«Люди голосуют ногами. Со сменой главы региона начинается разговор о будущем Челябинска»

Не будучи политиком, экономистом или урбанистом, я с тревогой смотрю на кривую стремительного падения потребительского спроса на продукт под названием «город Челябинск». Не предвещает ничего хорошего.

Рифат Абдрашитов, заведующий сектором проектных технологий Челябинской областной универсальной научной библиотеки:

— В первом интервью глава города Владимир Елистратов заявил, что самое ценное в Челябинске — его славная трудовая история. Можно понять эту ностальгию по годам, когда мы жили, чтобы работать. Но невозможно её разделить: в светлом прошлом не разглядеть контуры будущего нашего города. А хотелось бы.

Для начала предлагаю проанализировать то, что в маркетинге называют динамикой потребительского поведения.

В течение десяти лет федеральный журнал «Русский репортёр» составлял «Рейтинг городов». Место в нем определялось по сумме трёх рейтингов: статистического, экспертного и народного — на основе опроса, проводимого исследовательским центром Superjob.ru. Социологи задавали жителям городов-миллионников один простой вопрос: «Нравится ли вам жить в вашем городе?». И либо «да», либо «нет».

Первый же «Рейтинг городов» в 2008 году выявил ключевую особенность Челябинска. Исключительно благодаря народному рейтингу мы тогда заняли общее второе место. 92 процента жителей города ответили однозначно «да, нравится». На этот показатель вскоре повлиял финансовый кризис, но на долгое время, вплоть до 2014 года, он закрепился в диапазоне 73-78 процентов. «Русский репортёр» не удержался, в одном из номеров 2012 года опубликовал журналистское исследование «Чем же так хорош Челябинск».

А потом что-то сломалось, кривая социального оптимизма не просто скользнула вниз, она рухнула. В ходе последнего по времени исследования, 2017 года, на вопрос «нравится ли вам жить в вашем городе?» ответили положительно уже только 47 процентов челябинцев.  

В такой социологии, конечно, много субъективного. Что ж, обратимся к более объективным цифрам Росстата. Население Челябинска в 2018 году — впервые за последние 12 лет — сократилось, почти на 1,7 тыс. человек. В области отрицательная динамика наблюдается уже два года подряд, за это время мы лишились населения Каслей и Аргаяша вместе взятых — минус 26,6 тыс. человек. Фактор дешевого квадратного метра жилья в областном центре, предстоящих саммитов, призванных перезагрузить инфраструктуру, глобальные процессы урбанизации, опять же славная история города — всё это враз перестало работать.

Пожалуй, есть определенная логика в решении губернатора Бориса Дубровского уйти в отставку. В 2015 году в интервью газете «Миасский рабочий» одним из критериев успешности своей работы во главе региона он назвал положительную динамику миграции. Дословная цитата: «Люди голосуют ногами». Точнее не скажешь.

За что именно голосуют люди, понятно. За комфортную городскую среду, дефицит которой становится всё более ощутим. Безопасность, благоустройство, доступное и качественное образование и медицина, развитые транспортная и коммунальная инфраструктура, экология, культурное разнообразие, качество городского управления…  Темы, которые, надеюсь, станут ключевыми в рамках предстоящей избирательной кампании депутатов районных советов Челябинска.

Понятны и ориентиры. В конце января Законодательное собрание Челябинской области утвердило стратегию развития региона до 2035 года, которое сопровождалось экспертным обсуждением, анализом российского и мирового опыта. Главным приоритетом чуть ли не впервые определено развитие человеческого капитала.

Однако, не будучи политиком, экономистом, урбанистом или футурологом, я с тревогой смотрю на кривую стремительного падения потребительского спроса на продукт под названием «город Челябинск». В маркетинге эта стадия жизненного цикла называется спадом и в судьбе продукта не предвещает ничего хорошего.

Чтобы перезагрузить, возобновить спрос на стадии глубокого падения, недостаточно инструментов из стандартного набора. Очевидных шагов — вроде наведения порядка с маршрутками или борьбы с визуальной агрессией — в случае с Челябинском может оказаться мало. Нужно то, что маркетологи называют Большой идеей. Универсальная, объединяющая идея, на основе которой выстраивается стратегия коммуникаций.

