Может ли хостел в многоквартирном доме стать хорошим соседством, как бюджетные отели помогают поднять региональный туризм — владелец хостела Velvet в городе Миасс Челябинской области.
На протяжении нескольких лет депутаты Госдумы упорно продвигают закон о запрете хостелов в многоквартирных домах, пытаясь таким образом защитить права жителей. Принятие инициативы может стать шагом назад в развитии сферы гостеприимства и туризма: меньше предложений по бюджетному размещению, а значит, и меньше продолжительных отпусков в других городах и возможностей их осуществить в принципе. Кроме того, не стоит забывать, что при затягивании гаек бизнес просто будет уходить в тень.
Испытано на себе
Мария Рязанова и ее муж часто ездили на отдых в Миасс: летом — на озеро Тургояк, зимой — на горнолыжку. Поездки были в основном однодневные — переночевать за небольшую плату в небольшом городе было негде.
Отели стоят очень дорого — ты, по сути, переплачиваешь за красивую мебель, хотя нужно просто переночевать, — рассуждает Мария Рязанова. — Примерно в это же время вышла передача «Орел и решка», и мы смотрели, в каких отелях и хостелах жили ведущие. Так пришла идея открыть хостел. Перед этим мы отправились в тур до Санкт-Петербурга, пожили в разных городах, чтобы понять «а как у них». Были разные случаи: и не совсем чистые комнаты, и проблемы с заселением. Конечно, хостелы северной столицы были просто вишенкой на торте.
Молодые люди собрали все сбережения, арендовали первый этаж в одной из новостроек Миасса и закупили все необходимое. Приобретать недвижимость в собственность сразу не хотели — боялись прогореть.
Для гостей хотела и жителей Миасса организовываются велопрогулки
Мария признается: раньше в ее семье никто не занимался бизнесом, поэтому родители были немного шокированы. До сих пор о некоторых задумках она рассказывает маме только после того, как все удается воплотить.
Хостел решили сделать не только в классическом формате комната — на несколько человек, но и предусмотрели отдельные номера.
Мы посчитали, что гости, которые будут приезжать, захотят не просто лечь и уснуть, но и отдохнуть с комфортом. Жить в общей комнате с чужими людьми удобно не всем. Поэтому сделали отдельные комнаты, — отмечает Мария.
В каждом номере помимо кроватей, тумбочек и комодов есть телевизор, интернет, стол и стулья — то есть, можно готовить на общей кухне, а стол накрыть в своем номере.
«Есть общая зона отдыха с X-box и настолками, где могут знакомиться гости, — рассказала Мария. — Для непритязательных, желающих сэкономить у нас есть общий номер на шесть мест — больше не надо, пусть у людей будет больше личного пространства».
Жить о общем номере готовы не все, поэтому были предусмотрены и отдельные номера с общими удобствами
Поскольку хостел был ориентирован в первую очередь на поклонников здорового образа жизни, решили открыть прокат велосипедов, лыж и сноубордов. Оказалось, что в городе взять инвентарь можно только в горнолыжных центрах за высокую оплату, да и в «высокий сезон» на всех не хватает. Чтобы привлечь гостей и разнообразить из досуг, организуются прогулки по городу.
Отношения с соседями: война и мир
Когда оформляли юрлицо, мало кто из местных чиновников понимал, что такое хостел. Еще больше вопросов было у соседей, которые опасались, что это будет либо ночлежка, либо бордель.
«Были случаи, когда нам перерезали интернет, ломали замок. Соседи вызывали полицию и жаловались на нас, мы вызывали полицию и жаловались на них. Я показывала жителям документы, рассказывала, что это будет, и убеждала их не махать кулаками раньше времени, — рассказала Мария. — Лично я этих людей понимаю! Они хотят жить в чистоте и комфорте. Первое время у нас был вход через подъезд, поэтому вопросы о чистоте во дворе и площадке возле лифта были вполне ожидаемы даже от жителей самых верхних этажей».
Спустя какое-то время после открытия люди поняли, что соседство с бизнесом может быть и дружественным: предприниматели следят за порядком, есть видеонаблюдение, а хостелу как организации проще решить проблемы с управляющей компанией или коммунальщиками.
Соседи контролируют хостелы лучше любой инстанции, отмечает Мария. Принятие нового закона, ограничивающего работу хостелов в жилых домах, очень возмущает ее, хоть и не коснулось хостела Velvet — их помещение уже переведено в нежилое.
