Миф о равенстве городов-миллионников пора развеять

Павел Неверов руководитель экспертного совета АВППЧелябинску нет смысла догонять Екатеринбург. Чем скорее эта мысль будет зафиксирована элитой южноуральской столицы, тем лучше. Разговоры о конкуре

Павел Неверов
руководитель экспертного совета АВППЧелябинску нет смысла догонять Екатеринбург. Чем скорее эта мысль будет зафиксирована элитой южноуральской столицы, тем лучше. Разговоры о конкуренции двух соседствующих миллионников были актуальны, как минимум, 10 лет назад, когда оба города находились примерно на одном уровне и имели одинаковые шансы на развитие. Но каждый из них выбрал собственный путь: Челябинск предпочитал мыслить тактически и решать неотложные проблемы, Екатеринбург же пошел по пути стратегичес-кого планирования. И в результате сформировал несколько ключевых преимуществ.
В 2000-м году, когда администрация Екатеринбурга затеяла разработку стратегического плана развития города до 2015 г., никто не был уверен в успехе. Но в том-то и политическое провидение экс-мэра Аркадия Чернецкого с командой, что он сумел сделать этот процесс публичным, и привлечь к нему городскую элиту: науку, образование, бизнесменов и общественников: в течение 3 лет в нем принимали участие не менее тысячи экспертов.
Это был глобальный мозговой штурм, где все идеи, кроме уж совсем фантастических, принимались к исполнению. Нужно вынести все промышленные предприятия за черту города — предлагайте, форсировать строительство различных торговых и развлекательных центров — пожалуйста, привести в город крупнейшие торговые сети — не вопрос. Для каждой идеи находились люди, заинтересованные в ее воплощении, административные и финансовые ресурсы. Стратегия развития затрагивала все сферы городской жизни, включая социальную сферу и архитектурный облик Екатеринбурга. Та же набережная, к примеру. Маловодная Исеть — это родная сестра Миасса, это вам не Волга и не Кама. Но было высказано предложение сделать красивую набережную с красивым водоемом в центре города — и вот она перед вами.
Конечно, не все идеи получилось воплотить, от многого пришлось отказаться по ходу работы. Осталась проблема пробок и неэффективно спланированного дорожного движения — это, пожалуй, единственное преимущество, что осталось у Челябинска. Но главное — не в том, чтобы стратегия была непогрешимой, а в том, чтобы она просто БЫЛА. Сейчас, на мой взгляд, в России, помимо Екатеринбурга, есть всего лишь два города, чье руководство реально понимает, куда оно движется, — это Сочи (тут все понятно — Олимпиада) и Плес, городок с двумя тысячами жителей в центре России. Все остальные не имеют Стратегии или подходят к ее формированию очень формально.
Какие реальные стратегические возможности есть сейчас у Южного Урала в целом и Челябинска в частности? Огромный потенциал для развития туристического бизнеса, в этом с областью могут конкурировать едва ли 10 регионов России. Экономика экологии в ее глобальном понимании. Сельское хозяйство и пищевая промышленность. Перспективно и развитие транзитных путей через Челябинскую область — создание нового Шелкового пути, к примеру, с юга на север, в т. ч. мощного логистического узла, вовлекая в процесс глобализации еще и Среднюю Азию с ее уникальными возможностями. Это дополнительные отрасли новой, постиндустриальной экономики, в них можно инвестироваться с бОльшей прибылью, а в перспективе именно они дадут наибольший прирост ВРП по сравнению с традиционными для Челябинской области отраслями.
Но самое важное — Южный Урал в лице Михаила Юревича, будь на то его политическая воля, имеет реальный шанс стать новым собирателем земель уральских, подхватив это знамя из рук Эдуарда Росселя. Эта позиция сейчас совершенно неконкурентна на  Большом Урале, а для Челябинска такая губернаторская стратегия могла бы стать выигрышной.
Давайте смотреть правде в глаза: когда в 200 км есть авиационный хаб, Баландино, надо выбирать другую стратегию. Когда в Екатеринбурге уже построен выставочный центр на 50 тыс. кв. м, и полным ходом идет работа по принятию EXPO 2020, строительство подобного центра в Челябинске будет нецелесообразным. Конкуренция в лобовую уже просто невозможна и бессмысленна, надо искать собственный путь развития, а не бежать вдогонку за кем бы то ни было.
Уральским регионам нужно объединяться. Не в административном, но в экономическом смысле. Обратиться к мировому опыту, к примеру, к опыту Бостона и Вашингтона (агломерации Бос-Ваш). Собрать в единый кулак Челябинскую и Свердловскую области, Башкирию, Пермский край и Оренбуржье, с их уникальными возможностями, и Большим Уралом конкурировать даже не с другими регионами России, а с другими странами. Тогда шансы появятся у всех регионов, а помнить в веках будут именно инициатора этого объединения.
Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.