Максим Усынин, проректор РБИУ: Учить бизнес-планированию нужно с 1 класса

При Русско-Британском институте управления уже 2 года работает частная школа для детей бизнесменов. Как в ней воспитывают предпринимательскую инициативу, «ДК» рассказал один из идеологов проекта.

Два года назад частный челябинский вуз занял новую для себя образовательную нишу. При Русско-Британском институте управления (РБИУ) открылась частная школа «7 ключей», в которой обучаются 200 детей бизнесменов. Школьники уже с 1 класса учатся составлять бизнес-план. В интервью «ДК» один из идеологов образовательного проекта Максим Усынин рассказал, как с малых лет можно воспитывать предпринимательскую инициативу.

Школа «7 ключей» позиционируется как альтернатива обучению в Лондоне. При отборе преподавателей в нее отсеялось 200 человек, набрали только 12 педагогов. Брали только креативно мыслящих учителей. Причем на вооружении педколлектива методики даже из советского прошлого. На них, по словам Максима Усынина, должна строиться вся образовательная система России.

Как появилась школа?

— 22 года назад моя мама Татьяна Васильевна создала РБИУ. Все началось с маленькой комнаты в 12 кв. м во Дворце культуры «Смена», где организовали курсы подготовки гувернанток. Потом это трансформировалось в женский колледж «Ариадна», далее — в Челябинский гуманитарный институт. 10 лет назад было построено первое наше здание, а ЧГИ переименован в Русско-Британский институт управления. Сегодня он занимает площадь в 12 тыс. кв. м, у нас занимается 3 тыс. студентов. В прошлом году в новом, построенном по собственному проекту, здании площадью 7 тыс. кв., была открыта школа «7 ключей». Сейчас ее называют школой, созданной предпринимателями для предпринимателей. Основная часть наших ребят — дети бизнесменов. У нас есть 25 метровый бассейн, огромный спортивный зал, достраиваем киноконцертный комплекс на 400 человек, есть кафе со шведским столом (четырехразовое питание) и, конечно, все необходимые помещения для учебных занятий, кружков и студий.

Как вы растите бизнесменов?

— Во-первых, к детям нужно относиться как к личностям. Это должно проявляться во всех сферах. И в учебном процессе, и в окружающей обстановке, начиная, извините, с туалета. Если держать высокий уровень, то он должен быть во всем. Это же гигиенический фактор. У нас в институте и в школе всегда чисто, потому что уборщицы, как только звенит звонок на занятия, берут тряпочки и протирают весь институт. Каждые 1,5 часа. 20 минут времени на это тратится. И все чисто. И учащиеся всегда видят чистые коридоры.

Бизнес-план с колибри

В простых школах от учителей требуется, чтобы были хорошие результаты по ЕГЭ, годовым контрольным, на олимпиадах. В этом, по мнению Максима Усынина, главная проблема подхода к обучению. «Там не видно ребенка, одни цифры. В нашей школе критерием оценки работы учителя является рост каждого ребенка как личности».

В чем недостатки подготовки в обычных школах?

— Давайте сначала про ЕГЭ. Хорошие баллы — это очень важно. Но это обычная, даже банальная задача. Когда ребенок умеет ставить цели, декомпозировать их на задачи и отслеживать свои результаты. ЕГЭ — это просто очередной проект в жизни, который надо хорошо сделать.
Теперь про знания. Существует миф, что у нас одна из лучших систем образования. Но, давайте честно признаемся, какой процент знаний остался у нас «в сухом остатке» после школы и вуза. 15-20%? Надо давать действительно фундаментальные знания и это главная из наших задач. Но чтобы ребенок не зубрил материал, а знал, как применить свои знания в жизни. Поэтому нам очень важно, как наши ребята сдадут международный тест PISA, который как раз и демонстрирует способность применять знания на практике.

Вы сказали, что для учителей важен рост каждого ребенка как личности. Как вы этого добиваетесь?

— У нас почти нет классических педсоветов, есть КИПР (клуб идей, предложений и решений), где учителя обсуждают прогресс каждого ребенка. Почему, например, у Влада сложности в коммуникациях, он замыкается. Любое поведение ребенка — проявление чувств. А за чувствами, как правило, лежат его взаимоотношения с братьями, сестрами, родителями, друзьями. Мы анализируем, почему это происходит, советуемся, как можно раскрыть ребенка, включаем в процесс родителей. В результате через какое-то время видим, что ребенок меняется, начинает на уроке высказывать свое мнение, становится более открытым. Ребята ведут дневники достижений, собственный «маршрутный лист», куда заносят какой уровень и по какому предмету они освоят. То есть мы приучаем ребят с малых лет брать на себя ответственность. Ответственность — одно из ключевых слов в нашей школе. То есть ты, парень, должен сам отвечать за свой выбор. Никто за тебя это не сделает. От выбора еды до выбора предметов, кружков, секций, спецкурсов. Самостоятельность нужна и при решении открытых задач.

