Лондон или Челябинск. Куда отправить ребенка учиться?

"Деловой квартал" опросил игроков рынка образования в Челябинске и узнал, чему в наших вузах будут обучать в ближайшие 20 лет и насколько наши университеты могут конкурировать с зарубежными.

По данным Росстата, в России 896 частных и государственных вузов. Однако лишь 13 из них входит в рейтинг лучших вузов мира по версии британского издания Times Higher Education (THE). Вопрос, где ребенок получит образование лучше - за рубежом или в России - остается одним из определяющих.

Сегодня тысячи российских студентов обучаются за границей, однако некоторые эксперты ставят под сомнение уровень образования за рубежом. Так, по мнению вице-президента Русско-британского института управления Максима Усынина, о британском образовании нельзя говорить как о базовом - это просто раскрученный бренд.

«Моя дочь окончила университет в Великобритании по специальности «Наноэлеткроника». Однозначный плюс образования в Англии - развитие мета-компетенций, которые необходимы в любой профессии. Это умение планировать свое время, выстраивать отношения с людьми, частично - системное мышление», - уверен вице-президент Русско-британского института управления Максим Усынин.

По его словам, сегодня многие родители, которые всерьез намереваются отправить детей учиться и жить в Лондон, не в полной мере осознают предстоящие траты. Если ребенок получит образование в британском вузе, это не значит, что ему обеспечено хорошее будущее. Сегодня безработица среди выпускников вузов в Лондоне достигает 50%. Кроме того, чтобы принять на работу иностранца, работодателю нужно оплатить страховку. По сути возможность получить там работу даже самым талантливым детям-иностранцам близка к нулю.

«Аренда крошечной квартиры в 30 кв.м в отдаленном районе будет стоить 1000-1200 фунтов, если перевести на наши деньги это 120-130 тыс. руб. в месяц, - отмечает Максим Усынин. - При этом выпускник вуза в Лондоне в среднем получает 2 тысячи фунтов, плюс налоги в 37%. Экономика рушится уже на аренде квартиры, а ведь надо на что-то существовать. Вы никогда не будете жить в таких условиях в Лондоне, в каких вы можете жить в Челябинске. Не сможете иметь трехкомнатную квартиру, машину, регулярно ездить в отпуск. Шанс, что вы этого добьетесь есть, но лет через 20 и если будете идти по головам».

Поэтому перед тем как решить, стоит уезжать учиться за границу, надо определить, с какой страной вы связываете будущее ребенка, считает проректор по учебной работе ЮУрГУ Андрей Шмидт.

«Если вы видите будущее вашего ребенка в Великобритании, Канаде или США, то, наверно, туда и надо отправлять учиться. Как-то мы посещали Оксфорд, смотрели образовательные программы на обзорной экскурсии. Никто конкретно не мог нам сказать, а чему учат в конкретном колледже. Зато все наперебой рассказывают, что его окончил Тони Блэр, Билл Клинтон и т.д. Из чего следует мысль, что университет за рубежом – это деловые связи, репутация. За этим идут учиться в английские вузы», - считает Андрей Шмидт.

Вместе с тем, диплом иностранного вуза гораздо выше ценится российскими работодателями. Поэтому многие выпускники возвращаются в Россию, отмечает директор по развитию Школы иностранных языков «Английский клуб» Наталья Грицай.

«Тенденция прямо противоположная 90-м, -  отмечает она. Тогда выпускники ЮУрГУ находили хорошие рабочие места в США, и были востребованы там. Сейчас наоборот. Люди заканчивают колледжи в США, Великобритании, и львиная доля выпускников возвращается в Россию».

Борьба за место в рейтингах

Впрочем, несмотря на всю привлекательность европейского образования, студенты российских вузов массово пока не стремятся уехать за рубеж. При этом финансовый вопрос - не всегда определяющий.

Министерство образования и Агентство стратегических инициатив (АСИ) в начале 2014 г. объявили о запуске программы «Глобальное образование», по которой выпускники российских вузов могут повысить свою квалификацию за рубежом в магистратуре. Студенты могут получить грант на сумму 1,38 млн руб. на обучение в одном из 227 вузов 27 стран. После получения диплома выпускник должен вернуться на родину и в течение 3–6 месяцев устроиться работать в российскую компанию из утвержденного списка и отработать там три года.