Люди, компании и даже страны формулируют свои Большие идеи, стремясь занять более значимое место в жизни людей. Быть больше, чем…

Достаточно взглянуть на телефон в ваших руках — согласитесь, он давно стал больше, чем средством мобильной голосовой связи, и вообще перестал быть телефоном. Из той же серии — недавний «слив» в СМИ из офиса главного банка страны о предложении убрать слово «банк» из названия. Логично, ведь Сбер сегодня — уже не финансовое учреждение, это «технологическая компания-лидер с лучшим клиентским опытом в финансовой и других сферах жизни людей и бизнеса» (почти дословная цитата из текущей стратегии компании; от классического банка в нём осталось всего одно слово).

Почему бы и нашему городу не стать больше, чем городом?

Айкидо учит, как поглотить или перенаправить энергию нападения, подчинив ее своему влиянию и тем самым разрешить конфликт в свою пользу.

Попробуем, опираясь на эти принципы, сформулировать несколько неочевидных Больших идей для Челябинска, опираясь на текущее положение дел. Важно пояснить, что это не готовые решения и рецепты, а лишь наброски пунктиром. Их задача — показать многообразие креативных возможностей, рассыпать светлячков вдоль тех тропинок, которые пока даже не просматриваются.

К примеру, ни для кого не новость, что Челябинск — один из самых грязных мегаполисов России. То, что сделало нас в свое время сильными и значимыми, сегодня ослабляет город. А что, если мы эту энергию перенаправим и поставим цель сделать Челябинск самым чистым городом-миллионником России? Это откроет окно возможностей и для науки, и для промышленности (производство соответствующего оборудования), и для городского хозяйства (опробация и внедрение ресурсосберегающих технологий), и для городских сообществ.

Челябинск — город бесконечно, с 1992 года, строящегося метро. Что, если мы этому подземному пространству найдем иную нишу на растущих рынках? И разместим в Челябинске крупнейший в Евразии дата-центр? Аналогия хромает, но если в конце XIX века появление Транссиба стало решающим в судьбе города, то, пожалуй, есть смысл стать маршрутизатором для «составов» XXI века — потоков данных. Результатом могут стать кардинальные сдвиги на рынке труда и очевидный рост инвестиционного потенциала региона. А главное, мы сэкономим 400 млрд рублей, необходимых сегодня на достройку метрополитена.

Челябинск — «середнячок» по уровню медицины. И будет оставаться таковым, пока не приложит усилия, чтобы стать — как вариант — российским центром медицинского туризма. На плечах ядерной медицины, пластической хирургии, травматологии, с использованием ресурсов рекреационных зон можно системно подтянуть всю инфраструктуру здоровья и придать имеющимся проектам в сфере туризма более осмысленный вектор.

Челябинск — город без развитого гражданского общества. Достаточно взглянуть на ленту новостей Агентства социальной информации: в топе регионов Архангельск, Барнаул и Улан-Удэ, но не Челябинск. И заметить, что на миллионный город у нас всего один полусонный креативный кластер с единственным в год масштабным фестивалем на своей территории. Есть смысл направить энергию на то, чтобы превратить Челябинск в инкубатор сообществ — чтобы это чувствовалось и в интерьере публичных мест, и в медиапространстве, и в календаре городских событий, которых должно стать по 3-5 в неделю как локального, так и глобального масштаба для разных аудиторий и сообществ.

Сейчас — этап, когда открывается окно возможностей. Смена главы региона, дискуссия о формате работы местного самоуправления, наконец, осознание того факта, что «люди голосуют ногами». Разговор о будущем Челябинска фактически только начинается.

И в этом направлении я бы приветствовал междисциплинарный подход. Чтобы эта дискуссия не ограничилась кругом ожидаемых персон, а вовлекла специалистов из сферы начального образования, дизайна, торговли, ракетостроения, организации питания, маркетинга. Только так мы сможем найти так нужные сегодня неочевидные решения.

Люди и их идеи, их энергия и опыт — вот главная ценность Челябинска. При всем уважении к его славной трудовой истории.

Колонка написана специально для DK.RU

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.