Ни в коем случае не терпите произвол!
Признаюсь, долгое время я считал, что локальные монополисты заключают публичные типовые договора с потребителями, честно выставляют тарифы и действуют в рамках действующего законодательства.
Однако в 2008 году несправедливые условия нового договора с «Челябинскрегионгазом» вынудили составить протокол разногласий на десяти страницах и обратиться в УФАС.
Благодаря поддержке Высшего арбитражного суда условия договора с монополистом были пересмотрены. В решении подобных вопросов был создан правовой прецедент. Вскоре на региональном рынке появились альтернативные поставщики. По статистике в настоящее время предприятия практически перестали обращаться в УФАС, и ситуацию в сфере поставок газа можно назвать удовлетворительной.
Шоковый скачок цен на электроэнергию в январе 2011 г. привлек внимание к новой проблеме. Тариф, рассчитанный по установленной ФСТ формуле с учетом прогнозируемой цены электроэнергии на рынке АТС, должен был составлять для нашего предприятия 3,66256 руб./кВтч, но в авансовом счете от компании «Челябэнергосбыт» была указана гораздо более высокая цена — 6,2437 руб./кВт.
В то время, когда на заседании Госсовета в Хакасии Дмитрий Медведев возмущался, что в Курской области стоимость электроэнергии составляет 15 евроцентов за киловатт-час, что выше, чем в большинстве стран Европы, гарантийный поставщик присылал нам счета по 16 евроцентов. Через четыре месяца поставщик рассчитал корректную цену на январь, которая составила 3,5371 руб./кВтч, что даже немного ниже прогнозируемого значения. Такой самодеятельный «отжим» промышленности в нашей области стал нормой.
Отстаивание интересов предпринимателей в суде и УФАС — это решение частных вопросов и выработка положительной арбитражной практики. Но есть проблемы гораздо серьезные: миллиардные исковые тяжбы сетевых и сбытовых компаний друг к другу. Все недовольны всеми, и ладно еще, если бы эти стычки происходили на фоне идеального состояния сетей и энергохозяйства. Именно состояние энергетической инфраструктуры серьезно осложняет развитие малого и среднего бизнеса на Южном Урале.
Исследование предпринимательского климата «ИНДЕКС ОПОРЫ 2010-2011», охватившее 40 промышленно развитых регионов России, также подтвердило неблагополучное состояние в электроэнергетике области.
Судите сами: 35 место из 40, о каких привлекательных инвестиционных условиях для иностранного и отечественного бизнеса может идти речь? Ситуация с электроэнергетикой в регионе не упирается только в тарифы, претензий к гарантирующему поставщику у потребителей действительно много, от злоупотреблений со значениями уровня напряжения, авторского расчета числа часов использования мощности до неправомерных веерных отключений. И главное — нет альтернативы.
Сегодня в Челябинской области отсутствует единый орган, занимающийся комплексным развитием, координацией и контролем энергетики. Разве допустимо, скажем, чтобы правила расчета нерегулируемой цены на рынке АТС корректировались за год 130 раз? В этих условиях бизнесменам, возможно, не остается ничего другого, кроме как бежать из централизованной генерации в малую. Там, по крайней мере, все понятнее и прозрачнее.
Технический уровень современного оборудования позволяет предприятиям уйти в собственную когенерацию, переложив тарифную нагрузку на плечи оставшихся предприятий, учреждений и населения.
На мой взгляд, такой массовый исход станет для энергетического рынка серьезным испытанием. Ведь сетевая и генерирующая отрасль нуждается в масштабной модернизации, и, соответственно, в больших объемах инвестиций. Где их взять, как будет решаться вопрос не загруженности сетей, если у каждого под боком появится своя мини-электростанция? Что будет с перекрестным субсидированием, если на малую генерацию перейдет значительное число компаний? Тоже большой вопрос. Вывод напрашивается один: все будет заложено в тарифы.
Чтобы укрепить работоспособность отрасли и повысить конкуренцию, необходимо лишь выработать системное понимание будущего, как это делают, например, в Тюменской области, где изучают вопросы соблюдения баланса интересов поставщиков и потребителей электроэнергии в рамках программы развития энергосистемы региона до 2020 года.
Именно продуманные, просчитанные и выверенные шаги приведут нас к успеху, а не бессистемные шараханья от одного перегиба к другому.
В то время, когда на заседании Госсовета в Хакасии Дмитрий Медведев возмущался, что в Курской области стоимость электроэнергии составляет 15 евроцентов за киловатт-час, что выше, чем в большинстве стран Европы, гарантийный поставщик присылал нам счета по 16 евроцентов. Через четыре месяца поставщик рассчитал корректную цену на январь, которая составила 3,5371 руб./кВтч, что даже немного ниже прогнозируемого значения. Такой самодеятельный «отжим» промышленности в нашей области стал нормой.
Отстаивание интересов предпринимателей в суде и УФАС — это решение частных вопросов и выработка положительной арбитражной практики. Но есть проблемы гораздо серьезные: миллиардные исковые тяжбы сетевых и сбытовых компаний друг к другу. Все недовольны всеми, и ладно еще, если бы эти стычки происходили на фоне идеального состояния сетей и энергохозяйства. Именно состояние энергетической инфраструктуры серьезно осложняет развитие малого и среднего бизнеса на Южном Урале.
Исследование предпринимательского климата «ИНДЕКС ОПОРЫ 2010-2011», охватившее 40 промышленно развитых регионов России, также подтвердило неблагополучное состояние в электроэнергетике области.
Судите сами: 35 место из 40, о каких привлекательных инвестиционных условиях для иностранного и отечественного бизнеса может идти речь? Ситуация с электроэнергетикой в регионе не упирается только в тарифы, претензий к гарантирующему поставщику у потребителей действительно много, от злоупотреблений со значениями уровня напряжения, авторского расчета числа часов использования мощности до неправомерных веерных отключений. И главное — нет альтернативы.
Сегодня в Челябинской области отсутствует единый орган, занимающийся комплексным развитием, координацией и контролем энергетики. Разве допустимо, скажем, чтобы правила расчета нерегулируемой цены на рынке АТС корректировались за год 130 раз? В этих условиях бизнесменам, возможно, не остается ничего другого, кроме как бежать из централизованной генерации в малую. Там, по крайней мере, все понятнее и прозрачнее.
Технический уровень современного оборудования позволяет предприятиям уйти в собственную когенерацию, переложив тарифную нагрузку на плечи оставшихся предприятий, учреждений и населения.
На мой взгляд, такой массовый исход станет для энергетического рынка серьезным испытанием. Ведь сетевая и генерирующая отрасль нуждается в масштабной модернизации, и, соответственно, в больших объемах инвестиций. Где их взять, как будет решаться вопрос не загруженности сетей, если у каждого под боком появится своя мини-электростанция? Что будет с перекрестным субсидированием, если на малую генерацию перейдет значительное число компаний? Тоже большой вопрос. Вывод напрашивается один: все будет заложено в тарифы.
Чтобы укрепить работоспособность отрасли и повысить конкуренцию, необходимо лишь выработать системное понимание будущего, как это делают, например, в Тюменской области, где изучают вопросы соблюдения баланса интересов поставщиков и потребителей электроэнергии в рамках программы развития энергосистемы региона до 2020 года.
Именно продуманные, просчитанные и выверенные шаги приведут нас к успеху, а не бессистемные шараханья от одного перегиба к другому.
Денис Константинов, председатель комитета по промышленной политике Челябинского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ»
Колонка написана специально для «Делового квартала»