Что за открытые задачи?

— Есть два типа задач. Закрытые, у которых есть один ответ (и он в конце учебника), а есть открытые задачи, по ним может быть множество решений. Приведу пример с нашего урока: «Для того, чтобы выжить, колибри должна питаться каждые четыре часа. Как в этом случае птица может спать, если на сон ей нужно 8 часов?». При решении задачи дети работают в командах, пропускают через себя огромные пласты информации, обмениваются мнениями. Работа оценивается по двум критериям: количество идей и их проработанность. Например, команда говорит, что птичка должна подключиться к источнику питания, то есть у нее клюв должен быть в нектаре. Еще один вариант, она должна пропитать себя нектаром, чтобы во сне усваивать питательные вещества через кожу и перья. Любая идея считается здравой. Так развивается свободное мышление. У задачи может быть и контрольное решение, но оно не так важно, важно заставить детей мыслить широко и смело.

Что же с колибри? Расскажите, а то я голову себе сломаю!

— Организм устроен так, что она впадает в анабиоз и все процессы замедляются. На ночь птичка практически умирает и каждое утро вновь рождается. И у детей на всю жизнь останется такая информация. С помощью таких задачек мы готовим учеников к составлению бизнес-планов.

А с какого времени дети составляют бизнес-планы?

— С 1 класса. Но активная работа начинается с 4 класса, когда они уже сами предлагают идею проекта, разработывают ее через постановку открытых задач. Еще детям интересно в дальнейшем создавать собственные стартапы. Например, Миша Герасименко и Денис Никитин придумали идею стиральной машины для холостяков. Бросил вечером носки в малюсенькую такую машинку, а утром они висят чистые и сухие. И поглаженные. А шестиклассники Денис Пругло и Игорь Поллак недавно решили придумать устройство для надевания бахил.

Так уже придумали машины, которые надевают бахилы на ноги!

— А им не нравится сам процесс — считают, что не эстетично. Приходят женщины в какое-нибудь учреждение, и поверх красивых туфелек мешки цветные надевают. Ходим все, как Винни-Пухи. В общем, они хотят избавить мир от такой проблемы. Предлагают либо жидкие бахилы, либо коврик, который самоочищается. Это результат нашего обучения. Мы расширяем сознание детей, чтобы они не боялись решать нетривиальные задачи, что все возможно: давай решай, давай копай. Такой подход в обучении опирается на теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ).

В чем особенность ТРИЗ?

— ТРИЗ — самая сильная технология по генерированию новых прорывных идей. Это советская школа. Пример приведу. Будучи президентом, Дмитрий Медведев посещал в Корее офис компании Samsung. Он поинтересовался у менеджмента, в чем секрет успеха корпорации. На что ему заявили, что ключевые изобретения, которые сделали Samsung инновационной компанией, придумали 70 российских ТРИЗовцев, которые работают в Корее. Мне показалось, что для наших чиновников это стало откровением. При этом Дворкович, который стоял рядом с Медведевым, смотрел в айпеде, что такое ТРИЗ. Почему такая технология обучения в России не принята до сих пор на законодательном уровне, а это должно быть ядром нашего образования, не знаю. Хотя для меня это очевидно.

Математика по Пушкину

Современная система образования — это система «напихивания» знаниями, считает Максим Усынин: «Корни этого кроются в истории Европы. Когда Великобритания создавала колонии, ей требовалось огромное количество серых клерков-исполнителей, которые бы управляли ими. У клерков должен был быть стандартный набор знаний: язык, латынь, математика. С тех пор ничего не изменилось». Такой подход к обучению перенесся в Россию. По мнению г-на Усынина принцип обучения «авось когда-нибудь пригодятся» — неправильный.

А в вашей школе не «напихивают» знаниями?

— Ключевое слово — интерес. Мы используем систему «втягивания» знаний. Когда есть какой-то проект, которым заняты дети. Работая над этим проектом, они сами эти знания затянут. И это останется на всю жизнь.

Приведите пример.

