Кто разгонит цифровые облака

Перед любым российским предприятием рано или поздно встает вопрос: работать по классической схеме (установить сервер, купить программное обеспечение, нанять сисадмина и т.д.) или же воспользоваться

Катастрофическое падение стоимости первоначальных вложений в софт для рабочего места — вот что такое SaaS (софт как сервис) для среднего предприятия. В идеале на компьютере и ноутбуке вообще не остается ни одной платной программы, на практике — оплачивается только операционная система, все остальное живет где-то на сторонних серверах. Достоинства очевидны, недостатков все меньше, но пользуются пока только фанаты.
Перед любым российским предприятием рано или поздно встает вопрос: работать по классической схеме (установить сервер, купить программное обеспечение, нанять сисадмина и т.д.) или же воспользоваться «облачными» решениями, что намного проще и главное - намного дешевле. Но как ни странно, большинство компаний выбирают привычный путь.
 
Мечты о заоблачных деньгах
«Облачные» сервисы — идеал любого айтишника, занятого в сфере обслуживания и автоматизации бизнеса. Практически «серебряная пуля», способная убить все традиционные проблемы в ИТ-инфраструктуре типового предприятия. «Облачный» софт, или SaaS, — по сути, передача всего функционала программного обеспечения на аутсорсинг — на сторону. Той самой стороной могут быть сервера Google или Microsoft, вычислительные мощности владельца софта или собственное приватное «облако». В сущности, у пользователя остается только интернет-браузер, через который он и получает весь необходимый функционал — будь то корпоративная почта, CRM, система управления проектами или текстовый редактор. Соответственно, и обслуживание упрощается вплоть до настройки Интернета на конкретном рабочем месте.
К «облачным» сервисам применимы все достоинства аутсорсинга из любой другой сферы: сокращение издержек, рост управляемости, снижение рисков — по крайней мере, об этом говорят эксперты. С помощью SaaS легко автоматизируются процессы, связанные со взаимодействием между сотрудниками, — документооборот, ведение базы клиентов, передача отчетности и т. д. В России уже есть первые опыты внедрения по этой модели достаточно серьезных бизнес-решений — в конце 2010 г. на SaaS-версию Microsoft Dynamics CRM перешел инвестиционный фонд Runa Capital. У более простых решений — тысячи клиентов, как, например, у российской системы Megaplan.
Так или иначе с «облачными» сервисами пересекались уже все — трудно представить себе современного человека, не имеющего бесплатного почтового аккаунта на mail.ru или на «Яндексе». Судя по числу бесплатных электронных адресов в любом бизнес-справочнике, российские предприятия делегирование функционала на сторону почувствовали, но дальше электронной почты дело пока не движется, и платить за такие сервисы россиянам еще в диковинку.
Мировой рынок «облачных» сервисов для бизнеса уже давно исчисляется в миллиардах долларов. Согласно статистике, Software as a Service является быстрорастущим сегментом ИТ-рынка. Например, по модели SaaS в Соединенных Штатах поставляется 20% всего программного обеспечения, в Европе — 13%, про Россию даже говорить пока неуместно. По прогнозам Gartner, оборот рынка SaaS в нашей стране через три года должен достигнуть $500 млн. IDC рекомендует российским компаниям ориентироваться не на абсолютные показатели рынка «облачных» услуг, который пока невелик, а на крайне динамичное его развитие.
Действительно, в последний год SaaS превратился в некую идею фикс всей ИТ-отрасли — проходят десятки мероприятий и конференций, стартуют новые разработки, а иностранные компании адаптируют свои продукты к российским реалиям. О серьезном интересе к модели SaaS заявили в 1С и Microsoft, а последняя беззастенчиво готовится к широкой экспансии на этот рынок. Более того, вслед за коммерческим сектором на «облачные» сервисы обратили внимание даже государственные структуры. Осенью были озвучены планы по созданию портала «Госприклад», который будет предоставлять независимым разработчикам инструментарий для создания SaaS-приложения для оказания государственных услуг.
 
