Лондон или Челябинск. Куда отправить ребенка учиться?

"Деловой квартал" опросил игроков рынка образования в Челябинске и узнал, чему в наших вузах будут обучать в ближайшие 20 лет и насколько наши университеты могут конкурировать с зарубежными.

По данным Росстата, в России 896 частных и государственных вузов. Однако лишь 13 из них входит в рейтинг лучших вузов мира по версии британского издания Times Higher Education (THE). Вопрос, где ребенок получит образование лучше - за рубежом или в России - остается одним из определяющих.

Сегодня тысячи российских студентов обучаются за границей, однако некоторые эксперты ставят под сомнение уровень образования за рубежом. Так, по мнению вице-президента Русско-британского института управления Максима Усынина, о британском образовании нельзя говорить как о базовом - это просто раскрученный бренд.

«Моя дочь окончила университет в Великобритании по специальности «Наноэлеткроника». Однозначный плюс образования в Англии - развитие мета-компетенций, которые необходимы в любой профессии. Это умение планировать свое время, выстраивать отношения с людьми, частично - системное мышление», - уверен вице-президент Русско-британского института управления Максим Усынин.

По его словам, сегодня многие родители, которые всерьез намереваются отправить детей учиться и жить в Лондон, не в полной мере осознают предстоящие траты. Если ребенок получит образование в британском вузе, это не значит, что ему обеспечено хорошее будущее. Сегодня безработица среди выпускников вузов в Лондоне достигает 50%. Кроме того, чтобы принять на работу иностранца, работодателю нужно оплатить страховку. По сути возможность получить там работу даже самым талантливым детям-иностранцам близка к нулю.

«Аренда крошечной квартиры в 30 кв.м в отдаленном районе будет стоить 1000-1200 фунтов, если перевести на наши деньги это 120-130 тыс. руб. в месяц, - отмечает Максим Усынин. - При этом выпускник вуза в Лондоне в среднем получает 2 тысячи фунтов, плюс налоги в 37%. Экономика рушится уже на аренде квартиры, а ведь надо на что-то существовать. Вы никогда не будете жить в таких условиях в Лондоне, в каких вы можете жить в Челябинске. Не сможете иметь трехкомнатную квартиру, машину, регулярно ездить в отпуск. Шанс, что вы этого добьетесь есть, но лет через 20 и если будете идти по головам».

Поэтому перед тем как решить, стоит уезжать учиться за границу, надо определить, с какой страной вы связываете будущее ребенка, считает проректор по учебной работе ЮУрГУ Андрей Шмидт.

«Если вы видите будущее вашего ребенка в Великобритании, Канаде или США, то, наверно, туда и надо отправлять учиться. Как-то мы посещали Оксфорд, смотрели образовательные программы на обзорной экскурсии. Никто конкретно не мог нам сказать, а чему учат в конкретном колледже. Зато все наперебой рассказывают, что его окончил Тони Блэр, Билл Клинтон и т.д. Из чего следует мысль, что университет за рубежом – это деловые связи, репутация. За этим идут учиться в английские вузы», - считает Андрей Шмидт.

Вместе с тем, диплом иностранного вуза гораздо выше ценится российскими работодателями. Поэтому многие выпускники возвращаются в Россию, отмечает директор по развитию Школы иностранных языков «Английский клуб» Наталья Грицай.

«Тенденция прямо противоположная 90-м, -  отмечает она. Тогда выпускники ЮУрГУ находили хорошие рабочие места в США, и были востребованы там. Сейчас наоборот. Люди заканчивают колледжи в США, Великобритании, и львиная доля выпускников возвращается в Россию».

Борьба за место в рейтингах

Впрочем, несмотря на всю привлекательность европейского образования, студенты российских вузов массово пока не стремятся уехать за рубеж. При этом финансовый вопрос - не всегда определяющий.

Министерство образования и Агентство стратегических инициатив (АСИ) в начале 2014 г. объявили о запуске программы «Глобальное образование», по которой выпускники российских вузов могут повысить свою квалификацию за рубежом в магистратуре. Студенты могут получить грант на сумму 1,38 млн руб. на обучение в одном из 227 вузов 27 стран. После получения диплома выпускник должен вернуться на родину и в течение 3–6 месяцев устроиться работать в российскую компанию из утвержденного списка и отработать там три года.