«По этой программе невостребованным оказалось порядка 1 млрд руб. Мы увидели две проблемы – недостаточное знание английского языка и нежелание возвращаться на родину после обучения за рубежом. По сути, совершенно бесплатное образование за рубежом оказалось невостребованным», - констатирует Андрей Шмидт.

Сегодня российский вузы нацелены на то, чтобы создать конкуренцию иностранным. Государство реализует проект  «5/100», задача которого - минимизировать конкурентную позицию группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг. В рамках проекта был выбран 21 вуз, каждый из которых получит определенное финансирование. Образовательные учреждения в свою очередь должны будут добиться ряда показателей. Например, не менее 15% иностранных студентов от общего числа обучающихся в вузе и  не менее 10% иностранных специалистов в научно-педагогическом составе вуза.

Один из самых ожидаемых результатов программы «5/100» - вхождение не менее пяти российских университетов в первую сотню глобальных образовательных рейтингов. Впрочем, место вуза в рейтинге - далеко не показатель успешности вуза, считают эксперты.

«У нас в стране есть ряд образовательных учреждений, которые уже стали брендами. Но стали благодаря нескольким направлениям специальностей. Я не могу сказать, что качество образования в московских вузах лучше, чем в челябинских. Уровень образования примерно один и тот же, хотя возможностей и москвичей больше», - считает декан факультета экономики и права челябинского филиала РАНХиГС Алексей Ильиных

Поэтому, выбирая образовательное учреждение для ребенка, прежде всего стоит обратить внимание на специализацию, отмечает эксперт. А может быть еще уже - на «школу», ведущих преподавателей, который работают на том или ином факультете.

«Неважно, в каком городе или в какой стране ваш ребенок учится, важно, чтобы он самоопределился, понял, чего действительно хочет. И уже потом можно уже выбрать ту профессию или тот аспект сферы науки, которая его действительно интересует», - считает проректор по работе с молодежью ЧелГУ Ирина Трушина.

Профессии будущего

Безусловно, важный фактор при выборе профессии - востребованность на рынке труда. Отвечая на вопрос, какие специальности будут нужны рынку в ближайшем будущем, эксперты  в один голос говорят - все, которые связаны с цифровыми технологиями.

«Добавьте к любой профессии слово «цифровой» и вы получите профессию будущего. Технологии так стремительно меняют нашу жизнь, поэтому загадывать, а что же ждет нас через 10 лет, бесполезно. Думать надо не о профессиях, а о качествах, которые надо получить в вузе. Ремесло, конечно,никто не исключает, но это базовый уровень», - поясняет Максим Усынин.

Если говорить о конкретных сферах, то в ближайшие 10-15 лет будет востребовано все, что связано с рынком гостеприимства, считает г-н Усынин. Также перспективны направления, связанные с оборонно-промышленным комплексом, энергетикой, сельским хозяйством и космосом. В попытке понять, какие специальности будут востребованы через 15-20 лет, был создан  «Атлас новых профессий». Впрочем, и сами вузы ведут работу по определению специальностей «будущего».

«ЮУрГУ выбрал для себя четыре флагманских темы: ракетно-космическая отрасль, работа с новыми материалами, включая проектирование новых материалов на молекулярном уровне, интеллектуальная обработка данных и исследование развитие стресса на молекулярном уровне. С этими сферами связаны профессии будущего», - рассказывает Андрей Шмидт.

Главная тенденция в образовании сегодня - профессии на стыке сразу нескольких сфер, говорит Ирина Дергалева, директор МВА-центра ЮУрГУ: «Знание трех четырех профессий из разных сфер постепенно становится нормой для человека. Словосочетание «вечный студент» уже не воспринимается в негативном контексте»

Все идет к тому, что работодателя к 2025 году не будет интересовать диплом, как документ, уже сегодня его больше интересует не корочка, а личные и деловые качества сотрудника, - считает г-н Шмидт.

«Сейчас образование больше напоминает массовое производство, особенно на бакалавриате, - отмечает он. - Есть жесткий образовательный стандарт, жестко регламентированный учебный план, и масса студентов. Процентам 10 интересно, что рассказывает преподаватель. Будущее за индивидуальными образовательными программами, в составлении которых участвуют сами студенты».

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.