написана специально для «Делового квартала»
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.