Конфликт «Фортума» и мэрии: когда в Челябинске выберут единую теплоснабжающую организацию
В Челябинске не могут выбрать единую теплоснабжающую организацию. В результате инвестиций в ЖКХ нет, а регион проваливается в рейтингах. Как привлечь инвесторов в ЖКХ, рассказывают ЭКСПЕРТЫ.
Южный Урал назвали одним из худших регионов по привлечению инвестиций в ЖКХ. Об этом заявил глава открытого правительства, министр МИХАИЛ АБЫЗОВ на заседании рабочей группы экспертного совета при правительстве РФ по развитию ЖКХ. «Это даже не бардак и не бесхозяйственность. Это беспредел. Из‑за мелких интересов некоторых чиновников мы просто лишаемся инвесторов», — подчеркнул министр.
В качестве примера он привел конфликт «Фортума» с администрацией Челябинска: финская компания не инвестирует в тепловые сети из‑за того, что мэрия не принимает схему теплоснабжения города. Согласно программе, сумма инвестиции должна составить 66 млрд руб до 2029 г.
Г-н Абхызов так же напомнил данные эксперимента по сравнению платежей за теплоэнергию между европейскими и российскими городами. Расчеты показали, что стоимость теплоснабжения в Челябинске больше, чем в Хельсинки.
Схема нужна «Фортуму» чтобы провести модернизацию теплосетей.
«На этой схеме завязаны все тарифные программы, инвестиционные документы, регуляторика и прочее», — объяснил вице‑президент «Фортум» по тепловому бизнесу ПАРВИЗ АБДУШУКУРОВ.
Согласно закону, схема теплоснабжения предполагает наличие в городе единой теплоснабжающей организации, что смущает челябинскую мэрию.
«Фортум» является монополистом и хотел бы еще монополизировать и финансовые потоки на рынке. Сейчас теплоснабжающей организацией является МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети», — заявил глава администрации Челябинска СЕРГЕЙ ДАВЫДОВ.
По его мнению, финны хотят взять под контроль все финансовые потоки по продаже тепла потребителям.
Однако после критики Михаила Абызова администрация Челябинска выпустила пресс‑релиз, в котором говорится, что проект схемы теплоснабжения будет представлен до конца мая этого года. «В настоящее время проект схемы теплоснабжения Челябинска, автором которого выступают специалисты московского ВНИИ «Энергопром», находится на доработке», — сказано в релизе.
Г‑н Абызов предложил провести в Челябинске тематическое заседание рабочей группы, посвященное государственно‑частному партнерству в сфере ЖКХ. А кроме этого, составить список регионов, препятствующих привлечению частных инвестиций.
Пока решение о выборе единой теплоснабжающей организации (ЕТО) не принято, никто не будет инвестировать в модернизацию сетей, объясняет АЛЕКСАНДР КАЛИНИН, вице‑президент «Опоры России» по энергетике, инфраструктуре и кластерной политике.
«Все дело в финансовых потоках. Та компания, которая собирает платежи, имеет доступ к деньгам и, следовательно, у нее более устойчивое финансовое положение, чем у генератора мощностей», — продолжает эксперт.
Сейчас сборами занимается МУП ЧКТС, но шанса стать ЕТО у компании нет. По закону ей может стать только компания с энергогенерирующими мощностями.
«МУП ЧКТС не хочет терять свой статус. В то же время единую схему теплоснабжения не приняли. Поэтому и идут задержки год от года», — считает г‑н Калинин.
По его словам, теплоснабжающая организация обычно работает уже по новым тарифам, которые обновляются 1 июля. «До этого момента необходимо выбрать единый орган. Или уже ждать следующего года», - уверен эксперт.
Директору «ПрофКапиталСервис» СЕРГЕЮ КОЛОБОВУ, напротив, понятна позиция властей:
«Покупка сетей «Фортумом» — это ещё не инвестиции в ЖКХ. Они могут последовать, а могут и нет». По его словам, ценой ошибки может стать монополизация рынка, рост тарифов для населения, и, как следствие, рост социальной напряженности. В этих условиях целесообразно проявить осторожность.
«Что же касается механизма ГЧП в целом, то недостаточное его распространение в регионе (и не только в сфере ЖКХ) обусловлено отсутствием единого координирующего центра, который бы отвечал за реализацию ГЧП проектов и обеспечивал бы взаимодействие инвесторов и государства», — рассказывает г‑н Колобов.
По его мнению, для того, чтобы привлечь ресурсы частных инвесторов в ЖКХ, необходимо предложить им реальные, инвестиционно‑привлекательные проекты в этой сфере и обеспечить «зелёную улицу» для инвестора, если с таким проектом он пришел сам.
Александр Калинин считает, что для инвесторов в сфере ЖКХ нужно разработать механизм возврата средств: «Если ты вкладываешься в воду или тепло, то получаешь гарантии на возврат инвестиций. Как в электроэнергетике — инвестор получает договор предоставления мощностей, ему гарантируется возмещение затрат на строительство объектов через повышенную стоимость мощности».
Пока же нет механизмов взаимодействия с властью и возврата инвестиций, бизнес не пойдет в ЖКХ, сходятся во мнении эксперты.
Справочно:
В России удачные примеры ГЧП есть. К примеру, проект «Чистый Дон» (коммунальная инфраструктура системы водоотведения Ростова-на-Дону) стоимость 4, 48 млрд руб был реализован компанией «АБВК-ЭКО» совместно с правительством Ростовской области. В Новосибирске одним из примеров ГЧП является построенная снегоплавильная станция: 32 млн руб в проект вложила мэрия (они предоставили площадь и подвели электричество и газ) и 123 млн руб — инвестор «Строй-Сервис».
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Дзен и Дзен.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.