МНЕНИЕ Власти страны защищают чужую логистику
Юрий Ступак, генеральный директор транспортной компани «Лори»: Грузовые автоперевозчики в отсутствие подержки правительства оказываются безащитными перед агресией иностраных государств.
Ярким примером может служить конфликт с Польшей, который разгорелся в конце прошлого года. Для всех автоперевозчиков — российских или европейских — Польша исторически страна транзита. А вся система международных перевозок строится на взаимных разрешениях, их главный принцип — паритет. Польша с Россией работала на условно паритетных началах, пока в декабре 2010 г. не решила внести коррективы.
Польша официально объ¬явила о намерении увеличить количество двусторонних разрешений в свою пользу в три раза. В денежном эквиваленте это составило бы 200-300 млн евро из кармана российских перевозчиков.
Конечно, Польшу можно понять: Россия как рынок международных перевозок — очень лакомый кусок, а российские перевозчики — самый главный конкурент. Международные перевозки — это одна из специализаций Польши, такую уж сферу деятельности определил для нее Евросоюз. Если исключить Польшу из европейского транзита, то транспортные расходы растут в зависимости от схемы обхода от 400 до 1200 евро за один рейс, а расстояние удлиняется более чем на 1000 км.
Получив отказ, Польша пошла ва-банк и перестала выдавать и продлевать разрешения. Российские перевозчики оказались в безвыходном положении, причем на тот момент отношения с Польшей на политическом уровне были и так натянутыми из-за гибели в авиакатастрофе президента Леха Качиньского.
Конфликт разрешился благодаря вмешательству других европейских стран, а также жесткой и продуманной стратегии российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. В результате оказанного на Польшу давления она была вынуждена отозвать требования, а наши перевозчики смогли сохранить прежние позиции.
Этот конфликт — показательный и далеко не единичный. Если копнуть глубже, то оказывается, что и Польша, и Европа нарушают законы конкуренции. Во-первых, ни один российский тягач не сможет заехать на территорию ЕС с полными баками — иностранцы фактически навязывают покупку своего горючего. Во-вторых, несмотря на директиву ЕС, та же Польша не возвращает НДС на топливо нашим компаниям. А ведь это десятки миллионов евро убытка для бизнеса! В-третьих, российские национальные перевозчики практически лишены доступа к прямым европейским клиентам и грузоотправителям, и это уже системный момент.
Обо всех этих конфликтах давно известно и российским властям. Но ситуация фактически поставлена на самотек. Даже такую малость, как штрафные санкции для европейских перевозчиков, в России ввести не могут. А ведь с 2007 г. в Госдуме на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий существенное повышение ответственности для иностранных перевозчиков на нашем рынке. Почти пять лет прошло, а закон так и не принят.
Если в Европе российский перевозчик будет ездить без соответствующего разрешения — это грозит ему не только штрафом до 15 тыс. евро, но и даже запретом на международные перевозки вообще. В России иностранный перевозчик, допустивший аналогичное нарушение, отделается штрафом максимум в 1,5 тыс. руб. Доходит до смешного: до четверти иностранных перевозчиков вообще не имеют разрешения на осуществление международных перевозок на территории РФ! Им дешевле давать взятки ГИБДД и транспортной инспекции, чем оформлять документы. И это тоже не фантастика, а реальность. А раз закон не приняли, значит, кому-то в правительстве выгодно закрывать глаза на такой «бизнес».
Решать вопрос на уровне только транспортных компаний было бы неправильно и просто неэффективно. России необходима комплексная система поддержки национального бизнеса.
На текущий момент в стране вообще отсутствует общий тренд создания системы предпочтений и преимущества для российских компаний. Только когда государство задумается о том, сколько оно реально теряет, у нас появится настоящая культура бизнеса. Пока же предприниматели не видят этого процесса даже в зачаточной стадии.
Колонка написана специально для «Делового квартала»
Польша официально объ¬явила о намерении увеличить количество двусторонних разрешений в свою пользу в три раза. В денежном эквиваленте это составило бы 200-300 млн евро из кармана российских перевозчиков.
Конечно, Польшу можно понять: Россия как рынок международных перевозок — очень лакомый кусок, а российские перевозчики — самый главный конкурент. Международные перевозки — это одна из специализаций Польши, такую уж сферу деятельности определил для нее Евросоюз. Если исключить Польшу из европейского транзита, то транспортные расходы растут в зависимости от схемы обхода от 400 до 1200 евро за один рейс, а расстояние удлиняется более чем на 1000 км.
Получив отказ, Польша пошла ва-банк и перестала выдавать и продлевать разрешения. Российские перевозчики оказались в безвыходном положении, причем на тот момент отношения с Польшей на политическом уровне были и так натянутыми из-за гибели в авиакатастрофе президента Леха Качиньского.
Конфликт разрешился благодаря вмешательству других европейских стран, а также жесткой и продуманной стратегии российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. В результате оказанного на Польшу давления она была вынуждена отозвать требования, а наши перевозчики смогли сохранить прежние позиции.
Этот конфликт — показательный и далеко не единичный. Если копнуть глубже, то оказывается, что и Польша, и Европа нарушают законы конкуренции. Во-первых, ни один российский тягач не сможет заехать на территорию ЕС с полными баками — иностранцы фактически навязывают покупку своего горючего. Во-вторых, несмотря на директиву ЕС, та же Польша не возвращает НДС на топливо нашим компаниям. А ведь это десятки миллионов евро убытка для бизнеса! В-третьих, российские национальные перевозчики практически лишены доступа к прямым европейским клиентам и грузоотправителям, и это уже системный момент.
Обо всех этих конфликтах давно известно и российским властям. Но ситуация фактически поставлена на самотек. Даже такую малость, как штрафные санкции для европейских перевозчиков, в России ввести не могут. А ведь с 2007 г. в Госдуме на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий существенное повышение ответственности для иностранных перевозчиков на нашем рынке. Почти пять лет прошло, а закон так и не принят.
Если в Европе российский перевозчик будет ездить без соответствующего разрешения — это грозит ему не только штрафом до 15 тыс. евро, но и даже запретом на международные перевозки вообще. В России иностранный перевозчик, допустивший аналогичное нарушение, отделается штрафом максимум в 1,5 тыс. руб. Доходит до смешного: до четверти иностранных перевозчиков вообще не имеют разрешения на осуществление международных перевозок на территории РФ! Им дешевле давать взятки ГИБДД и транспортной инспекции, чем оформлять документы. И это тоже не фантастика, а реальность. А раз закон не приняли, значит, кому-то в правительстве выгодно закрывать глаза на такой «бизнес».
Решать вопрос на уровне только транспортных компаний было бы неправильно и просто неэффективно. России необходима комплексная система поддержки национального бизнеса.
На текущий момент в стране вообще отсутствует общий тренд создания системы предпочтений и преимущества для российских компаний. Только когда государство задумается о том, сколько оно реально теряет, у нас появится настоящая культура бизнеса. Пока же предприниматели не видят этого процесса даже в зачаточной стадии.
Колонка написана специально для «Делового квартала»
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Дзен и Дзен.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.