Константин Басманов: «У малого бизнеса один путь – расти»

Константин Басманов: «У малого бизнеса один путь – расти»
Иллюстрация: Предоставлено ОАО Промсвязьбанк

Заместитель председателя правления, руководитель блока «Малый и средний бизнес» ОАО «Промсвязьбанк» принял участие в «Дне МСБ» для челябинских предпринимателей и пообщался с прессой.

Константин Владимирович, почему направление содействия малому и среднему бизнесу так важно для Промсвязьбанка, несмотря на кризисные реалии?

- Малого бизнеса в России меньше, чем могло бы быть, а значит, есть потенциал для развития. Как ни странно это звучит, но у малого бизнеса есть шанс увеличить свою долю в экономике еще и потому, что параллельно замедлению экономического роста замедляется развитие и крупных игроков. Вторая причина – способность частных предпринимателей подстраиваться под изменяющиеся условия  объективно выше. Уже сейчас мы видим по своей клиентуре, что люди быстро адаптируются к реалиям и в условиях санкций, и в условиях импортозамещения, активно ищут новые возможности. Именно гибкость отличает малых предпринимателей, они привыкли заботиться о себе сами. Мы искренне верим, что чем больше будет таких людей в стране, тем лучше. Видя ситуацию в таком свете, мы тратим достаточно много сил и времени на то, чтобы помогать малым предпринимателям получать новые знания, деньги, сервисы, запускать новые проекты, привлекать инвестиции. Это позволяет нам не только чувствовать себя устойчиво с финансовой точки зрения, но и быть причастными к становлению частного предпринимательства в стране. Надеемся, что доле малого бизнеса в российской экономике наконец-таки удастся оторваться от нынешних 20-23%.

Спрос на кредиты стал больше или меньше? Какова сейчас динамика рынка кредитования МСБ?

- Предприятия существенно сократили спрос на «длинные» деньги, связанные с инвестициями в новые проекты. В основном разговор сейчас идет об оборотных деньгах для поддержания бизнеса. Безусловно, есть предприятия, которые находятся внутри инвестиционных проектов, и у них по-прежнему есть потребность в «длинных» деньгах, но скорее в целях завершения проекта. Новые высоты пока отложены. Предприниматели переосмысливают свои цели и задачи. С другой стороны, есть явно недоинвестированные виды деятельности, где старт бизнеса не требует больших вложений, и открывается много возможностей – это сфера услуг.

Вторая тема связана с импортозамещением и с доступом малого бизнеса к госзаказу и к заказам крупных корпораций. Это очевидный тренд рынка. Несмотря на бытующее мнение, что «с улицы» на госзаказ не зайдешь, корпорации и госзаказчики заинтересованы в том, чтобы для них работали не только крупные поставщики. Сегмент малого бизнеса, который готов сотрудничать с крупнейшими заказчиками в сфере обеспечения аутсорсинга, выполнения снабжающих, сервисных функций, производства серийных стандартных продуктов, ждет рост. В качестве примера можно привести Казань, где вокруг КАМАЗа построен целый промпарк. Средние и малые компании занимаются сервисом, обеспечивают бухгалтерию, производят комплектующие, необходимые для автомобилей. Это успешный опыт встраивания малых предприятий в бизнес-цепочку крупной компании.

Константин Басманов: «У малого бизнеса один путь – расти» 1Как себя чувствуют компании, особенно продуктовые, которые попали под санкции?

- Мы видим, что крупные импортеры достаточно быстро и гибко перестраиваются под новые реалии. Что касается фудритейла, – импортеров в чистом виде почти не осталось, ключевые игроки торгуют перемешанным ассортиментом – европейским, китайским, российским, стран СНГ. Соответственно сейчас стоит вопрос только о том, чтобы сменить внутренний ассортимент. Переходный период, конечно, будет. Но желающих заработать деньги на перераспределении много, поэтому конечный потребитель дефицита не почувствует.

А экспортеры?

- Обслуживание крупных экспортеров никогда не было существенной частью нашего международного бизнеса. Эта категория на протяжении последних лет работала с иностранными банками. Западные банки были более конкурентоспособными и по ценам, и по инструментам. Санкции возвращают крупных клиентов назад на российский рынок. Сейчас мы получили возможность привлечь их в свой банк. Эффект от санкций для нас скорее позитивный. Что происходит с кредитными ставками?

- Мы, безусловно, наблюдаем рост рублевых ставок для малых предприятий, но это не связано с отсутствием западных денег. Причина  в росте инфляции и инфляционных ожиданий внутри страны. Предложение денег в экономике сдерживается путем повышения ключевой ставки. Центробанк таким образом реагирует на инфляцию. С другой стороны, существенный вклад в рост инфляции составляет инфляция издержек, тарифы естественных монополий и т.п. Повышенные ставки будут закладываться в затраты предприятий, которые перекладывают их в цену продукта. У нас нет прогноза, что рублевые ставки будут снижаться в ближайшее время. Ничего кардинального не случится, просто инфляция действительно будет выше запланированной. С нашей точки зрения, рост стоимости денег скорее будет толкать вверх инфляцию, чем оказывать сдерживающее влияние на цены. Изменилась ли кредитная политика банка?