«По этой программе невостребованным оказалось порядка 1 млрд руб. Мы увидели две проблемы – недостаточное знание английского языка и нежелание возвращаться на родину после обучения за рубежом. По сути, совершенно бесплатное образование за рубежом оказалось невостребованным», - констатирует Андрей Шмидт.

Сегодня российский вузы нацелены на то, чтобы создать конкуренцию иностранным. Государство реализует проект  «5/100», задача которого - минимизировать конкурентную позицию группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг. В рамках проекта был выбран 21 вуз, каждый из которых получит определенное финансирование. Образовательные учреждения в свою очередь должны будут добиться ряда показателей. Например, не менее 15% иностранных студентов от общего числа обучающихся в вузе и  не менее 10% иностранных специалистов в научно-педагогическом составе вуза.

Один из самых ожидаемых результатов программы «5/100» - вхождение не менее пяти российских университетов в первую сотню глобальных образовательных рейтингов. Впрочем, место вуза в рейтинге - далеко не показатель успешности вуза, считают эксперты.

«У нас в стране есть ряд образовательных учреждений, которые уже стали брендами. Но стали благодаря нескольким направлениям специальностей. Я не могу сказать, что качество образования в московских вузах лучше, чем в челябинских. Уровень образования примерно один и тот же, хотя возможностей и москвичей больше», - считает декан факультета экономики и права челябинского филиала РАНХиГС Алексей Ильиных

Поэтому, выбирая образовательное учреждение для ребенка, прежде всего стоит обратить внимание на специализацию, отмечает эксперт. А может быть еще уже - на «школу», ведущих преподавателей, который работают на том или ином факультете.

«Неважно, в каком городе или в какой стране ваш ребенок учится, важно, чтобы он самоопределился, понял, чего действительно хочет. И уже потом можно уже выбрать ту профессию или тот аспект сферы науки, которая его действительно интересует», - считает проректор по работе с молодежью ЧелГУ Ирина Трушина.

Профессии будущего

Безусловно, важный фактор при выборе профессии - востребованность на рынке труда. Отвечая на вопрос, какие специальности будут нужны рынку в ближайшем будущем, эксперты  в один голос говорят - все, которые связаны с цифровыми технологиями.

«Добавьте к любой профессии слово «цифровой» и вы получите профессию будущего. Технологии так стремительно меняют нашу жизнь, поэтому загадывать, а что же ждет нас через 10 лет, бесполезно. Думать надо не о профессиях, а о качествах, которые надо получить в вузе. Ремесло, конечно,никто не исключает, но это базовый уровень», - поясняет Максим Усынин.

Если говорить о конкретных сферах, то в ближайшие 10-15 лет будет востребовано все, что связано с рынком гостеприимства, считает г-н Усынин. Также перспективны направления, связанные с оборонно-промышленным комплексом, энергетикой, сельским хозяйством и космосом. В попытке понять, какие специальности будут востребованы через 15-20 лет, был создан  «Атлас новых профессий». Впрочем, и сами вузы ведут работу по определению специальностей «будущего».

«ЮУрГУ выбрал для себя четыре флагманских темы: ракетно-космическая отрасль, работа с новыми материалами, включая проектирование новых материалов на молекулярном уровне, интеллектуальная обработка данных и исследование развитие стресса на молекулярном уровне. С этими сферами связаны профессии будущего», - рассказывает Андрей Шмидт.

Главная тенденция в образовании сегодня - профессии на стыке сразу нескольких сфер, говорит Ирина Дергалева, директор МВА-центра ЮУрГУ: «Знание трех четырех профессий из разных сфер постепенно становится нормой для человека. Словосочетание «вечный студент» уже не воспринимается в негативном контексте»

Все идет к тому, что работодателя к 2025 году не будет интересовать диплом, как документ, уже сегодня его больше интересует не корочка, а личные и деловые качества сотрудника, - считает г-н Шмидт.

«Сейчас образование больше напоминает массовое производство, особенно на бакалавриате, - отмечает он. - Есть жесткий образовательный стандарт, жестко регламентированный учебный план, и масса студентов. Процентам 10 интересно, что рассказывает преподаватель. Будущее за индивидуальными образовательными программами, в составлении которых участвуют сами студенты».

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.