— Этим летом мы будем запускать в космос  самолет «Аэрофлота» (наш институт является подрядчиком «Аэрофлота»). Видели, как с помощью камеры Go Pro запускают в стратосферу объекты? Мы хотим запустить пластиковую модель самолета и заснять весь полет на камеру. Какие знания может «втянуть» такой проект? В первую очередь это управление проектом. Нужно организовать за границей покупку этих шаров метеорологических, организовать доставку, привлечь финансирование, рассчитать направление и скорость ветра, до какой высоты поднимется зонд, вычислить, где упадет, с помощью спутников GPS определить место приземления, организовать поисковую операцию. Проект потянет за собой целый пласт знаний по математике, географии, коммуникациям. Потом видео надо будет обработать, выложить в Интернет, а это работы в программах видеомонтажа. Казалось бы, ерунда, а сколько втягивает в себя вещей.

Вы думаете, что на таких проектах можно выучить всю математику?

— Да даже на сказках Пушкина можно выучить географию и математику. Мы используем технологию комплексно-волнового урока, разработанную с нашим партнером Михаилом Казиником. Берем на уроке математики, к примеру, строку «У Лукоморья дуб зеленый…». Сразу можно задать детям вопрос. А что такое Лукоморье? Они отвечают — излучина. Другой вопрос — где она находится? Ответ — на побережье. Черного или Азовского моря? Так появляется некий образ, что где-то на побережье есть Лукоморье. И можно задаться вопросом — какое расстояние до Лукоморья? А если мы будем передвигаться на автомобиле с такой-то скоростью доберемся? А если на коте поедем, а если на русалке? Вот вам и изучение формул скорости, расстояния, времени. Тему можно выучить, сделав детей соучастниками событий, описанных в сказке Пушкина.

Требуется ли в обучении участие родителей?

— Родители — полноправные участники образовательного процесса, наши партнеры. Они ставят интересные задачи, в том числе и своего бизнеса. Мы вместе их решаем, проводим креатив-бои между родителями и учениками. Вы не представляете, какие разыгрываются баталии!

Сталкиваетесь ли вы с неправильным, на ваш взгляд, воспитанием детей?

— Не часто, но сталкиваемся с двумя видами взаимоотношений между родителями и детьми, которые вызывают проблемы. Первое, когда это гиперопека над ребенком. Мы, родители, все отчасти эгоисты. Вроде счастья желаем, а на деле лишаем ребенка самостоятельности. Отвезли утром на занятия, вечером привезли из школы домой. Реальный мир большинство детей видят из окна автомобиля. Нам, так комфортно, но мы отучаем ребенка ошибаться, набивать шишки. Когда я учился в школе — мы утром шли в школу, приходили домой, кушали и шли гулять. Двор для нас был пространством игры и творчества. С утра до вечера надо было принимать решения, зарабатывать авторитет в детских играх. Это давало колоссальный опыт. У нас, наверное, только из-за наших дворов советских и выросло поколение думающих и самостоятельных людей. В Сингапуре сейчас принята национальная программа, где задача — сделать безопасными дворы. Дворы как пространство развития ребенка.

То есть вы в школе создали «советский двор»?

— Мы создали не просто двор, а «Байконур», на котором маленькие личности приобретают жизненный опыт и которые с этого «Байконура» запускают свои ракеты.

Расскажите про второй тип проблемных взаимоотношений родителей с детьми.

— Когда родители, неудовлетворенные своим результатом, переносят это на ребенка, требуя от него большего. Требуют определенного поведения и результатов, проявления определенных качеств. Например, папа — крутой бизнесмен и он думает, что все люди должны принимать решения только так, как он. А сын у него — дизайнер, и у него совершенно другие представления.

Как должны вести себя родители, чтобы ребенок стал успешным?

— Задача родителей — любить ребенка и подавать пример. Каждое наше слово, каждый наш поступок, взгляд. Все находит отражение в характере ребенка. Но это огромная работа над собой. Гораздо проще сказать: «Так, ты уроки сделал?» — и сел на диван. Вроде бы при деле. У нас уроки дети делают в школе. Ведь они находятся у нас полный день, до вечера. Мы считаем, что вечер — это время для общения, отдыха, совместных интересных дел.

Сколько стоит обучение в школе?   

— 250 тыс. руб. в год. Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Мы не составляем конкуренцию муниципальным школам. Мы стараемся стать альтернативой Лондону. В Лондоне же обучение (вместе с перелетами, питанием) обойдется в 1,5 — 2 млн руб. в год. Мы построили школу не за государственный счет, проект стоит порядка 200 млн руб. Можете посчитать рентабельность.

Всегда ли вопрос воспитания успешного в будущем человека только в деньгах?

— Это может ничего не стоить, если у вас в семье есть желание заниматься ребенком. Главное поставить цель. Можно, например, решать с ребенком каждый день открытые задачи, устраивать за завтраком интеллектуальный фитнес. Или ставить перед собой задачу, чтобы ребенок каждый день удивлялся, а удивление может быть на каждом углу. Почему небо голубое? Кстати, вы знаете?
 

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.