- Наша кредитная политика с середины прошлого года стала консервативнее. Уже тогда мы начали сознавать, что экономическое окружение меняется. При этом у Промсвязьбанка дифференцированный подход в разных регионах, и то, что справедливо для банка в целом, не всегда справедливо для конкретной территории. Челябинск в этом смысле хороший пример. На уровне страны портфель малого бизнеса не растет, мы занимаемся тем, что улучшаем качество, расширяем количество продуктов и не ставим себе целью любой ценой привлечь новых заемщиков. В Челябинске наоборот. Местная команда заняла активную позицию на рынке для привлечения клиентов хорошего качества. То же самое касается розничного портфеля. Сейчас у всех банков отношение к рознице спокойное. Но мы банк универсальный. С прошлого года активно кредитуем не только сами предприятия, но и их сотрудников. Это позволяет увеличивать розничный портфель. Причем, половину роста составляет ипотека.

Активно развивается тема кредитования под залог недвижимости. Предприятия, которые хорошо стоят на ногах, начинают выкупать квадратные метры под собой. Согласитесь, что лучшее время покупать активы и квадратные метры наступает тогда, когда их охотнее всего продают.

Еще один интересный продукт – факторинг для малого бизнеса. Большие компании сейчас в основном работают на условии отсрочки платежей. И если малый предприниматель хочет поставлять крупному клиенту продукцию, он должен быть согласен на 60-90 дней отсрочки. Для мелкого бизнеса это фактически означает изъятие денежного оборота. Мы предлагаем выкуп дебиторской задолженности по упрощенной схеме, без залога. Считаем это относительно низко рискованным бизнесом. Причем, порог для факторинга – от миллиона рублей.

Промсвязьбанк создает различные проекты, предназначенные для начинающих бизнесменов. Зачем?

- Чем больше предпринимателей, тем лучше не только нашему банку, но и всей стране. Общественно полезную деятельность начали с того, что финансировали премию для молодых предпринимателей, проводимую совместно с общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России». Тогда мы поняли две важных вещи.

Во-первых, оказалось, что банк и кредиты для начинающих предпринимателей – не первая необходимость. Когда человек начинает новый проект, основная потребность – совет наставника, который позволит избежать ошибок.

Во-вторых, на старте кредит не является главной формой финансирования. Но финансовая помощь нужна, и особенно она необходима тогда, когда проект заработал, и нужно расширение. Ни один кредитор денег не даст, потому что смотрит на текущий размер дохода. Такие вложения может предоставить только инвестиционный фонд.

Исходя из этих двух открытий, мы решили сделать для предпринимателей два полезных проекта. Вместо того, чтобы рекламироваться на билбордах, Промсвязьбанк вкладывает деньги с большей пользой – на развитие предпринимательства. Расскажите подробнее о каждом из проектов.

- Первый проект – Венчурный фонд для молодых предпринимателей.  На него мы выделили 300 миллионов рублей.

Существует много инвестиционных фондов, которые вкладываются в интернет проекты, научные разработки, изобретения. Но если предприниматель хочет из одной пиццерии сделать десять, и ему нужно 10 миллионов рублей, то инвестора не найти сложно. Мы создали венчурный фонд именно для развития малого бизнеса.

Второй проект получил название «ЧесТнок» – это производная от слова «по-честному». Суть в том, что на страницах портала предприниматели рассказывают свои истории успеха и неудач. Это в чистом виде некоммерческий проект, хотя и затратный. Если его популярность будет расти, будем активно поддерживать и дальше. Пока предприниматели отзываются искренне и не ленятся писать о себе, делиться опытом. Это полезно для тех, кто делает первые шаги в бизнесе.

Какие проекты имеют шанс попасть в программу венчурного фонда?

- Мы ищем в первую очередь проекты в сфере производства, услуг, торговли, именно в этих индустриях тяжело найти инвестора.  В Челябинске на участие в отборе проектов для фонда  мы получили около 50 заявок, из которых выбрали 10 самых перспективных для презентации. Отбор проектов происходил в рамках форума «День малого и среднего бизнеса», так что первая челябинская сделка не за горами. В числе челябинских претендентов на финансирование есть частные детские сады, форелевое хозяйство, неоновые вывески, проект по созданию хостелов и даже производство автономных генераторов для котельных. Самое приятное, что все участники – ребята молодые, с горящими глазами.

На площадке форума «День МСБ» была также презентована фотовыставка. В чем ее смысл?

- Не секрет, что в массовом сознании образ предпринимателя нередко вызывает негативные ассоциации. Вспомните, еще совсем недавно стандартной картиной были представители малого и среднего бизнеса, продающие свой товар на несанкционированных рынках и раскладушках у метро. Сегодня ситуация меняется, все больше людей понимают, что быть бизнесменом означает уметь принимать самостоятельные решения, быть ответственным за себя и свою команду, создавать дополнительные рабочие места и делать свой вклад в развитие экономики страны. 

Мы решили сделать свой вклад в популяризацию предпринимательства и запустили имиджевый проект «Бизнес в объективе». Его девиз «Покажи свой бизнес всей стране». Заявки собирали через сайт. Получилось масштабно – больше 120 предпринимателей из различных регионов страны: от Калининграда до Владивостока. Фотовыставка полностью профессиональная. Она была презентована в конце сентября в Москве. Специально торопились с открытием, чтобы успеть привезти ее в Челябинск. Кстати, в ней есть фотографии пяти предпринимателей из вашего города. Здесь живут активные и успешные люди!

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.