Тучи, проливные дожди, грозы
Несмотря на все прелести, массового применения SaaS-модели в бизнесе не наблюдается. «Инфраструктура, которую последовательно выстраивали с 90-х гг., нацелена именно на раздробленность серверов, и сломать все в один миг довольно сложно», — поясняет Рустем Искаков, генеральный директор компании «Малахит».
Первым встает вопрос телекоммуникаций — «облачные» сервисы не работают без доступа в Интернет, а он, несмотря на все успехи провайдерского бизнеса, все еще оставляет желать лучшего. Даже попытки зарезервировать каналы передачи данных не всегда спасают. Был случай, когда компания, желая подстраховаться, покупала услуги трех провайдеров, причем так, чтобы у них были разные магистрали. Но потом оказалось, что в квартале от офиса их оборудование висело на одном столбе, который и был снесен трактористом. Это в порядке вещей. А вот сами поставщики решений считают эти обвинения перекладыванием с больной головы на здоровую. «Проблемы с интернет-каналами челябинские провайдеры давно решили, — рассказывает Ильдар Гафаров, директор челябинского филиала компании «СКБ-Контур». — Проблемы могут быть у пользователей. Но и они в большей степени связаны или с невнесением абонентской платы, либо с оборудованием пользователя».
Есть на рынке и определенный дефицит центров обработки данных, которым можно было бы передавать большие и высоконагруженные системы. С точки зрения компании Microsoft в большей степени развитие «облачных» решений ограничивает общее недоверие к ИТ-аутсорсингу и недостаток специальных знаний у клиентов. В Великобритании до 40% всех ИТ-систем так или иначе переданы на стороннее обслуживание, а в России этот показатель равняется 1%. «В какой-то степени мы выступаем популяризаторами «облачных» решений для тех клиентов, кто использует их впервые», — подчеркивает г-н Гафаров. С ним согласны и представители заказчиков. Сдерживает темпы проникновения «облаков» еще и тот факт, что, по мнению экспертов, в России пока не развита ответственность за информацию и данные — нет никакого госрегулирования, не развита практика соглашений SLA, поэтому любой собственник чувствует себя спокойнее, когда все системы, важные для бизнеса, полностью контролируются им самим. Специалисты отмечают разрыв между реальной структурой рисков для корпоративных данных и той, что держит в голове бизнес-аудитория. Как только они сойдутся — продвигать SaaS станет в разы легче.
Есть к развитию «облачных» сервисов и более системные вопросы. Например, закон о защите персональных данных, который затруднит их развитие. В частности, нельзя будет полноценно использовать западные сервисы, поскольку закон не дает держать некоторые данные за рубежом. Это в числе прочего заставляет Microsoft продвигать свои SaaS через партнеров и делать упор на продажу инфраструктурных решений для частных «облаков».
Многие компании рассматривают 2011-й как «год великого перелома» в борьбе за внедрение SaaS в российском бизнесе. Технически и технологически они к этой модели уже готовы. Последние годы активно шло внедрение технологий виртуализации, которая фактически разрывает связь конкретных серверов и ПО, которое на них работает. После этого можно достаточно легко перенести работающую систему что на новый сервер, что к внешнему провайдеру. Однако челябинские игроки пока особого оптимизма не высказывают. «IP-технологии – это передовые решения, которые позволяют сохранять инвестиции, вкладываемые в системы связи и безопасности предприятий. ются внедрением «облачных» технологий. Сложность состоит в том, что такие решения нужно планировать комплексно, а это делают далеко не все компании, — объясняет Александр Равочкин, директор компании «Радиотелекоммуникации» по проводным средствам связи и спецтехнике. - Но рост по этим услугам все-таки есть».
Сдержанные надежды с развитием рынка связывают и в компании «СКБ-Контур». «Говорить о массовости пока не приходится, — подтверждает г-н Гафаров. — У нас большие планы по продвижению в 2011 г. специализированных решений, к примеру, для бухгалтеров и кадровиков, но на уверенный спрос на Office 365 я не рассчитываю».
 
До Челябинска «облачный» фронт еще не дошел
Челябинск в сфере SaaS вполне может претендовать на статус крепкого середнячка. Пока Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новороссийск, Екатеринбург активно привлекали к себе крупные ИТ-холдинги с тем, чтобы они именно там располагали свои штаб-квартиры, Челябинск оставался в стороне. Да и сейчас, досадуют эксперты, город по-прежнему мало вкладывается в развитие ИТ-отрасли. «В регионе отсутствует целевая программа по развитию ИТ-технологий, в том числе и «облачных, - сетует г-н Искаков. – В последнее время об этом стали активно говорить, но самой сути, конкретных шагов и предложений нет».
Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.