Хованская (Галина Хованская, глава комитета по жилищной политике. — Прим. ред.) говорит, что хостелы не платят налоги, скрывают доходы. Как — скрывают, если у нас половина гостей расплачиваются через терминал по безналу? По просьбе гостей, которые приезжают в командировки, мы предоставляем необходимые документы для отчетности, — добавляет Мария.
Хорошие хостелы, которые дорожат своей репутацией, не заселяют нетрезвых гостей или пары, которые хотят уединиться на час.
«Довольно часто слышу, то хостелы поселяют трудовых мигрантов. Могу возразить: они приезжают надолго, поэтому им дешевле снимать квартиру», — отмечает предприниматель.
Все правила проживания оговаривают при заселении и все это содержится в договоре. Хотя были случаи и потребительского экстремизма, признается Мария, но за пять лет работы такие случаи можно пересчитать по пальцам.
«Один мужчина не хотел выселяться в положенное время. Тогда был «высокий сезон» и мы ждали следующих гостей. Он начал ругаться, давил на то, что с ним маленький ребенок, грозился написать жалобы во все инстанции. Мы объяснили ему, что правила прописаны и действуют для всех, а также напомнили, что все записывается на камеры видеонаблюдения и, в случае чего, мы сможем все предоставить. Вскоре мужчина успокоился», — рассказала она.
Новые законодательные инициативы никак не регламентируют деятельность предпринимателей, которые сдают квартиры посуточно, считает Мария. При этом они зачастую не платят налоги, а гость, чьи ожидания были обмануты, вряд ли сможет обратиться в Роспотребнадзор и другие инстанции. Еще одна проблема российских многоэтажек — неблагополучные квартиры, на собственников которых, по сути, нет управы.
«Теневых участников бизнеса, нехороших квартир посуточно, плохих соседей и квартир с трудовыми мигрантами новая поправка не уберет, — считает она. — Далеко ходить не надо. Однажды соседи попросили меня подняться на верхний этаж и разобраться, что произошло. В квартире, где жила старушка, стоял адский запах, и я не понимала, жива ли он там вообще. Оказалось, что бабушка тащит в дом всякий мусор. Туда уже неоднократно приезжала полиция».
Большая часть гостей ищет варианты размещения через популярные сайты бронирования, которые также являются своего рода контролерами качества.
«Самые достойные рейтинги — на Booking.com, который тоже хотели запретить в России. Поставить оценку могут только те, кто пожил в отеле, а удалять отзывы, которые нам не нравятся, мы не можем. Поэтому конкурентам писать негативные отзывы дорого. Поселить самого себя и поставить высший балл тоже недешевое удовольствие — за каждое размещение мы платим сайту проценты, — рассказала девушка. — То есть для хостелов это дополнительный стимул оказывать услуги качественно».
«Люди крутили пальцем у виска»
Чтобы заниматься бизнесом, Мария переехала в Миасс. Вспоминает: первое время местные крутили пальцем у виска, спрашивая, как она на это решились, ведь все, наоборот, из таких городов уезжают в Челябинск. Ей же в Миассе нравится.
Наличие хостелов поможет развивать туризм в регионе, уверена предприниматель. Ведь, если человек приедет пожить на несколько дней, он будет пользоваться услугами спортивных центров, посещать музеи, кафе и магазины. То есть в плюсе будут все. Здоровой конкуренции девушка не боится.
«Когда мы только открылись, был такой случай: мне позвонили из горнолыжного центра: «Здравствуйте, это хостел? Вы открылись?». И тут мне стало страшно, думала, будут ругаться, а я одна в городе (мой молодой человек тогда продолжал работать в Челябинске, чтобы у нас были деньги). Оказалось все намного лучше: у них проходил праздник с большим количеством гостей, в собственной гостинице мест не было, и они искали, куда поселить фотографов», — рассказала она.
Конечно, новость про появление ГОКа возле Миасса очень удивила представителей туристического бизнеса.
«Миасс — жемчужина Урала, но очень противоречиво сам к себе относится: то считает себя промышленным городом, то вдруг вспоминает, что он вроде как для туристов. Его бросает из крайности в крайность. Может, менталитет у нас такой? Мы удивились, узнав, что здесь хотят построить ГОК. У нас и так Карабаш под боком, хоть он и обходит город своим влиянием», — заключила Мария.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Дзен и Дзен.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.